Специалист по управлению персоналом

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Специалист по управлению персоналом

Содержание

I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция «Документационное обеспечение работы с персоналом»
3.2. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по обеспечению персоналом»
3.3. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по оценке и аттестации персонала»
3.4. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по развитию персонала»
3.5. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по организации труда и оплаты персонала»
3.6. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по организации корпоративной социальной политики»
3.7. Обобщенная трудовая функция «Операционное управление персоналом и подразделением организации»
3.8. Обобщенная трудовая функция «Стратегическое управление персоналом организации»
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

I. Общие сведения

Управление персоналом организации   07.003
(наименование вида профессиональной деятельности)   Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Обеспечение эффективного функционирования системы управления персоналом для достижения целей организации

Группа занятий:

Руководители подразделений (служб) управления кадрами и трудовыми отношениями Специалисты по кадрам и профориентации
Специалисты кадровых служб и учреждений занятости - -
(код ОКЗ) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

78.30 Деятельность по подбору персонала прочая
(код ОКВЭД) (наименование вида экономической деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Обобщенная трудовая функция: Документационное обеспечение работы с персоналом

Наименование Документационное обеспечение работы с персоналом Код А Уровень квалификации
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
      Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий Специалист по кадровому делопроизводству Специалист по документационному обеспечению работы с персоналом Специалист по документационному обеспечению персонала Специалист по персоналу


Требования к образованию и обучению Среднее профессиональное образование – программа подготовки специалистов среднего звена Дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации
Требования к опыту практической работы -
Особые условия допуска к работе -
Другие характеристики -

Дополнительные характеристики

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ Специалисты по кадрам и профориентации
Специалисты кадровых служб и учреждений занятости
ЕКС - Специалист по кадрам
- Инспектор по кадрам
ОКПДТР Экономист по труду
Инспектор по кадрам

Трудовая функция

Наименование Ведение организационной и распорядительной документации по персоналу Код А/01.5 Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала      
      Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
               
Трудовые действия Обработка и анализ поступающей документации по персоналу
Разработка и оформление документации по персоналу (первичной, учетной, плановой, по социальному обеспечению, организационной, распорядительной)
Регистрация, учет и текущее хранение организационной и распорядительной документации по персоналу
Необходимые умения Разрабатывать проекты организационных и распорядительных документов по персоналу
Оформлять документы в соответствии с требованиями гражданского, трудового законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами организации
Вести учет и регистрацию документов в информационных системах и на материальных носителях
Организовывать хранение документов в соответствии с требованиями трудового, архивного законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами организации
Анализировать документы и переносить информацию в базы данных и отчеты
Выявлять ошибки, неточности, исправления и недостоверную информацию в документах, определять легитимность документов
Работать с информационными системами и базами данных по ведению учета, движению персонала
Соблюдать нормы этики делового общения
Необходимые знания Порядок оформления, ведения и хранения документов по персоналу
Порядок учета движения кадров и составления установленной отчетности
Основы документооборота и документационного обеспечения
Технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации
Порядок расчета стажа, льгот, компенсаций, оформления пенсий работникам
Структура организации
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу
Законодательство Российской Федерации о персональных данных
Локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок оформления распорядительных и организационных документов по персоналу
Нормы этики и делового общения
Базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и особенности работы с ними
Другие характеристики -

Трудовая функция



Наименование Ведение документации по учету и движению кадров Код А/02.5 Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
      Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия Подготовка проектов документов по процедурам управления персоналом, учету и движению персонала
Организация системы движения документов по персоналу
Сбор и проверка личных документов работников
Подготовка и оформление по запросу работников и должностных лиц копий, выписок из кадровых документов, справок, информации о стаже, льготах, гарантиях, компенсациях и иных сведений о работниках
Выдача работнику кадровых документов о его трудовой деятельности
Доведение до сведения персонала организационных, распорядительных и кадровых документов организации
Ведение учета рабочего времени работников
Регистрация, учет, оперативное хранение документов по персоналу, подготовка к сдаче их в архив
Необходимые умения Разрабатывать проекты кадровых документов
Оформлять кадровые документы в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами организации
Вести учет и регистрацию кадровых документов в информационных системах и на материальных носителях
Организовывать хранение кадровых документов в соответствии с требованиями трудового, архивного законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами организации
Анализировать кадровые документы и переносить информацию в базы данных и отчеты
Работать со специализированными информационными системами и базами данных по ведению учета и движению персонала
Разрабатывать план корректировок установленного порядка оформления документов по персоналу и реализовывать принятые изменения
Контролировать присутствие работников на рабочем месте
Соблюдать нормы этики делового общения
Необходимые знания Порядок оформления, ведения и хранения документов по персоналу
Порядок учета движения кадров и составления установленной отчетности
Порядок расчета стажа, льгот, компенсаций, оформления пенсий работникам
Структура организации
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу
Законодательство Российской Федерации о персональных данных
Технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации
Локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок оформления документов по персоналу
Основы документооборота и документационного обеспечения
Нормы этики делового общения
Базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и особенности работы с ними
Другие характеристики -

