I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция «Документационное обеспечение работы с персоналом»
3.2. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по обеспечению персоналом»
3.3. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по оценке и аттестации персонала»
3.4. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по развитию персонала»
3.5. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по организации труда и оплаты персонала»
3.6. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по организации корпоративной социальной политики»
3.7. Обобщенная трудовая функция «Операционное управление персоналом и подразделением организации»
3.8. Обобщенная трудовая функция «Стратегическое управление персоналом организации»
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
I. Общие сведения
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
Трудовые действия | Обработка и анализ поступающей документации по персоналу |
Разработка и оформление документации по персоналу (первичной, учетной, плановой, по социальному обеспечению, организационной, распорядительной) |
Регистрация, учет и текущее хранение организационной и распорядительной документации по персоналу |
Необходимые умения | Разрабатывать проекты организационных и распорядительных документов по персоналу |
Оформлять документы в соответствии с требованиями гражданского, трудового законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами организации |
Вести учет и регистрацию документов в информационных системах и на материальных носителях |
Организовывать хранение документов в соответствии с требованиями трудового, архивного законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами организации |
Анализировать документы и переносить информацию в базы данных и отчеты |
Выявлять ошибки, неточности, исправления и недостоверную информацию в документах, определять легитимность документов |
Работать с информационными системами и базами данных по ведению учета, движению персонала |
Соблюдать нормы этики делового общения |
Необходимые знания | Порядок оформления, ведения и хранения документов по персоналу |
Порядок учета движения кадров и составления установленной отчетности |
Основы документооборота и документационного обеспечения |
Технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации |
Порядок расчета стажа, льгот, компенсаций, оформления пенсий работникам |
Структура организации |
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права |
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу |
Законодательство Российской Федерации о персональных данных |
Локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок оформления распорядительных и организационных документов по персоналу |
Нормы этики и делового общения |
Базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и особенности работы с ними |
Другие характеристики | - |
Трудовые действия | Подготовка проектов документов по процедурам управления персоналом, учету и движению персонала |
Организация системы движения документов по персоналу |
Сбор и проверка личных документов работников |
Подготовка и оформление по запросу работников и должностных лиц копий, выписок из кадровых документов, справок, информации о стаже, льготах, гарантиях, компенсациях и иных сведений о работниках |
Выдача работнику кадровых документов о его трудовой деятельности |
Доведение до сведения персонала организационных, распорядительных и кадровых документов организации |
Ведение учета рабочего времени работников |
Регистрация, учет, оперативное хранение документов по персоналу, подготовка к сдаче их в архив |
Необходимые умения | Разрабатывать проекты кадровых документов |
Оформлять кадровые документы в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами организации |
Вести учет и регистрацию кадровых документов в информационных системах и на материальных носителях |
Организовывать хранение кадровых документов в соответствии с требованиями трудового, архивного законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами организации |
Анализировать кадровые документы и переносить информацию в базы данных и отчеты |
Работать со специализированными информационными системами и базами данных по ведению учета и движению персонала |
Разрабатывать план корректировок установленного порядка оформления документов по персоналу и реализовывать принятые изменения |
Контролировать присутствие работников на рабочем месте |
Соблюдать нормы этики делового общения |
Необходимые знания | Порядок оформления, ведения и хранения документов по персоналу |
Порядок учета движения кадров и составления установленной отчетности |
Порядок расчета стажа, льгот, компенсаций, оформления пенсий работникам |
Структура организации |
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права |
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу |
Законодательство Российской Федерации о персональных данных |
Технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации |
Локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок оформления документов по персоналу |
Основы документооборота и документационного обеспечения |
Нормы этики делового общения |
Базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и особенности работы с ними |
Другие характеристики | - |
Трудовые действия | Организация документооборота по учету и движению кадров |
Организация документооборота по представлению документов по персоналу в государственные органы |
Постановка на учет организации в государственных органах |
Подготовка по запросу государственных органов, профессиональных союзов и других представительных органов работников оригиналов, выписок, копий документов |
Подготовка уведомлений, отчетной и статистической информации по персоналу |
