Выполнение контрольных работ

Темы контрольных работ (для студентов заочной формы обучения) 1.Избирательные законы начала 20 века.

2. Государственная Дума в Российской империи

3. Государственное право периода буржуазно-демократической республики в России (февраль-октябрь 1917 года)

4. Административное право периода буржуазно-демократической республики в России (февраль-октябрь 1917 года)

5. Законодательство Временного правительства в сфере уголовного и гражданского права

6. Нормотворческая деятельность советов и других общественных организаций в период буржуазно-демократической республики в России (февраль-октябрь 1917 года)

7. Становление советского государства и права

8. Конституция РСФСР 1918 года

9. Кодекс законов о труде 1918 года

10. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года

11. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года

12. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года

13. Конституция СССР 1924 года

14. Земельный кодекс РСФСР 1922 года

15. Уголовный кодекс 1926 года

16. Гражданский процессуальный кодекс 1923 года

17. Уголовный процессуальный кодекс РСФСР 1922 года

18. Судебная реформа 1922 года

19. Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 года

20. Конституция СССР 1936 года

21. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года

22. Уголовно-процессуальный кодекс 1960 года

23. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года

24. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 года

25. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года

26. Кодекс законов о труде 1970 года

27. Земельный кодекс РСФСР 1970 года

28. Конституция СССР 1977 года

29. Жилищный кодекс РСФСР 1983 года

30. Законодательство СССР периода перестройки.

31. Формирование новой российской государственности.

32. Формирование отраслей права РФ.

Методические рекомендации по подготовке контрольных работ:

Профессиональный успех будущего юриста невозможен без умения осмысливать собственную деятельность с научных позиций. Это обстоятельство повышает значение таких учебных форм приобщения к юридической науке как написание контрольных работ. Являясь обязательной составной частью учебного процесса и важной формой самостоятельной работы студентов, выполнение контрольных работ углубляет знания студентов в области истории права, приобщает их к изучению научной литературы, вырабатывает первые исследовательские навыки, формирует умение пользоваться научными знаниями. Без овладения элементами исследовательской деятельности не может осуществляться профессиональная подготовка юристов.

В процессе такой подготовки студенты приобретают умения, необходимые им для решения как практических задач, так и исследовательских:

- видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;

- анализировать и обобщать изучаемые факты;

- предлагать решение поставленных задач.

Чем лучше сформированы эти умения, тем выше качество студенческого исследования.

Предлагаемые рекомендации знакомят студентов с требованиями к структуре контрольной работы, с вариантами выбора темы, с порядком ее обоснования, способами выделения ключевых понятий, представлением результатов исследования, а также с правилами оформления контрольной работы.

Поскольку дисциплина «История отечественного государства и права» изучается студентами направления «Юриспруденция» на первом курсе, то опыт, полученный при написании контрольной работы по данной дисциплине, окажется востребованным на последующих курсах.

Выполнение контрольной работы включает в себя ряд последовательных этапов:

- выбор темы контрольной работы;

- выявление литературы;

- изучение литературы, выписки;

- составление плана;

- работа над введением, основной частью и заключением;

- оформление контрольной работы.

Рассмотрим особенности каждого из названных этапов работы. Примерная тематика контрольных работ составляется в соответствии с учебной программой по курсу «История отечественного государства и права» и регулярно обновляется. Тема контрольной работы выбирается студентом и утверждается преподавателем. Работа должна быть выполнена именно по зарегистрированной у преподавателя теме, работы по несогласованным темам не засчитываются.

После выбора темы контрольной работы нужно в первую очередь на консультации четко уяснить научную проблему (проблемы, вопросы), которую студенту предстоит раскрыть в рамках названной темы. Именно в этом будет заключаться цель контрольной работы. Указанная проблема должна быть поставлена во введении, раскрыта в основной части и по ней должны быть сделаны выводы. Поэтому нет необходимости собирать и переписывать весь материал, укладывающийся в название темы контрольной работы. Так, в теме «Уголовное право России в первой половине XIX века» целью исследования студента может быть одна из следующих:

- анализ понятия преступления;

- изучение новых составов преступлений;

- определение особенностей систематизации преступлений в законодательных памятниках первой половины XIX века.

