Пересмотр решений, вступивших в законную силу

Решения, вступившие в законную силу, также могут быть пересмотрены:

- в порядке надзора;

- по вновь открывшимся обстоятельствам.

В порядке надзора могут быть рассмотрены решения и определения всех судов Российской Федерации, за исключением Президиума Верховного Суда РФ.

Право на обращение в суд надзорной инстанции принадлежит:

- лицам, участвующим в деле;

- иным лицам, чьи права и законные интересы нарушены судебными постановлениями (ст. 376 ГПК РФ).

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу. Необходимым условием для подачи надзорной жалобы выступает то, что податель ее исчерпал иные установленные законом способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Если срок для подачи жалобы был пропущен, то суд, при наличии уважительных причин, может его восстановить.

Начало течения этого срока определяется с момента вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу.

В отличие от апелляционной и кассационной надзорная жалоба подается непосредственно в суд надзорной инстанции.

В президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа подаются надзорные жалобы:

на кассационные определения:

- верховных судов республик;

- краевых, областных судов;

- судов городов федерального значения;

- суда автономной области;

- судов автономных округов;

на апелляционные решения и определения районных судов;

на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей.

В президиум окружного (флотского) военного суда подаются надзорные жалобы:

- на кассационные определения окружных (флотских) военных судов;

- на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов.

В Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ подаются надзорные жалобы:

- на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;

- на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;

- на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

В Военную коллегию Верховного Суда РФ подаются надзорные жалобы:

- на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов;

- на кассационные определения окружных (флотских) военных судов;

- на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда.

В Президиум Верховного Суда РФ подаются надзорные жалобы:

- на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

- на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, если указанные решения и определения были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

- на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции;

- на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ;

- на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке;

- на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке.

С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений, определений судов и постановлений президиумов судов надзорной инстанции в Российской Федерации вправе обращаться:

- Генеральный прокурор РФ и его заместители - в любой суд надзорной инстанции;

- прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

В надзорной жалобе указываются:

- полное наименование суда надзорной инстанции (Президиум Верховного Суда РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ и т.д.);

- наименование лица, подавшего жалобу, с указанием местожительства и процессуального положения в данном деле. Также указывается информация и по другим лицам, участвующим в деле, и их адреса;

- суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции и содержание принятых ими решений.

Податель жалобы должен:

- указать на решение или определение суда, которые обжалуются;

- подробно описать допущенные судом существенные нарушения закона;

- сформулировать свою просьбу.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Если податель жалобы не принимал участия в деле, то он должен указать, какие права и законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Если надзорная жалоба ранее подавалась в надзорную инстанцию, то в ней должно быть указано на принятое решение суда.

Жалоба должна быть подписана. Если она подается через представителя, то должен быть приложен соответствующий документ, подтверждающий его полномочия.

К надзорной жалобе прикладываются заверенные соответствующим судом копии принятых по делу судебных постановлений - по числу лиц, участвующих в деле.

Решение о возбуждении надзорного производства принимает судья, которому передана на рассмотрение жалоба.

Надзорная жалоба возвращается судьей без рассмотрения по существу, если:

- она не отвечает установленным требованиям (по содержанию, по форме, по прилагаемым документам и т.п.);

- надзорная жалоба подана лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

- пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорной жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

- поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорной жалобы;

- надзорная жалоба подана с нарушением правил подсудности (см. выше).

Надзорная жалоба должна быть возвращена в течение десяти дней со дня ее поступления в суд надзорной инстанции.

Согласно ст. 380.1 ГПК РФ надзорная жалоба изучается:

- в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда - председателем или заместителем председателя соответствующего суда либо по их поручению судьей данного суда;

- в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ, Президиуме Верховного Суда РФ - судьей Верховного Суда РФ.

Судьи, рассматривающие надзорную жалобу, своим определением вправе:

- отказать в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра. При этом жалоба и копии судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

- передать надзорную жалобу с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции (ст. 381 ГПК РФ).

Если судья рассматривал надзорную жалобу по материалам истребованного дела, то он вправе решить вопрос о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции (при наличии об этом просьбы заинтересованного лица).

Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче жалобы в суд надзорной инстанции и вынести определение о его отмене и передаче надзорной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

В суде надзорной инстанции (за исключением Верховного Суда РФ) надзорная жалоба рассматривается:

- не более чем один месяц, если дело не было истребовано;

- не более чем два месяца, если дело было истребовано (не считая периода времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд надзорной инстанции).

