Основные этапы развития юриспруденции в России
Многовековая история юриспруденции сформулировала общие требования к юридической профессии, личности юриста и выдвинула целый ряд персоналий, чей вклад в развитие права является абсолютной ценностью. Знание имен, биографий и работ известных юристов – обязательное требование высшего профессионального образования.
Юриспруденция, как вид профессиональной деятельности, в России сложилась сравнительно поздно, а определенные юридические традиции появились лишь в прошлом веке. Однако после 1917 г. они были разрушены. Потребовалось немало времени, чтобы зародились новые, советские юридические традиции. Но и они во многом были изменены в начале 90-х годов вместе с распадом советского государства и переходом России на рыночный путь развития. Как будет показано ниже, в настоящее время формирование современных юридических традиций в России продолжается.
История не сохранила сведений о том, кто же конкретно были составителями первых дошедших до нас памятников российского права. Прежде всего, это касается договоров Руси и Византии X века и Русской Правды XI века. Весьма затруднительно говорить о российских юристах-профессионалах и в последующие века. Например, Соборное уложение 1649 г. является крупнейшим правовым актом вообще в истории российского законодательства. Его составляли не один десяток тогдашних дьяков (по нынешним понятиям — члены рабочих комиссий по разработке законопроектов в Государственной Думе). Но сведения о них, увы, весьма скудны.
В определенной степени юристом можно считать нашего первого российского императора — Петра Великого, который собственноручно писал тексты многих правовых актов. Законотворчеству большое внимание уделяла также Екатерина II. Но если первый в части юриспруденции проявил себя сугубо как практик, то вторая — как ученый и просветитель. Например, именно при Екатерине II стал выходить первый в России журнал, носивший длинное название: «Театр судоведения или чтение для судей и всех любителей юриспруденции, содержащий достопримечательные и любопытные судебные дела, юридические исследования знаменитых правоискусников и прочие сего рода происшествия, удобные просвещать, трогать, возбуждать к добродетели и составлять полезное и приятное времяпрепровождение» (издатель — Василий Новиков).
Екатерининский «Наказ» представляет собой знаменательный, поворотный этап в развитии российской правовой мысли. В нем четко проводится мысль о необходимости справедливого решения вопросов наказания. В этой связи Н. Неклюдов отмечал, что, в отличие от предшественников, Екатерина II смотрела на государственную деятельность «не как на деятельность, служащую лишь личным и эгоистическим интересам власти, а как на обязанность, заключающуюся в удовлетворении народных потребностей и нужд».
И все же, в России XVIII века правовая наука в сравнении с другими европейскими странами была развита слабо. Как ни странно, но определенное влияние на это оказало правление Петра I, который, «прорубая окно в Европу», делал акцент на военно-практическом деле, мало заботясь о развитии общественных наук, что, впрочем, неудивительно: личный диктат самодержца не мог считаться с появлением идей, не совпадающих с его взглядами.
В результате в XVIII веке помимо Екатерины II появилось лишь несколько серьезных имен, занимавшихся правовыми вопросами (наряду с другими видами деятельности, что было для того времени характерно). Среди них прежде всего следует назвать В.Н. Татищева (1686-1750 гг.), С.Е. Десницкого (1740-1789 гг.). Эти ученые своими трудами по истории предлагали, в частности, составить новое уложение - взамен Соборного уложения 1649 г., причем подчеркивалось, что новое уложение должно быть написано более ясным, понятным народу языком.
Считали необходимым резко ограничить применение смертной казни. Я.П. Козельский (1729-1795 гг.) и А.Н. Радищев (1749 –1802 гг.), которые выступали за раскрепощение личности и защиту ее прав и свобод, независимо от сословной принадлежности, отмену телесных наказаний.
А.Н. Радищев касался и пенитенциарной сферы, в частности, он полагал, что целью наказания является не «мщение» (оно всегда «гнусно»), а «исправление преступника или действие примера для воздержания от будущего преступления». Как известно, далеко не все из них находили поддержку властей, и более того были властями гонимы.