При выявлении литературыпо выбранной теме студенту необходимо, прежде всего, ознакомиться с систематическими каталогами библиотек и журналами юридического профиля. Научные статьи по истории отечественного государства и права публикуют такие журналы как «История государства и права», «Государство и право», «Журнал российского права», «Право и политика», «Правоведение», «Российская юстиция». Должно быть знакомо студенту, изучающему юриспруденцию, и такое периодическое издание как «Вестник Московского университета» серия 11 «Право».

Задача студента – выявить публикации, посвященные теме в целом и важнейшим ее аспектам. Предварительный библиографический список необходимо представить преподавателю, который поможет отобрать наиболее важные и достаточные для подготовки контрольной работы книги и статьи.

Выявив достаточный круг литературы, студенту необходимо приступить к ее изучению. Чтобы яснее осознать место изучаемой проблемы в процессе развития российского права, целесообразнее вначале обратиться к соответствующему разделу учебной литературы и обобщающих научных трудов. Затем переходить к работам, освещающим тему в целом и лишь потом – к публикациям по отдельным аспектам темы. Новейшие достижения историко-правовой науки отражены, как правило, в журнальных статьях: здесь содержатся важные уточнения и критические замечания относительно предшествующих исследований, даются сноски на эти исследования. Это поможет расширить список используемой литературы, найти необходимые публикации для уточнения какого-либо аспекта выбранной студентом темы, подскажет направление дальнейшего поиска студента.

Работая с научной литературой, необходимо делать выписки материала, раскрывающего тему контрольной работы. Выписки лучше делать на одной стороне отдельных листов с полями для пометок, с указанием страниц важной информации, что в дальнейшем упростит работу над сносками. Изучая одну работу за другой, не нужно в выписках дублировать информацию; следует выписывать лишь материалы, содержащие новые факты, оценки, выводы, комментарии.

В процессе изучения литературы у студента складывается в основном план-структура его работы. План должен всесторонне раскрывать тему, соответствовать решению поставленной проблемы. Вопросы плана должны быть сопоставимы по объему, проблематике как друг с другом, так и со всей темой в целом. План может быть выстроен по хронологическому, проблемному или проблемно-хронологическому принципу и включать не более трех-четырех вопросов (разделов), он может быть и развернутым, включая два раздела и подразделы (параграфы) в каждом из разделов.

Например, если целью контрольной работы студента является показать эволюцию обязательственного права России в первой половине XIX века, то план контрольной работы может быть следующим:

1. Условия заключения договоров

2. Виды договоров

3. Способы обеспечения обязательств

4. Обязательства из причинения вреда.

Наиболее трудный этап – написание текста контрольной работы. Контрольная работа должна состоять из введения, основной части и заключения.

Во введении студент в трех-четырех предложениях обосновывает актуальность темы, формулирует цель работы, определяет задачи, решение которых позволит достичь поставленной цели.

В основной части раскрывается в соответствии с планом содержание темы, даются аргументированные ответы на поставленные задачи. Наиболее распространенной ошибкой при написании контрольной работы является то, что студент представляет в основной части слишком краткий, поверхностный, написанный на ограниченном круге литературы (в основном учебной) текст, что не позволяет раскрыть тему контрольной работы. Текст не должен также представлять собой механически переписанное содержание одной или нескольких научных статей, нередко с привлечением материалов и сюжетов, прямо не относящихся к теме, не «работающих» на нее. Задача студента – выстроить текст в строгом соответствии с планом, подчинить его внутренней логике, изложить его последовательно, аргументировать тезисы, обосновать выводы. Только в этом случае компилятивная (т.е. созданная на основе исследований и выводов других авторов) работа может быть признана самостоятельной.

В заключении подводятся итоги, формулируются обобщающие выводы по всей теме в соответствии с целью и задачами контрольной работы.

