Моральная регуляция в родовом обществе

Община (сначала родоплеменная, затем патриархально-семейная) имела общий культ, была основана на принципе самоуправления. Первобытный человекродоплеменной общины отождествлял свою личность с обществом, подчинялся коллективной нравственности.

В ходе исторического развития биологические формы деятельности (поведение, обусловленное инстинктами) начали подчиняться социальным закономерностям и моральной регуляции. От членов общины требовались:

ü объединение усилий (коллективный труд);

ü взаимопонимание и взаимопомощь (круговая порука и пр.);

ü ограничение биологических инстинктов, мешающих жизни и труду общины (пищевые, сексуальные и другие табу). Выполнение табу являлось одновременно социальным и моральным требованием.

Требования морали в первобытном обществе:

ü носили обязательный и всеобщий характер;

ü были закреплены в обычаях, традициях, правилах;

ü выражали интересы общества в целом (не учитывая интересов отдельных людей).

ü Были определены такие понятия, как долг, стыд, подчинение старшим и т. д. Нравственные понятия и традиции передавались последующим поколениям посредством коллективного труда, специальных обрядов, ритуалов (инициация и т. п.).

ü Этические нормы родовых племен распространялись только на членов общины (к примеру, убийство чужака не осуждалось), распространялись на всех членов общины в равной мере.

ü Человек первобытного общества одухотворял силы природы, растений, животных и распространял на них моральные требования.

ü Моральное регулирование общества осуществлялось при помощи табу, традиций, обычаев, ритуалов, коллективной трудовой деятельности.

Особенности взаимоотношений в общине:

ü моральное равенство всех членов;

ü тождественность личных и коллективных интересов;

ü община задает людям стереотипы поведения (это создает комфорт в общине, сводит возможность нарушения норм к минимуму);

ü общественное мнение оценивает каждый поступок каждого члена общины.

Территориальная община объединяет множество патриархальных семей, которые:

ü самостоятельно обрабатывают свой земельный надел;

ü являются совладельцами коллективной собственности (пастбищ, речных пойм, дорог и т. п.);

ü участвуют в коллективных обсуждениях общих проблем (сходки, вече и пр.).

В ходе развития общества формируются моральные заповеди, выполнение которых не обязательно (у человека появляется право выбора). Половозрастное разделение труда создает основу для осознания собственного "я" человека, выделения индивида из коллектива. Появляются нарушения норм нравственности, связанные с социальным неравенством (вызванным повышением производительности труда).

Простейшие нормы нравственности, выработанные в общинах, объединяющих патриархальные семьи:

ü почитание отца (главы семьи) и старших;

ü покровительственное отношение к младшим, слабым;

ü патриотизм;

ü культ предков, принадлежности к роду;

ü уважение к умершим;

ü коллективизм и т. д

Феодальное сословие

Феодальное общество считалось практически универсальной формой управления для Евразии. Большинство народов, населявших её, прошли через данную систему.

Характеристика. Несмотря на определенные изменения в отношениях между потребителем и производителем, последний оставался в безусловной зависимости от первого. Феодальное рабовладельческое общество базировалось на определённом способе ведения хозяйственной деятельности. Непосредственный производитель имел собственную ферму. Однако при этом он оставался в зависимости как раб. Принуждение выражалось в ренте. Она могла быть представлена в виде барщины (отработочной платы), оброка (продуктами) либо выражалась деньгами. Размер ренты был твердо установлен. Это давало непосредственному производителю определенную свободу при ведении им хозяйственной деятельности. Эти черты феодального общества были особенно выражены при переходе к денежным принудительным выплатам. В этом случае свобода фермера выражалась в возможности самому продавать свою продукцию.

Признаки феодального общества.

ü преобладание натурального хозяйства;

ü сочетание мелкого крестьянского землепользования и крупного феодального землевладения;

ü личная зависимость непосредственного производителя.

ü Внеэкономический принудительный труд и распределение продукта;

ü рутинное и устаревшее состояние техники;

ü наличие рентных отношений (принудительные выплаты осуществлялись за пользование землей).

