Глава 26. предмет доказывания. доказательства.

ОЦЕНКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

Комментарий к статье 26.1

1. Согласно нормам комментируемой статьи выяснению обстоятельств при рассмотрении дела об административном правонарушении предшествует подготовительная работа судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело. Исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих разрешению до рассмотрения дела, определен ст. 29.1 Кодекса. После рассмотрения дела орган (должностное лицо) выносит соответствующее постановление.

При производстве по делу об административном правонарушении необходимо установить:

1) наличие события административного правонарушения. А именно: имело ли место совершение того или иного действия (бездействия) последствия и другие обстоятельства, которые охватываются объективной стороной данного административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность. То есть определить субъект административного правонарушения и установить, отвечает ли оно признакам ст. ст. 2.3, 2.8;

3) виновность лица. То есть степень и форма его вины (умысел или неосторожность), цели и мотивы лица, совершившего административное правонарушение;

4) обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением. Для квалификации административного правонарушения не имеет значения, причинен ли потерпевшему одновременно моральный, физический вред или имущественный ущерб (см. комментарий к ст. 4.7);

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях. То есть выяснить, не действовало ли лицо в условиях крайней необходимости или в состоянии невменяемости. Обстоятельства, несовместимые с производством по делу, как правило, подлежат выяснению на стадии подготовки к рассмотрению дела, но некоторые из них могут быть установлены только при рассмотрении дела;

7) иные обстоятельства, значимые для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. К иным обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела, относится выявление обстоятельств, исключающих возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении защитника, представителя, специалиста, эксперта и переводчика (см. комментарий к ст. 25.12).

Судья, орган, должностное лицо, в ведении которых находится дело, должны установить, необходимо ли проведение экспертизы по делу, нуждаются ли они в привлечении специалиста, а также целесообразность проведения административного расследования (см. ст. 28.7 КоАП);

8) не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности и т.д.

2. Таким образом, для правильного применения норм комментируемой статьи необходимо учесть положения ст. ст. 26.2 - 26.11.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят соответствующим организациям, должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (см. комментарий к ст. 29.13).

Статья 26.2. Доказательства

Комментарий к статье 26.2

1. Комментируемая статья дает четкое определение, что является доказательствами при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Согласно ч. 2 ст. 50 Конституции РФ при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи признаками доказательства являются:

1) любые фактические данные (т.е. действия, события, иные факты, которые имели место и причинно связаны с совершением административного правонарушения);

2) обстоятельства, на основании которых судья, орган, должностное лицо (осуществляющие производство по делу об административном правонарушении) устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность (либо, наоборот, невиновность) привлекаемого к административной ответственности лица;

3) иные обстоятельства, характеризующие субъект административного правонарушения, объективную сторону административного правонарушения, время, место, способ совершения административного правонарушения;

4) доказательства могут представлять как лицо, в отношении которого ведется производство по делу, так и потерпевший, а также прокурор, либо они могут быть истребованы самими судьями, органами, должностными лицами, в т.ч. в порядке поручений и запросов.

2. Часть 2 называет протокол об административном правонарушении как один из видов доказательств, так как в протоколах согласно ст. ст. 28.1, 28.3, 28.5 содержится информация, которая позволяет правильно разрешить дело об административном правонарушении. Кроме того, ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи указывают на принцип допустимости доказательств, то есть при осуществлении производства по делу об административном правонарушении нельзя использовать доказательства, которые были получены с нарушением закона (см. комментарий к ст. ст. 25.6, 25.12).

Доказательствами также являются такие документы, как протокол о взятии проб и образцов (ст. 26.5), акт свидетельствования на состояние алкогольного опьянения (ст. 26.2) и акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 26.11). Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007) такие документы должны исследоваться и оцениваться в совокупности с другими собранными по делу доказательствами и не могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства.

Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей

Комментарий к статье 26.3

1. Согласно нормам комментируемого Кодекса, в протоколе об административном правонарушении должны быть отражены объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также показания потерпевшего и свидетелей.

Указанные виды доказательств, как объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей, относятся к видам доказательств и используются на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.

Объяснения упомянутых в комментируемой статьей участников производства по делу могут быть даны как в устной, так и в письменной форме.

2. Нормы части 2 комментируемой статьи имеют императивный характер, то есть судья, орган, должностное лицо не вправе по своему усмотрению устанавливать иное, в противном случае постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего и свидетеля отражаются судьей, органом, должностным лицом в протоколе об административном правонарушении, а также в протоколе о применении мер обеспечения по делу и о рассмотрении дела об административном правонарушении. Все объяснения и показания должны быть зафиксированы и приобщены к материалам дела.

