Множественности преступлений
Законодатель в ст. 14 УК РФ определяет преступление как общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. В силу законодательной конструкции соответствующего состава преступления или способа его исполнения виновным совершенное в реальной действительности преступление может носить простой (примитивный) или, наоборот, сложный характер.
Простые преступления, а также преступления со сложным составом, сложные преступления объединяет наличие единого умысла, стремление виновного к достижению единого преступного результата и их, как правило, одномоментное совершение. Все это позволяет говорить о наличии в содеянном одного, но сложного по своей структуре, преступления и квалифицировать его по одной статье УК РФ.
Преступление принято именовать простым в силу его посягательства на один объект преступления, достижения виновным одного преступного результата за счет совершения одного действия или бездействия, обусловленными одной формой вины.
В сложных преступлениях имеет место усложнение хотя бы одного из элементов состава: появление дополнительного или факультативного объекта преступления, его учинение посредством двух или более действий (бездействий), наступление нескольких последствий, сочетание различных форм вины (умышленной и неосторожной) и т.п.
К числу сложных преступлений относятся продолжаемые и длящиеся преступления, а к преступлениям со сложным составом - составные преступления, составы преступлений с альтернативными действиями, составы преступлений с альтернативными последствиями, составы преступлений, квалифицируемые наличием дополнительных тяжких последствий, составы преступлений с двумя и более действиями, составы преступлений, в основе которых лежат повторные действия.
Длящимся преступлением признается действие или бездействие лица, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на него законом под угрозой уголовного наказания[113]. Эти преступления выражаются в непрерывном осуществлении состава определенного преступного деяния и совершаются в течение более или менее длительного времени. В качестве примера таких преступлений могут быть названы самовольное оставление части или места службы, дезертирство, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и т.п.
Длящееся преступление начинается и образует оконченный (в юридическом смысле) состав преступления уже с момента совершения первого преступного действия или бездействия (например, при дезертирстве — с момента оставления воинской части). При этом сама преступная деятельность виновного оканчивается (не в правовом, а в социальном смысле) либо в результате действий самого виновного, направленных к прекращению преступления (явка с повинной, возвращение в воинскую часть), либо вследствие наступления событий, препятствующих совершению преступления (задержание дезертира командованием части, правоохранительными органами), или когда отпадает сама обязанность, невыполнение которой составляло содержание длящегося преступления (например, достижение виновным установленного законом возраста (27 лет), исключающего прохождение военной службы по призыву). Вне зависимости от продолжительности своего осуществления (несколько часов, дней, недель, месяцев или лет) длящееся преступление квалифицируется как одно (единичное) преступление.
Продолжаемым принято считать такое преступление, которое складывается из ряда тождественных (одинаковых) преступных действий, которые имеют общую цель, охватываются единым умыслом и составляют в совокупности одно преступное деяние[114]. К этим преступлениям относится, например, истязание, хищение по частям какого-либо крупногабаритного предмета и т.п.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 16 постановления № 29 от 27 декабря 2002 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» указал, что «от совокупности преступлений следует отличать продолжаемое хищение, состоящее из ряда тождественных преступных действий, совершаемых путем изъятия чужого имущества из одного и того же источника, объединенных единым умыслом и составляющих в своей совокупности единое преступление»[115].
В основе конструирования законодателем составных преступлений лежит сравнительная распространенность (сочетаемость) совместного совершения деяний, образующих элементы составного преступления. При отсутствии в законе соответствующих специальных норм содеянное надлежало бы квалифицировать по совокупности преступлений. Наиболее ярким примером составного преступления является разбой, который определяется законодателем как нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Иными словами, составное преступление образуется из двух или более деяний, каждое из которых, если их рассматривать изолированно друг от друга, представляет самостоятельный состав преступления.
Разновидностью преступлений со сложным составом являются и преступления с альтернативными действиями и с альтернативными последствиями.
В первом случае специфика преступления определяется тем, что совершение виновным любого из указанных в законе действий (бездействий) является достаточным для признания преступления оконченным. Например, в ст. 222 УК РФ говорится о едином составе преступления, в основе которого лежат альтернативные действия: незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Вместе с тем субъект не совершает нового преступления, если он осуществляет два или более из перечисленных в ст. 222 УК РФ действий. Например, вначале незаконно приобретает, потом хранит, а затем сбывает указанные предметы.
