В области дорожного движения
Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра
Комментарий к статье 12.1
1. Объектом правонарушения выступают правила эксплуатации транспортных средств, осуществления дорожного движения. Объективная сторона деяния наряду с предписаниями комментируемой статьи конкретизируется Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и иными нормативными актами.
Объективная сторона правонарушения выражается в бездействии, заключающемся в непрохождении транспортным средством государственной регистрации в месте его эксплуатации, а также в непрохождении или несвоевременном прохождении технического осмотра. В соответствии с Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" государственной регистрации подлежат автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащие юридическим лицам, гражданам РФ, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. Таким образом, отсутствие государственной регистрации транспортного средства свидетельствует о допущении правонарушения и возможности и необходимости привлечения собственника такого транспортного средства к административной ответственности.
Прохождение транспортными средствами технического осмотра осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.11.2013 N 1013 "О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием". Транспортные средства, осуществляющие перевозку пассажиров с числом мест для сидения более чем восемь, подлежат обязательному государственному техническому осмотру, в связи с чем непрохождение осмотра отражает объективную сторону правонарушения, определенного настоящей статьей.
2. Сущность объективной стороны рассматриваемого деяния сводится к управлению транспортным средством, не соответствующим установленным законодательством требованиям. В этой связи в качестве субъекта данного правонарушения может выступать лишь лицо, осуществляющее управление транспортным средством, т.е. водитель. Таким образом, субъектом ответственности может быть исключительно физическое лицо, обладающее специальным правом - правом управления транспортным средством соответствующей категории, и осуществляющее управление транспортным средством, не зарегистрированным на территории РФ или не прошедшим технический осмотр. В большинстве случаев данное правонарушение совершается умышленно, однако это не исключает и возможность его совершения по неосторожности.
Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
Комментарий к статье 12.2
1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения по поводу эксплуатации транспортного средства, обеспечению безопасности дорожного движения. Требования к государственным регистрационным знакам устанавливаются ГОСТ Р 50577-93 "Государственный Стандарт РФ. Знаки государственные регистрационные транспортных средств". Нарушение указанных требований и составляет объективную сторону рассматриваемого правонарушения.
Объективная сторона деяния заключается в управлении транспортным средством с регистрационными знаками, не соответствующими установленным требованиям, либо без регистрационных знаков. Особое место в рамках объективной стороны правонарушения отводится случаям использования подложных государственных регистрационных знаков, причем в данном случае наличие в действиях субъекта состава правонарушения определяется признаком заведомой осведомленности о подложности регистрационных знаков.
Следует также обратить внимание, что примечание к комментируемой статье определяет признаки нестандартности государственного регистрационного знака, т.е. несоответствие знака хотя бы одному из указанных признаков свидетельствует о наличии в действиях субъекта состава правонарушения.
2. Поскольку объективная сторона правонарушения выражается в управлении транспортным средством, то субъектом правонарушения выступает водитель данного транспортного средства, т.е. лицо, допущенное к управлению таким транспортным средством. Исключение из общего субъектного состава составляют деяния, связанные с использованием подложных регистрационных знаков. Предписания ч. 3 настоящей статьи предусматривают ответственность за установку подложных регистрационных знаков, т.е. данная деятельность не имеет непосредственной связи с управлением транспортным средством, в связи с чем может быть реализована и иными лицами, а соответственно, позволяет расширить круг субъектов данного правонарушения. В качестве субъекта данного правонарушения может выступать любой субъект административной ответственности: гражданин, в том числе водитель, должностное лицо, ответственное за эксплуатацию транспортных средств, а также юридическое лицо, как правило, собственник или владелец транспортного средства.
Субъективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, может быть в равной степени совершена как умышленно, так и неосторожно. Все иные деяния, предусмотренные настоящей статьей, характеризуются исключительно умышленной формой вины. Так, управление транспортным средством без регистрационных знаков невозможно по неосторожности, поскольку данное нарушение может быть выявлено при визуальном осмотре транспортного средства. В отношении правонарушений, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 настоящей статьи, определяющим критерием его противоправности является принцип заведомой осведомленности, т.е. наличие сведений о подложности регистрационных знаков свидетельствует исключительно об умысле правонарушителя.
Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения
Комментарий к статье 12.3
1. Объектом правонарушения выступают правоотношения в области безопасности дорожного движения, поскольку отсутствие у лица, управляющего транспортным средством, необходимых документов свидетельствует об отсутствии у такого лица права управления транспортным средством, т.е. такой субъект создает потенциальную опасность в процессе управления транспортным средством.
