П. Специфические проблемы ответчиков.

До сих пор в нашей дискуссии речь шла о европейском правообладателе, желающем осуществить свои права. Однако, можно подойти к проблеме и под другим углом, предположив, что существует необходимость защиты от обвинения - обоснованного или необоснованного - в нарушении права интеллектуальной собственности. Например, некая европейская фирма, экспортирующая свои материальные ценности или услуги за границу, может столкнуться с обвинением со стороны конкурента, по мнению которого она наносит ущерб его правам в области интеллектуальной собственности, и что, следовательно, она должна прекратить продажу своих товаров и услуг либо оплачивать лицензионные обязательства. Европейская фирма может полагать, что у нее есть достаточные причины для того, чтобы оспорить данное обвинение. Однако, защищаясь от иска о контрафакции, поданного против нее иностранным конкурентом, европейская фирма может констатировать, что ей крайне трудно построить эффективную защиту. И с этой точки зрения, осуществление прав интеллектуальной собственности может явиться препятствием для коммерческой деятельности.

Целесообразно рассмотреть, насколько положения соглашения ТРИПС соответствуют подобной ситуации, и ниже мы обсудим вопросы, касающиеся всех лиц, вынужденных защищаться от обвинений в нарушении интеллектуальной собственности (именуемых далее «ответчики»). Фактически соглашение ТРИПС содержит множество положений, охраняющих ответчика. Однако лицу, вовлеченному в подобный процесс, следует также ознакомиться с вышеизложенными вопросами и ответами, чтобы иметь представление о возможных действиях истцов и о тех принципах, которые обычно здесь применимы.

Ответчик должен знать, что при обсуждении соглашения ТРИПС, прежде всего, ставилась задача достичь равновесия в области осуществления прав интеллектуальной собственности и прав на свободный обмен. Задача эта упомянута в статье 1 той части соглашения ТРИПС, где речь идет о способах обеспечения права интеллектуальной собственности - параграф 1 статьи 41, гласящий, что меры «должны приниматься таким образом, чтобы не создавать препятствий для законной торговли и обеспечивать защиту от злоупотреблений». На этом принципе строятся и все остальные положения, касающиеся соблюдения прав интеллектуальной собственности.

Целесообразно рассмотреть следующие вопросы:

1) Если кто-либо подает против меня иск, могу ли я потребовать уведомления?

2) Что происходит в том случае, если мои товары были арестованы?

3) Имею ли я право быть заслушанным? Могу ли я привлечь к делу своего адвоката?

4) Что произойдет, если я намеренно не явлюсь в суд, или не смогу этого сделать?

5) Могут ли меня обязать представить доказательства?

6) Будет ли мое дело рассматриваться справедливо?

7) Что происходит в том случае, если обвинение лишено оснований? Могу ли я получить компенсацию за ущерб?

8) Могу ли я подать встречный иск?

9) Что будет в том случае, если я проиграю, но сочту, что назначенные меры наказания излишне строги?

10) Могу ли я подать апелляцию?

Вопрос 1 Если кто-либо подает против меня иск, могу ли я потребовать уведомления?

В случае возбуждения дела о нарушении прав интеллектуальной собственности, ответчики «должны быть в надлежащее время информированы достаточно подробным письменным уведомлением, в котором указываются, помимо прочего, обоснования обвинений» (59). Соглашение ТРИПС содержит также положения о том, какое уведомление следует направлять ответчику в случае принятия временных или приграничных мер (см. следующий вопрос) (60)

Прежде всего, важно, чтобы ответчики имели право потребовать письменного уведомления задолго до начала процедуры, чтобы они могли подготовиться к защите. Что соответствует общепринятому положению, согласно которому сроки не должны быть «нецелесообразными» (61).

