Управление в области использования и охраны земель
1.Понятие и общая характеристика управления в области использования и охраны земель. Виды и методы управления в сфере использования и охраны земель.
2.Разграничение полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в области использования и охраны земель.
3.Система и полномочия органов, осуществляющих управление в области использования и охраны земель.
4.Общая характеристика функций управления в области использования и охраны земель:
а) государственный мониторинг земель (понятие, задачи и порядок осуществления);
б) государственный кадастр объектов недвижимости;
в) установление и изменение целевого назначения земель. Понятие целевого назначения земель и разрешенного использования земельных участков. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.
г) землеустройство (понятие, виды землеустроительных работ, организация и порядок проведения землеустройства. Землеустроительная документация).
д) государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль.
Контрольные вопросы
1.Дайте понятие управлению в области использования и охраны земель.
2.Назовите виды и методы управления в сфере использования и охраны земель.
3.Какова система и полномочия федеральных государственных уполномоченных органов исполнительной власти в области использования и охраны земель?
4. Какова система и полномочия государственных органов исполнительной власти субъектов РФ в области использования и охраны земель?
5. Какова система и полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны земель?
6.Выделите функции управления в области использования и охраны земель.
7.Что такое мониторинг земель и каково его содержание?
8.Что такое государственный кадастр объектов недвижимости?
9.Назовите разделы государственного кадастра недвижимости.
10. Что такое государственный кадастровый учет земельных участков ?
11.Каков порядок ведения государственного кадастра недвижимости
и порядок кадастрового учета земельных участков ?
12. Что такое кадастровая деятельность?
13.Охарактеризуйте землеустройство, его виды и порядок проведения.
14.Каков порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую?
15.Назовите основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
16.Какие органы осуществляют государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль?
17.Как разграничены полномочия органов, осуществляющих государственный земельный надзор?
Задачи:
№ 1
Главой администрации Павловского района Воронежской области на основании положительного заключения Комитета по имущественным и земельным отношениям принято постановление об изменении целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения ООО «Ветер» на земельном участке площадью 15 га (в том числе: пашни – 5 га, пастбищ – 4 га, под постройками – 6 га) под земли промышленности.
1.Каков порядок изменения целевого назначения земель?
2.Какие ограничения на изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения устанавливает действующее земельное законодательство?
3. Вправе ли глава администрации Павловского района изменять целевое назначение данных земель?
№ 2
Кириллов – собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения обратился с иском в суд о признании незаконным постановления областной администрации о переводе его земельного участка в категорию земель лесного фонда, поскольку перевод произведен без его согласия и без правовых оснований для перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
1.Какие документы необходимы для перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую?
2.Назовите основания для отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую.
3.Подлежат ли удовлетворению исковые требования?
№ 3
ОАО «Пермтрансгазстрой» обратилось в Пермский областной арбитражный суд с иском о признании недействительными протокола и постановления комиссии по контролю за использованием и охраной земель Росреестра Пермского края о наложении на ОАО штрафа за самовольное занятие земельного участка, уничтожение плодородного слоя почвы и межевых знаков.
1.Какие органы осуществляют государственный надзор за использованием и охраной земель?
2.Каковы функции и полномочия этих органов в области государственного надзора за охраной земель?
3.Какая предусмотрена ответственность за указанные нарушения земельного законодательства?
№ 4
Гражданин Иванов обратился в одно из территориальных подразделений Росреестра с заявлением об уточнении кадастровых характеристик земельного участка, который предлагается взять в долгосрочную аренду на основании инвестиционного контракта. Ему было отказано в получении данной информации со ссылкой на ограниченность доступа к сведениям государственного кадастра объектов недвижимости.
1.Какой порядок предоставления сведений государственного кадастра недвижимости предусмотрен действующим законодательством?
2. Правомерен ли отказ в получении информации по указанным основаниям?
№ 5
Кадастровый инженер, выполняющий кадастровые работы для оформления права на земельный участок, не стал согласовывать границы земельных участков с лицами, обладающими смежными земельными участками, поскольку их права зарегистрированы в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Правообладатели смежных земельных участков решили, что их права нарушены, и обжаловали действия кадастрового инженера.
1.В какие органы могут быть обжалованы действия кадастрового инженера?
2.Законны ли требования лиц, обладающих смежными земельными участками?