Объективная сторона различается применительно к каждому конкретному правонарушению, предусмотренному настоящей статьей. Так, объективная сторона правонарушения, регламентированного ч. 1, заключается в управлении транспортным средством при отсутствии у водителя документов на само транспортное средство, на право управления им, подтверждающих правомочия данного субъекта в отношении конкретного транспортного средства, в том числе в случае отсутствия его владельца. Правила дорожного движения РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, предусматривают, что водитель транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции представлять им для проверки:
- водительское удостоверение, а в случае его изъятия - временное разрешение;
- регистрационные документы на транспортное средство;
- документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца.
Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 2, заключается в отсутствии у водителя в процессе управления им транспортным средством талона о прохождении государственного технического осмотра, страхового полиса ОСАГО, а также лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов в случаях, когда их наличие предусмотрено законодательством. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ указывает на обязательность наличия лицензионной карточки водителя в случае осуществления им перевозок пассажиров, поскольку данный вид деятельности является лицензируемым. При перевозках грузов в обязательном порядке подлежит оформлению путевой лист, а также товарно-транспортные документы на предмет транспортировки, т.е. на перевозимый груз.
Объективную сторону иных деяний, предусмотренных настоящей статьей, составляет факт передачи управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе необходимых документов. Часть 2.1 в качестве обязательного документа рассматривает разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, т.е. лицензию или лицензионную карточку водителя такси, ч. 3 указывает на отсутствие у допущенного к управлению транспортным средством лица документов на право управления им, т.е. перечня документов, определенного в рамках ч. 1 настоящей статьи.
2. Субъектом всех предусмотренных настоящей статьей правонарушений является исключительно водитель, поскольку суть нарушения сводится к управлению транспортным средством без соответствующих документов. Субъективная сторона правонарушений характеризуется умышленной формой вины, поскольку водитель не только не может не знать об отсутствии у него необходимых документов, но и не может не предвидеть последствий своих действий.
Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси
Комментарий к статье 12.4
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения. Объективная сторона правонарушений в данном случае выражается в несанкционированной модернизации транспортного средства, размещения на нем дополнительного оборудования и устройств. В отношении деяния, установленного ч. 1, объективная сторона заключается в нарушении запрета эксплуатации транспортного средства, в случае установки на нем спереди световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а также световых приборов, цвет и режим работы которых не соответствует требованиям конструкции транспортного средства. Указанный запрет закреплен Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090. Часть 2 комментируемой статьи указывает на нарушение предписаний п. 7.8 указанного выше Постановления Правительства РФ, запрещающего оборудование транспортных средств проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами. Перечень субъектов, которым разрешено использование проблесковых маячков и спецсигналов, определен в рамках Постановления Правительства РФ от 30.08.2007 N 548 "Об утверждении требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан". Перечень таких субъектов является исчерпывающим и не позволяет использование указанных объектов иным субъектам, не включенным в данный перечень.
Объективная сторона деяния ч. 3 настоящей статьи заключается в неправомерном нанесении на наружные поверхности транспортных средств специальных цветографических схем в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 01.12.2006 N 737 "О специальных световых и звуковых сигналах". Таким образом, объективная сторона всех правонарушений, регламентированных комментируемой статьей, сводится к противоправному использованию дополнительного оборудования и устройств, а также знаков отличия, наносимых на транспортные средства.
2. В качестве субъекта данного правонарушения в большинстве случаев выступает собственник (владелец) транспортного средства, на котором установлены указанные в рамках настоящей статьи знаки отличия. В качестве правообладателя могут выступать как физические, так и юридические лица, которые привлекаются к ответственности в случае совершения ими рассматриваемых правонарушений. Однако совершение правонарушений юридическим лицом, как правило, сопряжено с наличием субъектного состава. Юридическое лицо представляет собой имущественный комплекс, в силу чего не может самостоятельно выполнить действия, составляющие объективную сторону деяния, что указывает на их реализацию конкретным должностным лицом. В подобной ситуации субъектом административной ответственности выступает как юридическое лицо - правообладатель транспортного средства, а также должностное лицо, в обязанности которого вменяется контроль за транспортными средствами и их эксплуатацией. Субъективная сторона рассматриваемых деяний характеризуется исключительно умышленной формой вины, поскольку обусловлена совершением субъектом активных целенаправленных, осознанных действий, исключающих их реализацию по неосторожности.
Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена
Комментарий к статье 12.5
1. Объект правонарушения - общественные отношения в области безопасности дорожного движения. Объективная сторона правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, определяется применительно к отдельным ее частям, отражающим по своей сути отдельные виды правонарушений. Объективная сторона правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, выражается в следующем:
- ч. 1 - управление транспортным средством при наличии неисправностей и условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена, кроме законодательно установленных случаев исключения. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ прямо предусматривает, что к участию в дорожном движении допускаются только те транспортные средства, в отношении которых обеспечена безопасность дорожного движения. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 утвержден Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация;
- ч. 2 - управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);
- ч. 3 - нарушение запрета эксплуатации транспортного средства, на передней части которого установлены световые приборы красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет и режим которых не соответствует конструкции транспортного средства. Следует заметить, что использование указанных объектов составляет объективную сторону и иного правонарушения, т.е. выходит за рамки правового регулирования настоящей статьи;
- ч. 3.1 - нарушение требований ГОСТ 5727-88 "Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия", предъявляемых к прозрачности стекол автомобилей. Нарушение заключается в управлении транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям Технического регламента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720;
- ч. 4 - нарушение запрета эксплуатации транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, что также имеет собственное правовое регулирование в рамках ст. 12.4 КоАП РФ;
- ч. 4.1 - нарушение правил использования опознавательного фонаря легкового такси. Согласно п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих на крыше опознавательный фонарь легкового такси, в случае отсутствия у водителя такого транспортного средства выданного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Следует обратить внимание, что реализация состава данного правонарушения уже нашла свое отражение в судебной практике, в частности в Постановлении заместителя председателя Свердловского областного суда от 17.08.2012 по делу N 4а-601/2012;
- ч. 5 - нарушение правил использования во время движения специальных световых или звуковых сигналов, за исключением случаев их использования водителями транспортных средств, оборудованных специальными сигналами в соответствии с действующими нормативными актами;
- ч. 6 - нарушение запрета эксплуатации транспортных средств с неправомерно нанесенными на их наружные поверхности специальными цветографическими схемами оперативных служб;
- ч. 7 - нарушение правил использования цветографической схемы легкового такси. Использование цветографических схем легкового такси допускается исключительно в случае получения разрешения на осуществление деятельности в качестве такси. Отсутствие такого разрешения характеризует использование указанных схем как несанкционированное, т.е. как правонарушение.
2. Субъектами правонарушений, регламентированных настоящей статьей, являются исключительно водители транспортных средств, т.е. лица, непосредственно реализующие объективную сторону соответствующего деяния. Субъективная сторона правонарушений по ч. 1 характеризуется и умышленной, и неосторожной формой вины. Иные правонарушения, закрепленные комментируемой статьей, могут быть совершены исключительно умышленно.
Статья 12.6. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов
Комментарий к статье 12.6
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении правил перевозки пассажиров, в том числе непристегивание ремнями безопасности как самого водителя, так и перевозимых им пассажиров, а также без мотошлемов, в отношении транспортных средств, для которых они являются обязательными, т.е. для мотоциклов. Нарушение считается совершенным как в случае отсутствия у водителя и пассажиров мотоцикла мотошлемов, так и при использовании их в незастегнутом виде.
2. Субъектом данного правонарушения является водитель, поскольку в течение всего периода перевозки он несет ответственность за соблюдение установленных правил перевозки пассажиров. Субъективная сторона данного деяния определяется исключительно умышленной формой вины.
Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством
Комментарий к статье 12.7
1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения по безопасности дорожного движения, безопасности управления транспортным средством и его эксплуатации.
Статья 27 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ определяет, что правом на управление транспортными средствами наделяются граждане, сдавшие квалификационные экзамены, что подтверждается соответствующим удостоверением. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, охватывает собой случаи управления транспортным средством водителем, не имеющим права управления им, а также лишенным такого права, что также свидетельствует об отсутствии у водителя права управления транспортным средством. Объективная сторона правонарушения, определенного ч. 3 настоящей статьи, заключается в передаче права управления транспортным средством лицу, которое такого права не имеет. Следует заметить, что в действиях владельца или собственника транспортного средства присутствует состав административного правонарушения только в том случае, когда он имел информацию об отсутствии у лица права управления транспортным средством. Отсутствие принципа заведомости является основанием для вывода об отсутствии состава правонарушения в действиях правообладателя, передавшего право управления транспортным средством.
2. Субъектом правонарушений, определенных комментируемой статьей, является физическое лицо, осуществлявшее управление транспортным средством при отсутствии у него соответствующего права. Нередко субъект рассматриваемых правонарушений определяется как водитель, однако такой подход не вполне верен, поскольку лишение или отсутствие права управления транспортным средством свидетельствует о невозможности отнесения данного субъекта к категории водителей. В этой связи его следует определять как физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъективная сторона правонарушений выражается в умышленной форме вины.
Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Комментарий к статье 12.8
1. Состояние опьянения не позволяет субъекту объективно оценивать значение своих действий и руководить ими. Управление транспортным средством в состоянии опьянения создает повышенную опасность реализации угроз жизни и здоровью человека, в том числе самого нарушителя, а также иным охраняемым законом интересам. В этой связи в качестве объекта правонарушений, закрепленных настоящей статьей, выступают общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения и безопасной эксплуатации транспортных средств.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей заключается в управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, либо по смыслу ч. 2 в передаче управления транспортным средством лицу, пребывающему в вышеуказанном состоянии.
Наряду с указанными правонарушениями, нормы настоящей статьи отражают и квалифицированные составы указанных правонарушений. Квалифицирующими признаками в данном случае выступают отсутствие права управления транспортным средством у водителя, лишение указанного права, а также неоднократность совершения указанного деяния. Таким образом, положения ч. 3 характеризуются признаками объективной стороны, предусмотренной в отношении ч. 1 с применением квалифицирующего признака в виде отсутствия права управления транспортным средством. Положения ч. 4 комментируемой статьи лишены собственных признаков объективной стороны, поскольку призваны регламентировать применение квалифицирующего признака - рецидива любого правонарушения, определенного иными предписаниями настоящей статьи. Таким образом, указанные меры ответственности применяются в случае неоднократного совершения любого предусмотренного настоящей статьей правонарушения.
При определении объективной стороны рассматриваемых правонарушений немаловажное значение имеет примечание к комментируемой статье, которое в полном объеме исключает возможность управления транспортным средством в случае пребывания лица в состоянии наркотического, токсического или иного опьянения. В отношении алкогольного опьянения законодатель предусматривает определенные послабления, допуская возможность управления транспортным средством, если наличие абсолютного этилового спирта не превышает возможной суммарной погрешности измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. Указанную погрешность может дать съеденное незадолго до проверки яблоко, выпитые квас или кефир и т.п. Таким образом, указанное положение никоим образом не свидетельствует о возможности управления транспортным средством в состоянии незначительного алкогольного опьянения.
2. Субъектом правонарушения может быть признано исключительно лицо, осуществляющее управление транспортным средством, независимо от наличия (отсутствия) у него правомочий в отношении данного транспортного средства, например права собственности или иного вещного права, предусмотренного ГК РФ. Субъективная сторона в данном случае определяется исключительно умыслом.
Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения
Комментарий к статье 12.9
1. Наибольшую опасность в области дорожного движения представляет собой самое распространенное правонарушение - превышение установленной скорости движения, поскольку нередко не позволяет своевременно произвести маневр, остановить транспортное средство, предотвратить ДТП и т.п. Объектом такого правонарушения выступают общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения.
Объективная сторона данного нарушения заключается в нарушении Правил дорожного движения в части установленного скоростного режима движения транспортных средств, т.е. нарушением установленной скорости движения. Следует также заметить, что, чем больше превышение установленного скоростного режима, тем выше степень общественной опасности данного деяния.
Объективная сторона рассматриваемого деяния характеризуется и рядом квалифицирующих признаков, в частности, ч. ч. 6, 7 предусматривают ужесточение мер ответственности в случае неоднократности совершения данного правонарушения, т.е. основным квалифицирующим признаком данного деяния выступает его неоднократность. Следует заметить, что реализация данного признака допустима лишь в течение одного и того же периода - в течение года с момента совершения первого правонарушения. По истечении указанного срока лицо признается не привлекавшимся к административной ответственности и неоднократность в данном случае отсутствует.
2. Субъектом данного правонарушения признается исключительно водитель транспортного средства, т.е. лицо, допустившее в момент управления транспортным средством превышение допустимого скоростного режима. Субъективная сторона в большинстве случаев характеризуется умышленной формой вины. Однако практика деятельности ГИБДД указывает и на возможность совершения данного правонарушения по неосторожности, хотя данный факт является исключением из общего правила.
Статья 12.10. Нарушение правил движения через железнодорожные пути
Комментарий к статье 12.10
1. Объект рассматриваемого правонарушения является общим для составов, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, и представляет собой общественные отношения в области безопасности дорожного движения.