В Верховном Суде РФ надзорная жалоба рассматривается:

- не более чем два месяца, если дело не было истребовано;

- не более чем три месяца, если дело было истребовано (не считая периода времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд РФ).

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель в случае истребования дела (с учетом его сложности) могут продлить срок, но не более чем на два месяца.

Об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании надзорной инстанции выносится мотивированное определение, в котором содержатся:

- дата и место его вынесения;

- фамилия и инициалы судьи, который вынес определение;

- наименование лица, подавшего надзорную жалобу;

- все судебные постановления, которые обжалуются;

- четкие мотивы отказа.

Если судья надзорной инстанции установит основания для отмены судебного акта в порядке надзора, то он выносит мотивированное определение о передаче надзорной жалобы для рассмотрения в суде надзорной инстанции.

Определение о передаче надзорной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции должно содержать:

- дату и место вынесения определения;

- фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

- наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу;

- наименование лица, подавшего надзорную жалобу;

- указание на судебные постановления, которые обжалуются;

- изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;

- мотивированное изложение оснований для передачи надзорной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции;

- предложения судьи, вынесшего определение.

После этого судья вместе с вынесенным определением и материалами дела направляет надзорную жалобу в суд надзорной инстанции.

Лиц, участвующих в деле, извещают:

- о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции;

- о сроках и порядке рассмотрения дела в суде надзорной инстанции;

- о вынесении определения или постановления суда надзорной инстанции.

Время рассмотрения дела назначается с учетом того, чтобы эти лица имели возможность явиться в суд на заседание.

Поскольку правом обжалования судебных постановлений в порядке надзора наделены не только лица, участвующие в деле, но и иные лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, то суд надзорной инстанции также обязан известить их о времени и месте судебного разбирательства.

Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием для рассмотрения дела судом надзорной инстанции.

Рассмотрение начинается докладом дела председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.

В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним из судей коллегии.

В судебном заседании принимают участие:

- лица, участвующие в деле;

- их представители;

- иные лица, подавшие надзорную жалобу, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

Если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, то участвуют:

- прокурор субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда - в заседании президиума суда субъекта РФ;

- Генеральный прокурор РФ или его заместитель в Президиуме Верховного Суда РФ - в Президиуме Верховного Суда РФ;

- должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ - в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы и определения суда о передаче жалобы (представления) в суд надзорной инстанции.

Судьи могут задавать докладчику вопросы.

Лица, участвующие в деле, и иные лица, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу.

По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военная коллегия Верховного Суда РФ выносят определения.

При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба считается отклоненной. О принятых судом надзорной инстанции определениях (постановлениях) сообщается лицам, участвующим в деле.

На данной стадии суд не исследует новые доказательства.

По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции вправе:

- оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу о пересмотре дела в порядке надзора - без удовлетворения;

- отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

- отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

- оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

- отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

- оставить надзорную жалобу без рассмотрения по существу.

При рассмотрении дела в надзорном порядке проверяется правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорной жалобы.

В интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы, но он не вправе проверять законность судебных постановлений:

- в той части, в которой они не обжалуются;

- которые не обжалуются.

Указание вышестоящего суда о толковании закона является обязательным для суда, вновь рассматривающего дело.

Определение или постановление суда надзорной инстанции вступают в законную силу со дня их принятия (ст. 391 ГПК РФ).

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам имеет следующие особенности.

Вновь открывшееся обстоятельство - это такой юридический факт, с которым закон связывает возникновение, изменение либо прекращение правоотношений.

Вот обязательные признаки такого обстоятельства:

- оно имеет существенное значение для дела и способно повлиять на вынесенное судом решение;

- на момент вынесения решения оно существовало;

- суд не знал об этом обстоятельстве и не мог учесть его при вынесении решения.

Основания пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам таковы:

- имеются существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

- имели место заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложный неправильный перевод, фальсификация доказательств, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции. Причем это должно быть установлено вступившим в законную силу приговором суда;

- при рассмотрении и разрешении данного дела одной из сторон (иным лицом, участвующим в деле, представителем) или судьей было совершено преступление, причем этот факт установлен вступившим в законную силу приговором суда;

- отменены решение, приговор, определение суда или постановление государственного органа или органа местного самоуправления, послужившие основанием для принятия решения, определения суда или постановления президиума суда надзорной инстанции;

- Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ закон, примененный в этом деле, в связи с принятием решения, к которому заявитель обращался в Конституционный Суд РФ.