Дальнейшее развитие правовой мысли в России конца XVIII — начала XIX веков связывается с именами Н.С. Мордвинова, А.П. Куницына, О.Г. Горегляда, П.Д. Калмыкова, Г.И. Солнцева, Н.В. Духонского, А.С. Чебышева-Дмитриева, Н.И. Тургенева и других, для которых, в отличие от предшественников, юриспруденция была основным делом.
Плеяду действительно выдающихся и высокопрофессиональных российских юристов возглавляет Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839 гг.). Выходец из духовного сословия, не обладая ни богатством, ни знатностью рода, М.М. Сперанский своим умом, талантом, а главное неустанным трудом сумел стать образованнейшим юристом своего времени. Он добился и высокого положения в обществе, получив звание графа. М.М. Сперанский был универсальным юристом. Он прекрасно ориентировался в государственном, гражданском, уголовном, уголовно-процессуальном и в других отраслях права, выступая в роли ученого-правоведа. Лично составлял тексты законов, осуществлял их толкование. Занимался систематизацией российского права. Наконец, М.М. Сперанский был практикующим юристом, занимаясь правоприменительной деятельностью. Будучи советником, причем ближайшим, императора Александра I, М.М. Сперанский предложил царю проект реформы государственного управления. Он, в частности, полагал целесообразным учредить в России Государственный совет, а также представительный орган — Государственную думу. Госсовет был создан в 1810 г., а мысль о Госдуме оказалась слишком радикальной, несмотря на то, что она, по замыслу М.М. Сперанского, должна была избираться только лишь собственниками недвижимости и иметь только лишь законосовещательные функции, то есть никаким образом Госдума не посягала на всевластие российского императора. Последний, кстати, поначалу отнесся с интересом к идее создания представительного органа, учитывая, что таковые имелись уже практически во всех странах Европы, однако очень скоро охладел к ней, видимо, не без влияния своего консервативного окружения. Некоторое время спустя, М.М. Сперанский за свой радикализм (который, однако, нельзя сравнивать, например, со взглядами А.И. Герцена или декабристов, выступающими оппозицией власти, он же всегда был верным самодержавию) попал в опалу и был отправлен на службу в Сибирь, где трудился на различных должностях, в том числе в 1819-1821 гг. работал ни много ни мало генерал-губернатором Сибири. Там М.М. Сперанский время зря не терял - помимо выполнения собственно губернаторских обязанностей, активно изучал государственно-правовые проблемы Сибирского края. Результатом такого изучения стало появление ряда уставов об управлении Сибирским краем.
После возвращения в столицу М.М. Сперанскому было доверено руководство работой по систематизации российского права, к которой он ранее имел отношение и которая в начале века по разным причинам, в том числе из-за отлучения М.М. Сперанского от этого дела, не была завершена. Теперь же, с 1826 г., работа по систематизации пошла гораздо более эффективнее.
В соответствии с его планом сначала было создано Полное собрание законов Российской империи, куда включались по хронологическому принципу все нормативно-правовые акты, начиная с Соборного уложения 1649 г. Таких актов набралось свыше 50 тысяч, составивших 46 увесистых томов. Была проделана громадная по объему организационная работа, ведь архивов тогда еще не было, и многие документы приходилось искать по многим государственным учреждениям и городам страны.
На втором этапе систематизации предстояло создать Свод законов Российской империи. При его составлении исключались недействующие законы, устранялись противоречия в действующих, осуществлялась редакционная обработка, законы располагались строго по отраслям права, более четко определялась их кодификация. В итоге было сформировано 15 томов Свода законов, вступивших в силу с 1835 г. Этот Свод, впоследствии дополненный еще одним томом, действовал вплоть до падения империи, то есть до 1917 г., что свидетельствует о фундаментальности проведенной работы, за которую граф М.М. Сперанский был награжден Андреевской звездой. Следует заметить, что в XX веке подобного масштаба систематизацию права провести не удалось.