Подготовка информации о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации |
Необходимые умения | Оформлять учетные документы, предоставляемые в государственные органы, профессиональные союзы и другие представительные органы работников |
Организовывать хранение документов в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами организации |
Работать с информационными системами и базами данных по ведению учета и движению персонала |
Работать с информационными системами и базами данных по ведению статистической и отчетной информации по персоналу |
Анализировать правила, процедуры и порядок, регулирующие права и обязанности государственных органов и организации по вопросам обмена документацией по персоналу |
Вести деловую переписку |
Соблюдать нормы этики делового общения |
Необходимые знания | Технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации |
Основы документооборота и документационного обеспечения |
Структура организации |
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие права и обязанности государственных органов, профессиональных союзов и других представительных органов работников по предоставлению учетной документации |
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права |
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу |
Законодательство Российской Федерации о персональных данных |
Локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок ведения документации по учету и движению персонала |
Нормы этики делового общения |
Базовые основы информатики, построения информационных систем и особенности работы с ними |
Другие характеристики | - |
Трудовые действия | Анализ планов, стратегии и структуры организации |
Анализ особенностей организации работы и производства на конкретных рабочих местах |
Анализ рынка труда по организации работы на аналогичном производстве и рабочих местах |
Формирование требований к вакантной должности (профессии, специальности) и их коррекция |
Анализ рынка труда и персонала организации по профилю вакантной должности (профессии, специальности) |
Информирование и консультирование руководителей подразделений и организации по вопросам рынка труда в части обеспечения персоналом |
Необходимые умения | Собирать, анализировать и структурировать информацию об особенностях организации работ на различных участках производства и на конкретных рабочих местах с учетом целей, задач, планов и структуры организации |
Собирать, анализировать и структурировать информацию об особенностях и возможностях кадрового потенциала организации |
Собирать, анализировать и структурировать информацию об особенностях рынка труда, включая предложения от провайдеров услуг по поиску, привлечению, подбору и отбору персонала |
Формировать требования к вакантной должности (профессии, специальности) и определять критерии подбора персонала |
Вносить корректирующие сведения в требования к кандидатам на вакантные должности (профессии, специальности) |
Пользоваться поисковыми системами и информационными ресурсами для мониторинга рынка труда, гражданского и трудового законодательства Российской Федерации |
Консультировать по вопросам рынка труда в части обеспечения персоналом |
Соблюдать нормы этики делового общения |
Необходимые знания | Технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации |
Структура организации и вакантные должности (профессии, специальности) |
Порядок определения перспективной и текущей потребности в кадрах |
Источники обеспечения организации кадрами |
Организация работ на различных участках производства, организации, отрасли |
Общие тенденции на рынке труда и в отдельной отрасли, конкретной профессии (должности, специальности) |
Основы психологии и социологии труда |
Основы экономики, организации труда и управления |
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права |
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу |
Законодательство Российской Федерации о персональных данных |
Локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок подбора персонала |
Нормы этики делового общения |
Базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и особенности работы с ними |
Другие характеристики | - |
Трудовые действия | Поиск во внутренних и внешних источниках информации о кандидатах, соответствующей требованиям вакантной должности (профессии, специальности) |
Размещение сведений о вакантной должности (профессии, специальности) в средствах массовой информации |
Выбор способов и методов привлечения персонала в соответствии с утвержденными планами |
Проверка информации о кандидатах на вакантные должности (профессии, специальности) |
Проведение собеседований и встреч с кандидатами на вакантные должности (профессии, специальности) с обеспечением обратной связи |
Оценка соответствия кандидатов требованиям вакантной должности (профессии, специальности) |
Подготовка предложений по формированию бюджета на поиск, привлечение, подбор и отбор персонала |
Информирование и консультирование руководителей подразделений и организации по вопросам привлечения персонала с оценкой затрат |
Необходимые умения | Определять критерии поиска, привлечения, подбора и отбора персонала |
Собирать, анализировать и структурировать информацию о кандидатах и предложениях на рынке труда |
Пользоваться поисковыми системами и информационными ресурсами в области обеспечения персоналом |
Применять технологии и методики поиска, привлечения, подбора и отбора кандидатов на вакантные должности (профессии, специальности) в соответствие с их спецификой |
Использовать средства обеспечения персоналом, включая сопровождение |
Консультировать по вопросам привлечения персонала |
Составлять и контролировать статьи расходов на обеспечение персоналом для планирования бюджетов |
Соблюдать нормы этики делового общения |
