Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС

Лекция 2.

Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области ГО и РСЧС

ОМСК-2015

Учебные цели:

1 Изучить классификацию чрезвычайных ситуаций

2 Ознакомиться с особенностями воздействия поражающих факторов ЧС в мирное время на население и территории

3 Ознакомится с характерными особенностями опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий

Место проведения занятия: класс инженерной защиты № 310.

Время: 90 мин.

Учебные вопросы и расчет времени:

Проверка подготовленности студентов к занятию. Введение 5 мин.
1-й учебный вопрос Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области ГО 20 мин.
2-й учебный вопрос Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области РСЧС 20 мин.
3-й учебный вопрос Способы защиты населения от ЧС в военное и мирное время 40 мин.
Подведение итогов занятий. Заключение 5 мин.
Итого 90 мин.

Литература:

1 Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 29-ФЗ «О гражданской обороне».

2 Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера».

1 Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области ГО

Организация и ведение ГО – одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент безопасности страны. Она организуется и ведется в соответствии с Конституцией и законодательством РФ, а также международным правом.

Основным документом, определяющим общий порядок организации и ведения ГО, ее задачи и структуру, является ФЗ от 12 февраля 1998 года № 28 «О гражданской обороне».

В соответствии с ФЗ от 12.02.1998 г. № 28 «О гражданской обороне» ГО- система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными задачами в области ГО являются:

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Из задач, возложенных на ГО, вытекает и создание соответствующих структур по ГО (рис. 2.1).

Решение задач ГО является обязанностью всех органов исполнительной власти и местных органов самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм собственности.

Организационную структуру ГО РФ составляют совокупность органов управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муницпальных образований и организаций, предназначенных для выполнения в мирное и военное время комплекса общегосударственных оборонных мероприятий, обеспечивающих защиту населения, территории, природных ресурсов, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природно-техногенного и военного характера, возникающих в военное время при угрозе или в период ведения военных действий, а также вследствие этих действий (см. рис. 2.1).

Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС - student2.ru

Рисунок 2.1 - Организационная структура ГО РФ

ГО как система принимает непосредственное участие в обеспечении большинства видов безопасности, и в первую очередь – военной. В связи с этим согласно ст. 4 федерального закона ГО на территории РФ организуется по следующим принципам:

1 Первый принцип - организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

2 Второй принцип - подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3 Третий принцип – ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ и или в отдельных ее местностях.

Руководство ГО на территории РФ осуществляется централизованно на основе единоначалия. Для реализации единоначалия создан и функционирует в мирное время, в угрожаемый период и военное время институт руководителей ГО.

Общее руководство ГО страны осуществляет Начальник ГО РФ (НГО), обязанности которого возложены на Председателя Правительства РФ.

Непосредственное руководство и координацию усилий в области ГО осуществляет Первый заместитель НГО, которым является Министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

На региональном, муниципальном и объектовом уровнях руководство ГО осуществляют непосредственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ - республик, краев, областей и органов местного самоуправления городов, районов городов, сельских районов и населенных пунктов.

Рабочими органами управления ГО, планирующими, организующими и обеспечивающими непосредственное выполнение мероприятий ГО при угрозе нападения противника и в условиях военного времени на всей территории РФ в целом являются:

- на федеральном уровне – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО - МЧС России;

- на региональном уровне – ГУ по делам ГОЧС субъектов РФ;

- на муниципальном уровне - управления по делам ГОЧС городов и сельских районов;

- на объектов уровне – отделы по делам ГОЧС объектов экономики и сельских населенных пунктов

Функции основного государственного органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование и дальнейшее развитие общегосударственной системы защиты населения и территорий в области ГО страны, возложены на МЧС России.

МЧС России для решения задач ГО осуществляет разработку и непосредственное руководство реализацией мероприятий ГО в РФ, обеспечивает боевую и мобилизационную готовность Войск ГО, межрегиональных, региональных, муниципальных и объектовых органов управления по делам ГОЧС, планирует и организует их мобилизационную подготовку, разрабатывает и представляет в установленном порядке на утверждение Президенту страны проект Плана ГО РФ.

Как любая система, ГО состоит из системы управления, сил и средств, финансовых и материальных резервов, а также связей между ними.