3.Каков порядок согласования местоположения границ земельного участка?
№ 6
На основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Воронежской области по использованию и охране земель от 12.09.2011 с целью установления достоверности фактов, содержащихся в обращении Волкова от 30.08.2011 о создании ТСЖ "Ипподромное" препятствия въезду машин скорой медицинской помощи, службы пожарной охраны, газовой и других специальных служб на территорию многоквартирного дома жилого дома N 2 по ул. Ипподромная г. Воронежа путем монтажа шлагбаумов, перекрытия проезда к подъездам дома N 2 по ул. Ипподромная и прилегающей территории, создания угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведена 26-27.09.2011 проверка соблюдения ТСЖ "Ипподромное" земельного законодательства и требований охраны и использования земель, предусмотренных статьями 25, 26, 42 Земельного кодекса РФ. Проверка проведена с согласия органа прокуратуры.
По результатам проверки составлен акт от 27.09.2011, изготовлены фототаблицы, схематический чертеж земельного участка, прилегающего к дому 2в по ул. Ипподромная г. Воронежа и установлено, что ТСЖ "Ипподромное" самовольно установило шлагбаумы и контрольно-пропускной пункт (КПП) на земельном участке, площадью 7, 8 кв. м, прилегающем к дому 2в по ул. Ипподромная г. Воронежа,.
Также установлено, что установив за пределами дворовой территории домов 2а, 2б, 2в по ул. Ипподромная г. Воронежа шлагбаум, ТСЖ "Ипподромное" ограничило въезд ко всем трем домам, в том числе затруднило проезд служебных машин (скорой помощи и других), что может повлечь угрозу жизни и здоровью граждан.
Административным органом 13.10.2011 вынесено постановление по делу N 219 о назначении административного наказания ТСЖ "Ипподромное" в виде штрафа в сумме 10 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Неоднократно выносились предписания об устранении нарушения земельного законодательства (13.10.2011, 14.03.2012).
Сотрудниками Управления Росреестра 08.11.2012 проведена внеплановая выездная проверка исполнения (неисполнения) ТСЖ "Ипподромное" ранее выданного предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 26.06.2012 на земельном участке, прилегающем к участку N 2 "в" по ул. Ипподромное г. Воронежа.
В результате проверки установлено, что ранее допущенное нарушение земельного законодательства РФ, выразившееся в самовольном занятии земельного участка по указанному адресу, общей площадью 7, 8 кв. м, в срок до 25.10.2012 не устранено. Правоустанавливающие документы на земельные участки общей площадью 7,8 кв. м в ходе проведения проверки не представлены.
Доказательств законности владения указанными земельными участками и установления шлагбаумов на них, каких-либо правоустанавливающих документов на землю ТСЖ не представлено.
Государственный инспектор Воронежской области по использованию и охране земель, на основании статьи 71 Земельного кодекса РФ, подпункта "в" пункта 9 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689, вынесла 08.11.2012 предписание, обязав ТСЖ "Ипподромное" устранить допущенное нарушение: оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на земельные участки общей площадью 7,8 кв. м либо освободить земельные участки в срок до 20.03.2013.
Не согласившись с данным предписанием, Товарищество обратилось в суд с заявлением к Отделу государственного земельного контроля Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании недействительным предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 08.11.2012. ТСЖсчитает, что исполнить предписание ему не представляется возможным. Указывает на то, что может представлять интересы собственников лишь по их поручению, а Общее собрание собственников помещений поручений по формированию земельного участка, на котором расположен дом, не давало. ТСЖ полагает, что исполнение предписания повлечет за собой нарушение прав третьих лиц, граждан, которым принадлежат шлагбаумы и КПП. Уставом же ТСЖ "Ипподромное", утвержденным решением общего собрания от 16.09.2007, предусмотрено, что товарищество может от своего имени совершать любые сделки, не противоречащие законодательству и уставу, представлять общие интересы Собственников и Товарищей в государственных органах власти, органах местного самоуправления, а также перед иными лицами, действуя при этом от имени и за счет товарищей и являясь при этом посредником, действующим по поручению Товарищей.
1.При каких условиях граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц?
2.Какие меры принимают должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки?
3.Каков порядок оформления прав на земельные участки под многоквартирными жилыми домами?
4.Подлежат ли удовлетворению заявленные требования?
Нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ и от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)// СЗ РФ. – 2009. - №4. – Ст. 445; 2014.-N 9.-Ст. 851.
О Правительстве РФ: Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ// СЗ РФ.- 1997.- №51.- Ст.5712
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ// СЗ РФ.- 1999.- №42.- Ст.5005.
Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // СЗ РФ.-1994.-№ 32.-Ст.3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая от 26 января 1996г. №14-ФЗ// СЗ РФ.- 1996.-№5.-Ст.410
Гражданский кодекс Российской Федерации: часть третья от 26 ноября 2001 №146-ФЗ // СЗ РФ.-2001.-№49.-Ст.4552
Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. №136-ФЗ // СЗ РФ.-2001.-№44.-Ст.4147.
О введении в действие Земельного кодекса РФ: Федеральный закон от 25 октября 2001г. №137-ФЗ // СЗ РФ.-2001.-№44.-Ст.4148
О землеустройстве: Федеральный закон от 18 июня 2001г. №78-ФЗ // СЗ РФ.-2001.-№26-Ст.2582.
Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 6 октября 2003 №131-ФЗ//СЗ РФ.-2003.-№40.-Ст.3822
О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: Федеральный закон от 21 декабря 2004г. №172-ФЗ // СЗ РФ.-2004.-№52(ч.1).-Ст.5276.
О государственном кадастре недвижимости: Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ //СЗ РФ.- 2007.-N 31.-Ст. 4017.
О содействии развитию жилищного строительства: Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ//СЗ РФ.-2008.- N 30 (ч. 2).-Ст. 3617.
О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области: Закон Воронежской области от 17.10.2012 N 111-ОЗ//Собрание законодательства Воронежской области.-2012.- N 29.-Ст. 941
О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636//СЗ РФ.- 2012.-N 22.-Ст. 2754.
Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре: Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1//СЗ РФ.-2015.-№.-Ст.
Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства: Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 N 688// СЗ РФ.-2009.-N 35.-Ст. 4240
О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии: Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457//СЗ РФ.- 2009.- N 25.-Ст. 3052.
Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы): Распоряжение Правительства РФ от 28.06.2013 N 1101-р//СЗ РФ.-2013.-N 27.-Ст. 3634
Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства: Приказ Минэкономразвития РФ от 03.06.2011 N 267//Российская газета.-.2011.-22 июля.
Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов: Приказ Минсельхоза России от 30.01.2012 N 96//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.-2012.-№47.
Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора: Приказ Минприроды России от 29.06.2012 N 191//Российская газета.-2013.-23 января.
О порядке организации и осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории городского округа город Воронеж: Решение Воронежской городской Думы от 23.12.2011 N 674-III//Воронежский курьер.-2012.-12 января.
Об утверждении Административного регламента администрации городского округа город Воронеж осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования городской округ город Воронеж: Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 07.08.2012 N 672//Берег.-2012.-16 августа
Литература
Аверьянова Н.Н. Деятельность органов государственной власти в сфере кадастрового учета земельных участков/Н.Н.Аверина // Государственная власть и местное самоуправление. -2013. -N 9. -С. 39 - 42.
Анисимов А.П., Рыженков А.Я. Земельная функция современного государства: монография./А.П.Анисимов,А.Я.Рыженков -М.: Новый индекс, 2012. -192 с.
Афонина А.В., Бирюкова (Цисс) Т.А. Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"(постатейный)/ Афонина А.В., Бирюкова (Цисс) Т.А. //
Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2013.
Балкаров А.Б. Проблемы перевода земель из одной категории в другую: теоретические и правоприменительные аспекты/А.Б.Балкаров // Юрист. -2012. -N 3. -С. 8 - 13.
Бандорин Л.Е. Проблемы выбора вида разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий/Л.Е.Бандорин // Экологическое право. -2011. -N 3. -С. 12 - 18.
Быковский В.К. Актуальные проблемы перевода земель лесного фонда в земли других категорий/В.К.Быковский // Юрист. -2013. -N 2. -С. 20 - 22.
Ващенко Ю.С. Юридическая конструкция кадастрового учета и организация кадастровой деятельности/Ю.С.Ващенко // Журнал российского права. -2011. -N 7. -С. 31 - 37.
