Методика проведения проверок законности содержания лиц, арестованных в административном порядке.
В соответствии с Конституцией РФ высший (общий) надзор за точным исполнением Закона всеми министерствами, центральными органами, подведомственными им учреждениями и организациями, местными органами управления, а также всеми общественными и кооперативными организациями, равно как и должностными лицами и гражданами, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Они же обеспечивают реализацию принципа единообразного и правильного применения законов на всей территории страны, независимо от местных и ведомственных особенностей.
Предмет общего надзора -- это точное соответствие закону актов, издаваемых указанными выше органами и организациями, а также точное исполнение законов должностными лицами и гражданами. Общий надзор прокуратуры имеет важное значение для обеспечения законности в деятельности милиции.
Осуществляя общий надзор за законностью в административной деятельности, прокурор в пределах своей компетенции вправе:
- требовать приказы, инструкции и другие ведомственные правовые акты, издаваемые по вопросам административной деятельности органов внутренних дел; представление необходимых документов и сведений; проведение служебных проверок в связи с имеющимися данными о нарушении закона; личные объяснения работников по поводу нарушений законов;
- проверять на месте исполнение законов по заявлениям, жалобам и иным сигналам.
Для устранения нарушений закона в административной деятельности, причин и условий, их порождающих, прокурору предоставлены такие полномочия: опротестование незаконных ведомственных правовых актов, изданных по вопросам административной деятельности органов внутренних дел; внесение представлений об устранении нарушений законов и причин, им способствующих; принятие мер к привлечению работников органов внутренних дел, виновных в нарушении законности, к юридической ответственности.
Общий надзор прокуратуры за законностью различных видов административной деятельности органов внутренних дел имеет некоторые особенности, обусловленные характером и содержанием общественных отношений, возникающих, например, в процессе несения службы по охране общественного порядка, проведения в жизнь правил паспортной системы и др.
Осуществляя надзор за законностью службы охраны общественного порядка, прокуратура особое внимание уделяет соблюдению законности, при применении мер административного принуждения. Так, во время проверок в органах внутренних дел законности задержания граждан в административном порядке прокуроры обращают внимание на следующие вопросы: имеются ли основания для задержания лиц и была ли необходимость для доставления их в орган; соблюдены ли требования, предъявляемые к протоколу об административном правонарушении, и (особенно) обстоятельно ли в нем изложены сущность нарушения, объяснения виновного и свидетелей; не нарушен ли срок . содержания лица, доставленного за административное нарушение; зарегистрировано ли данное лицо в книге учета; указывается ли в составляемых протоколах точное время (число и час) их задержания; содержатся ли арестованные в административном порядке отдельно от лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений.
Обнаружив факт незаконного задержания и доставления граждан в орган внутренних дел, прокурор дает начальнику этого органа обязательное для исполнения указание о немедленном освобождении задержанного. В этом главная особенность форм реагирования прокурора на выявленное нарушение законности при применении данной меры административного пресечения.
В 'процессе надзора за законностью административной деятельности по осуществлению паспортной системы прокурор акцентирует внимание на следующих вопросах: организация приема населения в паспортных аппаратах; правильность выдачи паспортов; проводимые мероприятия по соблюдению паспортных правил на обслуживаемой территории; состояние работы по разбору жалоб и заявлений в паспортных отделениях.
Проверки соблюдения законности в деятельности паспортных аппаратов могут производиться как по заявлениям, жалобам и иным сигналам о нарушении закона, так и по непосредственному усмотрению прокурора. Обнаружив нарушение законности, прокурор опротестовывает 'противоречащие закону акты с требованием их отмены, вносит в орган внутренних дел представления об устранении нарушений закона и причин, им способствующих, ставит вопросы о привлечении виновных к ответственности.
Начальники органов внутренних дел, получившие протест прокурора, должны в 10-дневный срок известить его о рассмотрении опротестованного акта и принятых мерах. По представлениям прокурора о нарушениях закона и устранении способствовавших этому причин и условий они обязаны не позднее чем в 30-дневный срок, если представлением не определено иное, принять конкретные меры к устранению нарушений закона, о чем сообщить прокурору, вносившему представление.