Общая характеристика содержания права
Содержание правасоставляет всясовокупность его элементов исвойств.В праве соединены вместе различные его субстанции:эконо-мическая и политическая, нравственная и религиозная, логическая и языковая, философская и психологическая, социологическая и юриди-ческая, историческая и другие. Поэтому можно выделять философские и социологические, юридические и иные аспекты содержания права.
Философское содержание права выражается в том,что оно пред-ставляет собой определенную меру, степень свободы. «Что такое право?» – задавался вопросом родоначальник немецкой классической философии И. Кант . И отвечал на него так: «Право – это совокуп-ность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы»14.
Одна из социологических сторон содержания права видится в том, что в праве заключена социальная информация , которая может быть как прескриптивной (предписывающей), так и дескриптивной, т. е. описывающей.
Психологическое содержание права составляют,прежде всего,общая воля социальных слоев и классов (в первую очередь господ-ствующих, властвующих, государственным и иным образом органи-зованных), а также основополагающие идеи и другие психические элементы, имеющие императивный, юридический характер.
Политическое содержание заключается в том,что в праве нахо-дят отражение и закрепление политические потребности и интересы, программы, установки, задачи-цели определенных классов, полити-ческих групп, их объединений и организаций.
Право имеет нравственное содержание. Не случайно во многих оп-ределениях права подчеркивается, что оно выражает (должно выражать) идеи гуманизма и справедливости. «Jus est ars boni et aequit» (право есть наука о том, что хорошо и справедливо), – говорили древние.
Право состоит из нормативно-правовых предписаний. В логическом плане эти предписания представляют собой не что иное, как суждения. Поэтому в праве необходимо выделять и логическое его содержание.
14 Кант. И. Соч.: в 6 т. М., 1965. Т. 4, ч. 2. С. 139. 61
Право – это своеобразный логико-языковой феномен. Право – это мысли, выраженные в языке. Суждения и иные формы юридического мышления находят здесь соответствующее воплощение в словах, словосочетаниях и предложениях. В силу сказанного можно выде-лить языковую (имеются в виду языки естественные и искусствен-ные) сторону содержания права.
Юридическое содержание права составляют нормативно-пра-вовые предписания. В русском языке слово «предписание» трактует-ся как письменное распоряжение, приказ. Понятие «нормативно-пра-вовое предписание » позволяет охватить все элементы юридического содержания права (принципы, нормы, юридические дефиниции и др.), весьма удачно соединить психологический и социологический, логический и языковый, юридический и иные его аспекты.
Основными элементами в юридическом содержании являются принципы и нормы права. Относительно самостоятельное место в со-держании права занимают другие, так называемые «нестандартные», нормативно-правовые предписания: юридические формулы, рисунки, дефиниции и др.
7.2. Нормативноправовое предписание – первичный элемент юридического содержания права
Нормативно-правовое предписаниеможно определить какло-
гически завершенное и формально определенное общеобязательное веление (распоряжение, правило и т. п.), которое регулирует поведе-ние людей, их коллективов и организаций.
Нормативно-правовым предписаниям как первичным компонен-там юридического содержания права присущи многие признаки, ха-рактерные для права в целом. Наиболее существенными их чертами будут следующие.
1. По своей сути нормативно-правовые предписания – это логи-
чески завершенные и цельные веления, правила, требования, распо-ряжения, приказы, положения, определения, установки.
2. Данные веления, правила и требования выражены и непосред-
ственно закреплены в соответствующих единицах (статьях,абзацах,
параграфах, пунктах, частях и т. п.) текста нормативного акта, нор-мативного договора и иных форм права.
Способы закрепления нормативных велений в нормативных ак-тах, других юридических источниках права самые разнообразные. Они могут быть выражены в отдельной статье. «Президент Респуб-
лики Казахстан неприкосновенен», – говорится в ст. 80 Конституции Республики Казахстан.
Обычно в той или иной статье содержится несколько норматив-ных положений. Примером может служить ст. 1098 ГК РФ 1994 г., где указывается, что продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности , если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения по-требителем установленных правил пользования товаром, результата-ми работы, услуги или их хранения.
В обоих примерах речь идет о прямом способе изложения, когда нормативные предписания полностью содержатся в одной статье.
Нередко нормативные веления излагаются с помощью отсылоч-ного или бланкетного способов.При отсылочном способе определен-ные элементы предписания содержатся в других статьях , к которым и делается конкретная отсылка. Так, в п. 1 ст. 880 ГК РФ 1994 г. гово-рится, что «передача прав по чеку производится в порядке, установ-ленном статьей 146 настоящего Кодекса, с соблюдением правил, пре-дусмотренных настоящей статьей».
При бланкетном способе изложения отсылка делается к опреде-
ленного рода правилам и нормативным актам,в которых содержатсянедостающие элементы данного предписания. Например, в ст. 155 Семейного кодекса РФ 1995 г. говорится: «На содержание каждого ребенка в приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством РФ».
3. Нормативно-правовые предписания не только имеют соответ-ствующую форму, но и носят определенный характер, более или ме-нее четко устанавливая права и обязанности, условия их возникнове-ния и реализации, охраны и защиты, другие требования и положения.