М.М. Сперанский был высокопоставленным императорским чиновником, графом, сенатором (членом Госсовета), его вклад в развитие права России был поистине выдающимся.
В числе декабристов были люди, внесшие заметный вклад в развитие правовой мысли России прошлого века, и в первую очередь, в сфере государственного права. Прежде всего следует назвать Павла Ивановича Пестеля (1793–1826 гг.) и Никиту Михайловича Муравьева (1796-1843 гг.). Именно они впервые создали проекты конституции, по которым, по их мнению, должно было развиваться наше государство и которые при всех их различиях, несли в себе передовые идеи того времени.
Над своей «Русской Правдой» П.И. Пестель трудился более 10 лет. В ней провозглашалась полная отмена крепостного права и вообще сословности – «рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми». Вместе с тем закреплялась незыблемость частной собственности.
Самодержавие, по мнению П.И. Пестеля, должно было быть уничтожено, а формой правления в России должна была стать республика, и власть при этом должна принадлежать народу — «народ российский не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства».
Конституция предусматривала учреждение законодательного органа - Народного вече. Столицей государства должен был стать Нижний Новгород. В конституции нашли отражение и вопросы обеспечения прав российских граждан. В частности, подчеркивалось, что «никто не может быть судим иным порядком, как обыкновенным законным судом, и в том именно месте, которое законом определено и назначено. Потому никогда не должны никакие чрезвычайные судебные комиссии или чрезвычайные суды быть учреждаемы». Следует отметить и то обстоятельство, что П.И. Пестель предполагал физически уничтожить всех представителей царствующего дома в самом начале революции. Как видим, в этом отношении он определенным образом противоречил сам себе.
Конституция Н.М. Муравьева была более умеренной, предусматривалось введение конституционной монархии. Правда, если императорский дом не принял бы такого варианта, то возможна была и республиканская форма правления. Утверждался ряд буржуазных свобод: свобода передвижения и занятия населения, свобода слова, печати, свобода вероисповеданий. Отменялся сословный суд и вводился общий суд присяжных заседателей для всех граждан. Крестьяне получали личную свободу, правда при этом помещики не лишались права собственности на землю.Избирательное право имели лишь лица, обладающие определенным имущественным цензом.
Довольно интересные положения содержались и в разделах о процессуальных правах: «заключенный, если он не обвинен по уголовному делу, немедленно освобождается, если найдется за него порука», «никто не может быть наказан, как в силу закона, обнародованного до преступления», «нынешние полицейские чиновники отрешаются и заменяются по выборам жителей» и др.
В целом П.И. Пестель и Н.М. Муравьев были представителями уже в значительной мере сложившегося тогда в Европе буржуазного права. Они впервые в России четко и определенно заявили (и разработали соответствующие проекты конституций и других законов) о необходимости утверждения в нашей стране общепризнанных к тому времени прав и свобод и государственного правления, основанного на волеизъявления народа.
Но в России XIX века были видные юристы не только с прогрессивными идеями. Большинство все же поддерживало императорскую власть и юридически обосновывало ее и все, что эта власть творит. Среди них выделяется Константин Петрович Победоносцев (1827 -1907 гг.). Длительное время (в период с 1880 до 1905 г.) К.П. Победоносцев являлся обер-прокурором Святейшего Синода и имел исключительно сильное влияние на императоров Александра III и Николая II. Так, последнему он в свое время читал лекции по русскому государственному и гражданскому праву.
По мнению К.П. Победоносцева, юридические законы должны основываться на нравственных законах как высших нормах человеческих отношений, заповедованных Богом. А обязательность правовых предписаний обеспечивается тем, что человек, понимая это, превращает божественную заповедь в нравственную обязанность. Отсюда проистекает и обоснование самодержавия как единственно правильной формы правления, поскольку именно монархия свойственна христианской культуре. Демократия же, как считал К.П. Победоносцев, основана на лжи, и она, то есть демократия, не обладает ни объективными, ни субъективными основаниями справедливого верховенства в обществе. Соответственно он отрицал доктрину разделения властей. Вместе с тем суд должен был быть отделен от администрации.
