Тема 3.Основы конституционного права
План
1. Конституционное право-ведущая отрасль права Республики Казахстан
2. Конституция Республики Казахстан – Основной Закон государства
3. Конституционные основы положения человека и гражданина в Республике Казахстан
4. Основы конституционного строя Республики Казахстан
5. Избирательная система Республики Казахстан
Целькомплексное изучение (на основе Конституции, конституционных законов, ратифицированных международных договоров и других источников конституционного права) понятий, категорий, институтов, системы конституционного права, процесса создания права, особенностей конституционного развития РК.
Контрольные вопросы
1. Понятие «смертная казнь»
2. Конституция Республики Казахстан как основной закон государства
3. Избирательная система Республики Казахстан
Глоссарий
Конституция, права и обязанности гражданина РК, конституционный строй РК, избирательная система, политические права граждан, смертная казнь.
Деловая игра
При проведении интерактивных семинаров необходимо выбрать такую проблему, по которой в обществе существуют диаметрально противоположные мнения. Предметом обсуждения могут быть такие вопросы, как смертная казнь, эвтаназия, форма правления, способы принятия конституции, суд присяжных, суд биев, двойное гражданство, выборность акимов, императивный (свободный) мандат, избирательная система, заградительный барьер и т. д. В данном пособии мы приводим лишь некоторые методы проведения семинаров.
Игра №1 "Займите позицию"
С правом на жизнь (можно выбрать и другую тему) связана такая мера наказания, как смертная казнь (в п. 2 ст. 15 Конституции РК предусматривается ее применение). Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию провела исследования за последние пять лет. В конце 1995 г. смертная казнь была отменена в 72 странах мира, 30 стран сохранили ее (de-facto, а 90 стран еще применяли ее в своем законодательстве. Некоторые страны поддерживают мораторий (т. е. временное неприменение) на смертную казнь. Например, в 1993 г. он был введен в Болгарии, в 1995 г.- в Литве и Латвии. Эстония и Россия с начала 1997 г. а Казахстан с 2004 г. полностью отказались от данного вида наказания личности. Тем не менее в некоторых государствах смертная казнь была восстановлена. Перечень преступлений, за которые применяется, этот вид наказания, был увеличен в Китае и Саудовской Аравии.
Психологические исследования показывают, что применение смертной казни не влияет на рост преступности и не препятствует совершению новых преступлений.
В Уголовном КодексеРК содержится исключительная мера наказания — смертная казнь.
1. Смертная казнь — расстрел как исключительная мера наказания, может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека, а также за совершаемые в военное время или в боевой обстановке государственную измену, преступления против мира и безопасности человечества и особо тяжкие военные преступления.
2. Смертная казнь не назначается женщинам, липам совершившим преступления в возрасте до 18 лет, а также мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.
3. Смертная казнь, в порядке помилования, может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на 25 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
4. Приговор о смертной казни приводится в исполнение не ранее, чем по истечении одного года с момента его вступления в силу. Человек, который приговорен к смертной казни, имеет право обратиться к Президенту РК и просить о помиловании.
Методические рекомендации
Выберите из трех предложенных вариантов тот, который Вы считаете правильным. Обоснуйте свой выбор.
1. Смертная казнь нужна как исключительная мера наказания.
2. Смертную казнь следует отменить.
3. Необходимо ввести мораторий на применение смертной казни.
Можно использовать и иной вариант: вывесить в противоположных углах аудитории два плаката. На одном из них должно быть написано: "Согласен (или Я — «за»), на другом — "Не согласен" (или «Я — против»). Может быть и третий плакат "особое мнение".
При этом необходимо обсудить правила,по которым должен проводиться этот вид деловой игры.
1. Участникам следует встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данную проблему.
2. Представители группы должны обосновать свою точку зрения. (Необходимо дать возможность высказаться всем участникам).
3. После того, как доводы высказаны, а мнения обоснованы, может возникнуть ситуация, когда кто-то из участников в ходе дискуссии изменил свою точку зрения и хочет перейти из одной группы в другую. Изменившие свое мнение участники должны объяснить, почему во время обсуждения данной проблемы он изменили позицию.
4. Участники игры должны выбрать наиболее убедительные доводы, приведенные противоположной стороной.
Литература
1. Ащеулов А. Т. Конституционное право Республики Казахстан: учебник. Алматы, КазГЮА, 2001.
2. Баишев Ж.Н. Конституционное право Республики Казахстан: учебник. Алматы: Жеті Жаргы, 2001.
3. Сапаргалиев Г. С. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник. Алматы: Жеті Жаргы, 2001.
4. Конституция для всех: Учебное пособие. Алматы, 2002.
5.Ащеулов А. Т. Этапы становления конституционного законодательства и конституционализма // Мир закона. 2000.