Для ответчика также существует и другая защитная мера, состоящая в том, что уведомление в обязательном порядке «должно быть достаточно подробным, с указанием оснований обвинений». Поскольку судебная практика может значительно отличаться в зависимости от страны, то важность этого положения в том и состоит, что им фиксируется минимальная норма: ответчик должен быть в состоянии осознать, в чем его обвиняют и по какой причине. Статья 42 не фиксирует «нормы максимальной» - национальные законодательства, бывает, предусматривают процедуры весьма подробные и возможность их изучения настолько продолжительного, насколько это совместимо с общепринятым требованием, согласно коему «процедура не должна быть излишне усложненной» (62)

Кроме тех случаев, когда затронут какой-либо основополагающий принцип, соглашение ТРИПС не вступает в противоречие со сроками или требованиями в отношении соответствующих уведомлений, которые могут быть предусмотрены международными соглашениями, трактующими, например, проблемы исполнения в ходе гражданских процессов. Примечательно, что соглашение ТРИПС не требует, чтобы уведомление было составлено на том языке, который ответчику понятен, а также не определяет, куда следует отправлять уведомление, если ответчик постоянно пребывает за границей.

Вопрос 2 Что происходит в том случае, если мои товары были арестованы?

Бывает очень неприятно вдруг узнать, что ваш товар задержан или арестован на границе. Если такое произойдет, то нижеследующее должно помочь вам действовать как должно.

Ваши товары были арестованы во исполнение временных мер. Уведомление

В случае если временная мера, такая, как арест товаров, предпринята "inaudita altera parte'\ то заинтересованные стороны должны, без всякого сомнения, быть о том уведомлены. Уведомление должно быть направлено без промедления, сразу после применения мер.

Сроки

Временные меры по определению предпринимаются на время, до тех пор, пока некий вопрос не будет решен по существу. Как только истец добился некой временной меры, он должен продолжать производство по делу, в противном случае ответчик может потребовать, чтобы мера эта была отменена. В соответствии с соглашением ТРИПС, если истец не станет начинать процесс, необходимый для вынесения окончательного решения «в приемлемые сроки», ответчик имеет право потребовать, чтобы эти меры были отменены или утрачивали силу (63). Можно поинтересоваться, что же следует подразумевать под «приемлемыми сроками?». Соглашение ТРИПС уполномочивает на уточнение этих сроков те судебные власти, которые и являются инициаторами мер, но уточняет, что при отсутствии такого определения, приемлемые сроки - «не более двадцати рабочих дней или тридцати одного календарного дня, если срок этот больше» (64).

Пересмотр

Если временные меры были предприняты «inaudita altera parte», ответчик должен иметь право потребовать их пересмотра судебными властями, а также право быть заслушанным. В этом случае подразумевается ускоренная процедура, позволяющая заслушать обе стороны и обеспечивающая соблюдение принципа равноправия сторон, а также принятие обоснованного решения, поскольку пересмотр дела должен завершиться его разрешением «в приемлемые сроки после оглашения мер». Процедура пересмотра должна завершиться изменением, отменой или подтверждением ранее принятых мер (65).

Ваш товар был арестован на границе Уведомление

Соглашение ТРИПС содержит также особые положения относительно ареста товара таможенными властями, называемого также «мерами, принимаемыми на границе». Прежде всего, непосредственный импортер товара должен быть «уведомлен в кратчайшие сроки» о временной приостановке выпуска товара в свободное обращение (66). Такое обязательное уведомление позволяет гарантировать, что импортер проинформирован о задержании товара по обвинению в нарушении права интеллектуальной собственности, и дает возможность самому импортеру, а также владельцу и получателю товара предпринять меры защиты, имея в виду, например, возможный пересмотр такой приостановки, согласно статьи 55

