Прослушивание и запись переговоров

(СТАТЬИ 208 - 214)

Д.В.ШИЛИН,

кандидат юридических наук,

начальник отдела криминологической

экспертизы проектов законов

ГУ "Научно-практический центр проблем

укрепления законности и правопорядка

Генеральной прокуратуры

Республики Беларусь"

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 29 июля 2014 г.

Статья 208. Основания для проведения обыска

Комментарий к статье 208

Обыском является принудительное обследование помещения, жилища, иного места либо лица с целью обнаружения и изъятия объектов, перечисленных в ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК). Решение о проведении обыска основывается на подкрепленном достаточными фактическими данными предположении о том, что орудия преступления, предметы, документы и ценности, имеющие значение для уголовного дела, а также разыскиваемые лица и трупы могут находиться в определенном помещении или ином месте либо у какого-либо лица. Такие данные могут быть получены как уголовно-процессуальным, так и оперативно-розыскным путем. В случае отсутствия таковых основания для проведения обыска не усматриваются. Обыск может проводиться в любом месте, где предположительно находится объект обыска. В отличие от выемки, для производства обыска не требуется точного знания объекта, подлежащего изъятию, и места его нахождения. Предметы, подлежащие изъятию в результате обыска, еще предстоит отыскать. Фактическими данными, обосновывающими решение об обыске, являются имеющиеся в деле доказательства. Обыск проводится после возбуждения уголовного дела на любой стадии его расследования.

Статья 209. Основания для проведения выемки

Комментарий к статье 209

Выемка является следственным действием, целью которого является изъятие предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела. В отличие от обыска, при проведении данного следственного действия имеются достаточные данные полагать, что разыскиваемые предметы и документы находятся в определенном месте или у определенного лица. Объект выемки характеризуется индивидуально-определенными признаками. Это означает, что на момент принятия решения о проведении выемки известно, какие именно предметы и документы подлежат изъятию. Данные, позволяющие установить индивидуальные признаки предмета, подлежащего изъятию, и место его нахождения, могут быть получены из различных процессуальных источников: показаний потерпевшего, свидетелей, обвиняемых, в рамках проводимых оперативно-розыскных мероприятий, документов и пр. Как и обыск, выемка проводится после возбуждения уголовного дела на любой стадии его расследования. Достаточно часто предметом выемки является бухгалтерская документация, в связи с тем что обычно известно место ее нахождения.

Статья 210. Порядок проведения обыска и выемки

Комментарий к статье 210

1. Обыск и выемка могут быть произведены только после возбуждения уголовного дела. Такие следственные действия проводятся по постановлению следователя или органа дознания. В случае проведения обыска либо выемки документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, выносимое постановление подлежит санкционированию прокурором или его заместителем. Исключение из этого правила составляют случаи, когда обыск или выемка указанных документов проводится по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности. В такой ситуации получения санкции не требуется. Постановление, вынесенное лицом, производящим дознание, должно быть утверждено начальником органа дознания или его заместителем.

2. К исключительным случаям, о которых идет речь в ч. 3 ст. 210 УПК, можно отнести следующие: 1) неотложность обыска обусловлена обстановкой совершенного только что преступления; 2) основания к производству обыска возникли внезапно при производстве другого следственного действия; 3) производство обыска необходимо для пресечения дальнейшей преступной деятельности; 4) имеются сведения о том, что лицо принимает меры к уничтожению предметов и документов, имеющих значение для дела. Постановление о проведении обыска, принимаемое в исключительных случаях, должно быть мотивированным, т.е. в нем должны быть указаны эти либо иные обстоятельства.

3. Для проведения обыска необходимо участие понятых. К обыску или выемке следователь либо лицо, производящее дознание, вправе привлечь специалиста (например, когда предметом выемки или обыска являются финансовые документы, требуется произвести фото- или видеозапись и пр.).

4. Следователь, лицо, производящее дознание, лично производят обыск или выемку. Однако согласно ч. 7 ст. 36 УПК следователь по расследуемому им уголовному делу вправе дать письменное поручение органу дознания о производстве указанных следственных действий.

5. Перед началом проведения обыска или выемки следователь, лицо, производящее дознание, предъявляют соответствующее постановление. При этом ими разъясняется цель и порядок проведения следственного действия, права и обязанности его участников. При проведении обыска лицу предлагается добровольно выдать орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые подлежат изъятию и могут иметь значение для уголовного дела. В случае проведения выемки лицу предлагается выдать предметы и документы, подлежащие изъятию. Добровольная выдача отыскиваемого не исключает обыска. Однако добровольная выдача лицом предмета выемки может означать ее окончание. При отказе в выдаче производится принудительное изъятие предмета.

6. Имеющими отношение к делу являются предметы и документы, которые являются доказательствами, предметы и ценности, на которые может быть наложен арест в обеспечение возмещения ущерба, причиненного преступлением, или возможной конфискации имущества. Подлежат изъятию предметы, документы и ценности, запрещенные к обращению. При этом не имеет значения, имеют они отношение к делу либо нет.