Система управления ГО, в свою очередь, состоит из трех подсистем – системы органов управления; системы пунктов управления; системы средств управления (рис. 2.2)

Органы управления ГО отвечают за планирование, организацию и ведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС - student2.ru

Рисунок 2.2 - Система управления ГО РФ

Управление мероприятиями ГОЧС в мирное время осуществляется с рабочего места соответствующего руководителя, в угрожаемый период и военное время – с пунктов управления ГО.

При угрозе или с началом военных действий они непосредственно приступают к выполнению мероприятий ГО.

Руководители ГО первоначально управляют со своих рабочих мест (повседневные пункты управления), а по соответствующим степеням готовности ГО занимают запасные пункты управления ГО.

Пункты управления ГО - специально оборудованные и поддерживаемые в постоянной готовности к использованию помещения или транспортные средства, оснащенные техническими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, которые предназначены для размещения должностных лиц органов управления ГО при руководстве мероприятиями по ликвидации ЧС мирного и военного времени.

Ряд пунктов управления ГО могут использоваться при ликвидации ЧС мирного времени.

Для непосредственного выполнения мероприятий ГО создаются силы и средства ГО, включающие войска ГО, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования.

Войска ГО РФ - соединения, части, подразделения и организации, укомплектованные военнослужащими, которые подчинены МЧС России и предназначены решать задачи в интересах ГО. Войска ГО являются составной частью сил обеспечения безопасности государства и привлекаются к выполнению работ по защите населения и территории страны при угрозе или возникновении ЧС не только в военное, но и в мирное время.

В военное время общее руководство Войсками ГО осуществляет Верховный Главнокомандующий ВС - Президент РФ через Начальника ГО страны. Непосредственное управление ими осуществляет Первый заместитель НГО – Министр РФ по делам ГОЧС.

В мирное время в условиях повседневной деятельности и при ЧС Министр по делам ГОЧС управляет соединениями, частями и подразделениями Войск ГО центрального подчинения непосредственно или через Начальника Департамента Войск ГО и спасательных формирований МЧС России; регионального подчинения – через начальников РЦ ГОЧС по месту их дислокации.

Аварийно-спасательные служба ГО – структурное звено ГО и представляет собой нештатное организационно-техническое объединение органов управления, сил (формирований) и средств. Они предназначены для проведения АСДНР в ходе военных действий или вследствие этих действий, а также на этапах выполнения мероприятий РСЧС в мирное время.

Службы ГО создаются и функционируют на четырех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и объектовом решением соответствующих органов государственной, исполнительной власти, местного самоуправления и руководителями организаций и организуют свою работу в военное и мирное время на основе положений о службах ГО.

На каждом уровне общее руководство службами ГО осуществляют руководители ГО, координацию действий – органы управления по делам ГОЧС, непосредственное руководство – начальники служб ГО.

Аварийно-спасательные формирования ГО – формирования, создаваемые по территориально-производственному принципу на базе организаций независимо от их организационно-правовой формы, не входящие в состав ВС РФ, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций ЧС в мирное и военное время.

Формирования ГО являются составной, наибольшей по численности частью сил ГО. Основной задачей формирований является проведение АСДНР и первоочередного жизнеобеспечения населения в зонах ЧС мирного и военного времени, а также восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах.

Для решения задач в области ГО могут привлекаться и воинские части и подразделения ВС РФ, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом РФ.

Лекция 2.

Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области ГО и РСЧС

ОМСК-2015

Учебные цели:

1 Изучить классификацию чрезвычайных ситуаций

2 Ознакомиться с особенностями воздействия поражающих факторов ЧС в мирное время на население и территории

3 Ознакомится с характерными особенностями опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий

Место проведения занятия: класс инженерной защиты № 310.

Время: 90 мин.

Учебные вопросы и расчет времени:

Проверка подготовленности студентов к занятию. Введение 5 мин.
1-й учебный вопрос Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области ГО 20 мин.
2-й учебный вопрос Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области РСЧС 20 мин.
3-й учебный вопрос Способы защиты населения от ЧС в военное и мирное время 40 мин.
Подведение итогов занятий. Заключение 5 мин.
Итого 90 мин.

Литература:

1 Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 29-ФЗ «О гражданской обороне».