Суждения К.П. Победоносцева по правовым вопросам были весьма авторитетными в юридических кругах России. Так, огромной популярностью пользовался его учебник по гражданскому праву, в котором он был одним из ведущих специалистов в России.
Заметное место в российской юриспруденции занимает также Федор Александрович Кистяковский (1833-1885 гг.), который занимался проблемами уголовного права и криминологии, обосновал историко-сравнительный метод изучения права, был убежденным сторонником судебной реформы 1864 г. и введения в России суда присяжных. Юридическая общественность того времени высоко оценила его работы: «Исследование о смертной казни», «О пресечении обвиняемому способов уклоняться от следствия и суда», «Элементарный учебник уголовного права» и др.
Известным юристом был и его сын — Богдан Федорович Кистяковский (1868-1920 гг.). Получив образование в российских и зарубежных университетах, Б.Ф. Кистяковский посвятил себя преподавательской и публицистической деятельности. В частности, он вел курсы государственного и административного права, редактировал несколько юридических изданий, среди которых Юридические записки, Юридический вестник. После революции 1917 г. был профессором юридического факультета Киевского университета, затем возглавил юридический факультет Харьковского университета. Работал в комиссии по законодательной подготовке Украинской академии наук.
Всероссийскую популярность завоевал в свое время адвокат Федор Никифорович Плевако (1842 -1908 гг.). После окончания Московского университета он некоторое время работал секретарем Московского окружного суда, затем посвятил себя адвокатской деятельности. По мнению современников, главная сила Ф.Н. Плевако в умении убедительно, делая акцент на чувства присяжных заседателей и судей, излагать свои аргументы. Его выступления отличались глубоким психологизмом, остроумием и ясностью мысли. В них виртуозно сочетались трагизм, пафос и простота формы, доходчивость.
В 1907 г. Ф.Н. Плевако был избран депутатом Третьей Государственной думы от партии октябристов.
Среди других известных ученых-правоведов завершающего периода Российской империи следует назвать Л.И. Петражщкого, П.М. Сорокина, Н.И. Стояновского, Н.С. Таганцева, И.Я. Фойницкого, Г.Ф. Шершеневича и др.
Крупнейшим российским юристом и профессионалом с большой буквы является, конечно же, Александр Федорович Кони (1844 -1927 гг.), который сумел подчинить свой профессионализм как юриста внутренним разногласиям в связи с падением империи и установлением Советской власти. А.Ф. Кони занимался активнейшей юридической деятельностью, в свое время занимал высокие посты в судебных и прокурорских органах империи. В частности, он был прокурором, а затем председателем Петербургского окружного суда, являлся членом Государственного совета, академиком. Участвовал в разработке и обсуждении многих важнейших российских законопроектов. Принадлежал к социально-политической группе так называемой либеральной бюрократии, которая в целом проявляя лояльность к властям, в данном случае к самодержавию, и работая на нее, вместе с тем полагала целесообразным проведение в стране некоторых демократических преобразований, связанных прежде всего с обеспечением общепризнанных тогда в Европе прав и свобод.
В отличие от большинства либералов, которые после Октябрьской революции 1917 г. эмигрировали, остался на родине и продолжал юридическую деятельность уже при советской власти. В частности, в 1918-1922 гг. был профессором Петроградского университета, где читал лекции по уголовному процессу.
Выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони напечатал несколько томов своих судебных речей и докладов. Он был большим знатоком русской литературы, поддерживал дружеские отношения с Н.А. Некрасовым, И.А. Гончаровым, Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстым, В.Г. Короленко. Известно, что А.Ф. Кони, обладая богатейшей судебной практикой, подсказал Л.Н. Толстому сюжеты для Воскресения. Большая общественная работа А.Ф. Кони была отмечена в постановлении Ленинградского Совета об увековечении его памяти (1927 г.). В последние годы его имя вновь на слуху в юридических кругах. В честь выдающегося российского юриста проводятся ежегодные студенческие конкурсы, организовываются научно-практические конференции и семинары.
