Психология социально-правовой деятельности

Казанский филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

Психология социально-правовой деятельности

Учебно-методический комплекс

факультета непрерывного образования

по подготовке специалистов для судебной системы

(специальность 030912 Право и организация социального обеспечения

(углубленная подготовка)

Казань

Автор:

Гусарова Мария Викторовна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин КФ ФГБОУВПО «РАП».

Рецензенты:

Гарипов Руслан Фаритович, кандидат юридических наук, доцент ФГБОУВПО «Казанский государственный энергетический университет»

Пепелышева Оксана Вячеславовна, старший преподаватель социально-гуманитарных дисциплин КФ ФГБОУВПО «РАП».

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.

Одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 4.09. 2013 г.)

Утвержден Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 25.09. 2013 г.).

Ó КФ ФГБОУВПО «РАП», 2013

Гусарова М.В., 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..
Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………………..
Тематический план и содержание учебной дисциплины…………………..
Программа курса ………………………………................................................
Планы семинарских (практических) занятий………………………………...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов ………………………...
Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации ……………………………………...…………………………………………...
Информационное обеспечение обучения. Литература……………………...
Вопросы для подготовки к контрольной работе…….………………………

ВВЕДЕНИЕ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета по дисциплине «Психология социально-правовой деятельности».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: схемы, таблицы, плакаты.

Технические средства обучения: проектор, ноутбук, интерактивная доска.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:  
лекции
семинарские (практические) занятия
курсовая работа (проект) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:  
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)  
Итоговая аттестация в форме Контрольная работа

Тематический план и содержание учебной дисциплины

(разделы, темы, количество часов)