2 Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера».

1 Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области ГО

Организация и ведение ГО – одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент безопасности страны. Она организуется и ведется в соответствии с Конституцией и законодательством РФ, а также международным правом.

Основным документом, определяющим общий порядок организации и ведения ГО, ее задачи и структуру, является ФЗ от 12 февраля 1998 года № 28 «О гражданской обороне».

В соответствии с ФЗ от 12.02.1998 г. № 28 «О гражданской обороне» ГО- система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными задачами в области ГО являются:

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Из задач, возложенных на ГО, вытекает и создание соответствующих структур по ГО (рис. 2.1).

Решение задач ГО является обязанностью всех органов исполнительной власти и местных органов самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм собственности.

Организационную структуру ГО РФ составляют совокупность органов управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муницпальных образований и организаций, предназначенных для выполнения в мирное и военное время комплекса общегосударственных оборонных мероприятий, обеспечивающих защиту населения, территории, природных ресурсов, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природно-техногенного и военного характера, возникающих в военное время при угрозе или в период ведения военных действий, а также вследствие этих действий (см. рис. 2.1).

Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС - student2.ru

Рисунок 2.1 - Организационная структура ГО РФ

ГО как система принимает непосредственное участие в обеспечении большинства видов безопасности, и в первую очередь – военной. В связи с этим согласно ст. 4 федерального закона ГО на территории РФ организуется по следующим принципам:

1 Первый принцип - организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

2 Второй принцип - подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3 Третий принцип – ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ и или в отдельных ее местностях.

Руководство ГО на территории РФ осуществляется централизованно на основе единоначалия. Для реализации единоначалия создан и функционирует в мирное время, в угрожаемый период и военное время институт руководителей ГО.

Общее руководство ГО страны осуществляет Начальник ГО РФ (НГО), обязанности которого возложены на Председателя Правительства РФ.

Непосредственное руководство и координацию усилий в области ГО осуществляет Первый заместитель НГО, которым является Министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

На региональном, муниципальном и объектовом уровнях руководство ГО осуществляют непосредственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ - республик, краев, областей и органов местного самоуправления городов, районов городов, сельских районов и населенных пунктов.

Рабочими органами управления ГО, планирующими, организующими и обеспечивающими непосредственное выполнение мероприятий ГО при угрозе нападения противника и в условиях военного времени на всей территории РФ в целом являются:

- на федеральном уровне – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО - МЧС России;

- на региональном уровне – ГУ по делам ГОЧС субъектов РФ;

- на муниципальном уровне - управления по делам ГОЧС городов и сельских районов;

- на объектов уровне – отделы по делам ГОЧС объектов экономики и сельских населенных пунктов

Функции основного государственного органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование и дальнейшее развитие общегосударственной системы защиты населения и территорий в области ГО страны, возложены на МЧС России.

МЧС России для решения задач ГО осуществляет разработку и непосредственное руководство реализацией мероприятий ГО в РФ, обеспечивает боевую и мобилизационную готовность Войск ГО, межрегиональных, региональных, муниципальных и объектовых органов управления по делам ГОЧС, планирует и организует их мобилизационную подготовку, разрабатывает и представляет в установленном порядке на утверждение Президенту страны проект Плана ГО РФ.

Как любая система, ГО состоит из системы управления, сил и средств, финансовых и материальных резервов, а также связей между ними.

Система управления ГО, в свою очередь, состоит из трех подсистем – системы органов управления; системы пунктов управления; системы средств управления (рис. 2.2)

Органы управления ГО отвечают за планирование, организацию и ведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС - student2.ru

Рисунок 2.2 - Система управления ГО РФ

Управление мероприятиями ГОЧС в мирное время осуществляется с рабочего места соответствующего руководителя, в угрожаемый период и военное время – с пунктов управления ГО.

При угрозе или с началом военных действий они непосредственно приступают к выполнению мероприятий ГО.

Руководители ГО первоначально управляют со своих рабочих мест (повседневные пункты управления), а по соответствующим степеням готовности ГО занимают запасные пункты управления ГО.

Пункты управления ГО - специально оборудованные и поддерживаемые в постоянной готовности к использованию помещения или транспортные средства, оснащенные техническими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, которые предназначены для размещения должностных лиц органов управления ГО при руководстве мероприятиями по ликвидации ЧС мирного и военного времени.

