Параграф iv. развитие истории и методологии юридической науки в древнем китае
«Передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю ее» говорится в сборнике изречений Конфуция «Луньюй», который составили его ученики в V в. До н.э. Именно это является одной из основ методологии юридической науки, выдвинутой в своих произведениях Конфуцием. Главное для него связь между различными этапами эволюции правовой науки в Древнем Китае, с сохранением элементов старинных представлений о праве и правовой науки, с использованием закономерностей национальной правовой системы. В основе этих идей лежит трепетное уважение к древности, с ее консервативными представлениями о сущности, структуре, содержании правовых институтов.
Традициям, ритуалам, церемониям отдавалось предпочтение перед мифами и легендами. В них виделось больше рационализма, анализ фактов, обобщений событий с юридической точки зрения. Древнекитайские мифы скорее рассматривались как анализ очень древних реально существовавших событий, которые способствовали созданию норм права, регулирующих поведение народа в государстве.
По воле неба создается государство и правитель, а смена правителей уже зависит от качеств, которые необходимы государю для правильного управления страной, т.е. он должен быть способен к управлению государством. Для этого он должен заботиться о своих подданных, об их благе, быть примером для них, быть сам мудрецом и окружать себя знающими и опытными людьми.
С точки зрения Конфуция идеальный юрист не должен стремиться к обогащению, должен быть образцом правомерного поведения и строго выполнять свой долг. Следуя дао, он лучший, он мудр, выдержан, требователен, справедлив и суров к себе, ничего не боится, гуманен, уважает людей, обязан оказывать помощь нуждающимся. Для того чтобы занять государственную должность, единственным условием является его способность, а не принадлежность к определенной социальной группе.
Основы юридической науки заложены в государстве и семье. А для их прочного развития необходимы знания, воспитание, правильное экономическое развитие общества и соблюдение ритуалов и норм.
Один из основоположников даосизма, Лао-Цзы призывая соблюдать только дао, которое вечно и безмятежно, и отказаться от приказного регулирования отношений. В отношении к небесному дао все равны. И народ, не подвергаясь насилию, будет умиротворен, и наступит гармония и спокойствие. С точки зрения даосизма в этом не только основной закон общества и государства, но и всего мира. Не следует, и искать человека, который сможет и будет управлять государством, так как выше всего стоит кармическое дао. (Самозаконный естественный ход вещей, который существует в природе и в обществе», которое следует просто соблюдать, а рассуждения о справедливом и несправедливом, гуманном и негуманном бессмысленны и не могут ни к чему привести. Любые ограничения, которые придумывают люди для лучшего, с их точки зрения, устройства общества приводят к тому, что Дао перестает действовать, оно безмолвствует, и в обществе складывается еще большая несправедливость.
Для Конфуция дао правовое - это справедливость и гуманность в поведение людей, которое основывается на вечной закономерности ( кармическое дао) и древними обычаями и традициями. ( по его мнению в правовом дао происходит объединение человеческого дао и божественного).
Другой путь в исследовании методологии юридической науки выдвигают легисты, признанным руководителем которых был Шан Ян, которому правитель Цинь поручил провести реформы в государстве. По его мнению, лучшей формой правления может выступать только монархия. Но чтобы добиться образцового правления необходим не только хороший правитель, а законы единые и обязательные для всех. Поведение правителя никто не имеет права критиковать и даже обсуждать, сам же он должен соблюдать существующие законы.
Сведения о представлении Шан Яна о законах и правлении в государстве содержатся в книге "Шан цзюнь шу" ("Книгой правителя области Шан"). В основе применения законов лежат строгие санкции, мало зависящие от тяжести совершенного преступления. В случае разногласия среди населения по поводу применения законов они обязаны обратиться к легистам, которые растолкуют нормы права. Делая упор на управление государством легистами, Шан Яна выступает против наследственного получения чиновничьих должностей. В основу строгого соблюдения законов он кладет круговую поруку, при которой не только родственники несли ответственность друг за друга, но и соседи, и люди, делающие одно дело на протяжении некоторого времени.
Этот же принцип должен существовать и в армии. А для создания хороших подданных необходимо держать их в постоянном подчинении и страхе, стараясь не давать им образования.
Одной из основных черт развития юридической науки в Древнем Китае является незыблемость определенных элементов права и правопонимания, вне зависимости от политических изменений в обществе.