Во втором случае закон называет несколько последствий, наступления любого из которых является достаточным для квалификации содеянного как оконченного преступления. Например, ч. 1 ст. 111 УК РФ говорит об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, который может быть опасным для жизни либо повлечь за собой: потерю зрения, речи, слуха либо какого‑либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, неизгладимое обезображивание лица, стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомую для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности. Так, если в результате плеска кислотой в лицо девушке - участнице конкурса красоты она потеряет зрение, ее лицо будет неизгладимо обезображено и она полностью утратит профессиональную трудоспособность (не сможет работать в качестве фотомодели), то все содеянное будет квалифицировано как единое сложное преступление.
К числу единичных преступлений относятся также преступления, квалифицируемые наличием дополнительных тяжких последствий, хотя некоторые авторы считают их разновидностью составных преступлений[116]. Такие составы преступлений действительно близки. Однако, в составном преступлении речь идет о разнородных объектах преступного посягательства, с одной стороны. Деяния, образующие элементы составного преступления, создают основной, а не квалифицированный, как в нашем случае, состав преступления, - с другой стороны. И, в-третьих, в составном преступлении каждый его элемент (т.е. каждое образующее его деяние) носит осознанный и волевой характер, субъективное отношение к нему со стороны виновного одномерно (является либо умышленным, либо неосторожным). В составах же преступлений, квалифицируемых наличием дополнительных тяжких последствий, отношение виновного к их наступлению может характеризоваться как неосторожной (например, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего), так и умышленной виной (например, террористический акт, повлекший умышленное причинение смерти человеку[117]).
Составы преступлений с двумя и более действиями слагаются из двух или более действий, каждое из которых по отдельности может представлять самостоятельное преступление или не являться таковым. Например, изнасилование предполагает совершение полового сношения с применением насилия, угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Очевидно, что для квалификации содеянного как преступления необходимо, чтобы половое сношение было совершено с применением насилия, угрозы или с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Ранее примером такого преступления выступала спекуляция, которую законодатель определял как скупку товаров и их перепродажу с целью наживы. На множественность действий виновного законодатель обращает внимание в ст. 116 (Побои), 117 (Истязание).
Самостоятельной разновидностью сложных единичных преступлений являются составы преступлений, в основе которых лежат повторные действия. УК РСФСР 1960 г. содержал два вида преюдиции — административную и дисциплинарную. Условием привлечения лица к уголовной ответственности являлось привлечение его в течение года к административной или дисциплинарной ответственности за аналогичное правонарушение. Дисциплинарная преюдиция была характерна для воинских преступлений, а административная широко применялась по отношению ко всем остальным (в частности, к хозяйственным, против порядка управления и т.п.).
В первоначальной редакции УК РФ норм, содержащих административную либо дисциплинарную преюдицию, практически не было (если не считать завуалированного использования административной преюдиции в ст. 154 и 180 УК). Однако впоследствии законодатель включил в УК ст. 1511, 178, содержащие таковую в чистом виде[118]. Ввиду того обстоятельства, что правонарушения, образующие новое преступление, являются разными по своей правовой природе, множественность преступлений отсутствует, хотя и имеет место множественность правонарушений.
Статьи 154 и 180 УК РФ в качестве криминообразующих признаков указывали на совершение преступления неоднократно или из корыстных побуждений (ст. 154) либо с причинением крупного ущерба (ст. 180). Понятие неоднократности не раскрывалось и в первые годы применения УК интерпретировалось как неоднократность преступлений, о которой говорилось в ст. 16 УК. После исключения неоднократности преступлений как формы множественности из УК РФ стало очевидным, что неоднократность в ст. 154 и 180 может быть двух видов: когда лицо привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние либо привлечено к уголовной ответственности (если преступление было совершено из корыстных побуждений или причинило крупный ущерб) и повторно совершает его до снятия административного взыскания или погашения, снятия судимости за ранее совершенное тождественное преступление. В последнем случае будет множественность преступлений.
Статьи 1511 и 178 УК также говорят о неоднократности соответственно розничной продажи несовершеннолетним алкогольной продукции либо злоупотреблении доминирующим положением. Здесь законодатель определяет неоднократность применительно к ст. 1511 как совершение преступления лицом, привлекавшимся к административной ответственности за аналогичное деяние в течение 180 дней, а к ст. 178 - более двух раз в течение трех лет, за которые лицо было привлечено к административной ответственности.
Основное отличие преступлений, в основе составов которых лежат повторные действия, от преступлений, слагаемых из двух или более действий, состоит в том, что в первом случае деяние получает самостоятельную юридическую оценку в качестве аналогичного правонарушения иной отраслевой принадлежности, а во втором таковая отсутствует.
Все перечисленные формы проявления преступлений не являются множественностью преступлений, они свидетельствуют о том, что представшее перед правоприменителем преступление является единичным (единым), подпадающим под действие одной статьи (части статьи) Уголовного кодекса.