Варламов А.А., Гатауллина Л.А. Проблемы развития кадастровых систем в Российской Федерации/А.А.Варламов,Л.А.Гатауллина // Имущественные отношения в Российской Федерации. -2013. -N 11. -С. 72 - 86.
Варушкин Н.А. Nudum jus на распоряжение ранее учтенных земельных участков/Н.А.Варушкин // Право и экономика. -2014. -N 2. -С. 60 - 62.
Винокуров А.Ю. Государственный земельный надзор: проблемы правового регулирования/А.Ю.Винокуров // Правовые вопросы недвижимости. -2013. -N 1. -С. 2 - 4.
Воронцова О.В. Юридическая ответственность за порчу земли/О.В.Воронцова / Отв. ред. О.Л. Дубовик. -Сыктывкар: КРАСГИУ, 2012. -175 с.
Жаркова О.А. Кадастровый учет объектов недвижимости/О.А.Жаркова // Вестник ВАС РФ. -2014. -N 2. -С. 62 - 75.
Елисеев И.Н. Особенности рассмотрения споров о границах земельных участков/И.Н.Елисеев // Вестник ВАС РФ. -2013. -N 9.- С. 21 - 39
Епифанов О.Д. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в системе реализации государственных функций и государственных услуг в сфере государственной регистрации, кадастрового учета и картографии/О.Д.Епифанов // Новый юридический журнал. -2012. -N 1. -С. 145 - 157.
Завьялов А.А., Маркварт Э. Земельные отношения в системе местного самоуправления./А.А.Завьялов,Э.Маркварт.- М.: Статут, 2011. -256 с.
Иванова Е.Н. Вопросы государственного кадастрового учета земель особо охраняемых природных территорий/ Е.Н. Иванова // Журнал российского права. -2010. -N 12. -С. 110 - 116.
Калугина О.В. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства в Российской Федерации/О.В.Калугина // Административное и муниципальное право. -2012. -N 12. -С. 5 - 16.
Липски С.А. Правовое регулирование кадастровых отношений в постсоветской России: тенденции, проблемы, пути их решения/С.А.Липски // Нотариус. -2013. -N 6. -С. 20 - 25.
Нуприенкова А.В. Землеустройство вчера и сегодня/А.В.Нуприенкова // Имущественные отношения в Российской Федерации. -2013. -N 2. -С. 88 - 94.
Пашова М.С. Правовое регулирование государственного кадастрового учета земельных участков (по состоянию на 1 декабря 2009 года)/М.С.Пашова // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 2009.
Прусакова В.А. Проблемы состояния современной системы государственного учета объектов недвижимости в Российской Федерации/В.А.Прусакова // Правовые вопросы связи. -2010. -N 1. -С. 13 - 17.
Русин С.Н. Экологическая функция государства. Детерминанта развития/С.Н.Русин // Экологическое право. -2012. -N 6. -С. 9 - 14.
Савенко Г.В. Правовой режим земельного участка: от идеальных конструкций к практике/Г.В.Савенко // Право и экономика. -2014. -N 1. -С. 72 - 79.
Савенко Г. Кадастровая деятельность и учет: взгляд юриста и кадастрового инженера/Г.В.Савенко // ЭЖ-Юрист. -2013. -N 46. -С. 11.
Трошина С.М. Организованная преступность и межевание земель/С.М.Трошина // Законодательство и экономика. -2013. -N 10.
Сапожников П.М., Столбовой В.С. Методология создания информационного ресурса для целей оценки, контроля и мониторинга состояния земель сельскохозяйственного назначения/ П.М Сапожников, В.С. Столбовой // Имущественные отношения в Российской Федерации. -2012. -N 10. -С. 82 - 91.
Толстых М. Споры о наложении границ земельных участков/М.Толстых // Жилищное право. -2013. -N 7. -С. 45 - 70.
Чикильдина А.Ю. Проблемы кадастрового учета земельных участков под линейными объектами/ А.Ю. Чикильдина // Законы России: опыт, анализ, практика. -2011. -N 2. -С. 23 - 29.
Шишкин М.И., Кодолова А.В. Некоторые вопросы осуществления кадастрового учета объектов недвижимости/ М.И. Шишкин, А.В. Кодолова // Законы России: опыт, анализ, практика. -2011. -N 2. -С. 10 - 12.
Шугрина Е.С. Соотношение понятий "муниципальное образование", "административно-территориальная единица", "населенный пункт"/Е.С.Шугрина // Городское управление. -2013. -N 1. -С. 30 - 43.