Ряд пунктов управления ГО могут использоваться при ликвидации ЧС мирного времени.

Для непосредственного выполнения мероприятий ГО создаются силы и средства ГО, включающие войска ГО, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования.

Войска ГО РФ - соединения, части, подразделения и организации, укомплектованные военнослужащими, которые подчинены МЧС России и предназначены решать задачи в интересах ГО. Войска ГО являются составной частью сил обеспечения безопасности государства и привлекаются к выполнению работ по защите населения и территории страны при угрозе или возникновении ЧС не только в военное, но и в мирное время.

В военное время общее руководство Войсками ГО осуществляет Верховный Главнокомандующий ВС - Президент РФ через Начальника ГО страны. Непосредственное управление ими осуществляет Первый заместитель НГО – Министр РФ по делам ГОЧС.

В мирное время в условиях повседневной деятельности и при ЧС Министр по делам ГОЧС управляет соединениями, частями и подразделениями Войск ГО центрального подчинения непосредственно или через Начальника Департамента Войск ГО и спасательных формирований МЧС России; регионального подчинения – через начальников РЦ ГОЧС по месту их дислокации.

Аварийно-спасательные служба ГО – структурное звено ГО и представляет собой нештатное организационно-техническое объединение органов управления, сил (формирований) и средств. Они предназначены для проведения АСДНР в ходе военных действий или вследствие этих действий, а также на этапах выполнения мероприятий РСЧС в мирное время.

Службы ГО создаются и функционируют на четырех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и объектовом решением соответствующих органов государственной, исполнительной власти, местного самоуправления и руководителями организаций и организуют свою работу в военное и мирное время на основе положений о службах ГО.

На каждом уровне общее руководство службами ГО осуществляют руководители ГО, координацию действий – органы управления по делам ГОЧС, непосредственное руководство – начальники служб ГО.

Аварийно-спасательные формирования ГО – формирования, создаваемые по территориально-производственному принципу на базе организаций независимо от их организационно-правовой формы, не входящие в состав ВС РФ, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций ЧС в мирное и военное время.

Формирования ГО являются составной, наибольшей по численности частью сил ГО. Основной задачей формирований является проведение АСДНР и первоочередного жизнеобеспечения населения в зонах ЧС мирного и военного времени, а также восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах.

Для решения задач в области ГО могут привлекаться и воинские части и подразделения ВС РФ, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом РФ.

Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС

Выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

ФЗ от 21.12.1994 г№ 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера» определяет:

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложив­шаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоро­вью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нару­шение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводи­мых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска воз­никновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение раз­меров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникно­вения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неот­ложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей при­родной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

В России осуществление функций по защите населения и территорий от ЧС в мирное время возложены на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

В соответствии с ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера»» основными задачами РСЧС являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защи­ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на пре­дупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования орга­низаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предна­значенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций;

- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвы­чайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвы­чайных ситуаций;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защи­ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС:

1 Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

2 Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

3 Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства ГО.

4 Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством РФ порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

5 Силы и средства ГО привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый (рис. 3.1).

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

       
  Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС - student2.ru
 
    Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС - student2.ru

Функциональная и территориальная подсистемы

         
  Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС - student2.ru
 
    Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС - student2.ru
 
  Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС - student2.ru
 
    Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС - student2.ru

Рисунок 3.1 - Единая государственная система предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Каждый уровень РСЧС имеет (рис.3.2):

- координирующие органы;

- постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее именуются - органы управления по делам ГО и ЧС);

- органы повседневного управления;

- силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС - student2.ru

Координирующими органами РСЧС являются:

- на федеральном уровне- Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

- на межрегиональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- на региональном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ;

- на муниципальном уровне, охватывающем территорию района, города района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям .

Постоянно действующие органы управления по делам ГО и ЧСявляются:

- на федеральном уровне - Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- на межрегиональном уровне - региональные центры;

- на региональном уровне - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ;

- на муниципальном уровне - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;

- на объектовом уровне- отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

- центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

- центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

- центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

- дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Важнейшей составной частью РСЧС являются ее силы и средства.

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупре

Наши рекомендации