В первые годы советской власти сформировался круг юристов — носителей новых революционных идей. Они, как правило, были до этого профессиональными революционерами. Советским юристам удалось создать в итоге достаточно стройную систему права, добиться существенных достижений в правовой науке.
Среди советских юристов-профессионалов первой волны выделяются следующие.
Дмитрии Иванович Курский (1874-1932 гг.). В самом начале века он окончил Московский университет. После установления советской власти занимал различные должности в правительстве, а с 1918 по 1928 гг. был народным комиссаром юстиции РСФСР. Под его руководством была осуществлена большая работа по организации новых (советских) судебных органов. Кроме того, Д.И. Курский принимал непосредственное и активное участие в разработке многих законопроектов. Являлся также автором ряда научных работ, в которых теоретически обосновывал и развивал марксистско-ленинскую теорию права.
Петр Иванович Стучка (1865-1932 гг.). Много сил вложил в создание советских правоохранительных органов в первые годы советской власти. С 1919 г. был заместителем наркома юстиции РСФСР. Длительное время трудился Председателем Верховного суда РСФСР. Имеет немало научных работ по общей теории права, а также по гражданскому праву.
Помимо указанных видных советских юристов, существенный вклад в становление советского права и развитие юриспруденции первой половины XX века внесли С.В. Познышев, А.А. Пионтковский, М.Д. Шаргородский, И.Е. Фарбер.
В дальнейшем юриспруденцию нашей страны олицетворяли и представляют такие юристы, как С.С. Алексеев, B.C. Нерсесянц, Э.Ф. Побегайло, Л.С. Мамут, М.В. Баглай, А.И. Гуров, В.Ф. Яковлев, Ю.К. Толстой и др. Они выступают, прежде всего, в роли ученых-правоведов. Однако многие из них занимались и занимаются также практической
юридической деятельностью. Например, С.С. Алексеев был председателем Комитета конституционного надзора СССР — первого в истории нашей страны такого органа. Кроме того, он принимал активное и непосредственное участие в разработке нового российского гражданского законодательства.
М.В. Баглай являлся Председателем Конституционного Суда России, А.И. Гуров возглавлял Комитет по безопасности в Государственной Думе Российской Федерации.
В настоящее время в нашей стране тысячи юристов высочайшей квалификации, проявляющих себя по самым различным направлениям юридической деятельности.
Тема 2. Профессиональная подготовка юриста и юридическое образование в современной России
2.1. Понятие и виды профессиональной подготовки юристов.
2.2. Уровневое юридическое образование
2.3. Основные элементы профессионального юридического образования.
2.4. Организация учебного процесса в юридических ВУЗах России
2.5. Профессиональные возможности, перспективы и трудности юридической профессии.
2.1. Понятие и виды профессиональной подготовки юристов. Содержание и эффективность всех видов юридического образования, доступ к нему всегда привлекали внимание общества. В последние годы в новых условиях эти проблемы обострились. С одной стороны, резко расширился доступ к различным видам и формам юридического образования. С другой - возникла опасность получения некачественного юридического образования, не дающего должной подготовки к труду юриста и даже в лучших случаях ориентированного на уже устаревшие задачи.
Под профессиональной подготовкой юристов в данном случае понимается получение юридического образования в том смысле, какой дан в Преамбуле Закона РФ "Об образовании". Здесь сказано: "Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им образовательного ценза, который удостоверяется соответствующим документом".
По своему характеру и содержанию профессиональная подготовка юриста между тем должна отражать потребности в профессиональной юридической деятельности. Общество и от его имени государство призваны заботиться о том, чтобы желающие стать юристами получали именно те знания и навыки, которые необходимы для осуществления профессиональных обязанностей.
