Юридические дефиниции: понятие и виды

В связи с особой значимостью в системе правовых предписаний юридических дефиниций рассмотрим некоторые их особенности.

Определением (дефиницией)обычно называетсялогическаяоперация, раскрывающая содержание понятия.Содержание же по-

нятия представляет собой совокупность существенных признаков предмета.

Следует разграничивать дефиниции доктринальные (содержа-ние и объем понятия раскрывают ученые-юристы), практически-прикладные (формируются в практической деятельности и закреп-ляются обычно в актах-документах вышестоящих органов, напри-мер, постановлениях Верховных судов) и легальные (от лат. – lega-lis – законный) дефиниции, которые закрепляются в законах и иных формах права.

Любое легальное определение должно быть а) истинным по со-держанию и правильным по форме; б) соразмерным, т. е. объем оп-ределяемого понятия должен быть равен объему определяющего понятия, эти понятия должны находиться в отношении тождества (если, например, юридическая ответственность определяется как ответственность за свои деяния, то правило соразмерности будет

нарушено); в) не может заключать в себе круга (тавтологии); г) должно быть ясным и четким; д) не должно быть отрицательным (указываются признаки , принадлежащие должностному лицу, а не отсутствующие у него).

Многие нормативные правовые акты, устанавливая общие по-ложения правового регулирования, содержат перечень определе-ний. Например, в ст. 5 УПК РФ 2001 г. раскрываются шестьдесят основных понятий, используемых в данном кодексе («алиби», «вер-дикт», «ночное время»).

Нужно иметь также в виду , что легальные дефиниции нередко являются частью нормы права и закрепляются, как правило, в ее гипотезе (например, в ст. 214 УК РФ 1996 г. говорится: «Ванда-лизм , т. е. осквернение зданий или иных сооружений, порча имуще-ства на общественном транспорте или в иных общественных мес-тах, – наказывается …»).

Юридические дефиниции бывают явные и неявные, номиналь-ные и реальные, аксиоматические и генетические, уточняющие и учреждающие, определения через родовые и видовые отличия, ин-дуктивные и др. Если в данном контексте проанализировать имею-щиеся в отечественной и зарубежной практике легальные дефини-ции юридических явлений, то окажется, что почти все они имеют право на существование.

В публичном праве многие авторы подразделяют легальные (официальные) дефиниции на формальные, материальные (прагма-тические) и смешанные. Формальными считаются дефиниции, ко-гда, например, под правонарушением понимается любое деяние, за-прещенное правовым актом под угрозой ответственности. «Пре-ступным признается деяние, воспрещенное во время его учинения законом под страхом наказания», – говорилось в ст. 1 Уголовного уложения Российской империи 1903 г . Примером формального ле-гального определения может служить также ст. 40-1-104 УК штата Колорадо, где отмечается, что «преступление означает нарушение любого закона штата или описанное таким законом поведение, за которое могут быть назначены штраф или тюремное заключение».

К материальным (прагматическим) определениям относятся такие, в которых под правонарушением понимаются любые деяния, наносящие вред людям. Примером такой дефиниции может слу-жить определение преступления , которое содержалось в ст . 6 УК РСФСР 1922 г. (ст. 6 УК РСФСР в ред. 1926 г.). Это «всякое обще-ственно опасное действие или бездействие, направленное против советского строя или нарушающее правопорядок, установленный

рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени».

На первый план в материальных дефинициях выдвигается не противоправность, а опасность и вредность деяний, их направлен-ность против общественных и индивидуальных интересов.

Смешанными считаются такие легальные определения,когда вдефинициях учитываются и формальные, и материальные признаки

(см. ч. 1 ст. 7 УК РСФСР 1960 г.).

* * *

В литературе исследуются и другие нестандартные предписания. Точное определение их природы позволяет не только выяснить их специфику, но и более правильно организовать процесс их создания, толкования, систематизации и реализации.

Глава 10. ПРИНЦИПЫ ПРАВА

(СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА – ОКОНЧАНИЕ)

Понятие принципов права

Слово «принцип» в переводе с латинского (principium) означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное поло-жение какого-либо явления (учения, организации, деятельности). Еще древние обращали внимание на то, что «принцип есть важней-

шая часть всего» (principium est potissima pars cujuque rei).

Следует выделять, во-первых, доктринальные принципы, сфор-мулированные учеными-юристами, которые выступают в виде фун-даментальных идей и идеалов, составляют важнейшую часть научно-го и профессионального правосознания, юридической идеологии и политики, не являются обязательными для субъектов права, посколь-ку не обеспечены какими-либо мерами воздействия.

Во-вторых, обязательные для адресатов правовые руководящие начала, которые формируются в практической деятельности и закре-пляются обычно в актах-документах вышестоящих компетентных ор-ганов (например, конституционных и верховных судов). Мы относим их к практически-прикладным принципам. Они составляют важней-

шую часть внешне выраженного юридического опыта ( социально-правовой памяти). К числу таких исходных требований относятся, например, принципы единообразного понимания, разъяснения и применения норм права и других юридических предписаний, право-вой стабильности, единого правового пространства.