Наиболее типичными ошибками оформления контрольной работы являются:

- отсутствие плана (оглавления), списка литературы, нумерации страниц;

- ошибки в цитировании, оформлении ссылок (сносок), составлении списка литературы;

- отсутствие обозначенных и выделенных более крупным шрифтом разделов (и/или параграфов) в тексте контрольной работы;

- громоздкие абзацы (до одной страницы и более);

Оформление контрольной работы включает в себя: оформление титульного листа, плана (оглавления) и списка литературы (см. Приложения 2-4). На титульном листе необходимо указать Ф.И.О. преподавателя, который будет проверять контрольную работу; план размещается в начале контрольной работы и содержит указания станиц; список литературы завершает работу и должен содержать не менее пяти научных публикаций по теме контрольной работы.

Контрольная работа должна быть написана грамотно, страницы работы должны быть пронумерованы и иметь поля (3-4 см) для замечаний преподавателя. Каждый раздел, посвященный соответствующему вопросу плана, выделяется заголовком. Работа выполняется на отдельных форматных листах в объеме 15-20 страниц.

Поскольку контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с общепринятыми в научной литературе правилами, напомним основные из них.

Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В список включаются все использованные автором публикации независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором в ходе работы.

В списке применяется общая нумерация использованных публикаций. При оформлении исходных данных публикации указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц. Например: Зимин А.А. Правда Русская. М. 1999. 315 с.

Если это коллективный сборник, то оформлять нужно следующим образом: Законодательство Петра I / Отв. ред. А.А.Преображенский, Т.Е.Новицкая. М. 1997. 724 с.

Образец оформления статьи: Воронов С.Н. Правовая политика Временного правительства России в сфере межнациональных отношений в 1917 г.// Право и политика. 2003. №3. С.119-126.

Если журнал не является центральным московским изданием, то указывается место издания. Например: Вайровская С.В. Местное самоуправление: история и перспективы развития.// Общее дело. Сыктывкар.1996.№1.С.28-31.

При оформлении газетной статьи после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. Например: Елфимов А.Б. Первые итоги реорганизации системы управления в Коми области. // За новый Север. 1930. 16 сентября.

Ссылка на материалы, опубликованные в Интернете, оформляются следующим образом:

1. Мозгалев К. (2000, Октябрь 11). Высотные здания Москвы. [www документ]. URL http:vysotki.da.ru.

2. Политический альманах России, 1997. [Электронный ресурс] / Моск.центр Карнеги.М.: Моск.центр Карнеги, 1999. 1 электр.опт.диск (CD-ROM).

Следует обратить внимание на правильность цитирования и приведения фактического материала. Цитаты, цифры и фактические данные должны быть, прежде всего, тщательно выверены с источниками. Все цитаты заключаются в кавычки, пропуски в них при сокращении обязательно отмечают многоточием (…). Когда цитата дается не в точном тексте, а в пересказе, кавычки не ставятся. При пересказе или сокращении текста цитат недопустимо искажение смысла цитируемого источника. Совершенно не допускается соединение двух цитат или частей в одну.

Все цитаты, цифровой и фактический материал, за исключением общеизвестных цифр и фактов, должны обязательно сопровождаться ссылками (сносками) на источники и литературу, откуда они были взяты. Не допустимы ссылки и включение в список тех источников, с которыми студент лично не работал, и которые цитируются в рассматриваемой студентом литературе.

В таких случаях в ссылке указывают ту публикацию, откуда взята цитата с пометкой: «Цит. по …».

Ссылки бывают различных видов, но наиболее удобными и общепринятыми в настоящее время являются ссылки, которые даются непосредственно в тексте. В конце соответствующего предложения в скобках проставляются две цифры, первая из которых обозначает порядковый номер публикации из списка литературы, составленного студентом, а вторая – цитируемую страницу. Например: (6: С.174).

В зависимости от уровня выполнения контрольной работы она оценивается преподавателем следующим образом:

«Зачтено»: работа выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольным работам. Студент допускается к сдаче экзамена.

«Условно зачтено»: работа в целом соответствует требованиям, предъявляемым к контрольным работам, но имеет некоторые недочеты в содержании или оформлении. При условии исправления замечаний и после собеседования по соответствующим вопросам студент допускается к сдаче экзамена.

