Глава 29. Основные положения Общей части
Уголовного права зарубежных СТРАН
Понятие и общая характеристика зарубежного
Уголовного права
В современном мире насчитывается более 200 государств, в каждом из которых правовая система отражает закономерности развития данного общества, его исторические традиции, политическое устройство, национальные, региональные особенности, степень культурного, экономического развития. Если учесть, что в отдельных государствах параллельно сосуществуют несколько правовых систем[202], становится понятным, что число таковых превышает число существующих стран.
В то же время национальные правовые системы имеют общие черты, позволяющие объединить их в определенные группы (типы). Такие группы, имеющие сходство в происхождении, источниках, основных понятиях, способах толкования, приемах юридической техники и по другим критериям, именуются «правовыми семьями». Существуют, таким образом, различные типологии правовых систем, основанные на различных классификационных основаниях. Французскому ученому Рене Давиду два критерия - социология (религия, философия, экономическая и социальная структура) и юридическая техника (источники и структура права) - позволили выдвинуть идею трихотомии - выделение трех групп правовых семей (романо-германской, общего права и социалистической), к которым примыкает остальной юридический мир, входящий в группу «других видов государства и права»[203].
В настоящее время наиболее распространенным[204], хотя, по мнению А.В. Наумова, с известной долей условности[205], является выделение четырех типов уголовно-правовых семей: романо-германской (семьи континентального права), англосаксонской (семьи общего права), социалистической и мусульманской[206].
Сравнительное правоведение оперирует двумя базовыми категориями - «правовая система» и «правовая семья», - первая из которых носит конкретный, а вторая - абстрактный характер.
В юридической литературе правовую систему определяют как существующий в конкретном государстве правовой феномен, взятый в единстве системы права, практики его применения, социальной основы права, правовой культуры общества и организационной структуры правовых учреждений[207]. Под правовой семьей предлагается понимать группу национальных правовых систем, объединенных общностью исторического происхождения, схожестью отличительных характеристик системы права, практики его применения, правовых учреждений и социально-правовой идеологии[208].
Одной из древнейших считается романо-германская правовая семья, (или семья континентального права). Её название имеет историческое происхождение. Термин «романо» связывается с рецепцией римского частного права в XII-XIII вв. на европейском континенте. Представителями романского права, в частности, являются Франция, Италия, Испания, Португалия, Бельгия, Люксембург, Монако, Латинская Америка. Термин «германское» напоминает, что народы, населявшие тогда Западную Европу, назывались германцами. Германское право в этой семье представляют ФРГ, Швейцария, Австрия, Греция.
Семью континентального права характеризуют следующие особенности: деление права на частное и публичное; разграничение материального и процессуального права; ярко выраженное стремление к писаному праву; деление права на самостоятельные ветви - отрасли; отказ от обычного и прецедентного права; иерархия нормативных актов, главное место в которой занимает Конституция государства; признание закона основным источником уголовного права; широкое распространение кодификации; стремление к абстрактному описанию уголовно-правовых норм и институтов, что находит выражение в предельной лаконичности языка уголовного закона, предполагающей широкий круг адресатов и возможность применения к максимально возможному количеству случаев. Эта правовая семья представлена всеми континентальными европейскими государствами[209], многими странами Америки, Азии и Африки, бывшими французскими, испанскими, португальскими колониями.
Уголовное право Российской Федерации после распада СССР и изменения вектора уголовной политики «вернулось» (по выражению А.В. Наумова) в семью романо-германского права, но наряду с признаками, характеризующими названную семью, имеет ряд своих уникальных черт, присущих отечественному уголовному праву постсоветского периода. Прежде всего, это полная кодификация уголовного законодательства, не знающего таких источников, как дополнительное уголовное право, делегированное законодательство, кодифицированное неуголовное законодательство и некодифицированное уголовное законодательство, судебная практика. Типично для российского уголовного закона (в широком смысле слова) и то, что существенное значение сохраняет материальная составляющая понятия преступления. Кроме того, следует отметить, что институт уголовной ответственности юридических лиц давно перестал быть прерогативой стран англосаксонской правовой семьи. Однако, отечественное уголовное право до сих пор не включило юридических лиц в число субъектов преступления. Определенной спецификой обладает и правоприменительная практика. Названные особенности, тем не менее, позволяют говорить лишь о российской модели уголовно-правовой системы (уголовно-правовой системе российского уголовного права), но в рамках семьи континентального права.
Второй наиболее крупной правовой семьей является англо-саксонская (или семья общего права), объединяющая Великобританию, Северную Ирландию, США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию. В названии этой семьи также лежит историко-географический фактор (британские острова были населены англами, саксами, готами). Внутри этой семьи выделяют две основные модели: британскую и американскую. Причем американское уголовное право привнесло в родоначальное английское столько своеобразия, что в США сложился свой вариант английской правовой системы. Влияние идей известного мыслителя И. Бентама на формирование правовой системы США, выбор пути «гибкого правотворчества», кодификация всех штатов и другие факторы дали основание для альтернативного обозначения этой семьи как англо-американской.