Однако были заметны и специфические черты феодального общества:

ü господство мировоззрения религиозного характера (в данном историческом периоде церковь исполняла особую роль);

ü феодальное общество отличалось широким развитием корпоративных организаций;

ü иерархическая структура;

ü существовали сословия феодального общества.

Классическая модель. Наиболее ярко феодальное общество было развито во Франции. Во Франции очень четко сформировались сословия феодального общества. Они были представлены в виде вассальной лестницы. Её экономический смысл был заключён в перераспределении принудительных выплат между слоями господствовавшего сословия. По распоряжению сюзерена вассалы собирали ополчение (за свой счет). Оно охраняло пределы и представляло, по сути, аппарат по внеэкономическому принуждению крестьян. Такая система, по которой существовало феодальное общество, достаточно часто давала сбои. В результате Франция стала площадкой для национальных и междоусобных войн. Особенно тяжело страна переживала последствия войны с Англией 14-15-го веков. Однако именно эта война способствовала ускорению освобождения крестьян от зависимости. Это было обусловлено тем, что королю необходимы были солдаты. Ресурсом для массовой наёмной армии с артиллерией могли стать именно свободные крестьяне. Несмотря на введение выкупа, экономическое положение зависимых людей фактически не улучшилось, поскольку налоги и выкупные платежи пришли на смену феодальной ренте.

Сельскохозяйственная специализация. Особенности развития экономики Англии. Феодальное общество этой страны имело несколько отличий от французской системы. В Англии централизация управления была более выражена. Это было связано с завоеванием страны феодалами в 1066 году. Была проведена всеобщая перепись. Она показала, что структура феодального общества с поместьями к тому времени была построена. Однако в отличие от французских, английские владельцы были вассалами непосредственно короля.

Развитие системы в Германии. В этой стране структура феодального общества сформировалась позднее, чем во Франции и Англии. Дело в том, что отдельные области Германии были друг от друга оторваны, в связи с этим единого государства не сложилось. Немаловажное значение имели захваты славянских земель немецкими феодалами. Это способствовало существенному приращению посевной площади. С течением времени стала развиваться внутренняя территориальная колонизация крестьянами районов восточнее Эльбы. Им предоставлялись льготные условия и минимальная зависимость от феодалов. Однако в 15-м столетии владельцы поместий восточной части Германии, воспользовались вывозом хлеба в Англию и Голландию через балтийские порты и осуществили абсолютное закрепощение льготных крестьян. Хозяева создали обширные запашки и перевели их в барщину. Термин "земля за Эльбой" стал символизировать развитие позднего феодализма.

Особенности развития системы в Японии. Хозяйство этой страны имело множество отличий от европейского. В первую очередь, в Японии не существовало господской запашки. Следовательно, здесь не было ни барщины, ни крепостного права. Во-вторых, народное хозяйство Японии действовало в рамках сложившейся в течение многих веков феодальной раздробленности. В стране преобладали мелкие крестьянские фермы, основанные на наследственном владении землей. Она, в свою очередь, принадлежала феодалам. В качестве ренты выступал натуральный оброк в виде риса. Из-за феодальной раздробленности сформировалось достаточно много княжеств. При них присутствовали служивые войска, которые состояли из самураев-рыцарей. В качестве вознаграждения за службу солдаты получали рисовый паек от князей. Своих поместий самураи не имели. Что касается японских городов, то в них имело место феодальное устройство, так же как и в Европе. Ремесленники были объединены в цеха, купцы – в гильдии. Достаточно слабо была развита торговля. Отсутствие единого рынка объяснялось феодальной раздробленностью. Япония была закрыта для иностранцев. Мануфактуры в стране находились в зачаточном состоянии.