«Не зачтено»: в работе имеются существенные недостатки и ошибки. При оценке «не зачтено» студент должен заново написать работу, исправив указанные недостатки. До повторной проверки контрольной работы преподавателем студент к сдаче экзамена не допускается.

Выполнение курсовых работ

Темы курсовых работ

1. Правовой статус лиц, рожденных вне брака, в России

2. Особенности криминального банкротства в истории отечественного уголовного законодательства

3. История развития правового регулирования иностранных инвестиций в России

4. История законодательства России в сфере уголовно–правовой защиты средств индивидуализации участников гражданского оборота

5. Противодействие оскорблению должностного лица в памятниках российского права (исторический аспект)

6. Ретроспективный анализ ответственности за преступления, связанные с организацией и проведением азартных игр в России

7. Развитие российского законодательства об ускоренном производстве в уголовном процессе (к истории вопроса)

8.Применение имущественных санкций в истории отечественного уголовного законодательства

9. Организационно-правовое становление политической полиции в России

10. Юридическая природа самоуправства в историко-правовом аспекте

11. История нормативно-правового регулирования подрядных отношений в России

12. Историческое развитие гражданского законодательства о сделке, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности

13. Составы политических преступлений в памятниках российского права

14.Ответственность за ложный донос, лжесвидетельство и отказ от дачи показаний в памятниках российского права

15. История становления и развития института потерпевшего в уголовном судопроизводстве России

16. Формирование института освобождения от уголовного наказания в процессуальном праве России (исторический аспект)

17. Примирение с потерпевшим в истории российского уголовного законодательства

18. Санкции за военные преступления в российских памятниках уголовного права

19.Основные этапы развития законодательства об уголовной ответственности за дезертирство

20. История законодательного закрепления права российского работника на вознаграждение за труд

21.Правовое положение подсудимого по российскому законодательству (досоветский и советский периоды)

22. Законодательное регулирование и особенности ссылки в России

23. Становление и развитие уголовного законодательства России об ответственности за преступления в сфере обеспечения финансовой безопасности (досоветский и советский периоды)

24.Правовые основы создания и деятельности исправительных учреждений для несовершеннолетних

25. История становления института залога недвижимости (ипотеки) в отечественном праве

26. Генезис досудебного соглашения о сотрудничестве в российском уголовном судопроизводстве

27. Становление и развитие института выдачи (экстрадиции) в России (исторический аспект)

28. Историко-правовой анализ регулирования валютного обращения в России

29. Правовое регулирование благотворительной деятельности (к истории вопроса)

30. История развития института гражданско-правовой защиты деловой репутации в России

31. Проблема юридической ответственности за невиновное поведение: историко-правовой аспект

32. Институт перевода долга в российском дореволюционном гражданском праве

33. Становление и развитие чрезвычайного законодательства в России (к истории вопроса)

34.Виды убийств в российских памятниках права

35. Порядок пересмотра судебных решений в уголовном процессе России (к истории вопроса)

36. Процессуальное значение признания вины в истории науки российского уголовного судопроизводства

37. Фальшивомонетничество в памятниках российского права: состав и ответственность

38. Регламентация нематериальных благ юридического лица в отечественном гражданском праве (историко-правовой анализ)

39. Средства предупреждения рецидивной преступности в памятниках русского уголовного права

40. Развитие российского законодательства, регулирующего институт возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью (досоветский и советский периоды)

41. Становление российского медицинского законодательства: к истории вопроса

42. Понятие неустойки в русском гражданском праве (к истории вопроса)

43. Ответственность судьи в дореволюционной и советской России

44. Правовое регулирование залога в российском праве (история развития)

45. Становление уголовного законодательства об ответственности за нарушения авторских прав (досоветский и советский периоды)

46. Формы гражданского контроля в судопроизводстве России (исторический аспект)

47. Российское уголовное законодательство о мошенничестве в сфере предпринимательской деятельности: историко-правовые аспекты

48. Становление и развитие института исполнительного производства в российском праве (история вопроса)

49. Становление и развитие правового регулирования издательской деятельности в России