Название разделов и тем Содержание учебного материала, семинарские (практические) занятия Объем часов Уровень освоения
Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии Содержание учебного материала 1. Предмет и методы психологии. 2. Развитие представлений о предмете юридической психологи, современное его понимание. 3. Основные цели, задачи и методы юридической психологии как научной и прикладной дисциплины. 4. Этапы формирования юридической психологии основные пути и направления в ее развитии. 5. Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией. Научная природа юридической психологии.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2. Психика человека. Понятие и классификация психических явлений Содержание учебного материала 1. Классификация психических явлений. 2. Возникновение и развитие психики. 3. Психика человека. 4. Сознание как высшая форма психики. 5. Нейрофизиологические основы психики. 6. Строение и функции нервной системы. 7. Принципы и законы высшей нервной деятельности.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3. Система психических процессов: познаватель-ные, эмоциональные и волевые психические процессы. Содержание учебного материала 1. Психические познавательные процессы, использование их закономерностей в профессиональной деятельности юриста. 2. Эмоциональные процессы и состояния, использование их закономерностей в профессиональной деятельности юриста. 3. Волевые процессы и состояния, использование их закономерностей в профессиональной деятельности юриста. 4. Мотивация и регуляция поведения личности.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4. Психические состояния. Значение психических процессов и состояний в деятельности юриста Содержание учебного материала 1. Понятие и классификация психических состояний. 2. Эмоции и чувства. 3. Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация). 4. Состояния тревожности, психической напряженности. 5. Критерии оценки аффекта. 6. Значение психических состояний в деятельности юриста.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 5. Психология личности и структура ее психических свойств. Содержание учебного материала 1. Понятие личности в психологии и в правовой науке. 2. Структура личности. 3. Совокупности свойств личности - темперамент, характер, способности. 4. Характер и его свойства. 5. Задатки и способности. 6. Цели изучения личности в профессиональной деятельности юриста.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 6. Мотивация и регуляция поведения личности. Использование психологичес-ких особенностей личности в деятельности юриста Содержание учебного материала 1. Структура направленности личности. 2. Сознательная и бессознательная мотивация поведения личности. 3. Волевая регуляция поведения. 4. Структура волевого действия. 5. Индивидуально психологические особенности личности и их использование в деятельности юриста.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 7. Методология юридической психологии Содержание учебного материала 1. Юридическая психология в системе научного знания. 2. Предмет, система, задачи и содержание юридической психологии. 3. Методологические основы юридической психологии.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 8. Психология юридического труда. Юридические профессиограммы Содержание учебного материала 1. Социально-психологическая характеристика правоохранительной деятельности – разновидности государственной службы. Структурно-психологический анализ правоохранительной деятельности. 2. Профессиограмма деятельности юриста. 3. Психологические особенности решения юристом организационно-управленческих вопросов. 4. Психологические аспекты повышения эффективности труда юристов.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 9. Психология общения и межличност-ных отношений Ведение переговоров с преступниками Содержание учебного материала 1. Общение как фактор социализации личности. 2. Общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста. Процессуальные и непроцессуальные формы профессионального общения. 3. Речь в профессиональном общении юриста. Функции и виды речи. 4. Речевое поведение юриста. 5. Социальные роли и статус партнеров по общению. 6. Понятие группы в социальной психологии.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 10. Криминальная психология. Психологичес-кие особенности личности преступника и преступного поведения Содержание учебного материала 1. Понятие и содержание личности преступника, его правосознание. Психологические особенности личности преступника. 2. Основные психологические черты личности несовершеннолетнего преступника. 3. Психологические факторы формирования преступного поведения личности. Психология преступного деяния.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 11. Психология потерпевшего. Психологичес-кие особенности виктимного поведения. Содержание учебного материала 1. Психологические особенности личности потерпевшего. 2. Понятие виктимности. 3. Психологические аспекты виктимного поведения.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 12. Психология несовершен-нолетних. Психология преступной группы Содержание учебного материала 1. Основные психологические черты личности несовершеннолетнего преступника. 2. Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности. 3. Понятие о криминальной субкультуре. 4. Психология межличностных отношений в различных преступных формированиях (группах). 5. Психологические методы нейтрализации круговой поруки в борьбе с групповой преступностью.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 13. Психологичес-кие основы предварительного расследования. Психологичес-кие основы осмотра места происшествия, обыска и выемки Содержание учебного материала 1. Психология предварительного расследования. 2. Психологические особенности взаимодействия следователя с другими участниками уголовного процесса. 3. Психологические аспекты осмотра места происшествия. 4. Составление психологического портрета неизвестного преступника. 5. Психологические особенности обыска и выемки. 6. Психология обыскиваемого и обыскивающего. 7. Психологические особенности личности обыскиваемого.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 14. Психология допроса и очной ставки Содержание учебного материала 1. Общие психологические особенности проведения допроса. 2. Вопросы как средство психологического воздействия на допрашиваемое лицо. 3. Психологические особенности допроса свидетеля и потерпевшего. Психологические особенности допроса подозреваемого и обвиняемого. 4. Психологические особенности проведения очной ставки.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 15. Психологичес-кие основы проверки показаний на месте и следственного эксперимента. Психология предъявления для опознания Содержание учебного материала 1. Психологические особенности проверки показаний на месте. 2. Психология следственного эксперимента. 3. Проверка психологических особенностей личности, а также ее навыков, умений и способностей в смоделированных условиях. 4. Психология предъявление для опознания. 5. Психологические особенности восприятия объекта и личности опознающего. 6. Психологические закономерности процесса узнавания. Симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое) узнавание. 7. Психологические особенности опознания трупа.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 16. Судебно-психологичес-кая экспертиза Содержание учебного материала 1. Предмет и компетенция судебно-психологической экспертизы. 2. Особенности постановки вопросов перед судебно-психологической экспертизой. 3. Порядок проведения судебно-психологической экспертизы. 4. Комплексная психолого-психиатрическая и медико-психологическая (судебная) экспертиза.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 17. Психологичес-кие аспекты гражданского и арбитражного судопроизвод-ства Содержание учебного материала 1. Психологические особенности гражданского судопроизводства. 2. Психология участников гражданского процесса. 3. Психология деятельности арбитражного суда. 4. Психологические особенности участия посредника в арбитражном судопроизводстве.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 18. Психологичес-кие основы деятельности прокурора. Психологичес-кие особенности деятельности адвоката и нотариуса Содержание учебного материала 1. Психологические особенности деятельности прокурора. 2. Психологические аспекты деятельности адвоката. 3. Социально-коммуникативные и нравственные качества адвоката. 4. Социально-психологические особенности деятельности нотариата.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 19. Психологичес-кие аспекты уголовного судопроизводства Содержание учебного материала 1. Общие психологические аспекты уголовного судопроизводства. 2. Психологические особенности судебного следствия. 3. Психологические особенности допроса в суде. 4. Психологические аспекты оценки доказательств и назначения наказания в ходе судебного разбирательства. 5. Психологические особенности личности судьи. 6. Психологические факторы, влияющие на принятие решения судьей. 7. Психологические особенности уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 20. Исправительно-трудовая психология. Психологичес-кие факторы ресоциализа-ции Содержание учебного материала 1. Психология осужденного. 2. Проблемы эффективности наказания. 3. Труд осужденного в условиях лишения свободы. 4. Психологические факторы успешной ресоциализации. 5. Проблемы адаптации освобожденного к жизни на свободе.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа обучающихся
ИТОГО Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Самостоятельные работы обучающихся  
Всего  

ПРОГРАММА КУРСА

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Вопросы для обсуждения

1. Предмет и методы психологии.