Особенности устройства системы в России. Классы феодального общества оформились достаточно поздно по сравнению с другими странами. В 15-м веке появилось служивое войско. Его составляли помещики (дворяне). Они являлись владельцами поместий и за свой счет каждое лето отправлялись на вынужденную службу. К осени их отпускали домой. Передача поместий осуществлялась от отца к сыну по наследству. В соответствии с Соборным уложением от 1649 года, крестьяне бессрочно были прикреплены к владениям, на территории которых они проживали, становясь крепостными. В Европе же к этому времени многие из представителей этого сословия становились свободными. В качестве повинности выступала отработочная рента. В 17-м столетии барщина могла доходить до 4 дней в неделю. Ко второй половине 16-го века началось формирование крупных областных рынков, а к 17-му столетию торговые связи приобрели национальный масштаб. В северо-западной части государства центром стал Новгород. Он представлял собой аристократическую республику, в которой господствовали богатые классы феодального общества. К их представителям, в частности, относились купцы и землевладельцы (бояре). Основная же масса новгородского населения состояла из "чёрного люда" – ремесленников. Среди важнейших животноводческих рынков того времени стоит выделить Ярославль, Вологду, Казань. Главным центром торговли всего государства являлась Москва. Здесь продавали меха, шёлк, шерстяную продукцию, металлические изделия, хлеб, сало и прочие иноземные и отечественные товары.

Развитие кредита. Натуральное хозяйство было основной формой ведения деятельности. Этим отличалось раннее феодальное общество. Капиталистическое производство стало возникать на основе простой кооперации, а затем и мануфактуры. В обслуживании простого товарооборота стали участвовать деньги. Эти средства участвовали в движении ростовщического и купеческого капиталов. Стали возникать банки. Первоначально они представляли собой хранилище денег. Развивалось меняльное дело. С 18-го века стали распространяться расчёты по купеческим операциям. В связи с увеличением потребностей государств стал формироваться бюджет.

Рыночные отношения. На развитие внешней и внутренней торговли существенное влияние оказывал рост городов на западноевропейской территории. Они формировали, прежде всего, местный рынок. Здесь производился обмен изделий городских и деревенских ремесленников. В 14-15-м веках стали формироваться единые рынки. Они стали в некотором роде экономическими центрами феодальных государств. Среди крупнейших следует отметить Лондон и Париж. При этом внутренняя торговля была достаточно слабо развита. Это было обусловлено натуральным характером хозяйства. Кроме того, развитие внутренней торговли замедлялось раздробленностью, по причине которой пошлины собирались в каждой сеньории. Торговавшие определенным видом продукции купцы объединялись в гильдии. Эти замкнутые ассоциации регламентировали правила и состав рыночного оборота.

Корпоративный цех. Цех — торгово-ремесленная корпорация, объединявшая мастеров одной или нескольких схожих профессий, или союз средневековых ремесленников по профессиональному признаку.

Организация. Деятельность цехов не ограничивалась производством и сбытом готовых изделий. Задача его состояла в том, чтобы оградить членов цеха — мастеров — от нецеховых ремесленников, от конкуренции постоянно прибывавших в город крестьян; в целях борьбы с «перепроизводством» и «кризисом сбыта» цех старался регулировать производство, ограничивая число мастеров, а также устанавливая для отдельных мастеров количество станков, подмастерьев, учеников. Цеховые уставы регламентировали качество продукции, рабочее время, размеры мастерских, цены готовой продукции. За соблюдением цеховых интересов следили старейшины во главе с деканом. Цех объединял мастеров и во внехозяйственной деятельности. Он всесторонне охватывал личную, семейную, общественную жизнь ремесленника. Каждый цех имел своего патрона, католического святого, являлся военной организацией.

Россия. В России времён Петра I для ремесленников были также введена система цехов по профессиям, просуществовавшая почти 200 лет. Каждый цех имел свою управу. Принадлежность к цеху бывала временной или постоянной («вечноцеховые»). От 3 до 5 лет ремесленник работал в учениках, затем получал звание подмастерья, для звания мастера надо было представить одобренный шедевр — «образец работы». Всеми цеховыми в городе ведала ремесленная управа (с 1852 года в малых городах цехи могли объединяться с подчинением ремесленной управе). С 1900 года правительство приступило к ликвидации цеховой системы, ставшей анахронизмом в новых капиталистических условиях.

