Семинарские и практические занятия.

Общие рекомендации.

Семинарские и практические занятия по курсу «Гражданское право» являются самостоятельными формами учебных занятий студентов.

Целью семинарского занятия является развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов.

Задачами семинарского занятия являются:

1. Закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответствующей учебной дисциплине.

2. Формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем.

3. Совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений.

4. Демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической подготовки.

5. Формирование навыков самостоятельной работы с литературой.

Студенты должны знать и стремиться быть активными на семинаре, для чего должно быть постоянное присутствие на нем элементов дискуссии, живого диалога преподавателя с обучаемыми и между обучаемыми.

После прослушивания лекции или самостоятельного изучения литературы по заданной теме, обучаемые начинают подготовку к семинару в соответствии с его планом. Работа студентов по подготовке к семинару обычно осуществляется в следующей последовательности. Вначале уясняется тема и содержание учебных вопросов. Затем студент подбирает, просматривает и изучает литературу. Перед просмотром литературы на каждый учебный вопрос заготавливается карточка, озаглавленная наименованием вопроса, на которой записываются относящиеся к нему источники информации.

Цель изучения литературы состоит в том, чтобы сформировать собственное суждение по данному вопросу, определить структуру и содержание ответов (реферата). В зависимости от требований плана семинара, сложности вопроса и уровня подготовки студента результат изучения литературы может быть оформлен в виде плана ответа, тезисов ответа или полного текста доклада. При недостаточном опыте выступлений на семинарах, студентам полезно перед занятием воспроизвести свое выступление в устной форме.

Разработанные методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий представляют собой перечень теоретических вопросов, необходимых для изучения конкретной темы, сопровождаются списком основной и дополнительной литературы, нормативно-правовых актов, в них указаны рекомендуемые темы докладов. Рекомендации предполагают решение практических задач и завершаются вопросами для самопроверки.

Рассмотрение теоретических вопросов на семинарском занятии может осуществляться по докладной системе, в виде диспутов в учебных группах или в иной форме по усмотрению преподавателя, при этом основная часть ответа на занятии представляет собой самостоятельное изложение обучаемым изученного материала.

Основная задача проведения практических занятий – научить студентов понимать смысл законов, иных правовых актов и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям. Данная задача достигается путем решения практических задач, разбора ситуаций, возникающих в судебной, арбитражной практике. При решении задач обучаемые, руководствуясь нормативными актами и практикой их применения, должны проанализировать фабулу дела, определить юридическое значение фактических обстоятельств дела, освободить условия задачи от несущественных элементов, выявить круг основных правовых проблем, поставленных в ней; дать юридическую оценку характеру прав и обязанностей участников исследуемой ситуации; сделать вывод об обоснованности их требований или возражений; сформулировать ответы на поставленные вопросы с указанием ссылок на конкретные правовые нормы.

Преподаватель может предложить какие-либо иные варианты условий задачи с целью проверки умения обучаемых оперативно предлагать решение с учетом новых обстоятельств. Условия некоторых задач позволяют предложить несколько вариантов решения.

На практических студенты должны научиться логично излагать существо решения задачи, используя при этом юридическую лексику, отстаивать свою точку зрения, обучаясь грамотному и корректному ведению юридических дискуссий.

Завершают каждую тему вопросы для самопроверки, которые могут быть предложены для обдумывания и обсуждения на самостоятельной работе или в процессе домашней подготовки. Вопросы для самопроверки подготовлены с учетом проблем, существующих в теории гражданского права, а также в практике применения гражданского с целью закрепления знаний, полученных в процессе лекционных, семинарских, практических занятий.

Необходимый для выполнения заданий нормативный материал и юридическая литература приведены в настоящих рекомендациях. При этом следует учитывать, что данный перечень носит примерный характер и может не учитывать новейшие нормативные акты и последние публикации по гражданскому праву, поэтому преподаватель, ведущий занятия, может рекомендовать обучаемым и иной перечень нормативных и литературных источников, с учетом произошедших изменений.

По завершении изучения учебной дисциплины, в 6-м семестре проводится деловая игра.

СОДЕРЖАНИЕ

Наши рекомендации