Трудовая функция

Наименование Администрирование процессов и документооборота по учету и движению кадров, представлению документов по персоналу в государственные органы Код А/03.5 Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
      Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия Организация документооборота по учету и движению кадров
Организация документооборота по представлению документов по персоналу в государственные органы
Постановка на учет организации в государственных органах
Подготовка по запросу государственных органов, профессиональных союзов и других представительных органов работников оригиналов, выписок, копий документов
Подготовка уведомлений, отчетной и статистической информации по персоналу
Подготовка информации о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации
Необходимые умения Оформлять учетные документы, предоставляемые в государственные органы, профессиональные союзы и другие представительные органы работников
Организовывать хранение документов в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами организации
Работать с информационными системами и базами данных по ведению учета и движению персонала
Работать с информационными системами и базами данных по ведению статистической и отчетной информации по персоналу
Анализировать правила, процедуры и порядок, регулирующие права и обязанности государственных органов и организации по вопросам обмена документацией по персоналу
Вести деловую переписку
Соблюдать нормы этики делового общения
Необходимые знания Технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации
Основы документооборота и документационного обеспечения
Структура организации
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие права и обязанности государственных органов, профессиональных союзов и других представительных органов работников по предоставлению учетной документации
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу
Законодательство Российской Федерации о персональных данных
Локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок ведения документации по учету и движению персонала
Нормы этики делового общения
Базовые основы информатики, построения информационных систем и особенности работы с ними
Другие характеристики -

Трудовая функция

Наименование Сбор информации о потребностях организации в персонале Код B/01.6 Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
      Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия Анализ планов, стратегии и структуры организации
Анализ особенностей организации работы и производства на конкретных рабочих местах
Анализ рынка труда по организации работы на аналогичном производстве и рабочих местах
Формирование требований к вакантной должности (профессии, специальности) и их коррекция
Анализ рынка труда и персонала организации по профилю вакантной должности (профессии, специальности)
Информирование и консультирование руководителей подразделений и организации по вопросам рынка труда в части обеспечения персоналом
Необходимые умения Собирать, анализировать и структурировать информацию об особенностях организации работ на различных участках производства и на конкретных рабочих местах с учетом целей, задач, планов и структуры организации
Собирать, анализировать и структурировать информацию об особенностях и возможностях кадрового потенциала организации
Собирать, анализировать и структурировать информацию об особенностях рынка труда, включая предложения от провайдеров услуг по поиску, привлечению, подбору и отбору персонала
Формировать требования к вакантной должности (профессии, специальности) и определять критерии подбора персонала
Вносить корректирующие сведения в требования к кандидатам на вакантные должности (профессии, специальности)
Пользоваться поисковыми системами и информационными ресурсами для мониторинга рынка труда, гражданского и трудового законодательства Российской Федерации
Консультировать по вопросам рынка труда в части обеспечения персоналом
Соблюдать нормы этики делового общения
Необходимые знания Технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации
Структура организации и вакантные должности (профессии, специальности)
Порядок определения перспективной и текущей потребности в кадрах
Источники обеспечения организации кадрами
Организация работ на различных участках производства, организации, отрасли
Общие тенденции на рынке труда и в отдельной отрасли, конкретной профессии (должности, специальности)
Основы психологии и социологии труда
Основы экономики, организации труда и управления
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу
Законодательство Российской Федерации о персональных данных
Локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок подбора персонала
Нормы этики делового общения
Базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и особенности работы с ними
Другие характеристики -