Статья 26.4. Экспертиза

Комментарий к статье 26.4

1. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Определение о назначении экспертизы, выносимое судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. Экспертиза по делу об административном правонарушении, как правило, назначается при проведении административного расследования.

Экспертиза назначается на любой стадии производства по делу об административном правонарушении, когда возникла необходимость использовать специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле. Решение о назначении экспертизы принимают судьи, правоохранительные органы и их должностного лица.

Экспертиза осуществляется на основании Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Приказа Минюста РФ от 12.07.2007 N 142 "Об утверждении Положения об аттестации государственных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации", Приказа Минюста РФ от 20.12.2002 N 347 "Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации"; Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.05.2005 N 370 "Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений".

2. Часть 2 комментируемой статьи раскрывает основные пункты, которые должны быть указаны в определении о назначении экспертизы:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Вопросы, поставленные перед экспертом, не могут выходить за пределы его специальных познаний. Нельзя также формулировать вопросы таким образом, чтобы переложить на эксперта бремя выяснения вопросов виновности лица. Разрешение юридических вопросов - исключительная прерогатива судьи, органа, должностного лица. При этом эксперт согласно ст. 17.9 Кодекса предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, ему также разъясняются его права и обязанности, о чем отбирается подписка. Эксперт согласно ст. 24.4 Кодекса вправе заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения. В случае если это ходатайство удовлетворено, судья, орган, должностное лицо выносят об этом определение.

Заключение эксперта не может выходить за пределы специальных познаний эксперта. Однако эксперт вправе указать в заключении и иные значимые для дела обстоятельства, которые им были установлены в ходе проведения экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

3. Часть 5 комментируемой статьи содержит перечень сведений, которые должны быть отражены в заключении эксперта. Выводы заключения должны быть четкими, однозначными, обоснованными и полными.

Верховный Суд РФ в своем Постановлении N 5 разъясняет, что определение судьи о назначении экспертизы может быть вынесено как по инициативе судьи, так и на основании ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, прокурора, защитника. В определении эксперту должны быть разъяснены его права и обязанности; он также должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Судье необходимо выяснить у потерпевшего и лица, в отношении которого ведется производство по делу, их мнение о кандидатуре эксперта и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом. Все необходимые для экспертизы данные должны быть установлены и собраны судьей и предоставлены эксперту.

Статья 26.5. Взятие проб и образцов

Комментарий к статье 26.5

1. Взятие проб и образцов товаров осуществляется должностными лицами таможенных органов при производстве по делу о нарушении таможенных правил (гл. 16 Кодекса).

Таким образом, согласно нормам комментируемой статьи должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать:

а) образцы почерка (например, путем написания диктанта, свободного изложения лицом своих мыслей на бумаге);

б) пробы товаров (например, коньяка, шампанского, меда, моющих веществ и т.п.);

в) образцы товаров и иных предметов (например, товаров для детей, канцелярских принадлежностей, обуви и т.п.);

2) упомянутые образцы и пробы отбираются:

а) на любой стадии производства по делу (в т.ч. и в ходе рассмотрения дела);

б) поскольку это необходимо для проведения экспертизы;

в) по просьбе эксперта, потерпевшего, лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также по инициативе самого должностного лица.

В соответствии с правилами гражданского судопроизводства, согласно ст. ст. 77 - 78 ГПК РФ лицо, представляющее аудио- и (или) видеозаписи на электронном или ином носителе либо ходатайствующее об их истребовании, обязано указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи.

Суд принимает меры для сохранения их в неизменном состоянии. В исключительных случаях после вступления решения суда в законную силу носители аудио- и видеозаписей могут быть возвращены лицу или организации, от которых они получены. По ходатайству лица, участвующего в деле, ему могут быть выданы изготовленные за его счет копии записей.

2. Часть 2 комментируемой статьи указывает на способы фиксации вещественных доказательств. Данные способы указаны неисчерпывающим образом.

3. Согласно части 3 комментируемой статьи о взятии проб и образцов необходимо составить протокол согласно ст. 27.10.

Оценка доказательств, полученных с помощью взятых проб и образцов, осуществляется на основании положений ст. ст. 26.4, 26.11 Кодекса.

Статья 26.6. Вещественные доказательства

Комментарий к статье 26.6

1. Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

К ним относятся:

1) орудия совершения административного правонарушения (например, орудия незаконного лова рыбы, орудия незаконной охоты);

2) предметы административного правонарушения (например, похищенное виновным при совершении мелкого хищения).

Имущественные объекты, имеющие отношение к производству об административном правонарушении, могут быть изъяты у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо на эти объекты может быть наложен арест.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.