Особенностями семьи общего права являются: наличие судебного прецедента в системе источников права; необязательность кодификации законодательства; казуистичность правовых предписаний; особое положение правовой доктрины, являющейся дополнительным источником права; приоритет процессуального права над материальным. В отличие от романо-германского англо-саксонское право, не испытав на себе заметного влияния римского права, сложилось в результате судебной практики как право судебных прецедентов.
В рамках типологии правовых семей и их характеристик следует сказать и о так называемой смешанной системе, или «полисистемности», в правовой системе отдельных государств. Так, например, уголовное право Японии, будучи в целом европеизированным (по типу сначала французского, а затем германского права), испытало серьезное влияние англосаксонской семьи, что проявляется в ряде специальных уголовных законов. Такой же нетипичной в рамках романо-германской семьи является и голландская уголовно-правовая модель, в которой гармонично сочетаются принципы и концептуальные положения континентальной семьи и судебный прецедент как источник уголовного права, что характерно для семьи общего права. Такое сочетание также позволяет относить голландскую модель к «гибридным» уголовно-правовым системам. Голландия, в свою очередь, повлияла на правовую систему ЮАР. Неоднородность правовых систем внутри одного государства можно проиллюстрировать на примере США и Канады. Эти государства в целом принадлежат к семье общего права, однако, в провинции Квебек (Канада) и штате Луизиана (США) по-прежнему[210] сохраняется влияние французского уголовного права. Влияние римского права прослеживается в уголовном праве Шотландии, входящей в семью общего права. Признаки «гибридности» обнаруживаются и в странах мусульманского уголовного права (например, в Иордании).
Социалистическое право имеет классовый характер и ориентировано на построение социализма и коммунизма. Для данной семьи характерно: приоритетная охрана государственной собственности, отрицание частного права, руководящая роль компартии, поддержание общественного правопорядка нередко вопреки интересам личности. Ранее к этой правовой семье относились СССР и страны социалистического лагеря (Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия и др.). Несмотря на распад социалистической системы и радикальное реформирование российского уголовного права, нельзя говорить об исчезновении социалистической правовой семьи. В её рамках остается ряд стран (преимущественно азиатско-тихоокеанского региона): Северная Корея, Китай, Вьетнам, Куба и Лаос. Характеризуя эту семью, как правило, выделяют китайскую уголовно-правовую модель. Не только потому, что в КНР проживает фактически пятая часть населения земного шара, но и по причине строительства в этой стране социализма с «китайской спецификой» и «социалистической модернизацией» государственного строя (что позволяет современное состояние экономической и политической системы Китая называть «коммунистическим капитализмом»).
Индуистское право (право хинди), древнее китайское право, старое японское право, иудейское право, каноническое право, мусульманское право - разновидности семьи религиозного права, но сегодня на правовой карте мира из перечисленных сохранилось лишь мусульманское право. По существу, оно единственное сегодня представляет эту семью, и поэтому в литературе эти понятия - семья религиозного права и мусульманское право - употребляются как синонимы. Более того, мусульманское право в последнее время получает всё большее распространение в мире. В одних странах оно действует либо в первозданном виде (например, в Саудовской Аравии), либо лишь незначительно подвергнувшись вестернизации (например, в Иране), в других странах наблюдается смешение мусульманского уголовного права с системами континентального или общего права, образуя так называемые «гибридные» уголовно-правовые системы (например, в Иордании, исламских странах Северной Африки).
На мусульманское право серьезное влияние оказывает религия - ислам. Религия и право в нем неразделимы. Мусульманское право, возникшее как часть шариата, до второй половины XIX века оставалось неподвижным и применялось только в среде правоверных. Шариат («прямой путь», «путь следования») – это совокупность обязательных к соблюдению норм и предписаний, которые регулируют все стороны жизни мусульман, включая как чисто религиозные и моральные, так и правовые установления. Во второй части шариата наряду с муамалатом (общение с себе подобными) и мунахатом (личный статус) выделят отрасль, связанную с наказанием, - укубат. Именно термин «укубат», если адаптировать его к западным категориям права, и обозначает мусульманское уголовное право.
К этой правовой семье относится большинство государств Арабского Востока, Северной Африки (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Йемен, Иордания Пакистан, Сомали, Танзания, Кения, Нигерия и др.). Нормы ислама - шариат встроены в правовую систему этих государств и как источник права, и как законодательная, и как правоприменительная практика.
Заканчивая экскурс по основным типам правовых семей, следует кратко остановиться и на классификации, в основу которой положена определенная идея. В зависимости от того, какая идея является доминирующей, различают несколько типов уголовно-правовых семей. Пяти идеям-доминантам - человек, закон, Бог, общество и семья - соответствуют пять типов семей: общего права, континентального права, религиозного права, общинного права и обычного права[211].