Необходимые знания | Источники обеспечения организации кадрами |
Технологии и методики поиска, привлечения, подбора и отбора персонала |
Системы, методы и формы материального и нематериального стимулирования труда персонала |
Технологии и методы формирования и контроля бюджетов |
Технологии, методы и методики проведения анализа, систематизации документов и информации |
Структура организации и вакантные должности (профессии, специальности) |
Общие тенденции на рынке труда и в отдельных отраслях и видах профессиональной деятельности |
Основы психологии и социологии труда |
Основы экономики, организации труда и управления персоналом |
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права |
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу |
Основы налогового законодательства Российской Федерации |
Законодательство Российской Федерации о персональных данных |
Локальные акты организации, регулирующие порядок обеспечения персоналом |
Нормы этики делового общения |
Базовые основы информатики, построения информационных систем и особенности работы с ними |
Другие характеристики | - |
Трудовые действия | Анализ процессов документооборота, локальных документов по вопросам обеспечения персоналом |
Ведение информации о вакантных должностях (профессиях, специальностях) и кандидатах |
Документационное сопровождение кандидатов на этапах поиска, привлечения, подбора и отбора персонала на вакантные должности (профессии, специальности), информирование кандидатов о результатах отбора |
Подготовка запросов о кандидатах в государственные органы, в случаях предусмотренных действующим законодательством и обработка предоставленных сведений |
Подготовка и обработка уведомлений в государственные органы, профессиональные союзы и другие представительные органы работников по вопросам поиска, привлечения, подбора и отбора персонала |
Сопровождение договоров по обеспечению организации персоналом, включая предварительные процедуры по их заключению |
Необходимые умения | Обеспечивать документационное сопровождение выхода кандидата на работу и перемещения персонала |
Оформлять документы по вопросам обеспечения кадровыми ресурсами, необходимые для предоставления в государственные органы, профессиональные союзы и другие представительные органы работников |
Организовывать хранение документов в соответствии с требованиями трудового, архивного законодательства Российской Федерации и локальными актами организации |
Анализировать документы и переносить информацию в информационные системы и базы данных о кандидатах |
Работать с информационными системами и базами данных по вопросам обеспечения персоналом, ведению поиска и учета кандидатов на вакантные должности (профессии, специальности) |
Производить предварительные закупочные процедуры и оформлять сопутствующую документацию по заключению договоров |
Организовывать и проводить конкурсы, оформлять и анализировать конкурсную документацию |
Вести деловую переписку |
Соблюдать нормы этики делового общения |
Необходимые знания | Порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с поиском, привлечением, подбором и отбором персонала на вакантные должности |
Порядок формирования, ведения банка данных о персонале организации и предоставления отчетности |
Основы документооборота и документационного обеспечения |
Технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации |
Порядок проведения конкурсов и оформления конкурсной документации |
Порядок проведения закупочных процедур и оформления сопутствующей документации |
Структура организации и вакантные должности (профессии, специальности) |
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права |
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу |
Основы налогового законодательства Российской Федерации |
Законодательство Российской Федерации о персональных данных |
Локальные акты организации, регулирующие порядок подбора персонала |
Порядок заключения договоров (контрактов) |
Нормы этики делового общения |
Базовые основы информатики, построения информационных систем и особенности работы с ними |
Другие характеристики | - |
Трудовые действия | Анализ структуры, планов и вакантных должностей (профессий, специальностей) организации, особенностей организации работы на различных участках производства и конкретных рабочих местах |
Разработка плана оценки персонала в соответствии с целями организации |
Оценка динамики производительности, интенсивности и эффективности труда на рабочих местах |
Определение ресурсов, выбор средств и методов проведения оценки персонала |
Проведение оценки персонала в соответствии с планами организации |
Сопровождение договоров с организациями – исполнителями мероприятий по оценке персонала, включая предварительные процедуры по их заключению |
Консультирование персонала по вопросам оценки, включая оценку затрат |
Анализ результатов оценки персонала, подготовка рекомендаций руководству и персоналу |
Подготовка предложений по формированию бюджета по организации и проведению оценки персонала |
Необходимые умения | Определять параметры и критерии оценки персонала |
Определять и применять средства и методы проведения оценки персонала |
Выделять (определять) группы персонала для проведения оценки |
Определять интенсивность труда и зоны повышения эффективности персонала |
Определять мотивационные факторы проведения оценки персонала |
Составлять и контролировать статьи расходов на оценку персонала для планирования бюджетов |
Обеспечивать организационное сопровождение оценки персонала |
Обеспечивать сохранность конфиденциальной информации при проведении оценки персонала, |
Организовывать хранение документов в соответствии с требованиями трудового, архивного законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами организации |
