Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Глава 24. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Комментарий к статье 24.1

Комментируемая статья закрепляет следующие задачи производства по делам об административных правонарушениях:

- всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении.

Всесторонность предполагает рассмотрение дела во всей совокупности обстоятельств в их взаимосвязи.

Полнота означает, что совокупность всех обстоятельств, доказательств, фактов по делу должна быть достаточной для принятия органом или лицом, рассматривающим дело, решения.

Объективность связана с положением органа или лица, рассматривающего дело, по отношению к другим участникам производства по делам об административных правонарушениях, напрямую вытекающим из принципа равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ).

Своевременность означает, с одной стороны, рассмотрение дела в процессуальные сроки, установленные КоАП РФ, с другой стороны, рассмотрение дела в такие сроки, что бы это не повлекло за собой негативные последствия как, например, утрата доказательств, нивелирование обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, истечение срока привлечения лица к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ);

- разрешение дела в соответствии с законом - данный принцип является общеправовым и вытекает из ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. Рассмотрение дела в соответствии с законом означает, во-первых, соблюдение процессуальной формы, закрепленной в КоАП РФ, во-вторых, правильное применение действующего законодательства при разрешении дела, в-третьих, соблюдение в процессе дела прав лиц, участвующих в деле;

- обеспечение исполнения вынесенного решения - вытекает из общеправового принципа неотвратимости наказания за совершенное правонарушение и направлено на реализацию целей административного наказания (ст. 3.1 КоАП РФ);

- выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений - данная задача носит превентивный характер и направлена на предупреждение совершения аналогичных административных правонарушений в будущем.

Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях

Комментарий к статье 24.2

1. В соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов РФ.

Использование единого языка административного производства направлено на обеспечение единообразия понимания документов в рамках административного производства, а также в целях обеспечения единой формы делопроизводства.

Устанавливая единый язык административного производства, закон допускает наряду с русским языком ведение делопроизводства на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Например, в соответствии со ст. 5 Конституции Республики Тыва (принята референдумом Республики Тыва 06.05.2001) государственными языками Республики Тыва являются тувинский и русский языки. Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях в Республике Тыва может вестись на русском и на тувинском языках одновременно.

Следует отметить, что ведение делопроизводства на государственном языке республики не исключает ведение делопроизводства на русском языке, а напротив, дополняет его, т.е. делопроизводство ведется на двух языках.

2. Для лиц, не владеющих языком делопроизводства, гарантируется право на переводчика (ст. 25.10 КоАП РФ). Таким образом, лицо, не владеющее языком делопроизводства, вправе совершать все процессуальные действия (выступать, давать объяснения, заявлять ходатайства и пр.) на родном языке или языке, которым данное лицо владеет.

Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

Комментарий к статье 24.3

1. По общему правилу дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто, т.е. публично. Открытость рассмотрения дел об административных правонарушениях означает право любого лица присутствовать на рассмотрении дела об административном правонарушении. Лишить лицо этого права может только судья, должностное лицо или орган, рассматривающие дело об административном правонарушении. Принцип гласности разбирательства дел об административных правонарушениях вытекает из положений ч. 1 ст. 123 Конституции РФ.

В закрытом порядке дела рассматриваются:

- в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ (по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения и области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи);

- в случаях, если это может привести к разглашению:

государственной тайны, в т.ч. военной тайны (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1);

коммерческой тайны (Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне");

иной охраняемой законом тайны, например врачебной тайны (ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ);

- в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, как по ходатайству кого-либо из лиц, участвующих в деле, так и по усмотрению судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело. Данное решение оформляется в виде определения.

3. Частным случаем принципа открытости рассмотрения дела об административном правонарушении является право любого лица, участвующего или присутствующего при рассмотрении дела, фиксировать ход рассмотрения дело письменно или с использованием средств аудиозаписи. Для такого способа фиксации рассмотрения дела разрешения судьи, органа или лица, рассматривающих дело, не требуется. Тогда как фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются только с разрешения судьи, органа или должностного лица, рассматривающих дело.

Статья 24.3.1. Доведение до сведения участников производства по делу об административном правонарушении информации о поступивших судье внепроцессуальных обращениях

Комментарий к статье 24.3.1

1. Данная норма является производной от принципа независимости судей, закрепленного в ст. 120 Конституции РФ, и призвана исключить любое давление на судью в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении, в том числе вышестоящим судом.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" под внепроцессуальным обращением понимается поступившее судье по делу, находящемуся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства.

Таким образом, любое обращение к судье, рассматривающему дело об административном правонарушении, либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве суда, должно осуществляться в рамках производства по этому делу и в форме, установленной КоАП РФ.

2. Комментируемая статья закрепляет норму о гласности внепроцессуальных обращений. Все внепроцессуальные обращения в рамках дела об административном производстве обнародуются путем размещения в сети Интернет. Представляется, что сеть Интернет в данном случае является наиболее универсальным источником информации, доступным для разных категорий лиц.

Порядок размещения в сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях установлен Постановлением Совета судей РФ от 29.10.2013 N 362 "О согласовании Порядка размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях".