В-третьих, выделяем принципы права. Это исходные (базовые)

нормативно-правовые требования (императивы, субимперативы), легально выраженные в законах и иных формах права, которые обеспечивают высокое качество и эффективность правового регу-лирования общественных отношений, разнообразных типов юриди-

ческой практики. О них в основном и пойдет речь в дальнейшем.Кратко рассмотрим некоторые признаки принципов права.

1. По своей сути, «истокам» принципы права представляют опре-

деленные фундаментальные идеи и идеалы, которые сформулирова-ны на основе научного и практического опыта.В этом плане онивместе с принципами правосознания являются важнейшими компо-нентами юридической идеологии.

2. Разнообразные юридические идеи и идеалы только тогда ста-новятся принципами права, когда они непосредственно (легально)

выражены в нормативных правовых актах или иных формах права.

На уровне национальных правовых систем принципы права чаще всего закрепляются в конституциях, конституционных или иных фундаментальных законах. «Все равны перед законом и судом», – за-писано, например, в п. 1 ст. 19 Конституции РФ.

3. В отличие от юридических идей (идеалов), составляющих час-ти научного и профессионального правосознания, принципы права всегда выступают в виде общеобязательных требований и являются важнейшими элементами системы права.Так,презумпция невинов-

ности, принципы осуществления правосудия только судом, законно-сти, состязательности сторон, свободы оценки доказательств, обеспе-чения права на защиту и др. являются исходной базой для уголовно-процессуальной отрасли права. Вместе с предметом и методом пра-вового регулирования они играют, таким образом, важную системо-

образующую роль в системе права.

4. Наряду с нормами права, исходные фундаментальные положе-

ния составляют важнейший элемент содержания права. Поэтому принципам права присущи многие черты, характерные для права в целом (см. гл. 6). От норм права они отличаются тем, что не содержат санкций, а нередко и других элементов структуры нормы (гипотезу или диспозицию).

5. Они имеют весьма высокий уровень обобщения и абстрагиро-вания нормативных предписаний и,как правило,требуют конкрети-

зации и детализации в процессе воздействия на поведение людей. Как мы уже отмечали, некоторые нормы права в силу своей социаль-но-правовой значимости и фундаментальности могут выступать од-новременно и в качестве принципов права. В этом случае необходимо говорить о нормах-принципах (см., например: п. 1 ст. 5 АПК РФ 2002 г., п. 1 ст. 8 ГПК РФ 2002 г.). Однако по своей природе, логиче-ским, грамматическим, юридическим и иным средствам и способам выражения они чаще всего представляют относительно самостоя-тельный элемент содержания права. Трудно, например, отнести к норме права следующее положение, содержащееся в ст. 23 Консти-туции Литовской Республики: «Собственность неприкосновенна».

6. В отличие от норм принципы права обладают значительной ус-

тойчивостью и стабильностью,носят фундаментальный характер.

7. Принципы обладают объективно-субъективными качествами.

Они объективны в силу обусловленности их реально существующи-ми экономическими и социальными, национальными и пр. общест-венными отношениями. Но поскольку принципы права и закрепляю-щие их формально-юридические источники (законы) являются ре-зультатом сознательно волевой деятельности (правотворчества), то в этом плане они субъективны.

8. Вместе с правовыми нормами принципы права оказывают зна-чительное информационное, ориентационное и регулятивное воздей-ствие на сознание и поведение людей.Так,принцип вины в уголов-

ном праве ориентирует органы дознания, следствия, прокуратуры и суда на то, что лицо подлежит уголовной ответственности только за такие общественно-опасные деяния и наступившие общественно-опасные последствия, в отношении которых установлена его вина в форме прямого или косвенного умысла, преступного легкомыслия или небрежности (ст. 5, 24–28 УК РФ 1996 г.).

9. Принципы права всегда состоят из системы властных, обще-

обязательных юридических требований (императивов, субимперати-

вов),которые тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

10. От грамотного использования принципов права в значитель-ной степени зависит качество и эффективность правового регули-рования общественных отношений, разнообразных видов и подвидов правотворческой и правореализующей, интерпретационной и право-систематизирующей практик. Они в данном случае служат не только определенным ориентиром для субъектов юридической практики,но

и критерием оценки их деятельности. Нарушение,например,прин-

ципа состязательности, юридического равенства сторон, гласности и др. при разбирательстве гражданских или уголовных дел могут слу-жить основаниями к отмене решения или приговора суда.

11. Принципы служат важным средством установления пробе-лов, ошибок, противоречий, коллизий и других недостатков в праве.

12. Подавляющее большинство отечественных и зарубежных ав-торов подчеркивают существенную роль принципов по восполнению

и преодолению пробелов в праве в процессе правотворческой и пра-воприменительной деятельности. Особенно важную роль играют они в ходе реализации института правовой аналогии (см.: ст. 5 СК РФ

1995 г., ст. 6 ГК РФ 1994 г., ст. 7 ЖК РФ 2004 г., ст. 11 ГПК РФ 2002 г., ст. 13 АПК РФ 2002 г.).

13. Значительную ценность представляют принципы и при уст-

ранении ошибок, конфликтов, противоречий, коллизий и иных прояв-лений юридической антикультуры.