В случае вынесения постановления о назначении административного наказания в виде возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения указанная вещь (предмет) подлежит принудительному отчуждению у их собственника либо у лица, в законном ведении которого она (он) находится.

2. Вещественные доказательства при необходимости могут фиксироваться указанными в ч. 2 ст. 26.6 Кодекса способами. Данные способы являются неисчерпывающими.

Согласно ст. 76 АПК РФ вещественными доказательствами являются предметы, которые своими внешним видом, свойствами, местом нахождения или иными признаками могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для дела.

О приобщении вещественных доказательств к делу арбитражный суд выносит определение.

Статус вещественных доказательств, установленный АПК РФ, совпадает с их правовым положением, определенным ст. 73 ГПК РФ.

Вещественные доказательства всегда приобщаются к делу об административном правонарушении. Об их наличии необходимо указать в протоколах: об административном правонарушении; о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении; о взятии проб и образцов; о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Статья 26.7. Документы

Комментарий к статье 26.7

1. Документы - это письменные доказательства. Их следует отличать от вещественных доказательств.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

Документы могут быть признаны письменными доказательствами по делу об административном правонарушении, а также могут обладать признаками вещественных доказательств.

Документы должны содержать определенную информацию. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Согласно указанному Федеральному закону документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель. Также в настоящее время получают актуальность электронные носители информации. Электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

2. Документы должны содержать следующие признаки:

1) иметь значение для дела об административном правонарушении (например, если эти сведения изложены в документе);

2) иметь наличие тех или иных сведений, фактов, обстоятельств, которые имеют значение для дела (например, удостоверяют наличие специальных прав, нецелевое использование бюджетных средств, недобросовестность эмиссии ценных бумаг и т.п.);

3) документы обычно исходят от граждан и организаций, а также должностных лиц и госорганов;

4) документы могут содержать сведения, зафиксированные:

а) прежде всего в письменной форме (либо в форме ксерокопий, слайдов, графической и т.п.);

б) с помощью фото-, кино-, видеосъемки и записи, аудиозаписи в памяти ЭВМ;

в) как на бумажных, так и на магнитных, электронных и т.п. видах носителей информации. Перечень их оставлен открытым (с расчетом на развитие науки и техники).

3. В арбитражном процессе, а также в гражданском судопроизводстве под письменными доказательствами понимаются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.

К письменным доказательствам относятся также протоколы судебных заседаний, протоколы совершения отдельных процессуальных действий и приложения к ним (ст. 75 АПК РФ, ч. 1 ст. 71 ГПК РФ).

Применительно к уголовному производству по смыслу ст. 83 УПК РФ протоколы следственных действий и протоколы судебных заседаний признаются в качестве письменных доказательств, если они соответствуют требованиям, установленным УПК РФ. Иные документы допускаются в качестве доказательств, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном ст. 86 УПК.

4. Согласно нормам комментируемой статьи судья, орган, должностное лицо обязаны принять все исчерпывающие меры, которые обеспечат сохранность документов до разрешения дела по существу. По окончании рассмотрения дела указанные органы должны принять решение об их дальнейшей судьбе.

В том случае, если документам присущи признаки вещественных доказательств, они рассматриваются именно в качестве вещественных доказательств и к ним применяются правила ст. 26.6.

Документами, являющимися доказательствами по делу об административных правонарушениях, являются документы, полученные судьей, органом, должностным лицом или в порядке исполнения их поручений и запросов, или в порядке истребования сведений.

Статья 26.8. Показания специальных технических средств

Комментарий к статье 26.8

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи под специальными техническими средствами понимаются:

1) измерительные приборы (т.е. средства измерения длины, ширины, глубины, веса, плотности, объема, скорости и иных характеристик объекта);

2) такие измерительные приборы, которые прошли метрологическую проверку в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

3) измерительные средства, утвержденные в качестве приборов в установленном порядке и имеющие соответствующие сертификаты. В противном случае доказательства, полученные с помощью таких измерительных приборов, не отвечают принципу допустимости.

Специальные технические средства следует отличать от специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Административным законодательством предусмотрена ответственность за незаконное использование таких средств, предусмотренная ст. 20.24 КоАП.

2. Порядок составления протокола об административном правонарушении, в котором должны быть отражены показания специальных технических средств, определен ст. 28.2 Кодекса.

Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административных правонарушениях или в постановлении по делу об административном правонарушении, принятом в соответствии с ч. 3 ст. 28.3 Кодекса. Для того чтобы применить специальные технические средства, необходимо принять определение.