4. По своей сущности – это властные, обязательные для испол-нения (соблюдения, использования, применения) распоряжения.
5. Их обязательность обеспечивается мерами государственного и иного воздействия.
6. Общая природа данных предписаний выражается в том, что они носят неперсонифицированный по отношению к субъектам характер и отражают наиболее типичные социальные ситуации, рассчитаны на конкретно неопределенное число жизненных обстоятельств.
7. Они представляют юридический результат правотворческой практики компетентных государственных органов и должностных
лиц (Государственной Думы РФ, губернатора области) и негосудар-ственных учреждений (органов местного самоуправления).
8. Каждое нормативно-правовое предписание имеет, как правило,
свой специфический предмет правового регулирования (отдельныеобщественные отношения, социально-правовую ситуацию) либо в этом предмете воздействует на какую-то его сторону или свойство.
Все указанные выше черты позволяют выступать данным пред-писаниям в качестве специфических нормативных регуляторов пове-дения людей.
Существуют разнообразные типы нормативно-правовых пред-писаний.
1. В зависимости от отраслевой принадлежности выделяются нор-мативно-правовые предписания конституционного (государственного), административного, гражданского и других отраслей права. В указанных предписаниях отражаются многие качественные характе-ристики той или иной отрасли права (ее предмет, принципы, функции и т. п.).
2. По предмету воздействия можно различать предписания, ре-гулирующие, например, имущественные отношения, личные неиму-щественные и иные отношения.
Здесь же можно, видимо, говорить о нормативно-правовых пред-писаниях, действующих в сфере промышленности, сельского хозяй-ства, здравоохранения и пр.
3. В зависимости от способов юридического воздействия норма-
тивно-правовые предписания подразделяются на управомочивающие, обязывающие, запрещающие, поощряющие и рекомендующие.
Управомочивающие нормативно-правовые предписания предос-тавляют субъектам определенные правомочия, права на совершение тех или иных деяний. Обязывающие – требуют обязательного совер-шения соответствующих активных действий. Запрещающие предписы-вают воздержание от совершения запрещенных ими действий. Поощ-ряющие предписания стимулируют достижение определенных резуль-татов, как правило, превосходящих обычные требования. Рекомен-дующие предписания содержат советы и рекомендации наиболее целе-сообразного правового поведения. Особенность их властного характера заключается в том, что указанные пожелания подлежат обязательному учету адресатами; действия, противоречащие рекомендуемым, должны быть тщательно обоснованы и аргументированы.
4. Особо нужно выделить материальные и процессуальные нор-мативно-правовые предписания. В самом общем плане первые отве-чают на вопрос «Что нужно (не нужно) делать?», вторые – «Как?», «Каким образом?» Указанные предписания отличаются друг от друга по предмету, способам и характеру воздействия на общественные отношения, принципам их формирования, закрепления и реализации, целям и другим параметрам.
5. В зависимости от выполняемых функций нормативно-правовые предписания разграничиваются на регулятивные (правоустанавли-вающие, правоизменяющие, правопрекращающие, правоконкретизи-рующие) и охранительные (правовосстановительные, карательные).
6. По категоричности сформулированных требований (правил, велений) предписания бывают императивными и диспозитивными.
В императивных содержатся категорические предписания, которые не могут быть изменены субъектами правоотношения. В диспозитив-ных нормативно-правовых предписаниях содержатся положения на случай, если субъекты права не установили для себя иных условий и правил правового поведения. «Одностороннее изменение размера платы за жилое помещение не допускается, – отмечается в п. 2 ст. 682 ГК РФ 1994 г., – за исключением случаев, предусмотренных законом или договором».
7. Нормативно-правовые предписания подразделяются в зависи-мости от субъектов правотворчества. Издавать их могут федераль-ные органы и субъекты Федерации, представительные и исполни-тельные органы, государственные учреждения и органы местного са-моуправления.
8. По форме закрепления различают нормативно-правовые пред-писания, содержащиеся в нормативных актах (законах, постановлени-ях) и договорах, судебных прецедентах, смешанных правовых актах.
9. Определенное самостоятельное значение имеет классификация нормативных предписаний по юридической силе. Так, предписания, закрепленные в федеральных законах, обладают наибольшей юриди-ческой силой, чем указы Президента РФ .
10. По срокам действия они бывают постоянными и временными.
11. Нормативные предписания могут быть адресованы юридиче-ским и физическим лицам, гражданам и иностранцам, врачам и юри-стам, следователям и судьям. В качестве критерия деления здесь вы-ступают соответствующие адресаты предписаний.
12. По территориальной сфере действия различают нормативно-правовые предписания общероссийского, ограниченного (Крайний Север), местного (имеют силу на территории административного района) и локального характера (действуют на территории ЯрГУ).
13. Принципиальное значение имеет выделение норм права и не-
стандартных нормативно-правовых предписаний, к рассмотрениюкоторых мы переходим.
Глава 8. НОРМЫ ПРАВА
(СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА – ПРОДОЛЖЕНИЕ)