Типы, виды и подвиды правоотношений

Все существующие правоотношения группируются в определен-ные типы, в которых выделяются отдельные виды и подвиды.

1. В первую очередь следует обособить правоотношения, харак-терные для той или иной правовой системы (семьи).

2. В зависимости от того, какой тип юридической практики они обслуживают, выделяются, как правило, правотворческие и право-применительные правоотношения.

3. По социальному содержанию следует различать экономико-правовые, политико-правовые и иные правоотношения.

4. Очень близкой к данной классификации является деление пра-воотношений в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни (публичной или частной) они существуют.

5. По отраслям выделяются конституционные, административ-ные, уголовные и иные правоотношения.

6. Как известно, каждая отрасль права состоит из таких правовых общностей, как институт права. По данному критерию нужно выделять так называемые институциональные правоотношения. Так, отношения купли-продажи нельзя отождествлять с отношениями мены или дарения.

7. Существование комплексных институтов и отраслей права с не-обходимостью порождает и появление комплексных правоотношений (например, страховых, банковских, налоговых, бюджетных и др.).

8. В зависимости от служебной роли правоотношений в механиз-ме правового регулирования все они разграничиваются на матери-альные и процессуальные.

9. По функциям все виды правоотношений отечественные авторы подразделяют на регулятивные и охранительные. Регулятивные право-отношения: а) складываются в соответствии с регулятивными правовы-ми предписаниями; б) на основе правомерного поведения сторон; в) в них устанавливаются позитивные субъективные права и обязанности; г) служат средством упорядочения, закрепления и развития обществен-ных отношений; д) в их рамках осуществляются позитивные функции (например, регулятивная, экономическая) юридической практики.

Охранительные правоотношения: а) складываются в соответствии с охранительными предписаниями; б) возникают как на основе правона-рушительной деятельности, так и определенного рода событий и право-мерных актов; в) в их рамках осуществляются меры юридической ответ-ственности, правовой защиты и превентивные меры; г) сформулирован-ные здесь субъективные обязанности требуют определенного претерпе-вания налагаемых на субъектов мер правовой защиты и ответственно-сти; д) они чаще всего являются властеотношениями; е) в их рамках осу-ществляются охранительные функции (карательная, компенсационная, правовосстановительная, превентивная) юридической практики.

10. В зависимости от сложности структур, содержания и форм можно все правоотношения классифицировать на относительно про-стые и достаточно сложные.

11. По составу субъектов следует выделять правоотношения ме-жду: а) гражданами; б) гражданами и иностранцами; в) гражданами и государством и др.

12. В зависимости от объектов следует разграничивать правоот-ношения, возникающие, например, по поводу материальных и нема-териальных благ, документов.

13. По длительности существования бывают краткосрочные (на-пример, при покупке продуктов) и долгосрочные (например, боль-шинство трудовых и пенсионных) правоотношения.

14. По социальной и юридической значимости различают право-отношения основные и вспомогательные.

15. Близкой к данной классификации, но не тождественной ей является выделение первичных и вторичных правоотношений. Осно-ванием такого деления служит время их появления.

16. Самостоятельное значение имеет деление правоотношений на осознаваемые и неосознаваемые. При всей условности данной клас-сификации в ее основе лежит степень осознанности сторонами своих субъективных прав и обязанностей.

17. По юридическим основаниям следует выделять правоотноше-ния, возникающие (изменяющиеся и прекращающиеся) на базе норм и принципов права, правоприменительных предписаний и соглашений сторон.

18. В зависимости от юридических фактов правоотношения воз-никают на основе событий и деяний, юридических актов и поступков.

19. По юридическим и социальным результатам необходимо вы-делять правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие отношения, а также вызывающие позитивные или негативные соци-альные и юридические последствия.

20. По юридическому характеру взаимодействия их участников разграничиваются горизонтальные и вертикальные правоотношения.

21. Самостоятельное значение имеет выделение координацион-ных и субординационных правоотношений.

Возможно, видимо, выделение и иных правоотношений (добро-вольных и принудительных, контрольных и координационных, абсо-лютных и др.).