Статья 26.9. Поручения и запросы по делу об административном правонарушении

Комментарий к статье 26.9

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий.

К должностным лицам, уполномоченным осуществлять процессуальные действия, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, относятся должностные лица органов административной юрисдикции, исчерпывающий перечень которых определен ст. ст. 23.1 - 23.63 Кодекса.

Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностные лица направляют в соответствующие территориальные органы запросы, в которых содержатся требования сообщить данному должностному лицу все сведения, которые имеют значение для дела, в сроки, предусмотренные в запросе. Кроме того, такие лица могут направлять поручения, в которых указываются те действия, которые территориальные органы должны совершить для того, чтобы собрать доказательства по делу об административном правонарушении и предоставить их должностному лицу.

2. Умышленное неисполнение поручения либо запроса по делу об административном правонарушении либо его ненадлежащее исполнение квалифицируется по ст. 17.7 Кодекса как умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

3. Часть 3 комментируемой статьи регламентирует взаимодействие органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, с компетентными органами иностранных государств, а также международными организациями, которое осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и международными договорами, действующими для Российской Федерации.

При этом нужно учесть, что поручения, исходящие от судов стран дальнего зарубежья, регулируются Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), и Гаагской конвенцией по вопросам гражданского процесса от 01.03.1954.

Статья 26.10. Истребование сведений

Комментарий к статье 26.10

К сведениям, необходимым для разрешения дела об административном правонарушении, относятся согласно ч. ч. 1, 2 ст. 26.7 Кодекса сведения, изложенные в документах. Указанные сведения могут быть добровольно представлены участниками производства по делам об административных правонарушениях судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находятся дела, и приобщены к делу в качестве доказательств либо при наличии признаков, указанных в ст. 26.6 Кодекса, указаны в качестве вещественных доказательств или истребованы судьей, органом, должностным лицом.

Данные сведения судья, орган, должностное лицо истребуют от организаций, а также от государственных органов посредством вынесения определения, которое должно соответствовать нормам ст. ст. 29.4, 29.9, 29.12 и направляться в организацию.

Истребование судьей, органом, должностным лицом сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, осуществляется также при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу в соответствии с п. 2 ст. 30.4 Кодекса, а при опротестовании прокурором не вступившего в законную силу постановления по делу и (или) последующего решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление согласно ч. 2 ст. 30.10 Кодекса.

Указанные сведения могут быть истребованы судьей районного суда либо судьей вышестоящего суда при подготовке к пересмотру решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в порядке, предусмотренном ст. 30.9 Кодекса, а также при пересмотре вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов в случае их опротестования прокурором. Истребуемые сведения должны быть направлены судье, органу, должностному лицу не позднее 3 календарных дней. Если осуществляется производство по делу об административном правонарушении, за которое предусмотрена возможность назначения административного ареста, сведения должны быть направлены незамедлительно. Если представление истребуемых сведений невозможно, организация обязана в упомянутый выше 3-дневный срок уведомить письменно, с указанием причин невозможности исполнения определения об этом судью, орган, должностное лицо, вынесших определение. Умышленное невыполнение определения судьи, органа, должностного лица об истребовании указанных сведений либо его ненадлежащее исполнение (в том числе нарушение сроков исполнения, указанных в комментируемой статье) квалифицируется по ст. 17.7 Кодекса как умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Статья 26.11. Оценка доказательств

Комментарий к статье 26.11

Перечень органов, должностные лица которых осуществляют производство по делу об административном правонарушении, определен ст. ст. 23.2 - 23.63 Кодекса. Указанные органы и должностные лица, которые осуществляют производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, при этом руководствуясь не абстрактными рассуждениями, а исходя из всестороннего, полного, исчерпывающего, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

При этом следует иметь в виду, что никакие доказательства для судьи, органа, должностного лица не имеют заранее установленной силы и должны быть исследованы и подвергнуты критическому анализу. В постановлении необходимо указать мотивированное заключение, почему то или иное доказательство отвергнуто или принято.

Доказательства подлежат исследованию при осуществлении следующих процессуальных действий:

1) при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса;

2) в случае обжалования в районный суд постановления по делу, вынесенного должностным лицом, и (или) решения вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление - при рассмотрении дела в районном суде (ч. 1 ст. 30.1);

3) при опротестовании прокурором не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и (или) последующих решений вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление (ст. 30.10);

4) при пересмотре вступивших в законную силу постановлений по делам, решений по результатам жалоб, протестов председателями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместителями, Председателем Верховного Суда РФ и его заместителями (ст. 30.11);

5) при пересмотре в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (ч. 4 ст. 30.11).

Наши рекомендации