Гильдия. Принято считать, что гильдиями называются объединения купцов. На самом же деле они возникли задолго до того, как появились собственно купеческие гильдии. Возникли они в Англии в середине 17 века. Гильдиями тогда называли объединения жителей определенной местности, которые совершали совместные обряды и участвовали в общих ритуальных пирах. Все члены гильдии должны были приносить на общий пир еду или часть своих запасов. Само слово образовано от валлийского глагола gwillod — праздновать.

С ростом городов и развитием торговли словом «гильдия» стали обозначать объединения торговцев и ремесленников, продававших и производивших определенные виды продукции. Именно в гильдии проходило обучение подмастерьев, и только членство в объединении давало право заниматься той или иной деятельностью.

Гильдией руководил совет, состоявший из нескольких наиболее авторитетных членов. Совет принимал решения, обязательные для всех членов гильдии. В его распоряжении находилась касса, составленная из сборов, которые вносил каждый член гильдии. Деньги использовались для помощи нуждающимся или пострадавшим от несчастных случаев — пожара, ограбления и т.п.

Начиная с XIII века гильдии организовывают и представители других профессий — врачи, адвокаты, актеры, студенты университетов, ремесленники. Купеческие гильдии особенно интенсивно развивались в больших промышленных центрах. Там они объединяли и тех, кто занимался определенными видами торговых операций — перевозом денег или торговлей с другими странами. Одной из самых влиятельных итальянских гильдий считалась arti majori. В нее входили купцы и банкиры, торговавшие и осуществлявшие денежные операции с Англией.

В XV веке гильдии складываются как группы лиц, обладающих определенными размерами состояния. Первые такие объединения возникли в Германии.

Члены гильдий пользовались определенными преимуществами: во многих городах они имели право беспошлинной торговли. В случае банкротства гильдия брала на себя выплату обязательств должника. Со временем гильдии стали влиять и на ценовую политику. Руководство гильдии устанавливало верхний предел цены на перевозку товаров, продаваемый товар или услуги. Влияние образовавшихся транснациональных купеческих объединений было таково, что отражалось на налоговых сборах разных стран. В частности, Ганза пользовалась льготами во всех государствах, с которыми уже были заключены договоры.

В России гильдии возникли при Петре I. В 1719 году он распорядился установить купеческие гильдии, взяв за основу деление, принятое в Германии. Тогда было объявлено об учреждении двух видов гильдий. Один из них представлял собой объединения купцов, банкиров, докторов, аптекарей, ювелиров, иконописцев и живописцев. Во второй были включены мелочные торговцы, содержатели постоялых дворов и ремесленники. Но эти объединения, за исключением купеческих, оказались нежизнеспособными. Поэтому в 1724 году купцов разделили в зависимости от размеров их состояния на три группы. Тем не менее даже купеческие гильдии в России приживались достаточно трудно. Лишь к 1760 году они заявили о себе в большинстве городов России.

В 1775 году Екатерина II подписала манифест, в котором предусматривалось, что вступившие в гильдии купцы освобождались от подушной подати. Вместо нее водилась гильдейская пошлина в размере одного процента от объявленного капитала. Кроме того, купец второй гильдии получал право на личное дворянство, а первой — на потомственное.

Социально-экономический класс. Социально-экономическим классом (стратой) называется большая группа людей, характеризующаяся особым отношением к собственности на средства производства и особым местом в структуре разделения труда.

Факторами стратификации, т. е. дифференциации общества на классы, экономист немецкой исторической школы М. Вебер считал:

1.экономический статус человека (его богатство, доход);

2.политический статус (наличие: власти);

3.социальный статус (выражается в престиже профессии, жилища, происхождения и т. д.).

Первым в истории классификацию классов выполнил древнегреческий мыслитель Платон. Согласно ему можно выделить:

· философов;

· воинов;

· ремесленников.

· Классификация классов французского экономиста Ф. Кенэ включает:

· производительный класс (крестьяне, фермеры и рабочие, занятые в добывающей промышленности);

· бесплодный класс (рабочие, занятые в обрабатывающей промышленности, купцы, священники и т.д.);

· класс землевладельцев.