Раздел 7. ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Глава 20. ПРАВОСОЗНАНИЕ

В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Понятие правосознания

Правосознание–совокупность идей,теорий,представлений,эмоций и т. п., выражающих оценку людей к ранее действовавшим, ныне существующим и желаемым юридически значимым явлениям, служащая внутренней детерминантой любой юридической деятель-ности (практики).

К наиболее существенные его признакам относятся следующие.

.1. Правосознание представляет собой определенную сторону, ас-пект человеческого сознания, переплетено и взаимосвязано с эконо-мическим, политическим, нравственным, религиозным и другими сферами сознания.

.2. Содержание правосознания составляют юридические идеи и теории, эмоции и интересы, взгляды и чувства, представления, иллю-зии и иные его компоненты.

.3. Их носителями выступают отдельные люди и их общности.

.4. Правосознание характеризуется интенциональностью, то есть на-правленностью на определенные объекты (предметы). Так, предметом отражения могут быть: а) правовые явления (например, нормы права), состояния (правопорядок) и процессы (судебный); б) любые иные об-стоятельства, осознанные в качестве юридически значимых; в) само правосознание, его элементы, т. е. правосознание обладает таким свой-ством, как способность к рефлексии (осознанию самого сознания), са-мопознанию субъектами внутренних психических актов и состояний.

.5. Оно обращено не только к настоящему (действующему законода-тельству, практике его толкования и систематизации, применения), но и

к прошлому, и к будущему. Эта черта весьма существенна для понима-ния и правильного решения вопросов правового наследия и преемствен-ности.

.6. В правосознании находит отражение весь спектр объективной

и субъективной реальности. Однако его специфика, как верно заме-чают многие авторы (Н. Н. Вопленко, Е. А. Лукашова), состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии

через призму правового и праведного. Ему, в отличие от других форм сознания , в большей степени присущи определенность, формализо-ванность оценок и другие нормативные начала.

7. Хотелось бы специально подчеркнуть, что формирование пра-восознания всегда связано с двумя типами отношений. Это: а) от-ношения индивидов (социальных групп и т. п.) к соответствующим предметам отражения (например, праву, юридической практике); б) психические, юридические, экономические, нравственные, поли-тические, трудовые и иные взаимодействия между людьми, их объе-динениями и организациями.

8. Формирование правосознания предполагает не только восприятие

и познание реалий жизни, но и их оценку. В процессе правового освое-ния действительности происходит оценка: а) социальных ситуаций, тре-бующих правового опосредования; б) содержания права и форм его вы-ражения; в) юридической (например, правотворческой и судебной) практики и соответствующей той или иной практике системы правовых отношений; г) самого правосознания (обыденного, профессионального).

9. Совместно с нормативно-правовыми, индивидуальными и пра-воразъяснительными предписаниями либо самостоятельно оно по-зволяет более или менее правильно ориентироваться в социально-правовых ситуациях, делать субъектам соответствующий выбор и принимать юридически значимые решения.

10. Позитивно-ценностные, прогрессивные, положительные сто-роны правосознания представляют собой важную часть юридической культуры. В этом плане оно рассматривается нами также в качестве духовного источника права.

11. Правосознание является важнейшим компонентом правовой системы общества. Без него немыслимы юридическая деятельность, участие всех субъектов, являющихся в той или иной степени носите-лями юридической идеологии и психологии, индивидуального и мас-сового, обыденного и профессионального сознания в разнообразных правовых отношениях.

Структуры правосознания

Структураправосознания–этоего строение,расположение ос-новных элементов и связей, обеспечивающих сохранение необходи-мых свойств и функций при воздействии на него разнообразных факторов реальной действительности.

Правосознание – полиструктурное образование. В юриспруденции в качестве его главных структурных элементов обычно выделяют пра-вовую психологию и идеологию; индивидуальное, групповое и обще-ственное; обыденное, научное и профессиональное правосознание.

Такое представление о его структуре является недостаточно пол-ным. Поэтому мы выделяем генетическую и функциональную, логи-ческую (логико-философскую), временную и пространственную, сто-хастическую и др. его структуры.