Сроки

Совершенно так же, как временные меры ограничиваются по времени, товар не может задерживаться на границе бесконечно. Импортер, так же как и лицо, потребовавшее принятия пограничных мер, уведомляется о временном задержании. Сразу по уведомлении заявителя, этот последний должен подать иск. Если же этого не сделает заявитель (или, говоря языком положения, «сторона, не являющаяся ответчиком», что подразумевает право на вмешательство любого другого компетентного лица, например, лицензиата), соответствующие власти должны выпустить товар в свободное обращение, но только если все прочие установленные для импорта или экспорта условия были соблюдены. Говоря точнее, статья 55 гласит, что в течение не более десяти рабочих дней после того, как заявитель был извещен о приостановке («в определенных случаях» срок этот может быть продлен на 10 рабочих дней) таможенные власти должны быть проинформированы противной стороной о том, что сторона, не являющаяся ответчиком, начала производство, направленное на решение вопроса по существу, или что компетентные в этом вопросе власти предприняли временные меры по продлению временного задержания. В противном случае, таможенные органы обязаны допустить указанные товары к свободному обращению.

Пересмотр

Кроме того, если были предприняты действия с целью добиться решения по существу, страны-участницы соглашения должны предоставить возможность ответчику добиться «пересмотра» приостановления, а также право быть заслушанным (если никакая другая сторона, не являющаяся ответчиком, не подает иска, направленного на решение вопроса по существу в течение срока, равного десяти или двадцати рабочим дням, срок временного задержания истекает, и ответчику более нет необходимости в пересмотре). «В приемлемые сроки» страна-участник должна решить, будет ли приостановка «изменена, отменена или сохранена», кроме тех случаев, когда временное прекращение свободного обращения товара сохраняется в соответствии с некой временной судебной мерой; при этом применяется параграф 6 статьи 50. В случае же если такая приостановка происходит ех officio сразу после того как импортер подает апелляцию по поводу приостановки, следует применить защитные положения статьи 55.

Интересно отметить, что в соглашении не предусматривается, какой именно орган обязан производить «пересмотр» приостановки. Если мы знаем, что ответчик имеет право потребовать пересмотра и попросить «быть заслушанным», и что кто-то должен решить «в приемлемые сроки», должны ли быть указанные меры «изменены, отменены или сохранены», соглашение тем не менее никак не уточняет, какой же орган компетентен в осуществлении такого пересмотра. Если же мы обратимся a contrario к параграфу 4 статьи 41, очевидно, придем к заключению, что орган этот не обязательно должен быть судебным, поскольку параграф 4 статьи 41 гласит лишь, что окончательные административные решения должны подлежать повторному рассмотрению со стороны судебных инстанций.

Выпуск в свободное обращение посредством предоставления гарантии.

Если статья 51 позволяет участникам — но вовсе не обязывает их — распространять применение мер на границе на предметы, являющиеся объектами иных прав интеллектуальной собственности, в частности, «промышленные чертежи и модели, патенты, принципиальные схемы либо сведения, не подлежащие разглашению», то в параграфе 2 статьи 53 говорится о возможности вывести эти товары из-под неукоснительного применения данного положения, когда меры, принимаемые на границе, уже вступили в силу. При наличии некоторых обстоятельств, ответчик имеет право добиться выпуска этих товаров в свободное обращение путем предоставления гарантии. Владелец, импортер или получатель могут осуществить право на такой выпуск в свободное обращение, если приостановка не была наложена согласно решению с какой-либо судебной инстанции или иной независимой инстанции, и если срок, предусмотренный статьей 55, уже истек, а компетентные инстанции при этом временных мер не предпринимали, но лишь в том случае, если все прочие обязательные при импортировании условия были исполнены. Параграф 2 статьи 53 указывает ниже, что гарантия может быть прекращена в том случае, если владелец права не воспользуется своим правом обратиться в суд «в приемлемые сроки». Товары, являющиеся объектами иных категорий прав на интеллектуальную собственность, могут быть задержаны на более длительный срок без обязательств относительно выпуска в свободный оборот (например, если речь идет об авторском праве или товарном знаке), в частности, если дело по существу было уже заведено (67).