Статья 211. Личный обыск

Комментарий к статье 211

1. Личный обыск представляет собой разновидность обыска. Он состоит в принудительном обследовании тела и одежды лица, имеющихся при нем вещей с целью обнаружить предметы и документы, относящиеся к уголовному делу. Поскольку данное следственное действие сопряжено с ограничением конституционного права неприкосновенности личности, для его проведения закон предъявляет ряд процессуальных требований и устанавливает определенные гарантии для обыскиваемого лица.

2. Личный обыск проводится для обнаружения и изъятия орудий преступления, предметов, документов и ценностей, которые находятся на теле подозреваемого или обвиняемого, в одежде и имеющихся при них вещах. Для его проведения необходимо наличие оснований, аналогичных основаниям для проведения обыска согласно ст. 208 УПК. Личный обыск проводится с соблюдением требований для проведения обыска, предусмотренных ст. 210 УПК. Это означает, что для проведения данного следственного действия следователь, лицо, производящее дознание, должностное лицо органа предварительного следствия или органа дознания выносит постановление. Такое постановление должно быть санкционировано прокурором или его заместителем. Вместе с тем в случае проведения личного обыска при задержании лица или заключении его под стражу вынесения постановления и получения прокурорской санкции не требуется. В равной степени это относится к ситуациям, когда имеются достаточные основания полагать, что лицо, которое находится в помещении (или ином месте, в котором проводится обыск), скрывает при себе орудие преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

3. По общему правилу личный обыск проводится после возбуждения уголовного дела. Однако исходя из содержания ч. 2 ст. 173 УПК личный обыск может быть также проведен до возбуждения уголовного дела в случае, когда лицо задерживается по подозрению в совершении преступления.

4. Личный обыск проводится с участием понятых, за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 211 УПК. Закон требует проведения личного обыска лицом того же пола, что и обыскиваемый. Специалист и понятые должны быть такого же пола. Данное требование направлено на предотвращение причинения нравственного вреда чести и достоинству обыскиваемого гражданина.

Статья 212. Протокол обыска или выемки

Комментарий к статье 212

1. Лицо, которое проводит обыск или выемку, составляет протокол как отдельный процессуальный документ. При этом соблюдаются требования, предусмотренные ст. 193 и 194 УПК. В случае если личный обыск был проведен при задержании лица по подозрению в совершении преступления, то результаты такого обыска оформляются в протоколе задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления согласно ч. 1 ст. 110 УПК.

2. В протоколе указываются данные, перечисленные в ст. 212 УПК. Кроме этого, в протоколе можно указать, с помощью каких приемов и научно-технических средств обнаружены предметы, документы и ценности, способ упаковывания и опечатывания при обыске, в каком состоянии они находились на момент обнаружения, хранилища, в которых они обнаружены, их расположение. Описание обнаруженных предметов, документов и ценностей осуществляется согласно имеющимся на них ярлыкам, этикеткам, фирменным знакам и пр. При фотографировании объектов или применении иных технических средств следует также об этом указать в протоколе. Замечания и заявления участников проведения обыска или выемки также отражаются в протоколе.

3. Лицу, у которого были проведены обыск или выемка, либо совершеннолетнему члену его семьи вручается копия протокола соответствующего следственного действия. В случае невозможности вручения копии протокола указанным лицам она передается представителю организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или местного исполнительного и распорядительного органа. Копия протокола обыска или выемки, проводимых в организации, вручается представителю такой организации под расписку.

Статья 213. Наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, их осмотр и выемка

Комментарий к статье 213

1. В соответствии со ст. 28 Конституции Республики Беларусь гражданам гарантируется право на защиту от посягательства на тайну корреспонденции. В случаях и в порядке, предусмотренных ст. 213 УПК, в рамках уголовного процесса такое право может быть ограничено посредством наложения ареста на почтово-телеграфные и иные отправления. Суть такой меры состоит в том, что учреждение связи задерживает почтово-телеграфные и иные отправления определенного лица, незамедлительно уведомляя об этом следователя либо лицо, производящее дознание. Целями наложения ареста на почтово-телеграфные и иные отправления являются: осмотр отправлений; создание препятствий для обмена информацией между заинтересованными лицами; установление нахождения обвиняемого или подозреваемого, получение сведений, имеющих значение для уголовного дела; выявление лиц, причастных к совершению преступления; установление места, где находится похищенное имущество, орудия преступления и пр.

2. Основанием наложения ареста являются фактические данные полагать, что в отправлениях могут находиться сведения, имеющие значение для дела. Предметом наложения ареста на почтово-телеграфные и иные отправления является письменная корреспонденция, посылки, бандероли, денежные переводы, мелкие пакеты, заказные письма, факсимильные сообщения, телеграммы, почтовые открытки и пр. Арест налагается как на входящие, так и на исходящие отправления. Арест не может быть наложен на отправления любого лица. По смыслу уголовно-процессуального закона такая мера может применяться только в отношении подозреваемого, обвиняемого, иных связанных с ними лиц (родственники, друзья, знакомые и пр.).