Логическая (логико-философская) структура позволяет преждевсего отразить взаимосвязи частей и целого, то, из каких элементов состоит содержание правосознания. В этом плане можно говорить о юридических чувствах, эмоциях, переживаниях, иллюзиях, представ-лениях, идеях, знаниях, оценках, понятиях, теориях и т. д. Указанные элементы, взятые в соответствующих связях, обусловленные опреде-ленными психическими процессами и состояниями, биологической и социальной средой жизнедеятельности людей и их общностей, со-ставляют более сложные образования (например, юридическую пси-хологию и юридическую идеологию).

В правовую психологию в литературе включают, как правило, юридические взгляды, чувства, эмоции, знания, переживания людей и их общностей, которые складываются у субъектов стихийно в ходе обыденной жизни, в процессе непосредственного и опосредованного общения. Например, мать выражает радость по поводу получения ее сыном награды, уволенный работник бурно выражает свои эмоции в связи с изданием соответствующего приказа.

Правовую идеологиюсоставляют рациональные юридическиепредставления, оценки , идеи, знания, понятия и теории, которые имеют более или менее обобщенный, систематизированный характер, формируются у людей и их социальных общностей в процессе целе-направленного правового обучения и воспитания, самоподготовки и участия в разнообразных типах ( видах и подвидах) юридической практики. Юридическая идеология разрабатывается научными работ-

никами (юристами, экономистами, политологами, этиками, психоло-гами), их коллективами и организациями.

По способу отражения в любом правосознании необходимо вы-

делять преимущественно чувственные, интеллектуальные и во-

левыеего элементы.

В зависимости от соотношения познавательных, ценностных, эмоциональных и иных сторон в правосознании можно говорить о следующих его компонентах: преимущественно познавательных

(научные и обыденные знания), преимущественно ценностных («юридические вкусы», оценки и т. п.), преимущественно эмо-циональных (удивление, радость, негодованиепо поводу вынесен-

ного, например, приговора).

Генетическая структура раскрывает связи отдельных элементов,юридической идеологии и психологии, правосознания в целом с биоло-гической и психической, экономической и политической, социальной и духовной, юридической и иными сферами жизнедеятельности.

Временная структура призвана раскрыть,из каких относительнообособленных во времени и развернутых в определенной последова-тельности этапов формируется правосознание.

В какой-то степени в пределах временной структуры можно рас-сматривать подразделения правосознания по: а) историческому типу

– на правосознание рабовладельческое, феодальное, буржуазное,

социалистическое;б)направленности на существующие в опреде-ленных временных рамках предметы отражения и оценки – на ретро-

спективное, адекватное и перспективноеправосознание.

Пространственная структура позволяет раскрыть разнообраз-ные виды правосознания (отдельных его компонентов), одновремен-но действующих в той или иной системе (семье).

Пространственная структура предполагает группировку право-сознания также по его носителям на индивидуальное и общее. Пер-вое по тому же критерию можно подразделить на правосознание,

присущее отдельным российским гражданам, иностранцам, долж-

ностным лицам.Общее правосознание состоит изгруппового,

классового, национального, глобальногои других видов.

Безусловно, что на его пространственную и иные структуры су-щественно влияют объекты отражения, познания и оценки. Данное основание позволяет выделять и обстоятельно исследовать, напри-

мер, чувства и взгляды, идеи и представления, понятия и теории

о праве и юридической практике, правовой культуре и наказа-нии,законностииправопорядке.

По уровню и глубине отражения и оценки реальной действитель-ности правосознание, как правило, разграничивается на обыденное и научное.Нужно выделятьистинноеиложноеправосознание.В ка-честве основания деления указанных типов выступает истинное или ложное отражение реальной действительности. В зависимости от преобладания в содержании правосознания творческих моментов можно выделить преимущественно продуктивные и репродуктив-

ныеего виды(элементы,стороны).