Виды профессиональной подготовки юристов. Сейчас они весьма разнообразны и требуют подробного описания. Традиционными видами являются:
1) среднее юридическое образование;
2) высшее юридическое образование;
3) подготовка в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре.
Готовить юристов в России имеют право только учебные заведения, получившие для этого необходимые виды разрешений: лицензию и аккредитацию, что позволяет, во-первых, обучать студентов в соответствии с государственными стандартами, и во-вторых, выдавать пользующиеся признанием дипломы.
2.2. Уровневое юридическое образование
Сейчас в вузах РФ ведется подготовка так называемых бакалавров и магистров. Переход на такую систему ориентирован на определенные международные соглашения, обозначаемые как Болонский процесс.
В России и на территории СНГ право именоваться юристами по образованию имеют люди, получившие высшее или среднее юридическое образование как в общегражданских государственных и коммерческих учебных заведениях, так и в учебных заведениях ведомственной принадлежности. К первым относятся университеты, академии, институты, колледжи. Ко вторым - учебные заведения - юридические институты и академии МВД РФ, специальные учебные заведения других министерств, которым особо предоставлено право готовить юристов.
При этом юристом по образованию можно стать и получив повторное профессиональное образование.
Юрист по образованию в России рассматривается как получивший полный набор юридических знаний. Это так называемый общий юрист, который по характеру образования предназначен к выполнению любой работы, признаваемой юридической, и к выполнению многих иных видов деятельности, которые по своему содержанию не являются юридическими, но близки к ней (управление в административных органах, кадры, маркетинг и пр.). Юристами являются также и лица, окончившие учебные заведения, в которых дается более специальная подготовка. Это юридические институты МВД, которые готовят следователей органов внутренних дел, специалистов по борьбе с организованной преступностью.
Многие коммерческие высшие и средние учебные заведения планируют подготовку юристов хозяйственно-правовой, банковской, международной специализаций. Среди традиционных вузов специфическую подготовку такого направления дают МГИМО, Университет дружбы народов и др.
Более узкие специализированные направления подготовки могут иметь свои особенности. Но во всех случаях юрист - это лицо, получившее соответствующее образование и обладающее правом занимать определенные должности; нет юриста без юридического образования и нет, например, адвоката, который не является юристом.
Юрист по должности, как правило, должен быть и юристом по образованию, т.е. иметь соответствующий диплом. На практике, однако, многие должности, требующие юридического образования, занимают лица, не являющиеся юристами по образованию. Именно их иногда именуют юристами по должности. Положение юриста без диплома шаткое, временное. Большое количество мест, занятых людьми, не имеющими юридического и высшего юридического образования, указывает на перспективы, которые открываются перед специалистами после получения образования. По мере подготовки кадров соответствующие должности переходят в руки юристов.
Профессии или должности, занимать которые вправе только юристы с высшим образованием: адвокаты, прокуроры, нотариусы, аудиторы. В соответствии с действующим законодательством лица, не являющиеся юристами по полному высшему образованию, на занятие этих должностей претендовать не могут.
Кроме того, только лица, имеющие высшее юридическое (или экономическое) образование, в соответствии со ст. 15, 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в редакции от 3 февраля 1996 г. вправе занимать должности руководителей исполнительных органов банков и иных кредитных организаций.
К профессиям или должностям, которые юристы имеют преимущественное право занимать, относятся следователи органов внутренних дел, работники дознания, юристы на предприятиях и фирмах. Обычно работодатели требуют наличия высшего юридического образования, но вправе при отсутствии подходящих кандидатов принять и лицо, юридического образования не имеющее.
Юристы со средним образованием. Они вправе претендовать на должности в судах, прокуратуре, нотариате, адвокатуре, органах управления, внутренних дел, не требующие наличия высшего юридического образования, но связанные с применением правовых знаний и навыков. Это секретари суда, секретари в прокуратуре, лаборанты, консультанты и референты. Лица, занимающие названные должности, по мере получения высшего юридического образования имеют возможность продвижения по служебной лестнице.