50. Институт конфискации имущества в российском законодательстве: ретроспективный анализ

51.История правового регулирования алкогольного рынка в России

52.Процессуальные обязанности сторон в гражданском процессе (к истории вопроса)

53.Развитие института обыска и выемки в розыскном уголовном процессе

54. Правовое регулирование труда в дореволюционной и советской России

55.Историко-правовые аспекты договора банковского вклада в России

56.Криминализация деяний, связанных с распространением порочащих личность измышлений, в законодательстве России (к истории вопроса)

57.Правовое положение свидетеля в судебном процессе: к истории вопроса

58.Исторический анализ российского уголовного законодательства об ответственности за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем

59. Правовые основы обжалования, проверки и пересмотра судебных решений в российском законодательстве (исторический аспект)

60. Административная юстиция в дореволюционной России и в системе советского права

61. Законодательная инициатива: основные этапы развития в России

62. Состязательное начало в российском судопроизводстве (к истории вопроса)

63. Эволюция российской уголовно-процессуальной политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей (ретроспективный анализ)

64. Развитие отечественного законодательства о защите неприкосновенности частной жизни (историко-правовой аспект)

65. Российское законодательство об уголовно-процессуальном иммунитете отдельных категорий лиц (исторический аспект)

66.Законодательное регулирование организационных основ и полномочий органов государственного управления в России (к истории вопроса)

67. Исторический аспект становления защиты прав потребителей в России

68. Генезис гражданско-правовой ответственности за нарушение договорных обязательств

69.История формирования правовых основ предпринимательской деятельности в России

70. Становление государственно-конфессиональных отношений в России (к истории вопроса)

71. Противодействие преступным посягательствам на абсолютные права собственности в истории российского законодательства

72. История развития института исковой давности

73. Формирование и развитие правозащитной функции нотариата в памятниках российского права

74. Правовые аспекты зарождения и формирования независимости судей

75. Основные вехи исторического развития правовой государственности в России

76. Сроки применения лишения свободы в российском законодательстве (история вопроса)

77. Потерпевший и его представитель как участники уголовного судопроизводства

78. Доказывание в отечественном уголовном процессе (исторический аспект)

79. Взаимодействие органов предварительного следствия и суда в России (по памятникам русского права)

80. Генезис уголовно-процессуального законодательства об ответственности физических и юридических лиц в России

81. Проблема государственного суверенитета и ее отражение в отечественных памятниках права

82. Эволюция института оценки доказательств по внутреннему убеждению в уголовном процессе России

83. Судебная защита интеллектуальных прав (исторический аспект)

84.Правовой статус государственной границы (к истории вопроса)

85.Основные тенденции развития избирательного законодательства Российской империи

86. Институт судимости в российском уголовном праве (история вопроса)

87. Становление института кассации в российском судопроизводстве (история проблемы)

88. История развития права на труд в России

89. Уголовная ответственность юридических лиц в отечественном законодательстве: история вопроса

90. Становление и особенности формирования компенсационной функции в российском праве

91. Становление и развитие аренды земли в отечественном праве

92. Становление и развитие института судебных приставов

93. История развития правового статуса судьи в России

94. Рецидив в системе множественности преступлений по уголовному законодательству России

95. Договор товарищества в российском праве (история становления)

96. Правовая регламентация самосуда в российском уголовном праве (история вопроса)

97. Российское законодательство по защите порядка управления (досоветский и советский периоды)

98. Правовой статус вдовы в памятниках русского права

99. Становление и развитие норм о гражданско-правовой ответственности в памятниках российского права

100. Эволюция правового регулирования учета недвижимости (кадастрового учета) в России

101. Формирование и развитие института обеспечения иска в России (исторический аспект).