Трудовая функция

Наименование Поиск, привлечение, подбор и отбор персонала Код B/02.6 Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
      Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия Поиск во внутренних и внешних источниках информации о кандидатах, соответствующей требованиям вакантной должности (профессии, специальности)
Размещение сведений о вакантной должности (профессии, специальности) в средствах массовой информации
Выбор способов и методов привлечения персонала в соответствии с утвержденными планами
Проверка информации о кандидатах на вакантные должности (профессии, специальности)
Проведение собеседований и встреч с кандидатами на вакантные должности (профессии, специальности) с обеспечением обратной связи
Оценка соответствия кандидатов требованиям вакантной должности (профессии, специальности)
Подготовка предложений по формированию бюджета на поиск, привлечение, подбор и отбор персонала
Информирование и консультирование руководителей подразделений и организации по вопросам привлечения персонала с оценкой затрат
Необходимые умения Определять критерии поиска, привлечения, подбора и отбора персонала
Собирать, анализировать и структурировать информацию о кандидатах и предложениях на рынке труда
Пользоваться поисковыми системами и информационными ресурсами в области обеспечения персоналом
Применять технологии и методики поиска, привлечения, подбора и отбора кандидатов на вакантные должности (профессии, специальности) в соответствие с их спецификой
Использовать средства обеспечения персоналом, включая сопровождение
Консультировать по вопросам привлечения персонала
Составлять и контролировать статьи расходов на обеспечение персоналом для планирования бюджетов
Соблюдать нормы этики делового общения
Необходимые знания Источники обеспечения организации кадрами
Технологии и методики поиска, привлечения, подбора и отбора персонала
Системы, методы и формы материального и нематериального стимулирования труда персонала
Технологии и методы формирования и контроля бюджетов
Технологии, методы и методики проведения анализа, систематизации документов и информации
Структура организации и вакантные должности (профессии, специальности)
Общие тенденции на рынке труда и в отдельных отраслях и видах профессиональной деятельности
Основы психологии и социологии труда
Основы экономики, организации труда и управления персоналом
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу
Основы налогового законодательства Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации о персональных данных
Локальные акты организации, регулирующие порядок обеспечения персоналом
Нормы этики делового общения
Базовые основы информатики, построения информационных систем и особенности работы с ними
Другие характеристики -

Трудовая функция

Наименование Администрирование процессов и документооборота обеспечения персоналом Код В/03.6 Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
      Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия Анализ процессов документооборота, локальных документов по вопросам обеспечения персоналом
Ведение информации о вакантных должностях (профессиях, специальностях) и кандидатах
Документационное сопровождение кандидатов на этапах поиска, привлечения, подбора и отбора персонала на вакантные должности (профессии, специальности), информирование кандидатов о результатах отбора
Подготовка запросов о кандидатах в государственные органы, в случаях предусмотренных действующим законодательством и обработка предоставленных сведений
Подготовка и обработка уведомлений в государственные органы, профессиональные союзы и другие представительные органы работников по вопросам поиска, привлечения, подбора и отбора персонала
Сопровождение договоров по обеспечению организации персоналом, включая предварительные процедуры по их заключению
Необходимые умения Обеспечивать документационное сопровождение выхода кандидата на работу и перемещения персонала
Оформлять документы по вопросам обеспечения кадровыми ресурсами, необходимые для предоставления в государственные органы, профессиональные союзы и другие представительные органы работников
Организовывать хранение документов в соответствии с требованиями трудового, архивного законодательства Российской Федерации и локальными актами организации
Анализировать документы и переносить информацию в информационные системы и базы данных о кандидатах
Работать с информационными системами и базами данных по вопросам обеспечения персоналом, ведению поиска и учета кандидатов на вакантные должности (профессии, специальности)
Производить предварительные закупочные процедуры и оформлять сопутствующую документацию по заключению договоров
Организовывать и проводить конкурсы, оформлять и анализировать конкурсную документацию
Вести деловую переписку
Соблюдать нормы этики делового общения
Необходимые знания Порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с поиском, привлечением, подбором и отбором персонала на вакантные должности
Порядок формирования, ведения банка данных о персонале организации и предоставления отчетности
Основы документооборота и документационного обеспечения
Технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации
Порядок проведения конкурсов и оформления конкурсной документации
Порядок проведения закупочных процедур и оформления сопутствующей документации
Структура организации и вакантные должности (профессии, специальности)
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу
Основы налогового законодательства Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации о персональных данных
Локальные акты организации, регулирующие порядок подбора персонала
Порядок заключения договоров (контрактов)
Нормы этики делового общения
Базовые основы информатики, построения информационных систем и особенности работы с ними
Другие характеристики -