Юристы со средним образованием фактически, а в некоторых случаях - в соответствии с законом - имеют более широкие возможности доступа к получению высшего юридического образования.
Юристы с незаконченным высшим образованием вправе претендовать на должности, связанные с выполнением юридических функций, и на практике нередко рассматриваются наравне с юристами, уже имеющими высшее образование.
2.3. Основные элементы профессионального юридического образования. Наиболее основательное, развернутое, полное, можно сказать, эталонное образование юрист получает на очной форме обучения в течение 5-6 лет, когда оно подтверждается выдачей диплома как специалисту или магистру.
В целом содержание образования юриста определяется:
а) стандартами профессионального юридического образования;
б) общим уровнем образования в вузе, т.е. составом преподавателей, доцентов, профессоров, требовательностью к организации учебного процесса со стороны администрации, наличием библиотек, кодификационных подразделений, баз данных, оргтехники;
в) правами самих студентов.
В ходе обучения студент имеет возможность получить такую систему знаний и навыков, которая соответствует потребности отрасли правовых работ, отдельного работодателя либо, что бывает чаще, позволяет на практике быстро адаптироваться к существующим условиям и требованиям. В самом общем виде можно сказать, что юрист получает знания:
а) общеразвивающие и ориентирующие в экономике, политике, социальных отношениях;
б) позволяющие понимать и практически применять предписания различных отраслей права;
в) отражающие особенности правовой работы по отдельным направлениям применения права.
2.4. Организация учебного процесса в юридических ВУЗах России.
В целом все юридические вузы осуществляют подготовку: по основным дисциплинам, т.е. основному курсу, содержание которого должен усвоить любой человек, претендующий на диплом юриста; по дисциплинам специализации, которые включают в себя спецкурсы, спецсеминары, иные способы преподавания, на основе которых происходит углубление и дополнение знаний, входящих в основной курс (наиболее распространены специализации по гражданско-правовому, уголовно-правовому и государственно-правовому циклам, иногда по предпринимательско-правовому, международно-правовому и др.); по фундаментальным дисциплинам, в частности философии, психологии, социологии, экономике и др., владение которыми необходимо каждому юристу.
В специализированную профессиональную подготовку юристов включаются дополнительные дисциплины, отражающие специфику будущей сферы деятельности, например цикл дисциплин, в которых изучается административная и оперативно-розыскная деятельность милиции, психология работы с отдельными группами населения (например, с лицами, отбывающими уголовное наказание, и пр.), либо дисциплины, посвященные экономике зарубежных государств, зарубежному праву и др.
Таким образом, повторяем еще раз: каждый соответствующий государственным требованиям юридический вуз в принципе дает подготовку, необходимую юристу и достаточную для того, чтобы он после получения государственного диплома мог работать в суде, прокуратуре, органах внутренних дел, различных следственных аппаратах, нотариате, адвокатуре, правовых фирмах, юридических отделах предприятий и учреждений, в органах государственного аппарата и во всех структурах, где используются профессиональные юридические знания.
Сведения о перечне дисциплин, изучаемых в вузе. Этот перечень определяется государственным образовательным стандартом, а учебный план представляет собой перечень дисциплин, изучаемых в юридическом вузе, содержит в себе виды занятий и количество часов. Учебные планы основываются на государственных общеобразовательных программах (ст. 9 Закона РФ "Об образовании") и стандартах (ст. 7), которые, собственно говоря, и устанавливают содержание программ.
Но именно учебные планы определяют содержание подготовки юристов. Дело в том, что государственный общеобразовательный стандарт устанавливает обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по направлению "юриспруденция", а для этого вводит распределение изучаемых дисциплин по нескольким циклам: общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; общепрофессиональных обязательных дисциплин; специальных дисциплин, устанавливаемых вузом по выбору студента; специальных дисциплин, устанавливаемых вузом, а также дополнительные виды подготовки (военное дело и т.п.); факультативные, т.е. необязательные дисциплины.
Государственный общеобразовательный стандарт дает перечень только первого и второго циклов. Перечень дисциплин остальных циклов определяется юридическим вузом.