В зависимости от степени , уровня, доли в нем профессиональных компонентов разграничивают два типа правосознания – профессио-нальноеинепрофессиональное.По уровню зрелости и перспектив-ности содержащихся в нем элементов, необходимо рассматривать

опережающее развитие правовой системы(конкретных правовыхпроцессов) правосознание, адекватное соответствующим юридиче-ским явлениямиотстающее от этого развития индивидуальное и общественноеправосознание.В зависимости от методологическойроли правосознание может быть рационально-теоретическим и практически-прикладным.В качестве относительно самостоятель-

ных группируются господствующие и негосподствующие его типы.

Можно выделять и другие типы правосознания: региональное

и глобальное, публичное и частное, конституционное и цивили-стическое.

Для всех типов, видов и подвидов правосознания, отдельных его компонентов (идеологии и психологии , чувств и представлений, зна-ний и идей) важное методологическое значение имеет исследование стохастической структуры.Последняя позволяет применительно клюбой конкретной социально-правовой ситуации каждому носителю правосознания выяснить объективно необходимые (нужные, полез-ные) и случайные (переменные, ненужные в настоящее время) его свойства, элементы и связи между ними. Так, судья, специализирую-щийся на рассмотрении уголовных дел, обладает, например, в этой сфере обширными и глубокими знаниями, но, как правило, не имеет достаточно полных и ясных знаний для разрешения гражданских дел.

Функции правосознания

Структуры и функции тесно взаимосвязаны друг с другом. Из-менение структур правосознания ведет к изменению его функций, и наоборот.

Функции–этоотносительно обособленные направления одно-родного позитивного воздействия правосознания на самого себя, другие формы сознания, юридическую и иную практику, в которых проявляется его природа и роль в обществе.

Правосознание – полифункциональное образование. Суть, на-пример, гносеологической функции заключается в том, что накоплен-ные юридические знания и представления служат идеальной основой для познания и осмысления разнообразных сторон общественной жизни, требующих правового опосредования, осмысления правовых явлений и процессов, составляющих правовую систему общества.

Регулятивная функция выражается в том,что совместно с норма-тивными , индивидуально-конкретными и иными правовыми предпи-саниями либо самостоятельно юридические установки, оценки и зна-ния служат важными ориентирами в общественной жизни, регули-руют отношения между людьми.

Сформированные в индивидуальном или общественном право-сознании взгляды, представления, идеи, оценки, знания выступают основаниями (критериями) для определения полезности и нужности тех или иных явлений. В этом заключена сущность оценочной функ-ции правосознания.

Моделирование (от франц. modе1е–образец) –одна из главнейшихфункций правосознания. Отражая те или иные стороны действительно-сти, оно идеально воспроизводит определенные объекты и их свойства, которые затем находят воплощение в конкретной практической дея-тельности субъектов. Так, юридические права, действия, нормы, инди-видуальные решения формируются в правосознании в качестве иде-альных образцов, а только потом воплощаются в объект-оригинал.

Прогнозирующая (от греч. prognosis –предвидение,предсказа-ние) функция правосознания проявляется в научно обоснованных или обычных предположениях ( предсказаниях) о будущем состоя-нии правовой системы общества и ее компонентов, путях и перспек-тивах дальнейшего их развития на основании оценки их современ-ного состояния.

Идеологическая функция правосознания заключается в том,чтопозитивные идеи, теории, знания играют значительную роль в фор-мировании правовой культуры отдельных индивидов, социальных групп, общества в целом (воспитательный аспект). Прогрессивные его компоненты служат средством нейтрализации, искоренения кон-сервативных взглядов, представлений и идей (борьба с чуждой пси-хологией и идеологией).

Коммуникативная (от лат. communico –делаю общим,связываю,общаюсь) функция правосознания заключается в том, что оно служит важной духовно-материальной основой для социального взаимодей-ствия, установления и поддержания контактов (например, между субъектами и участниками судебной деятельности), передачи необ-ходимой информации и сознательного управления людьми.

Компенсационная функция правосознания особенно важна в техслучаях, когда существуют пробелы и противоречия в законодатель-стве. Высокий уровень юридических знаний, передовые правовые идеи могут компенсировать отдельные недостатки нравственного, политического и других форм сознания.