Шотландский ученый А. Смит также выделял три класса:

· землевладельцев;

· капиталистов;

· рабочих.

Согласно классификации французского социалиста А. Сен-Симона существуют два класса:

· индустриалы (буржуазия, пролетариат, ученые);

· Тунеядцы (землевладельцы, рантье).

В настоящее время крупнейшими социально-экономическими классами являются:

государственные служащие — бюрократия (чиновники, бюджетники);

предприниматели;

служащие в частных предприятиях (клерки);

промышленные и сельскохозяйственные рабочие;

представители свободных профессий (художники, артисты, научные работники и т. д.);

Моральная регуляция в родовом обществе - student2.ru
деклассированные элементы (преступники, нищие) (схема7).

Структура общества и тенденции его развития. Общество – определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. (Осипов)

Определенный способ связи взаимодействия элементов, т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей, образуют структуру социальной системы.

Виды социальной структуры:

ü Идеальная структура – связывает воедино верования, убеждения, воображения.

ü Нормативная структура – включающая ценности, нормы, предписания социальных ролей.

ü Организационная структура – определяет способ взаимосвязи позиций и статусов и детерминирующая характер повторения систем.

ü Случайная структура – состоит из элементов, включенных в ее функционирование, имеющихся в данный момент в наличии (конкретный интерес личности, случайно поступившие ресурсы и т.п.)

ü Нормативная + организационная = система стратегических элементов общества.

ü Идеальная и случайная и их элементы, будучи включенными в функционирование социальной структуры, могут вызывать «+» и «-» отклонения в ее поведении →рассогласование во взаимодействии различных структур, дисфункциональные расстройства системы.

Основные тенденции развития современного общества. Попытка обобщения основных признаков была предпринята К.Кумаром и изложена П. Штомпка в «Социологии социальных изменений».

ü Индивидуализм как окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли племени, группы, нации. Человек освобождается от обязательных для традиционного общества групповых связей, выбирает по своему усмотрению социальный коллектив, самостоятельно определяет свои действия и несет личную ответственность за собственные поступки, успехи и неудачи.

ü Дифференциация (иерархизация), характеризующаяся появлением все более узко специализированных связей.

ü Рационализация и деперсонализация управления. Важнейшей чертой современности также является все более возрастающая роль науки как средства познания.

ü Экономизм, понимаемый как доминирование над всей социальной жизнью экономической активности, экономических целей и экономических критериев.

ü Экспансия, подразумевающая процесс глобализации, т.е. расширение зоны охвата социальными, экономическими, политическими и культурными отношениями всего мира, что ведет к снижению роли национального государства, общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах.

Перечисленные признаки определяют тенденции развития современного общества в различных областях социальной жизни. Так, в экономике наблюдается: скорость и размах экономического роста; урбанизация; распространение технологических новаций, охватывающих все сферы [49] жизни; изменение характера труда - концентрация рабочей силы в сфере услуг; возникновение свободного рынка труда и его следствия - безработицы; возрастание роли деловых людей, предпринимателей, менеджеров в управлении производством.

Важные изменения произошли в международной экономической деятельности:

ü - интернационализация мировой экономики, что нашло свое выражение в стремительном росте международной торговли и капиталовложений за рубежом;

ü - создание транснациональных корпораций (ТНК), что привело к созданию гигантских организаций, глобально ускоривших промышленное развитие, усилению позиций предпринимателей;

ü - рост экономической мощи Японии;

ü - становление международной финансовой системы, обеспечивающей более свободную конвертируемость валют, создание Международного Валютного Фонда (МВФ) и Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР), осуществляющего финансовую поддержку развивающихся стран;

ü - расширение зоны влияния западных стран на восточных рынках и т.д.