Ялбулганов А.А. Правовые основы землеустройства в механизме рационального использования земель // Реформы и право. 2013. N 1. С. 11 - 18.
Волков С.Н., Боголюбов С.А., Липски С.А. Экспертиза и надзор - важные и необходимые звенья землеустройства/ С.Н. Волков, С.А.Боголюбов, С.А.Липски // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. -2013. -N 2. -С. 18 - 24.
Тема 10.
Правовая охрана земель
1.Понятие правовой охраны земель и ее цели.
2.Виды негативного воздействия на земли. Мероприятия по предотвращению негативного воздействия на земли.
3. Понятие, виды мелиорации и порядок ее проведения.
4.Правовое регулирование рекультивации, снятии и сохранении плодородия слоя почвы.
5.Правовое регулирование консервации деградированных и иных земель. Правовое регулирование консервации земель с изъятием их из оборота.
6.Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению.
Контрольные вопросы
1.Дайте понятие правовой охраны земель.
2.Назовите цели правовой охраны земель.
3.Какие субъекты осуществляют охрану земель?
4.Какие мероприятия составляют содержание охраны земель? Зависят ли землеохранные мероприятия от категории земель и субъектов, осуществляющих использование земель?
5.Какова роль государства в обеспечении рационального использования и охраны земель?
6.Что такое мелиорация земель? Назовите виды мелиорации земель и раскройте их содержание.
8.Каков порядок проведения рекультивации земель?
9.Что такое консервация земель? В каких случаях она осуществляется? Каковы ее правовые последствия?
Задачи:
№ 1.
15 марта 2013 года на земельном участке площадью около 0,2 га, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения и расположенного в муниципальном районе Бобровский Воронежской области в границах землепользования ООО "Бариновское" из-за разгерметизации напорного нефтепровода произошел розлив нефтесодержащей жидкости, в результате чего произошло засоление и загрязнение нефтепродуктами плодородного слоя почвы.
В ходе расследования, которое проводилось сотрудниками управления Ростехнадзора по Воронежской области, установлено, что розлив жидкости произошел из-за внутренней коррозии на напорном нефтепроводе.
Управлением вынесено постановление от 15.05.2013, которым общество признано виновным в административном правонарушении по части 2 статьи 8.6, части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также обществу выдано предупреждение от 07.06.2013, которым на него возложена обязанность по выполнению рекультивации засоленных и загрязненных нефтесодержащей жидкостью земель на земельном участке площадью около 0,2 га до 30.09.2013.
Полагая, что работы по рекультивации земельного участка невозможно провести в установленные сроки, заявитель обратился в арбитражный суд.
Обратившись в суд с требованием о признании недействительным предупреждения от 07.06.2013, заявитель каких-либо мероприятий по рекультивации земельного участка не производил, проект рекультивации этого участка не заказывал, что явилось основанием для отказа судами заявленных требований.
Не согласившись со сроками, установленными административным органом в оспариваемом предписании, заявитель обжаловал решение суда. Он считает, что сроки и порядок проведения рекультивации нарушенных земель может устанавливаться только проектом рекультивации земель. При рассмотрении дела заявитель не представил проект рекультивации.
1.Дайте понятие рекультивации земель.
2. Каков порядок рекультивации земель?
3.Проанализируйте компетенцию Ростехнадзора.
4.Решите дело.
№ 2
Управление Россельхознадзора провело внеплановую проверку предприятия на предмет соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что на земельном участке категории сельскохозяйственного назначения 0,2 га произошла порча земель. На начальном этапе проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, верхний плодородный слой почвы не был снят и складирован в специально отведенном для этого месте, а был перемешан с грунтом, т.е. уничтожен. Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки от 03.09.2014 и протоколе об административном правонарушении от 13.10.2014.
Постановлением управления от 20.11.2014 общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса об административных правонарушениях в виде 30 тыс. рублей штрафа.
Предприятие обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление. Заявитель указывает на несогласие с выводом о наличии в его действиях состава правонарушения, считает что отсутствует его вина в совершении вменяемого правонарушения
Кроме того, предприятие ссылается на пропуск административным органом срока давности привлечения его к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
1.Каковы правила использования земель, установленные действующим законодательством?
2.Какие противоправные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.6КоАП РФ?