Правила проезда железнодорожных переездов определены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090. Объективная сторона рассматриваемых правонарушений формируется в качестве открытого перечня запрещенных действий. Так, ч. 1 комментируемой статьи призвана регламентировать в качестве объективной стороны правонарушения наиболее распространенные нарушения правил проезда через железнодорожные переезды, а именно пересечение железнодорожных путей вне переезда, выезд на переезд при закрыто или закрывающемся шлагбауме, а также при запрещающем сигнале, стоянка или остановка на переезде. Объективная сторона ч. 2 определяется в отсылочной форме, ее составляют нарушения иных правил проезда через железнодорожные переезды. Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, может выражаться в таких действиях, как пересечение переезда, если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде; если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина); объезд с выездом на полосу встречного движения стоящих перед переездом транспортных средств; самовольное открытие шлагбаума и т.п. При определении объективной стороны данного деяния следует непосредственно руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090. Часть 3 комментируемой статьи не предусматривает самостоятельного правонарушения, а указывает на квалифицированный состав данных деяний. В качестве квалифицирующего признака в данном случае выступает рецидив правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 настоящей статьи. Совершение квалифицированного состава правонарушения свидетельствует о повышении общественной опасности такого деяния и усилении мер ответственности за его совершение.
2. Субъектом рассматриваемых деяний выступает водитель транспортного средства, допустивший нарушение правил проезда через железнодорожный переезд. Субъективная сторона данных деяний характеризуется умыслом правонарушителя.
Статья 12.11. Нарушение правил движения по автомагистрали
Комментарий к статье 12.11
1. Автомагистраль представляет собой дорогу, имеющую для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками. Автомагистраль характеризуется повышенным скоростным режимом передвижения транспортных средств, что также повышает степень опасности любого допущенного на ней нарушения. Объектом рассматриваемых деяний выступают общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения.
Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, заключается в нарушении установленного режима передвижения по автомагистрали. В настоящее время максимальная скорость движения по автомагистрали не может превышать 110 км/ч, в недалеком будущем планируется повышение указанного предела до 130 км/ч. В этой связи объективная сторона административного правонарушения заключается в передвижении по автомагистрали со скоростью менее 40 км/ч, а также остановка или стоянка на автомагистрали вне специальных площадок. Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 2, заключается в движении на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы, а также учебная езда по автомагистрали. Объективная сторона деяния, регламентированная ч. 3 настоящей статьи, заключается в несоблюдении правил разворота или въезда транспортного средства в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали либо движении задним ходом по автомагистрали.
2. Субъектом рассматриваемых деяний является физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством на автомагистрали, т.е. водитель транспортного средства. По логике закона указанные правонарушения не могут быть совершены по неосторожности, т.е. субъективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается исключительно в умышленных действиях водителя.
Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
Комментарий к статье 12.12
1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в области безопасности дорожного движения. Объективная сторона рассматриваемых деяний может быть выражена в форме как действия, так и бездействия. Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, заключается в выполнении противоправных действий - проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика. Следует также заметить, что аналогичные действия, совершенные на железнодорожном переезде, исключаются из юрисдикции комментируемой статьи и подлежат применению в рамках специального регулирования ст. 12.10 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в бездействии, т.е. невыполнении субъектом ответственности обязательных для него действий. Следует также заметить, что объективная сторона правонарушения в данном случае носит общий отсылочный характер и не позволяет детализировать перечень действий, которые подпадают под ее действие. Закон ограничивает ее определение лишь отсылкой к требованиям Правил дорожного движения в части остановки транспортного средства перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика.
Часть 3 настоящей статьи отражает квалифицирующий признак правонарушения, предусмотренного ч. 1, которым является неоднократность его совершения. Следует обратить внимание, что реализация квалифицированного состава правонарушения не зависит от обстоятельств совершения нарушения, например. Для квалификации данного деяния не имеет принципиального значения, был ли совершен проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика. Определяющим является лишь факт нарушения запрещающего сигнала.
2. Субъектом правонарушения выступает лицо, управляющее транспортным средством, - водитель, допустивший выполнение объективной стороны соответствующего деяния. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.
Статья 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков
Комментарий к статье 12.13
1. Объектом рассматриваемых правонарушений выступают общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения в части проезда перекрестков.
Объективная сторона определенных комментируемой статьей правонарушений конкретизируется применительно к каждому из правонарушений. Объективная сторона ч. 1 настоящей статьи заключается в нарушении правил проезда перекрестков, заключающемся в выезде на перекресток или пересечении проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении. Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 2, также заключается в нарушении установленных правил проезда через перекресток, но в данном случае нарушение заключается в невыполнении требований уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков.
2. Субъектом данного правонарушения всегда является водитель, допустивший указанное нарушение, причем указанные правонарушения совершаются исключительно с умыслом, т.е. субъективная сторона рассматриваемых деяний характеризуется умышленной формой вины.
Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования
Комментарий к статье 12.14
1. Правонарушения, определенные комментируемой статьей, характеризуются общим объектом, которым являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Объективная сторона деяния, регламентированного ч. 1 данной статьи, заключается в невыполнении требований Правил дорожного движения РФ о подаче сигнала (световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой) перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или оста