Статья 24.4. Ходатайства

Комментарий к статье 24.4

Право заявлять ходатайства в процессе производства дела об административном правонарушении является частным случаем реализации общего принципа равенства перед законом, закрепленного в ст. 1.4 КоАП РФ.

В рамках производства по делам об административных правонарушениях можно выделить следующие особенности применения комментируемой статьи:

- круг лиц, имеющих право заявлять ходатайства, - правом заявлять ходатайства в производстве по делу об административном правонарушении наделены все лица, участвующие в данном производстве. Перечень указанных лиц содержится в главе 25 КоАП РФ.

Среди указанных лиц наибольшее значение данное право имеет для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также для потерпевшего.

Наиболее специфично указанное право для свидетеля, эксперта, понятого, специалиста и переводчика, поскольку их процессуальная правоспособность ограничена их процессуальным статусом и определенной ролью в административном процессе. В частности, свидетель, эксперт, специалист, понятой могут заявлять ходатайства о самоотводе, о разъяснении их прав и обязанностей, понятой - ходатайство о внесении замечаний в протокол по делу об административном правонарушении. На практике же представляется, что указанные лица не могут заявлять ходатайства, касающиеся существа рассматриваемого дела. В случае если такие ходатайства будут заявлены данными лицами, судья, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, должны вынести решение об отказе в удовлетворении таких ходатайств;

- круг вопросов, по которым могут быть заявлены ходатайства, перечень указанных вопросов не определен и является открытым. Таким образом, любое заявленное ходатайство должно быть рассмотрено по существу;

- форма ходатайств - ч. 2 комментируемой статьи указывает, что ходатайства должны быть заявлены в письменной форме. Однако это не лишает соответствующее лицо права заявить ходатайство в устной форме в случае, если в силу каких-то причин ходатайство не могло быть представлено письменно. В данном случае лицо или орган, рассматривающие дело, должны либо рассмотреть ходатайство по существу, либо разъяснить необходимость заявления ходатайства в письменной форме и предоставить время для его подготовки.

Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Комментарий к статье 24.5

1. Обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, являются:

- отсутствие события административного правонарушения, т.е. отсутствие факта совершения противоправного действия (бездействия), предусмотренного КоАП РФ или законом субъекта РФ;

- отсутствие состава административного правонарушения. Состав административного правонарушения будет отсутствовать при отсутствии хотя бы одного из элементов административного правонарушения (субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона). При этом отсутствие субъекта означает:

недостижение субъектом - физическим лицом на момент совершения правонарушения возраста привлечения к административной ответственности - 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ);

невменяемость физического лица, установленная актом судебно-психиатрической экспертизы (ст. 2.8 КоАП РФ);

- действие лица в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ);

- издание акта амнистии, устраняющего применение именно административного наказания. Акт об амнистии издается Государственной Думой в отношении неопределенного круга лиц;

- отмена закона, установившего административную ответственность (ст. 1.7 КоАП РФ). Действие закона может быть отменено только актом не меньшей юридической силы, т.е. законом. Нормативно-правовые акты меньшей юридической силы отменить или изменить закон, установивший административную ответственность, не могут;

- истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ);

- наличие по данному событию противоправного деяния (бездействия) в отношении привлекаемого лица:

либо постановления о привлечение к административной ответственности;

либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении;

либо постановления о возбуждении уголовного дела;

- смерть физического лица, привлекаемого к ответственности.

Перечень указанных обстоятельств является исчерпывающим. Юридическое значение данной категории обстоятельств заключается в следующем: при наличии хотя бы одного из указанных обстоятельств производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

2. Пункт 2 устанавливает дополнительное основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении при наличии следующих условий:

- субъект - лицо, указанное в ст. 2.5 КоАП РФ (военнослужащий, гражданин, призванный на военные сборы, или лицо, имеющие определенное специальное звание);

- выяснение всех обстоятельств совершения правонарушения;

- отсутствие общих оснований административной ответственности;

- прекращение производства производится в целях привлечения субъекта к дисциплинарной ответственности.

Статья 24.6. Прокурорский надзор

Комментарий к статье 24.6

1. Порядок осуществления прокурорского надзора, а также полномочия прокуроров по осуществлению прокурорского надзора при производстве по делам об административных правонарушениях регулируются гл. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Предметом прокурорского надзора при производстве по делам об административных правонарушениях является:

- соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях;

- соответствие КоАП РФ и другим законам определений, постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, принимаемых органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать указанные дела.

2. Субъектами прокурорского надзора при производстве по делам об административных правонарушениях являются:

- Генеральный прокурор;

- прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры военных и иных специализированных прокуратур;

- прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры военных и иных специализированных прокуратур.

Пределы прокурорского надзора при производстве по делам об административных правонарушениях: прокурорский надзор может осуществляться по всем делам об административных правонарушениях на любой их стадии, за исключением дел, находящихся в производстве суда, т.е. стадии судебного производства.

Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора по делам об административных правонарушениях перечислены в ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1.

Результатом прокурорского надзора в случае выявления нарушения законов по делам об административных правонарушениях может являться:

- представление об устранении нарушений закона;

- постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении должностного лица или руководителя органа, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

- предостережение о недопустимости нарушения закона.

Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении

Наши рекомендации