3.Как разграничиваются составы правонарушений, установленные ст.8.6 КоАП РФ и ст.254 УК РФ?
4.Каков срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды?
5.Решите дело.
№3
ОАО "Верево" обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «Орловская нива» о признании права собственности на гидротехнические сооружения, ссылаясь на то, что спорные сооружения являются объектами недвижимости, в составе мелиоративной системы принадлежали его правопредшественнику - корпорации и переданы истцу при ее реорганизации.
Спорные сооружения представляют собой систему открытых проводящих каналов (канавы, выложенные железобетонными лотками) и закрытой осушительной сети, состоящей из асбестоцементных труб различного диаметра, уложенных на глубине 0,9 метра, созданы в целях осушения земель сельскохозяйственного назначения. Сооружения прочно связаны с землей, их перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно. Спорные объекты не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены
Все имущество совхоза "Верево", в том числе земельные участки, на которых расположены спорные сооружения, при его реорганизации в 1993 г. было разделено на паи и передано в коллективно-долевую собственность. В дальнейшем право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано за физическими и иными юридическими лицами.
Суд удовлетворил исковые требования. Он исходил из того, что ОАО "Верево" приобрело сооружения в результате реорганизации корпорации, которой они были переданы в собственность на законных основаниях, и корпорация признает внесение их в уставный капитал истца. Суд, сославшись на пункт 3 статьи 213 Гражданского кодекса, сделал вывод о наличии у общества "Верево" права собственности на спорные сооружения.
1.Что такое мелиорация земель и каковы ее типы?
2.Дайте понятие мелиоративным системам.
3.Каковы виды мелиоративных систем?
4.Проанализируйте законность решения суда.
Нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ и от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)// СЗ РФ. – 2009. - №4. – Ст. 445; 2014.-N 9.-Ст. 851.
Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // СЗ РФ.-1994.-№ 32.-Ст.3301.
Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. №136-ФЗ // СЗ РФ.-2001.-№44.-Ст.4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ// СЗ РФ.-2002.-№1(ч.1).-Ст.1.
О введении в действие Земельного кодекса РФ: Федеральный закон от 25 октября 2001г. №137-ФЗ // СЗ РФ.-2001.-№44.-Ст.4148
Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23 ноября 1995 №174-ФЗ // СЗ РФ.-1995.-№48.-Ст.4556.
О мелиорации земель: Федеральный закон от 10 января 1996 г. №4-ФЗ СЗ РФ.- 1996.- №3.- Ст.142.
О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами: Федеральный закон от 19 июля 1997 г. №109-ФЗ СЗ РФ.- 1997.- №29.- Ст.3510.
О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: Федеральный закон от 15 апреля 1998г. №66-ФЗ // СЗ РФ.-1998.-№16.-Ст.1801.
Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24 июня 1998 №89-ФЗ // СЗ РФ.-1998.-№26.-Ст.3009.
О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 16 июля 1998 г. №101-ФЗ СЗ РФ.- 1998.- №29.- Ст.3399.
О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ / СЗ РФ.- 1999.- №14.- Ст.1650.
О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории: Федеральный закон от 10 июля 2001 №92-ФЗ // СЗ РФ.-2001.-№29.-Ст.2947.
Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 №7-ФЗ // СЗ РФ.-2002.-№2.-Ст.133.
Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Воронежской области: Закон Воронежской области от 25.02.2010 N 7-ОЗ//Собрание законодательства Воронежской области.-2010.- N 2.-Ст. 27.
О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы: Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. САПиП РФ.- 1994.- №10.- Ст.779.
Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота: Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 №830 // СЗ РФ.-2002.-№47.-Ст.4676.
Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культурно-технических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов: Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2004 №112 // СЗ РФ.-2004.-№10.-Ст.866.
О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли: Постановление Правительства РФ от 19.07.2012 N 736//СЗ РФ.- 2012.- N 30.-Ст. 4290.
О федеральной целевой программе "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы": Постановление Правительства РФ от 12.10.2013 N 922// СЗ РФ.-2013.- N 43.-Ст. 5554.
Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы: Приказ Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти –1996.- N 4
Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды: Приказ Минприроды России от 08.07.2010 N 238// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти -2010.- N 40.