В любом юридическом вузе изучаются следующие группы дисциплин:
- теория государства и права, в которой излагаются основные сведения о государстве и праве, необходимые для понимания последующих дисциплин. Из данного фундаментального курса студент узнает, что такое государство с позиций права, что такое государственная власть и государственный аппарат, что такое право, каковы его функции в обществе, каковы его источники, что такое система права и каковы ее структурные элементы и ряд других проблем; дисциплина "теория государства и права" вооружает как вводными сведениями, так и навыками правового подхода к различным социальным явлениям; если медик привыкает видеть здоровых и нездоровых людей, то студент-юрист - влияние права и правовые формы, которые принимает социальная жизнь;
- история государства и права России; история государства и права зарубежных стран; история политических и правовых идей (учений); римское право, которое по существу является и исторической дисциплиной, и введением в гражданское право;
- дисциплины публично-правового цикла. В них ведущими являются конституционное и административное право. С этими основными дисциплинами связаны более специализированные, в частности финансовое, земельное, экологическое право. В рамках этого цикла возможно и преподавание иных дисциплин, например строительного, налогового права и др. Цикл публично-правовых дисциплин является основой профессиональной деятельности юриста в управлении, экономике, в сфере борьбы с преступностью и пр.;
- процессуальные дисциплины, включающие изучение следующих предметов: судоустройство (либо судебная власть) или правоохранительные органы, уголовный, гражданский и арбитражный процессы. Они также конкретизируются и развиваются в таких специализированных дисциплинах, как криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия и т.д. Эти дисциплины дают юристу профессиональные знания, необходимые для осуществления самых различных функций при расследовании и разрешении уголовных дел, для участия в гражданском и арбитражном производствах, а также для использования возможностей судебной экспертизы;
- частноправовые и экономико-правовые дисциплины охватывают: гражданское право, предпринимательское или коммерческое (хозяйственное) право, трудовое право, право социального обеспечения, международное частное право. Эти курсы находят продолжение в специальных дисциплинах типа банковского, корпоративного, вексельного, наследственного права и др., которые предлагаются в зависимости от специфики обучения и наличия подготовленных преподавателей. Эта группа дисциплин заслуженно пользуется большой популярностью, поскольку дает знания, необходимые для высокооплачиваемой и интересной профессиональной юридической деятельности. Следует помнить, что применение знаний, полученных при изучении этих дисциплин, немыслимо без усвоения публичного права;
- дисциплины уголовно-правового цикла, которые охватывают: уголовное право, криминологию, уголовно-исполнительное право, а также специальные дисциплины типа уголовной политики, оперативно-розыскной деятельности и др. Дисциплины этого цикла дают знания, которые пока пользуются наибольшим спросом на рынке труда. Стране до сих пор нужно много следователей, работников оперативных служб, прокурорских и других работников, активно применяющих знания уголовно-правового цикла.
Студент должен в итоге знать, что в процессе обучения ему придется освоить группу ведущих дисциплин, т.е. теорию государства и права, конституционное и административное право, гражданское право и гражданский процесс, уголовное право и уголовный процесс, трудовое и хозяйственное право. Это - основа юридического образования. И это должен знать каждый студент. Остальные дисциплины - развитие названных, а оценка их самостоятельности и автономности для процесса юридического образования значения не имеет.
Выбор специализации. Эта проблема осложняется перспективой будущего поиска места работы, соответствующего интересам и возможностям юриста. Сейчас во многих вузах, особенно новых, рекламируются различные экзотические специализации. Действительно реальными, т.е. имеющими разработанную научно-методическую основу, все-таки следует считать традиционные специализации: государственно-правовую, гражданско-правовую. На их основе возможна еще более узкая специализация, например направленная на подготовку специалистов по ценным бумагам, банковскому праву, корпоративному праву, будущих нотариусов, адвокатов и т.п.
2.5. Профессиональные возможности, перспективы и тр<