Примечательно, что АПК РФ предусматривает в качестве основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам установленное Европейским судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский суд по правам человека (п. 7 ст. 311).

ГПК РФ, как видим, такого основания не содержит, но Конституционный Суд РФ в Постановлении от 26 февраля 2010 г. N 4-П указал, что суд общей юрисдикции не вправе отказывать гражданам в пересмотре судебных актов по делу, в котором Европейский суд по правам человека установил нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конституционный Суд констатировал необходимость законодательно закрепить механизм исполнения окончательных постановлений ЕС, который позволит обеспечить адекватное восстановление нарушенных прав, и обязал законодателя внести соответствующие изменения в ГПК РФ.

Право возбуждения производства по вновь открывшимся обстоятельствам предоставлено сторонам, прокурору, другим лицам, участвующим в деле, и их преемникам.

Заявление или представление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам подается в суд, вынесший решение (определение, постановление).

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений судов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, на основании которых изменено решение суда первой инстанции или принято новое решение, производится судом, изменившим решение суда или принявшим новое решение.

Вопрос о пересмотре решения может ставиться в течение трех месяцев со дня обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, причем срок подачи такого заявления исчисляется:

- со дня открытия существенных для дела обстоятельств;

- со дня вступления в законную силу приговора по уголовному делу;

- со дня вступления в законную силу решения, приговора, определения суда, которые отменяют ранее вынесенные решение, приговор, определение суда либо постановление государственного органа или органа местного самоуправления, на которых было основано пересматриваемое решение, определение суда, либо со дня принятия государственным органом или органом местного самоуправления нового постановления, на котором было основано пересматриваемое решение, определение суда;

- со дня вступления в силу соответствующего решения Конституционного Суда РФ.

В заявлении о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам указывается:

- наименование суда, в который подается соответствующее заявление;

- наименование лица, обращающегося в суд с заявлением о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам;

- указание акта, подлежащего пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам;

- основание пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам;

- доказательства, подтверждающие наличие вновь открывшихся обстоятельств.

Судья истребует производство по делу, извещает заявителя и других участвующих в деле лиц о времени и месте заседания, принимает меры к получению необходимых доказательств.

Приступая к судебному разбирательству по делу о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, суд явку заявителя и других лиц, участвующих в деле, проверяет, а также факт их надлежащего извещения о времени и месте слушания дела. Неявка лиц, участвующих в деле, не препятствует рассмотрению заявления, если они были извещены надлежащим образом.

Заявление по общему правилу рассматривается в открытом судебном заседании. В случаях, когда по обстоятельствам дела открытое разбирательство будет противоречить интересам охраны тайны (государственной, служебной, тайны частной жизни и др.), суд выносит определение о рассмотрении вопроса в закрытом судебном заседании.

Суд выясняет факт наличия вновь открывшегося обстоятельства, а потом разрешает вопрос об их влиянии на правильность вынесенного постановления.

Рассмотрев заявление о пересмотре, суд выносит мотивированное определение, которым либо удовлетворяет заявленное ходатайство о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам и отменяет судебное постановление, либо отказывает в пересмотре.

На основании определения суда об отмене (по вновь открывшимся обстоятельствам) вступившего в законную силу судебного постановления дело возвращается в ту стадию процесса, в которой было вынесено отмененное судебное постановление. Вновь вынесенное решение может быть обжаловано на общих основаниях.

Часть 3. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВАНИЕ: УЯСНЯЕМ ГЛАВНОЕ

Суд, рассматривая дело и вынося решение, устанавливает и восстанавливает не объективную истину (что невозможно). Он устанавливает истину судебную и доказанную.

Доказыванием в судебном процессе называется деятельность суда и лиц, участвующих в деле, направленная на выяснение и установление истинности фактов, имеющих значение для разрешения спора.

Сначала определяется круг обстоятельств, которые должны быть доказаны. Доказательства выявляются, собираются, исследуются и оцениваются.

Закон устанавливает:

- общие требования к доказательствам и доказыванию;

- специальные требования, которые применимы лишь к определенным категориям дел.

Наши рекомендации