102.Становление и развитие норм о трудовом договоре в российских памятниках права

103. Вымогательство в российском законодательстве: ретроспективный анализ

104. Ограничения наследственных прав по российскому законодательству (историко-правовой аспект)

105. Здоровье как объект уголовно-правовой охраны: историко-правовой анализ

106. Объективные и субъективные признаки состава клеветы по уголовному законодательству России (досоветский и советский периоды)

107. История становления правового регулирования миграционных процессов в России

108. История развития множественности преступлений в российском уголовном праве

109. Подлог документов в памятниках русского права

110. Возникновение и становление мировой юстиции в России

111. Институт ответственности за преступления в сфере авторского права в истории уголовного права России

112. Правовое регулирование организации местного самоуправления в России (история вопроса)

113. Правовые основы адвокатской деятельности в России (исторический аспект)

114. Институт прикосновенности к преступлению в истории российского уголовного права

115. История развития средств доказывания (по памятникам российского права)

116. История правовой самозащиты в России

117. История судебного представительства в России

118. Институт охраны власти в памятниках российского права

119. Преступления против порядка прохождения военной службы в памятниках российского права

120. Регламентация грабежа как преступления против собственности в памятниках российского права

121. Исторический аспект уголовной ответственности за недобросовестное банкротство

123. Правовая регламентация свидетельских показаний в памятниках российского права

124. Ответственность за лжесвидетельство в памятниках российского права

125. Историческое развитие законодательства о необходимой обороне

126. Институт договора займа в памятниках российского права

127. Правовое регулирование функционирования общественных организаций (к истории вопроса)

128. Генезис «уголовной давности» в отечественном законодательстве

129. История формирования военно-судебной системы в России

130. История становления института освобождения от наказания

131.Процессуальная регламентация ведения допроса в памятниках российского права

132. Административный арест в памятниках российского права

133. Формирование института совместного преступного деяния в памятниках российского права

134. Российское уголовное законодательство об ответственности за преступления, связанные с получением и разглашением конфиденциальной информации (исторический аспект)

135. Рецидив краж по уголовному законодательству России (история вопроса)

136. Вымогательство в российском законодательстве: ретроспективный анализ

137. Институт усыновления в памятниках российского права

138. История развития российского законодательства о фактах злоупотребления полномочиями

139. Административно-правовая регламентация военного положения в памятниках российского права

140. Преступления в виде присвоения и растраты имущества в памятниках российского права

141. Санкции за половые преступления в российском уголовном законодательстве дореволюционного и советского периодов

142. Российское законодательство об оказании медицинских услуг: исторический аспект

Методические рекомендации по написанию курсовых работ:

Выполнение и оформление курсовых работ – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности студентов. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего профессионала – юриста, способного самостоятельно, творчески решать с позиций строгого соблюдения законности сложные вопросы, возникающие в процессе юридической практики.

Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом и обязательно для каждого студента. Опыт руководства курсовыми работами показывает, что студенты испытывают трудности при их разработке и написании. Причины этого – в отсутствии специальной подготовки будущих юристов к исследовательской деятельности, а также в том, что нет единых требований к курсовым работам по юридическим дисциплинам.

В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим юристам необходимо:

- уметь пользоваться библиографическими указателями по истории государства и права и отдельным отраслям российского права;

- изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;

- грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;

- представлять основные закономерности, этапы и особенности эволюции отраслей и институтов российского права, имеющих отношение к теме курсовой работы;

- выявить круг источников права, анализ норм которых будет положен в основу курсовой работы;

- использовать материалы юридической практики, причем не только опубликованные в юридических журналах, но и самостоятельно изученные в ходе производственных практик.

Большая часть указанных умений студентов начинает формироваться уже на первом курсе при написании курсовой работы по дисциплине «История отечественного государства и права». Данные методические рекомендации помогут студентам в поиске ответов на следующие вопросы:

- Как выбрать тему курсовой работы?

- Как обосновать актуальность темы исследования?

- Какова структура курсовой работы?

- Как определить основные характеристики курсовой работы?

- Как вести работу с ключевыми понятиями по теме исследования?

- Как работать с необходимым памятником права?

- Как оформить текст курсовой работы?

- Как представить работу на обсуждение?

- Какую помощь может оказать студенту руководитель?