К числу основных тенденций современного общества относится тенденция к глобализации. Общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах - политическом, экономическом, культурном, и масштаб этих взаимозависимостей действительно глобальный. Человечество превращается в социальную целостность, охватывающую всех людей, живущих на Земле. Сегодня можно говорить о глобальной структуре политических, экономических и культурных отношений, связывающих отдельные общества в единую систему. В политической сфере имеют место наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки (например, НАТО), коалиции правящих групп («Большая восьмерка»), континентальные или региональные объединения (например, Европейский союз), всемирные международные организации (ООН и её специализированные подразделения). Можно заметить также контуры мирового правительства, когда ряд важных функций выполняется наднациональными организациями (например, Европейский парламент, Интерпол). Процессы демократизации свидетельствуют о том, что парламентская демократия становится доминирующей политической формой на Земле.

В экономической сфере усиливается значение наднациональной координации и интеграции (ОПЕК, ОЭСР, ЕЭС), региональных и мировых экономических соглашений. Наблюдается глобальное разделение труда, увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций. Это новые могущественные силы в мировой экономике. Мировой рынок становится единым экономическим механизмом, о чем свидетельствует молниеносность, с которой финансовые рынки реагируют на события в отдельных странах.

В культуре доминирует тенденция к единообразию. Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, приобщаются к одному и тому же культурному опыту, что способствует унификации их вкусов и предпочтений. Миграции, временная работа за рубежом, туризм обеспечивают непосредственное знакомство с образом жизни, обычаями, нормами поведения в других странах. Складывается общий язык, причем английский язык становится средством профессионального общения в науке, технике, бизнесе, в области компьютерной техники. Компьютерная технология способствует унификации организации и обработки данных и информации.

Глобализация - это усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни в области международных отношений. В более широком понимании, «глобализация – это единая общемировая система, основанная на беспрепятственном перемещении капитала, на информационной открытости мира, на быстром технологическом обновлении, на понижении тарифных барьеров и либерализации движения товаров и капитала, на коммуникационном сближении, планетарной научной революции, межнациональных социальных движениях, новых видах транспорта, реализации телекоммуникационных технологий, интернациональном образовании» 17.

К изучению процессов глобализации существуют различные подходы:

ü научный,

ü идеологический,

ü Политический.

Виды общества.

Мультикультурное общество. Мультикультурали́зм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

В 1980–1990 годах 20 в. в развитых странах Западной Европы и Северной Америки появились признаки замещения национального общества мультикультурным. Но предпосылки этого процесса возникли несколькими десятилетиями раньше. В ходе послевоенного восстановления и перестройки отраслевой структуры экономики развитых стран Западной Европы и Северной Америки начала ощущаться нехватка рабочей силы. Но в условиях становления социального государства, когда менялся характер найма, вводились и увеличивались пособия по безработице и бедности, создавалась пенсионная система и т.п., местные рабочие не пошли на малоквалифицированные, грязные и мало оплачиваемые работы, которые рассматривались как непрестижные. Поэтому для устранения дефицита большинство этих стран начали привлекать рабочих из развивающегося мира, согласных на получение низкой (по европейским стандартам) зарплаты.

До 70–80-х годов 20 в. эти рабочие прибывали преимущественно из бывших колоний, поэтому мигрант относительно владел языком принимающей страны и, в принципе, представлял себе существующие в ней порядки, что облегчало его адаптацию. Мигранты пополняли преимущественно ряды малоквалифицированных рабочих в промышленности развитых стран. Но для повышения своего социально статуса они должны были так или иначе, интегрироваться в местное общество.

Существовал и другой поток иммигрантов. В него входили люди тесно связанные с колониальным режимом и не хотевшие оставаться при новом режиме, этнически смешанные семьи (или их потомки), часть студентов, учившихся в метрополии и не захотевших вернуться и пр. Для них необходимость интеграции в принимающее общество стояла еще более остро, так как от этого зависело сохранение как существующего жизненного уровня, так и социального престижа. Но в то же время интеграция в принимающее общество для них была легче, чем для первого потока.