Исключение либо ограничение действия принципа права в той или иной сфере общественной жизни возможно только на основе со-ответствующего закона (ст. 123 Конституции РФ).

Оптимальное и грамотное использование (соблюдение, примене-ние) принципов права в своей практической деятельности свидетель-ствует о высоком уровне правосознания и правовой культуры граж-дан и должностных лиц. Поэтому не только нормы, но и принципы права должны быть достаточно четко и ясно сформулированы в зако-нах и иных формальных источниках.

Структуры принципов права

Под структурой принципов права следует понимать их строе-

ние, определенную систему свойств и элементов, взаимодействую-щих между собой и внешней средой через логические и генетические, функциональные и временные, пространственные и иные связи.

Таким образом, вся система принципов и каждый из них в отдель-ности представляют собой полиструктурные образования, включаю-щие, в частности, логическую и стохастическую, генетическую и функциональную, временную и пространственную, горизонтальную и вертикальную, синергетическую и рекурсивную, циклическую и иные виды структур (подробнее о них см. в работах В. Н. Карташова).

Анализ логической (логико -философской) структуры позволяет отразить взаимосвязи частей и целого, элементов и системы, содер-жания и формы принципов права. Содержание принципов права об-разует единство всех составляющих их свойств (признаков) и эле-ментов. Поскольку существенные признаки мы уже рассмотрели, главное внимание на примере конкретных принципов права уделим основным их элементам. Элементами («кирпичиками») содержания любого принципа права являются отдельные общеобязательные юри-дические требования (императивы, субимперативы), тесно взаимо-связанные между собой.

Содержание любого принципа права выводится из целого ряда нормативно-правовых предписаний путем глубокой и обстоятельной их интерпретации. Например, наиболее полно, на первый взгляд, принцип состязательности излагается в ст. 9 АПК РФ 2002 г. Однако это не так. Только всесторонний анализ ст. 123 Конституции РФ,

ст. 8, 9, 65, 66, 70, 71, 133, 135, 136, 153 и др. АПК РФ позволяет бо-

лее или менее четко сформулировать основные его требования при-менительно к практике арбитражных судов.

Используя системный, логический, лингвистический и иные под-ходы при анализе, например, принципа гласности в деятельности Су-

да РФ (ст. 123 Конституции РФ; ст. 5, 51, 55, 76, 77, 78, 83, 112 и др.

ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»; ст. 10, 27, 29 и др. Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; ст. 6, 8, 10 и др. Европейской Кон-венции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; ст. 8 и др. ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Феде-рального Собрания» от 14 июня 1994 г.; и др.), мы пришли к выводу, что его содержание составляют следующие императивы:

а) рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ (далее – КС) проводится открыто; б) проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим федераль-ным конституционным законом…; в) решения КС, принятые как в открытых, так и закрытых заседаниях, провозглашаются публично; г) присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с зани-маемых ими мест (кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседаний допускаются с разрешения КС); д) Судья КС, не согласный с его решением, вправе письменно изложить свое особое мнение (особое мнение приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением КС); е) решение КС провозглашается в полном объеме и в открытом заседании суда не-медленно после его подписания; ж) постановления и заключения КС не позднее, чем в двухнедельный срок со дня их подписания также направляются: судьям КС; сторонам; Президенту РФ; Совету Феде-рации РФ; Государственной Думе РФ; Правительству РФ; Уполно-моченному по правам человека; Верховному Суду РФ ; Высшему Ар-битражному Суду РФ; Генеральному прокурору РФ; Министру юс-тиции РФ, а также могут быть направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должност-ным лицам и гражданам; з) постановления и заключения КС подле-жат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях ор-ганов государственной власти РФ, субъектов Федерации, которых ка-сается принятое решение; и ) решения КС публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда РФ», а при необходимости и в

других изданиях; к) решение КС может быть официально разъяснено только самим Судом в пленарном заседании или заседании палаты, принявшей это решение по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в КС других органов и лиц, которым оно на-правлено ; л) о разъяснении решения КС выносится определение, из-лагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех же изданиях, где было опубликовано само решение; м) официальными изданиями КС являются « Вестник Конституцион-ного Суда РФ», «Собрание законодательства РФ», «Российская газе-та», а по решению Суда и иные источники.

Указанная технология применима к формированию содержания любого принципа права. Думается, что на этот момент следует обра-тить внимание всем юристам (ученым и практикам).

Мы уже отмечали, логическая структура позволяет выявить соот-ношение между содержанием и формой принципов права. В самом общем плане формами внешнего выражения и закрепления принципов права являются международные нормативные правовые акты (общие и региональные) и договоры, конституции (России и зарубежных стран), конституционные законы, обычные законы и даже подзаконные акты. Практика закрепления принципов права, например, в указах Прези-дента РФ, Постановлениях Правительства РФ, ведомственных и ло-кальных нормативных актах нам представляется порочной, поскольку исходные, базовые, универсальные и фундаментальные нормативно-руководящие начала должны формулироваться только в правовых ак-тах, имеющих высшую юридическую силу.

Наши рекомендации