Собирать, анализировать и структурировать информацию о предложениях по оценке персонала на рынке труда |
Производить предварительные закупочные процедуры и оформлять сопутствующую документацию по заключению договоров |
Определять условия для заключения договоров на услуги по проведению оценки персонала |
Систематизировать, обобщать и анализировать результаты оценки персонала |
Обеспечивать обратную связь по результатам проведенной оценки с персоналом и руководством |
Пользоваться поисковыми системами, информационными ресурсами и базами данных по проведению оценки персонала |
Разрабатывать рекомендации по развитию персонала на основе проведенной оценки |
Соблюдать нормы этики делового общения |
Необходимые знания | Технологии и методы определения профессиональных знаний, умений и компетенций |
Технологии и методы оценки личностных качеств и характеристик |
Системы, методы и формы материального и нематериального стимулирования труда персонала |
Технологии и методы формирования и контроля бюджетов |
Технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации |
Основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда |
Основы производственной деятельности организации |
Порядок проведения закупочных процедур и оформления сопутствующей документации |
Структура организации и вакантные должности (профессии, специальности) |
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права |
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу |
Законодательство Российской Федерации о персональных данных |
Локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок оценки персонала |
Порядок заключения договоров (контрактов) |
Нормы этики делового общения |
Базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и особенности работы с ними |
Другие характеристики | - |
Трудовые действия | Анализ структуры, планов и вакантных должностей (профессий, специальностей) организации, особенностей организации работы на различных участках производства и конкретных рабочих местах |
Разработка проектов документов, определяющих порядок аттестации персонала, с оценкой затрат |
Сопровождение процесса аттестации и работы аттестационной комиссии |
Подготовка предложений по формированию бюджета на организацию и проведение аттестации персонала |
Подготовка предложений о соответствии работника должности (профессии, специальности) по результатам аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Необходимые умения | Определять параметры и критерии аттестации персонала |
Определять и применять средства и методы аттестации |
Выделять группы персонала для проведения аттестации |
Обеспечивать документационное сопровождение аттестации персонала |
Составлять и контролировать статьи расходов на аттестацию персонала для планирования бюджетов |
Пользоваться информационными ресурсами и базами данных по проведению аттестации |
Вести учет и регистрацию документов в информационных системах и на материальных носителях |
Организовывать хранение документов в соответствии с требованиями трудового, архивного законодательства Российской Федерации и локальными документами организации |
Производить предварительные закупочные процедуры и оформлять сопутствующую документацию по заключению договоров |
Соблюдать нормы этики делового общения |
Необходимые знания | Порядок и технология проведения аттестации |
Технологии и методы определения и оценки профессиональных знаний, умений и компетенций |
Системы, методы и формы материального и нематериального стимулирования труда персонала |
Технологии и методы формирования и контроля бюджетов |
Технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации |
Основы производственной деятельности организации |
Основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда |
Порядок проведения закупочных процедур и оформления сопутствующей документации |
Структура организации и вакантные должности (профессии, специальности) |
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права |
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу |
Законодательство Российской Федерации о персональных данных |
Локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок оценки персонала |
Порядок заключения договоров (контрактов) |
Нормы этики делового общения |
Базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и особенности работы с ними |
Другие характеристики | - |
Трудовые действия | Анализ процессов документооборота, локальных документов по оценке и аттестации персонала |
Организационное сопровождение мероприятий по оценке персонала и его аттестации |
Оформление процесса и результатов аттестации персонала |
Информирование персонала о результатах оценки и аттестации |
Подготовка предложений по развитию персонала по результатам оценки |
Сопровождение договоров по оказанию консультационных и информационных услуг по оценке и аттестации персонала |
Необходимые умения | Обеспечивать документационное сопровождение оценки и аттестации персонала |
Оформлять документы по вопросам оценки и аттестации персонала, предоставляемые в государственные органы, профессиональные союзы и другие представительные органы работников |
Анализировать правила, процедуры и порядки проведения оценки и аттестации персонала |
Вести учет и регистрацию документов в информационных системах и на материальных носителях |
Организовывать хранение документов в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации и локальными актами организации |
Вести деловую переписку |
Работать с информационными системами и базами данных по вопросам проведения оценки и аттестации персонала, ведению учета кандидатов на вакантные должности (профессии, специальности) |
Анализировать документы и переносить информацию в информационные системы и базы данных |
Соблюдать нормы этики делового общения |
Необходимые знания | Наши рекомендации |