В реальном психическом процессе все указанные выше функции тесно взаимосвязаны, переплетены, и разграничить их можно только в чисто теоретических или учебных целях30.

30 Подробнее о психологическом (социально-психическом) механизме правового поведения личности см.: Психологический механизм юридического поведения личности / под ред. В. Н. Карташова. Ярославль, 2011.

Глава 21. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА:

ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРЫ, ФУНКЦИИ

Понятие правовой культуры

Под правовой культурой в отечественной литературе понимается:

– совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере (В. К. Бабаев, В. М. Баранов, В. А. Толстик);

– качественное состояние правовой жизни общества (Л. А. Мо-розова);

– совокупность знаний и навыков, умение применять их на деле, обеспечивать законность (П. П. Баранов, А. П. Окусов);

– совокупность правовых ценностей, выработанных человечест-

вом, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества (Н. Н. Вопленко).

Анализ указанных и некоторых иных определений понятия «пра-вовая культура», теоретических и эмпирических источников по дан-ному аспекту проблемы позволил нам выделить основные признаки, присущие данному явлению.

1. Правовая культура представляет собой часть (сторону) обще-человеческой культуры,тесным образом связанную и взаимодейст-вующую с экономической и политической, нравственной и другими типами культур.

2. Правовая культура – это совокупность всех юридических цен-

ностей,образующих продуктивно-позитивный пласт в правовойжизни отдельных людей, их коллективов и общества в целом. Поня-тие ценности выражает, таким образом, сущностную ее сторону.

Американский антрополог А. Кребер, на наш взгляд, сформули-ровал очень важное понятие «культурного образца» как специфиче-ского исключительного продукта жизнедеятельности людей31. Оно применимо и при анализе правовой культуры. Совокупность ценно-стных для людей и гражданского общества «правовых образцов» и составляет ядро правовой культуры.

3. Подавляющее большинство отечественных авторов (Н. Л. Гранат, А. А. Молчанов, О. И. Цыбулевкая и др.) полагают, что правовая куль-тура представляет собой разновидность духовной культуры. Это поло-жение заимствовано из философской, социологической, психологиче-ской литературы и культурологии, где оно является аксиоматичным.

31 См.: Kroeber A. L. Anthropology. N. Y., 1998. P. 8. 220

На наш взгляд, правовая культура представляет собой единство материальных и духовных, идеальных и овеществленных, внутренних и внешних, объективных и субъективных, индивидуальных и надын-дивидуальных ее сторон.

4. Правовая культура – это объективно-субъективный феномен.

Ее творцами, носителями, агентами выступают отдельные люди и их общности, обладающие определенным уровнем правового мышления (характеризуется единством осознанных и неосознанных элементов), который выражается во внешне наблюдаемой системе действий, объ-ективированных результатах и юридическом опыте.

5. Правовая культура занимает особое место в правовой системе общества.В рамках структурно-функционального анализа Т.Пар-сонс и Р. К. Мертон использовали понятие культуры для обозначения системы ценностей как органической части социальной системы, оп-

ределяющей степень стабильности, равновесия, устойчивости, упо-рядоченности и управляемости общественных отношений.

6. Одним из важнейших показателей (свойств) культуры в целом и правовой культуры в частности многие мыслители прошлого и совре-менные авторы (философы, историки, социологи, культурологи, юри-

сты и др.) считают приоритетное значение прав и свобод человека и гражданина в обществе (указанные положения находят отражение и взаконодательстве, например, в ст. 2 Конституции РФ, где записано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»).

Данная презумпция является весьма сомнительной и опровержи-мой. Во-первых, в этом проявляется негативная сторона естественной теории права, которая, по сути дела, существенно занижает ценность юридических обязанностей.Во-вторых,персоналистический подход кчеловеку, берущий начало еще в римской юриспруденции, явно пре-увеличивает ценность прав и свобод по отношению к значимости юри-дических обязанностей. Отказ от последних или их принижение в лю-бом обществе ведет к безответственности и хаосу во всех сферах жиз-недеятельности. Особенно это четко проявляется в настоящее время, в период так называемых оранжевых и прочих революций, экспортируе-мых из вне (Ирак, Египет, Сирия, Россия – «марши миллионов»).