3. О наложении ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, их осмотре и выемке Председатель Следственного комитета Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лица, исполняющие их обязанности, выносят постановление. Арест, осмотр и выемка отправлений могут быть произведены и по постановлению следователя, органа дознания, однако в этом случае потребуется санкция прокурора или его заместителя. Лицо, производящее дознание, предварительно представляет постановление на утверждение начальника органа дознания или его заместителя.

4. В постановлении указывается: исходя из каких фактических данных такая мера должна быть применена именно в отношении конкретных лиц; налагается арест на все отправления либо на определенную их часть; срок (конкретный период времени либо весь период предварительного расследования), а также иная информация, приведенная в ч. 2 ст. 213 УПК. В постановлении предлагается учреждению связи задерживать почтово-телеграфные и иные отправления и немедленно сообщать об этом следователю, органу дознания.

5. Получив сообщение, следователь, лицо, производящее дознание, прибывают в учреждение связи для осмотра отправлений. В случае если в ходе осмотра установлено, что находящиеся в отправлении документы и сведения имеют значение для уголовного дела, участие понятых при осмотре, выемке и снятии копий не обязательно. При необходимости осмотра документа, выполненного на иностранном языке, приглашается переводчик. В случае, если в ходе осмотра почтово-телеграфных и иных отправлений не выявлены документы и предметы, имеющие значение для дела, полагаем, что необходимость в их изъятии и приобщении к делу будет отсутствовать.

Статья 214. Прослушивание и запись переговоров

Комментарий к статье 214

1. Согласно ст. 28 Конституции Республики Беларусь гражданину гарантируется право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его телефонных и иных сообщений. В уголовном процессе законодатель определил пределы ограничения данного права: прослушивание и запись переговоров могут осуществляться только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Помимо этого, для принятия соответствующего процессуального решения необходимо наличие достаточных оснований полагать, что переговоры с использованием технических средств связи (иные переговоры лица) могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела. Круг субъектов, разговоры которых могут прослушиваться и записываться, четко не определен. Согласно комментируемой статье такие меры могут осуществляться в отношении подозреваемого, обвиняемого или других лиц (родственников, членов семьи, знакомых, близких лиц). Ключевым моментом является относимость получаемой информации: она может иметь значение для дела (например, лица могут сообщить друг другу сведения о преступлении, информацию, которая может послужить средством изобличения виновных лиц).

2. Прослушивание и запись переговоров осуществляются по мотивированному постановлению следователя или органа дознания. Такое постановление требует санкции прокурора или его заместителя, за исключением случаев, когда прослушивание и запись переговоров осуществляются по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности. Постановление, выносимое лицом, производящим дознание, по уголовному делу, которое находится в его производстве, подлежит предварительному утверждению начальником органа дознания или его заместителем согласно ч. 5 ст. 38 УПК. В постановлении указывается информация, перечисленная в ч. 2 ст. 214 УПК.

3. Прослушиваться и записываться могут телефонные переговоры, а также переговоры с использованием иных средств связи (Интернета, радиосвязи, локальной компьютерной сети и т.д.). Продолжительность прослушивания и записи переговоров не может превышать срока предварительного расследования уголовного дела. В случае если такой срок продлевался в соответствии со ст. 190 УПК, то полагаем, что и срок прослушивания и записи переговоров может быть продлен до окончания срока предварительного следствия по делу. Вместе с тем представляется, что данная мера не может осуществляться по приостановленным делам и в случаях изменения квалификации преступления на деяние меньшей тяжести (не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое).

4. В течение всего срока прослушивания и записи переговоров следователь, лицо, производящее дознание, вправе в любое время истребовать от учреждения, которому поручено непосредственное техническое осуществление данного следственного действия, фонограмму для осмотра и прослушивания. Об осмотре и прослушивании фонограммы составляется протокол. Если по техническим причинам невозможно прослушать некоторые фрагменты записи либо всю запись, об этом указывается в протоколе. Для прослушивания фонограммы может приглашаться специалист (например, фоноскопист для составления стенограммы записи), а также переводчик. При осмотре и прослушивании фонограммы участия понятых не требуется. Часть фонограммы, не имеющая отношения к делу, уничтожается после окончания производства по уголовному делу. Однако делать это имеет смысл после вступления в силу приговора суда в связи с тем, что суд также дает оценку сведениям, имеющимся в деле. Об уничтожении фонограммы следователь, лицо, производящее дознание, выносят постановление.

5. Прослушивание и запись переговоров отменяются постановлением следователя, органа дознания с уведомлением прокурора или его заместителя, которые санкционировали проведение следственного действия.

Документ предоставлен КонсультантПлюс

ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Наши рекомендации