Очевидно, что статья 53 охватывает не все случаи интеллектуальной собственности, по которым участники могут предпринимать меры на границе. В частности, в ее положениях не уточняется, каким образом следует трактовать географические наименования. Параграф 2 статьи 53 был включен в соглашение ввиду обеспокоенности развитых государств по поводу того, что некоторые страны развивающиеся станут злоупотреблять мерами на границе создавая, таким образом, препятствия для импорта. Сразу после оплаты гарантии, правообладатель теряет какие бы то ни было права на товар, так как товар этот выпущен в свободное обращение с того момента, как ответчик подписал гарантию. Однако, заключительное предложение статьи 52 гласит, что такой выпуск в свободное обращение посредством гарантии никоим образом не противоречит любым иным исправительным мерам, которых может добиваться правообладатель.

Вопрос 3

Имею ли я право быть заслушанным? Могу ли я привлекать к участию своего

Адвоката?

Большинство ответчиков желает иметь возможность лично защищаться перед лицом принимающих решения компетентных органов, а также, в случае необходимости, быть представленным своим адвокатом. Соглашение ТРИПС трактует эти вопросы, но только в общем плане.

Прежде всего, в отношении права быть заслушанным статья 42 соглашения ТРИПС гласит, что «все стороны, участвующие в подобных процедурах, будут должным образом уполномочены доказывать свои обвинения и представлять все относящиеся к делу средства доказывания». Несмотря на то, что некоторые решения могут быть приняты inaudita altera parte, соглашение ТРИПС настаивает на том, чтобы в этом случае ответчик был о том уведомлен и чтобы он имел возможность добиваться пересмотра и требовать, чтобы его заслушали в приемлемые сроки после уведомления о принятых мерах, с целью принятия решения о том, будут ли эти меры изменены, отменены или подтверждены (68). Кроме того. параграф 3 статьи 41 подчеркивает, что решения по существу в окончательных процедурах должны основываться «исключительно на средствах доказывания, по поводу которых стороны имели возможность быть заслушанными».

Статья 42 указывает также, что стороны должны иметь возможность быть представленными независимым юридическим советом, и что правила процедуры не должны «настаивать на излишних предписаниях в плане обязательного личного присутствия». Как отмечалось выше, этот общий принцип может быть истолкован в том смысле, что личное присутствие не должно являться обязательным на тех этапах процесса, которые носят характер формальный и не предполагают слушаний, таких как подача письменных возражений против жалобы, и что количество обязательных личных появлений на процессе должно быть соразмерно существу и значимости самого процесса.

Вопрос 4 Что произойдет, если я намеренно не явлюсь в суд, или если я не смогу это сделать?

Соглашение ТРИПС настаивает на том, чтобы ответчикам была предоставлена возможность явиться в суд, но чтобы решения не были поставлены в зависимость от такого присутствия. В общем и целом, факт неявки будет трактоваться не в пользу ответчика, поскольку соглашение ТРИПС гласит, что если одна из сторон создает значительные препятствия рассмотрению дела, касающегося действий, предпринятых ради обеспечения соблюдения некоего права, одна из стран-участниц может уполномочить свои судебные инстанции составить заключения - предварительные или окончательные - «на основании сведений, которые им были предоставлены, включая и саму жалобу» (69). Факт неявки в суд может рассматриваться как «создание значительных препятствий», что и позволит указанной инстанции вынести решение в отсутствие ответчика.

Тем не менее, статью 43 можно интерпретировать в том смысле, что неявка должна быть «намеренной и без уважительных причин», чтобы явиться основанием для суда о вынесении решения, исходя из предоставленных ему сведений. Что может служить извинением для одной из сторон в том случае, если, например, неявка происходит по причине болезни.

Вопрос 5 Могут ли меня обязать предоставить доказательства?

Соглашение ТРИПС гласит, что судебные органы имеют полномочия дать предписание, чтобы средства доказывания были предоставлены одной стороной непосредственно после того, как другая сторона предоставила практически доступные и достаточные для предъявления обвинений доказательства и указала те средства доказывания, которые находятся под контролем противной стороны (70).