Однако с конца 70-х годов положение стало быстро меняться:

Во-первых, произошло увеличение общей численности иммиграции, но при этом изменился ее характер. В ней появились три новых типа: беженец, нелегальный иммигрант и временный иммигрант. Беженец, как правило, наименее приспособлен к врастанию в окружающую среду. Часть из них надеются вернуться домой, часть довольствуется получением пособия, а какая-то группа занимается политической деятельностью среди иммигрантов. Временный иммигрант стремится как можно скорее заработать и вернуться домой, а что происходит вокруг, его мало интересует. Что же касается нелегальной иммиграции, то ее причиной стало ухудшение положения низших слоев населения в целом ряде развивающихся стран, с одной стороны, и ограничение въезда в развитых странах. Как и первые два типа, нелегальный иммигрант так же плохо приспособлен к врастанию в окружающую среду.

Во-вторых, топливно-энергетический кризис значительно ухудшил условия воспроизводства в целом ряде старых отраслей (индустрии «дымовых труб») в развитых странах, что привело к массовому закрытию этих предприятий, либо к выносу их в развивающийся мир. Следствие - нарастающая сервисизация экономики, но результат всего этого - интеграция иммигранта в принимающее общество становится не обязательной.

В-третьих, со структурной ломкой экономики развитых стран возрастает доля безработицы (с 3–4 до 9–11%), а увеличение иммиграции создаёт представление о захвате «чужаками» рабочих мест.. Как следствие этого по отношению к иммигрантам возникает антагонизм местного населения, особенно люмпенизированных слоёв.

В-четвертых, снижение требований к уровню квалификации, знанию языка и пр. обусловили возрастание доли нелегальной иммиграции в её общем объёме. При этом в нелегальную эмиграцию стали втягиваться граждане не только бывших колоний, но и других стран (афганцы, иранцы, йеменцы и пр.), которые, как правило, не знают европейских языков, приносят с собой традиционные отношения и т.п.

Следствием стало формирование так называемого мультикультурного общества в развитых странах, в котором взаимодействуют, наряду с индивидами-гражданами данной страны, этно-конфессиональные общины, связанные языком, конфессией, культурой и пр. При этом в большинстве развитых стран численность и мощь этих эмигрантских общин, не стремящихся к интеграции в принимающее общество, возрастают. Так, в 90-х годах доля иностранцев в населении Великобритании достигла 3,3%, Франции – 6,4%, Германии – 8,2%, Бельгии – 9,1%, в США – 25%. Возникновение мультикультурного общества, разрывая единое социально-политическое пространство, вызывает цивилизационный разлом в западном обществе, в перспективе угрожая возникновением новых острых противоречий. Массовая эмиграция в конце 20 в. вызвала раскол в правящей элите западных стран. Использование дешевого (зачастую и неполноправного) труда иммигрантов в течении десятилетий обеспечивало дополнительные прибыли предпринимательским кругам. Но в то же время она влечёт за собой появление и нарастание этнических и конфессиональных противоречий между местным населением и чужаками-мигрантами, а иногда и между разными иммигрантскими общинами. В итоге происходит политизация этно-конфессиональных отношений. Отражением этих процессов является появление радикальных – крайне националистических и неофашистских партий (Австрия, Германия, Франция), которые начинают выступать за ограничение иммиграции и даже высылку иммигрантов. Более того, в европейских странах принимается законодательство, направленное на сдерживание притока населения извне, сокращение помощи беженцам и т.п.

«Закрытое» и «открытое» общества

Общество - группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. Общество открытое и закрытое - понятия, введённые К.Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития.

Закрытое общество - по Карлу Попперу - тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).

Открытое общество - по Карлу Попперу - тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое - к творчеству.

В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе `святой долг` - заботиться о других, а частная собственность - дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

Примечания:

-Вышеприведённые рассуждения о типах закрытого и открытого общества могут быть справедливы лишь для обществ в размере государства. Если человек в открытом обществе, в отличие от закрытого находит самостоятельно основные ценности, то он может затем сосуществовать с другими единомышленниками, которые с ним также образуют общество, которое может иметь единые ценности, но которое нельзя по этому признаку отнести к закрытому. Существуют общечеловеческие ценности, единые для всего человечества, иначе бы его нельзя было назвать человеческим обществом. Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование - члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру.

Наши рекомендации