О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами: Письмо Минприроды России от 27.12.1993 N 04-25/61-5678// Консультант плюс
Об утверждении Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Воронежской области: Постановление Правительства Воронежской обл. от 06.05.2010 N 376//Собрание законодательства Воронежской области.-2010.- N 5.-Ст. 270.
Судебная практика
О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21//Бюллетень Верховного Суда РФ.- 2012.-№12.
Постановление Верховного Суда РФ от 17.07.2014 N 23-АД14-1// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
Постановление Верховного Суда РФ от 31.10.2012 N 35-АД12-1// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
Литература:
Анисимов А.П., Рыженков А.Я. Земельная функция современного государства: монография. / А.П.Анисимов, А.Я. Рыженков М.: Новый индекс, 2012. -192 с.
Анохин С.А. Административно-правовой механизм в сфере использования и охраны земель/ С.А. Анохин//Административное и муниципальное право.- 2009.-N 5
Вахаев М.Х Правовые вопросы, возникающие при рекультивации земель/ М.Х.Вахаев //Законодательство и экономика.- 2006.- N 5.
Гречихин В.Н., Нужный А.И. Совершенствование земельного законодательства и управления земельными ресурсами/ В.Н.Гречихин, А.И. Нужный // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. -2012. -N 4.- С. 59 - 65.
Ибрагимов К.Х. Государственная политика в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в условиях глобализации/ К.Х. Ибрагимов // Экологическое право.-2013. -N 5. -С. 27 - 30.
Ибрагимов К.Х. Современные проблемы правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения/. К.Х. Ибрагимов // Экологическое право. -2009. -N 5/6. -С. 70 - 71
Ибрагимов К.Х. Новая парадигма эффективной административно-правовой охраны и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в России/. К.Х. Ибрагимов // Юрист.- 2013. -N 7. -С. 13 - 17.
Иванова С.В. Охрана земель сельскохозяйственного назначения/ С.В. Иванова // Экологическое право. -2012. -N 1. -С. 34 - 37.
Иващук И.С. Почвы как объект правовой охраны/ И.С. Иващук // Экологическое право. -2011. -N 6. -С. 9 - 14.
Крассов О.И. Совершенствование правового регулирования рекультивации земель/ О.И. Крассов // Экологическое право. -2012. -N 6. -С. 2 - 8.
Новиков Д.В. Совершенствование экономического механизма организации рационального использования и охраны земельных ресурсов/ Д.В. Новиков // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.- 2012. -N 12. -С. 14 - 19.
Конокотин Н.Г., Конокотин М.Н. Экономический механизм обоснования защиты земель от эрозии/ Н.Г. Конокотин, М.Н. Конокотин // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. -2012.- N 11. -С. 23 - 28.
Ноятов М.Д. Рациональное использование земель в России. Охрана земель историко-культурного значения при использовании земель сельскохозяйственного назначения в условиях развития экономики/ М.Д. Ноятов // Правовые вопросы недвижимости.- 2013. -N 1. -С. 35 - 37.
Пышьева Е.С. История развития законодательства в области мелиорации земель в России/ Е.С. Пышьева // Журнал российского права. -2014. -N 5. -С. 126 - 134.
Суздалев И.В. Перспективы правового регулирования прошлого экологического ущерба в Российской Федерации/ И.В. Суздалев // Правовые вопросы строительства. -2013. -N 2. -С. 6 - 8.
Тихомирова Л.А. Многоаспектность деятельности по рекультивации нарушенных земель: особенности и проблемы правового регулирования/ Л.А Тихомирова / // СПС Консультант Плюс. -2014.
Тюлин Р.А. Некоторые аспекты совершенствования административного законодательства в сфере охраны окружающей среды/ Р.А.Тюлин // Административное и муниципальное право. -2012. -N 11. -С. 67 - 70.
Чаркин С.А.Проблемы, возникающие на практике при реализации положений законодательства, регламентирующего осуществление полномочий по охране земель/ С.А. Чаркин //Российская юстиция.- 2008.- N 11.
Чмыхало Е.Ю. Охрана земель и их рациональное использование в условиях глобализации: правовые аспекты/ Е.Ю. Чмыхало // Правовые вопросы недвижимости. -2013. -N 1. -С. 10 – 12.
Фокин А.Е.Применение санитарных норм при использовании земельного участка/А.Е.Фокин //Законодательство и экономика.-2004.-№3.
Тема 11.