Если же сам ответчик, намеренно и без веских причин, отказывается предоставлять свои средства доказывания, то по соглашению ТРИПС участники имеют право (но не обязаны) уполномочить судебные инстанции - при некоторых обстоятельствах - произвести предварительные и окончательные заключения на основании сведений, им предоставленных. Отказ считается «намеренным» в случае если является очевидным, что необходимые сведения находятся у заинтересованной стороны. Отказ может быть оправданным, если существует «веская причина», такая, как проблема конфиденциальности, о чем и говорится в статье 42, в последнем предложении (см. комментарии выше, в части, посвященной заявителям, вопрос 7). Если существует возможность удовлетворительного решения вопроса для защиты конфиденциальности, то не останется никакой «веской причины» для отказа предоставить элементы доказательств. Отметим, что обязанность предоставлять средства доказывания. не является односторонней: положение, согласно которому решение может быть вынесено на основании «предоставленных сведений», применимо как к заявителю, так и к ответчику, если они отказываются предоставлять указанные средства доказывания.

В статье 47 соглашения ТРИПС сказано также, что участники имеют право уполномочить судебные инстанции принудить нарушителей к предоставлению сведений правообладателю о третьих лицах - участниках изготовления и распространения контрафактной продукции. В обязанности судебных властей не входит принуждение к этой исправительной мере, но, если они к ней прибегают, то должны предусматривать в ней возможные исключения, если такое разглашение не соответствует масштабам нанесенного ущерба. Имена и адреса поставщиков, а особенно распространителей, обычно являются коммерческой тайной, и даже в случае совершения нарушения нарушитель (случайный) имеет как правило законное желание сохранить тайну, имеющую отношение к его обычной и вполне легитимной деятельности, не связанной с нарушением прав интеллектуальной собственности (см. также комментарии касательно конфиденциальности в части, относящейся к истцам, вопрос 7).

Вопрос 6 Будет ли мое дело рассматриваться справедливо?

Когда оказываешься обвиненным в нарушении права интеллектуальной собственности, особенно за границей, то вполне естественно ощущаешь некоторое беспокойство и начинаешь спрашивать себя: будут ли со мной обращаться справедливо, или меня начнут использовать?

Соответствует действительности тот факт, что необходимость обеспечивать свою защиту при рассмотрении дела о нарушении прав интеллектуальной собственности создает некоторые трудности для европейских фирм. Правила процедуры и организация таможенной службы долгое время отличались между собой в различных странах, и до сих пор кое-где это еще осталось. Во вводных статьях особо сказано о том, что соглашение ТРИПС не ставит своей целью унификацию процессуальных процедур, предпринятых в ходе мероприятий по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности - в соглашении указаны лишь минимальные нормы. И, следовательно, ответчики из Европы по-прежнему буду испытывать некоторый «культурный шок» в случае, если они участвуют в судебном процессе за границей. Однако им придется смириться с этим неудобством.

Справедливые и беспристрастные процедуры

Однако напомним, что соглашение ТРИПС указывает, что в общем и целом процедуры, направленные на соблюдение прав интеллектуальной собственности, должны быть «справедливыми и беспристрастными» (71). Конечно, дискриминация может быть незаметной и трудной для распознавания; однако, этот общий принцип закладывает основы для противодействия всякой предвзятости, особенной наиболее вопиющей. Требование, согласно которому процедуры должны быть справедливыми и беспристрастными, представляет собою общепринятое положение, сродни тем, которые провозглашаются в конвенциях по правам человека. Принцип этот трактуется как в вышеизложенных статьях, так и во всех прочих положениях, в той части их, в которой говорится о средствах соблюдения прав интеллектуальной собственности, например, в статье 42. Кроме того, в целях защиты от дискриминационных мер европейский ответчик может также апеллировать к основополагающему принципу соглашения ТРИПС, то есть к принципу предоставления национального режима защиты, в соответствии с которым следует обеспечить ответчику режим «не менее благоприятный», чем по отношению к собственному гражданину (72).

