Понятие, задачи и пределы прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, сформулирован в Законе о прокуратуре:
77) соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
78) соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;
79) законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Указанные направления детализируются в нормах оперативно-розыскного законодательства.
Объекты прокурорского надзора - оперативные подразделения государственных органов исполнительной власти, наделенных федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД: -органы внутренних дел РФ; -органы ФСБ; -Федеральные органы государственной охраны; * органы Федеральной таможенной службы РФ; -СВР РФ; -органы Федеральной службы исполнения наказаний; * органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны РФ проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных объектов надзора.
Перечень объектов прокурорского надзора является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только законом.
Пределы прокурорского надзора определяются содержанием закона об оперативно-розыскной деятельности, приказами и указаниями Генерального прокурора РФ.
В предмет прокурорского надзора не входят:
* сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности;
* проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий (напр., прослушивание телефонных переговоров);
* сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности;
* сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности;
* исполнение предписаний подзаконных актов (приказов, распоряжений, инструкций, указаний).
Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность:
* охрана и защита прав и свобод личности;
* обеспечение верховенства закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
* обеспечение мер по раскрытию преступлений и привлечению виновных к ответственности;
* предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
35. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в местах содержания задержанных и предварительного заключения
Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
В УПК - задержание должно оформляться обязательно протоколом, который имеет специальные реквизиты, одним из которых является обязательное указание часа и минуты задержания. Задержание возможно только на 48 часов, извещаются родственники. О задержании следователь обязан в течении 12 часов сообщить прокурору с момента фактического задержания, с тем, чтобы прокурор разобрался с законностью задержания в течении 24 часов. Если прокурор считает, что задержание не обоснованно, то должен письменным актом освободить и принять меры к следователю. Надзор за законностью задержания ведет территориальный прокурор. Прокурор и его помощники должны ежедневно проверять законность содержания задержанных в ИВС. Среди задержанных в ИВС могут быть и обвиняемые. При проверке законности содержания прокурор исполняет спец. Правила: 1. ходит с охранником 2. Заходит, представляется и спрашивает жалобы 3. спрашивает время фактического задержания 4. проверяет санитарный журнал, который ведется в ИВС, в котором можно посмотреть свое время, выполнялись ли требования мед. работников учреждениями. 5. проверяет ведомость кормления задержанных, сопоставляет ее с количеством задержанных, вследствие чего может выявить отсутствие протокола о задержании. 6. в ИВС не должно быть больных. 7. Не должно быть сыпучих веществ, стеклянной посуды. В Положении о СИЗО: несовершеннолетние должны быть в отдельных камерах от взрослых, лица задержанные за особо тяжкие преступления и рецидивисты должны быть отдельно от др., лица подозреваемые по одному делу содержаться раздельно. Положена часовая прогулка. В необходимых случаях одежда по сезону. Если в ходе проверки законности содержания и задержания будет система нарушений, то должно быть от прокурора представление.
Основания освобождения задержанных из ИВС:
1.Применение меры пресечения содержания под стражей (задержанный - обвиняемый по закону).
2.Истек срок - 48 часов, следователь должен постановлением освободить из ИВС.
3.Задержанный освобождается по истечении 48 часов и становится по делу, в лучшем случае, свидетелем, т.е. отпали подозрения; прокурор, должен ставить вопрос об ответственности следователя.
Основные причины нарушения конституционных прав задержанных:
а) низкая квалификация следователей;
б) слабое знание уголовного и уголовно-процессуального законодательства;
в) неправильная оценка первичных доказательств;
г) отсутствие ведомственного контроля: отсутствие со стороны начальников МВД, следственных отделов;
д) ненадлежащий прокурорский надзор.
Если в ходе проверки законности содержания и задержания будет система нарушений, то должно быть от прокурора представление на имя начальника ОВД.