Выбор темы исследования

Темы курсовых работ по истории отечественного государства и права, как правило, определяются и утверждаются на заседании кафедры теории и истории государства и права. Конкретная тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям:

- соответствовать задачам подготовки специалистов по направлению «Юриспруденция»;

- учитывать направления и проблематику современных историко-правовых исследований;

- приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры в целом;

- учитывать разнообразие интересов студентов в области юриспруденции.

Темы курсовых работ могут определяться разными способами:

1.Преподаватель определяет тему курсовой работы студента. Если преподаватель ведет исследовательскую работу по определенной проблеме, он может привлечь к ее разработке и студентов, предложив им для творческого поиска перечень конкретных тем.

2.Студент работает по теме, способствующей преодолению затруднений, возникавших в его практической деятельности. Как правило, такие темы выбирают студенты, которые совмещают работу в правоохранительных органах с учебой на юридическом факультете университета.

3.Студент работает по теме, соответствующей его интересам или будущей специализации (гражданской или уголовной). Самостоятельному выбору темы исследования могут помочь следующие приемы:

- просмотр аналитических обзоров достижений юридической науки, сделанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);

- ознакомление со специальной литературой и периодическими юридическими изданиями;

- консультации с ведущими учеными для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

При выборе темы курсовой работы необходимо отдать предпочтение теме, обеспеченной источниками права. Любая курсовая работа по истории государства и права должна опираться на достаточно широкую нормативно-правовую базу; только работа с первоисточником, анализ конкретного законодательного акта поможет студенту вникнуть в его букву и дух, научит делать самостоятельные выводы.

И еще одно важное обстоятельство необходимо учитывать, выбирая тему курсовой работы уже на первом курсе. Материалы, собранные для курсовой работы по истории государства и права могут быть положены в основу главы (или параграфа) дипломной работы, если студент продолжит заниматься данной проблемой на последующих курсах.

Выбор темы и проверку ее соответствия требованиям, предъявляемым к курсовым работам, лучше начать с ознакомления с главой учебника, со статьей в юридической энциклопедии, с картотекой в библиографическом отделе (есть ли литература по этой теме, особенно источники права). Решающее значение имеет согласование темы с научным руководителем.

Избранная студентом тема курсовой работы подлежит регистрации на кафедре. Поменять тему студент может не иначе, как с согласия заведующего кафедрой.

После того, как выбрана и согласована с научным руководителем тема курсовой работы, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой работы. План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсовую работу.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

Титульный лист.

Он выполняется с учетом следующих требований. Вверху – название учебного заведения и кафедры. В середине листа пишутся фамилия, имя, отчество студента, а также курс и факультет, ниже – тема курсовой работы. Ниже справа – фамилия, имя, отчество научного руководителя. Внизу – год написания курсовой работы (см. Приложение 7).

Оглавление.

В нем последовательно излагаются названия разделов и подразделов плана курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательными и точно отражать ее внутреннюю логику. Так, если план курсовой работы по теме «Эволюция норм наследственного права в России (XI-XVII в.в.)» выстраивается в соответствии с хронологическим принципом, то оглавление данной курсовой работы может выглядеть следующим образом:

Введение 3

1.Нормы наследственного права в статьях Русской правды 5

1.1. Виды наследования

1.2. Наследование супругов

1.3. Права и обязанности наследников

2. Развитие наследственного права Псковской судной грамотой 10

2.1. Отморщина и приказное в Псковской судной грамоте 2.2.Наследование имущества изорника

2.3. Неполная собственность на наследуемое имущество

3. Наследование недвижимости по Соборному Уложению 1649 г. 15

3.1. Наследование поместий

3.2. Наследование вотчин

Заключение 19

Список литературы 20

Приложения 21

Если план курсовой работы по данной теме выстраивается в соответствии с проблемным принципом, то план работы меняется и оглавление будет другим:

Введение 3

1. Виды наследования в российском праве XI-XVII веков 7

1.1. Наследование по закону 8

1.2. Наследование по завещанию 14

2. Основной круг наследников в законодательных памятниках

XI-XVII веков 21

2.1. Наследственные права сыновей 22

2.2. Наследственные права пережившего супруга 24

2.3. Наследственные права дочерей 27

Заключение 31

Список литературы 33

В

Наши рекомендации