Сложность и стоимость

Необходимость защищаться в ходе процесса по нарушению прав интеллектуальной собственности за границей может служить причиной для озабоченности для европейской фирмы. И очень часто первой заботой будет вопрос о стоимости такой защиты. Ответчик может также опасаться запутаться в непонятной иностранной юридической системе, чьи процедуры сложны и трудны для понимания. Соглашение ТРИПС учитывает подобные проблемы. В параграфе 2 статьи 41 сказано ясно, что «процедуры, направленные на соблюдение прав интеллектуальной собственности (...) не будут излишне сложными или дорогостоящими». Критерии эти весьма общи, но можно в некоторой степени придать им определенную конкретность, обратившись к схожим гражданским и уголовным процессам, а также к нормативам, разработанным в конвенциях по правам человека (см. также выше комментарии относительно стоимости).

Что же до стоимости, то замечания, сделанные выше в отношении заявителя, во многом также действительны и в отношении ответчика. В соглашении ТРИПС признается, что стоимость может являться причиной обеспокоенности, но предлагается лишь ограниченное решение вопроса. Два положения заслуживают особого внимания.

Судебные власти правомочны обязать истца, участвующего в разбирательстве о нарушении прав интеллектуальной собственности, оплатить расходы, понесенные ответчиком. Не является, правда, обязательным, чтобы оплата эта включала в себя наиболее значительную часть расходов, то есть адвокатский гонорар (73). Кроме того, судебные инстанции могут иметь право обязать заявителя, в отношении которого установлено, что он злоупотребил процедурными мероприятиями, направленными на обеспечение права интеллектуальной собственности, выплатить «соответствующую компенсацию» ответчику (74) (см. ниже более развернутые комментарии относительно возмещения убытков и издержек ответчика).

Сроки

Другой важнейшей составляющей интересов ответчика является время. Время может стать важным оружием в судебном процессе. Если застать противоположную сторону врасплох и не дать ей достаточно времени, чтобы иметь возможность подготовить солидно аргументированный ответ, то можно гарантировать положительное решение в свою пользу (или принудить эту противную сторону согласиться на невыгодное для нее решение вопроса). В этом плане многочисленные положения соглашения ТРИПС обеспечивают некоторую защищенность в отношении фирм, в частности, фирм европейских, вынужденных быть ответчиками в ходе процессов по вопросу об исполнении права интеллектуальной собственности за границей. По определению, истец имеет право сам выбирать момент начала наступления. Что же до ответчика, то его следует проинформировать «своевременно» обо всех процессах, начатых в суде, (75) и не подвергать его необходимости «в неприемлемые сроки» предоставлять свою защиту или, при неблагоприятном решении, свой встречный иск (76).

Таким же образом, если некий правообладатель может просить у местных судебных властей о вынесении предварительного предписания (ограничение продаж) или иных временных мер, не заслушав при этом предполагаемого правонарушителя (77), ответчик этот имеет право требовать пересмотра подобного решения, причем «в приемлемые сроки» (78). Кроме того, в случае если правообладатель не инициирует процесса, направленного на решение вопроса по существу «в приемлемые сроки», ответчик имеет право требовать отмены временных мер (79). Имеются и аналогичные положения в отношении мер на границе, каковые, хотя и могут быть наложены без предварительного заслушивания возможного правонарушителя, должны быть тем не менее доведены до сведения импортера «в кратчайший срок» (80). А уже через импортера заинтересованный европейский изготовитель, несомненно, будет проинформирован об ограничении импорта и сможет продумать свои ответные действия. Кроме того, если иностранный правообладатель не инициирует процесс по существу в течение десяти рабочих дней (или двадцати, при предоставлении отсрочки), после того как он был уведомлен о приостановке импортирования, товар следует снова выпустить в свободное обращение (81).

Ответчики стремятся располагать не только достаточным временем для своей защиты, но хотят также, чтобы процесс не затягивался слишком долго. На сей счет в качестве ориентира могут служить общие принципы соглашения ТРИПС относительно «быстроты», изложенные выше, в разделе, посвященном заявителям (вопрос 10).

Вопрос 7

Наши рекомендации