Трудовая функция

Наименование Организация и проведение оценки персонала Код C/01.6 Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
      Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия     Анализ структуры, планов и вакантных должностей (профессий, специальностей) организации, особенностей организации работы на различных участках производства и конкретных рабочих местах
Разработка плана оценки персонала в соответствии с целями организации
Оценка динамики производительности, интенсивности и эффективности труда на рабочих местах
Определение ресурсов, выбор средств и методов проведения оценки персонала
Проведение оценки персонала в соответствии с планами организации
Сопровождение договоров с организациями – исполнителями мероприятий по оценке персонала, включая предварительные процедуры по их заключению
Консультирование персонала по вопросам оценки, включая оценку затрат
Анализ результатов оценки персонала, подготовка рекомендаций руководству и персоналу
Подготовка предложений по формированию бюджета по организации и проведению оценки персонала
Необходимые умения Определять параметры и критерии оценки персонала
Определять и применять средства и методы проведения оценки персонала
Выделять (определять) группы персонала для проведения оценки
Определять интенсивность труда и зоны повышения эффективности персонала
Определять мотивационные факторы проведения оценки персонала
Составлять и контролировать статьи расходов на оценку персонала для планирования бюджетов
Обеспечивать организационное сопровождение оценки персонала
Обеспечивать сохранность конфиденциальной информации при проведении оценки персонала,
Организовывать хранение документов в соответствии с требованиями трудового, архивного законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами организации
Собирать, анализировать и структурировать информацию о предложениях по оценке персонала на рынке труда
Производить предварительные закупочные процедуры и оформлять сопутствующую документацию по заключению договоров
Определять условия для заключения договоров на услуги по проведению оценки персонала
Систематизировать, обобщать и анализировать результаты оценки персонала
Обеспечивать обратную связь по результатам проведенной оценки с персоналом и руководством
Пользоваться поисковыми системами, информационными ресурсами и базами данных по проведению оценки персонала
Разрабатывать рекомендации по развитию персонала на основе проведенной оценки
Соблюдать нормы этики делового общения
Необходимые знания   Технологии и методы определения профессиональных знаний, умений и компетенций
Технологии и методы оценки личностных качеств и характеристик
Системы, методы и формы материального и нематериального стимулирования труда персонала
Технологии и методы формирования и контроля бюджетов
Технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации
Основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда
Основы производственной деятельности организации
Порядок проведения закупочных процедур и оформления сопутствующей документации
Структура организации и вакантные должности (профессии, специальности)
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу
Законодательство Российской Федерации о персональных данных
Локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок оценки персонала
Порядок заключения договоров (контрактов)
Нормы этики делового общения
Базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и особенности работы с ними
Другие характеристики -

Трудовая функция

Наименование Организация и проведение аттестации персонала Код C/02.6 Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
      Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия Анализ структуры, планов и вакантных должностей (профессий, специальностей) организации, особенностей организации работы на различных участках производства и конкретных рабочих местах
Разработка проектов документов, определяющих порядок аттестации персонала, с оценкой затрат
Сопровождение процесса аттестации и работы аттестационной комиссии
Подготовка предложений по формированию бюджета на организацию и проведение аттестации персонала
Подготовка предложений о соответствии работника должности (профессии, специальности) по результатам аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации
Необходимые умения Определять параметры и критерии аттестации персонала
Определять и применять средства и методы аттестации
Выделять группы персонала для проведения аттестации
Обеспечивать документационное сопровождение аттестации персонала
Составлять и контролировать статьи расходов на аттестацию персонала для планирования бюджетов
Пользоваться информационными ресурсами и базами данных по проведению аттестации
Вести учет и регистрацию документов в информационных системах и на материальных носителях
Организовывать хранение документов в соответствии с требованиями трудового, архивного законодательства Российской Федерации и локальными документами организации
Производить предварительные закупочные процедуры и оформлять сопутствующую документацию по заключению договоров
Соблюдать нормы этики делового общения
Необходимые знания Порядок и технология проведения аттестации
Технологии и методы определения и оценки профессиональных знаний, умений и компетенций
Системы, методы и формы материального и нематериального стимулирования труда персонала
Технологии и методы формирования и контроля бюджетов
Технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации
Основы производственной деятельности организации
Основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда
Порядок проведения закупочных процедур и оформления сопутствующей документации
Структура организации и вакантные должности (профессии, специальности)
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу
Законодательство Российской Федерации о персональных данных
Локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок оценки персонала
Порядок заключения договоров (контрактов)
Нормы этики делового общения
Базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и особенности работы с ними
Другие характеристики -

Трудовая функция

Наименование Администрирование процессов и документооборота при проведении оценки и аттестации персонала Код C/03.6 Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
      Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия Анализ процессов документооборота, локальных документов по оценке и аттестации персонала
Организационное сопровождение мероприятий по оценке персонала и его аттестации
Оформление процесса и результатов аттестации персонала
Информирование персонала о результатах оценки и аттестации
Подготовка предложений по развитию персонала по результатам оценки
Сопровождение договоров по оказанию консультационных и информационных услуг по оценке и аттестации персонала
Необходимые умения Обеспечивать документационное сопровождение оценки и аттестации персонала
Оформлять документы по вопросам оценки и аттестации персонала, предоставляемые в государственные органы, профессиональные союзы и другие представительные органы работников
Анализировать правила, процедуры и порядки проведения оценки и аттестации персонала
Вести учет и регистрацию документов в информационных системах и на материальных носителях
Организовывать хранение документов в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации и локальными актами организации
Вести деловую переписку
Работать с информационными системами и базами данных по вопросам проведения оценки и аттестации персонала, ведению учета кандидатов на вакантные должности (профессии, специальности)
Анализировать документы и переносить информацию в информационные системы и базы данных
Соблюдать нормы этики делового общения
Необходимые знания

Наши рекомендации