7. Как и любое ценностное образование, правовая культура по своей природе одновременно диалогична (это связано прежде всего с

е многообразием как в прошлом, так и современном мире, преемст-венностью, процессами наследия, правовой аккультурации), динамич-

на (постоянно находится в движении,что обусловлено развитием эко-номической и политической, социальной и правовой систем общества, духовной среды, межкультурными связями и взаимодействиями), статична и консервативна (в правовой сфере,как ни в какой иной,нужны стабильность в праве, правовом регулировании поведения лю-дей, осуществлении правосудия и юридической практики в целом), плюралистична (существуют разнообразные средства,приемы,спосо-бы, методы, правила ее формирования, выражения и хранения).

8. В литературе обращается внимание на коммуникативную при-роду правовой культуры(А.В.Поляков),которая выступает как пра-вовая среда обитания людей и их общностей.

9. В качестве относительно самостоятельного нужно, видимо, выде-лить интегративное свойство правовой культуры. Во-первых, она представляет, как мы уже отмечали, органическое единство личных и общественных, индивидуальных и надындивидуальных, материальных

и духовных, внутренних и внешних начал; во-вторых, является вопло-щением накопленного социально-правового опыта; в-третьих, обеспечи-вает не только коммуникацию, но и солидарность между людьми, в том числе в укреплении законности и правопорядка, борьбе с терроризмом (социальной чумой цивилизации), преступностью и другими видами юридической антикультуры; в-четвертых, она в определенной степени объединяет многие иные ценности (экономические, политические, рели-гиозные, нравственные и др.), которые являются юридически значимы-ми и полезными в определенных социально-правовых ситуациях.

Таким образом, мы считаем целесообразным дать следующее синтетическое, охватывающее личные и общественные аспекты, оп-

ределение правовой культуры. Это совокупность юридических цен-ностей, отражающая качественное состояние правовой системы (степень совершенства и эффективности права, правосознания и юридической практики), уровень правового развития личности (ее знаний, умений, действий), обеспечивающая эффективную коммуни-кативность и правовую управляемость общественных отношений.

Структуры правовой культуры

21.2.1. Правовая культура как полиструктурное образование

В самом общем плане структура правовой культуры – это та-

кое ее строение, расположение элементов и связей, которое обеспе-чивает ее целостность, сохранение основных свойств и функций при воздействии на нее разнообразных внутренних и внешних факторов реальной действительности.

Рассмотрим некоторые из указанных ее структур. Генетическая структура раскрывает связи отдельных элементов и правовой куль-туры в целом с экономическими и политическими, социальными и духовными, организационными и нравственными, юридическими и иными предпосылками общественной жизнедеятельности. Именно она дает возможность выяснить причины и условия возникновения и развития правовой культуры, механизм ее детерминации в целом и отдельных свойств, элементов и связей.

Функциональная структура,во-первых,показывает,насколько ка-чественно и эффективно функционирует каждый из элементов право-вой культуры (право, правосознание, юридическая практика); во-вторых, раскрывает способы взаимодействия и функциональные связи между различными ее элементами; в-третьих, указывает на функции, которые выполняет она в целом и отдельные ее типы (виды и подви-ды).

Психическая структура позволяет более обстоятельно и деталь-но раскрыть внутреннюю, субъективную природу правовой культу-ры, проявление в ней словесно-логических, наглядно-образных и на-глядно-действенных сторон, осознанных, подсознательных и бессоз-нательных уровней правового мышления.

Стохастическая структура позволяет применительно к каждо-му типу (виду и подвиду) и правовой культуре в целом на конкрет-ном этапе развития правовой системы общества выяснить объективно необходимые и случайные (переменные) ее свойства, стороны, эле-менты состава и связи между ними.

Изучение процесса возникновения и развития правовой культуры осуществляется в рамках временной ее структуры. Пространствен-

ная структура отражает соответствующие ее типы,виды и подвиды,которые характеризуются специфическими чертами, структурами, функциями в национальных и других правовых системах (семьях).

223


Наши рекомендации