2. Общее понятие о психике.

3. Развитие представлений о предмете юридической психологи, современное его понимание.

4. Основные цели, задачи и методы юридической психологии как научной и прикладной дисциплины.

5. Система методов юридической психологии.

6. Методы психологии в юридической практике.

Семинар 2 (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Новые направления в методологии юридической психологии: полиграф, юридическая психолингвистика, эксперименты с экстрасенсорным восприятием.

2. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки.

3. Психологические ресурсы Интернета в сфере психологии и права. Коллегия юридических психологов.

4. Опыт кооперации юридических психологов с использованием возможностей Интернета.

Литература[1]:

Основная:

*Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов – 5-е изд., доп. и перераб. / В.Л.Васильев – СПб.: Питер, 2008.

*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 2001.

*Романов В.Г. Юридическая психология: Учебное пособие. - М., 2003.

*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.

*Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.- изд. 2-е.- М.: ИКД Зерцало - М, 2006.

Дополнительная:

Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2001.

Водолазский Б.Ф., Гутерман М.П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. – Омск, 1976.

Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981.

Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М-Л., 1967.

Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2001.

Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.

Ильченко Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. - Краснодар, 1978.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.

Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности. - Ленинград, 1979.

Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – Изд. обновл. – М.: Знание, 1991.

Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.

Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

Сорокотягин И.Н. Правовая психология: Учебник для юридических вузов. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.

Шнайдер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М., 1993.

Якушин С.Ю., Виноградова Т.Ю. Формирование профессионально-важных качеств личности юриста в ВУЗе // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. Том 2. – СПб: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2003. С. 122 – 125.

Вопросы для обсуждения

1. Психика человека.

2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного.

3. Структура сознания. Внимание как форма организации сознания. Виды внимания.

4. Понятие и классификация психических явлений.

Семинар 4 (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Классификация психических явлений.

2. Возникновение и развитие психики.

3. Сознание как высшая форма психики.

4. Нейрофизиологические основы психики.

5. Строение и функции нервной системы.

6. Принципы и законы высшей нервной деятельности.

Литература:

Основная:

*Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов – 5-е изд., доп. и перераб. / В.Л.Васильев – СПб.: Питер, 2008.

*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 2001.

*Романов В.Г. Юридическая психология: Учебное пособие. - М., 2003.

*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.

*Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.- изд. 2-е.- М.: ИКД Зерцало - М, 2006.

Дополнительная:

Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2001.

Водолазский Б.Ф., Гутерман М.П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. – Омск, 1976.

Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981.

Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М-Л., 1967.

Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2001.

Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.

Ильченко Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. - Краснодар, 1978.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.

Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности. - Ленинград, 1979.

Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – Изд. обновл. – М.: Знание, 1991.

Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.

Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

Сорокотягин И.Н. Правовая психология: Учебник для юридических вузов. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.

Шнайдер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М., 1993.

Якушин С.Ю., Виноградова Т.Ю. Формирование профессионально-важных качеств личности юриста в ВУЗе // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. Том 2. – СПб: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2003. С. 122 – 125.

Вопросы для обсуждения

1. Система психических процессов: познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы.

2. Ощущение, восприятие.

3. Мышление, его закономерности. Воображение.

4. Память и ее виды.

5. Эмоционально-волевая регуляция поведения.

6. Значение психических процессов в деятельности юриста.

Литература:

Основная:

*Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов – 5-е изд., доп. и перераб. / В.Л.Васильев – СПб.: Питер, 2008.

*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 2001.

*Романов В.Г. Юридическая психология: Учебное пособие. - М., 2003.

*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.

*Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.- изд. 2-е.- М.: ИКД Зерцало - М, 2006.

Дополнительная:

Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2001.

Водолазский Б.Ф., Гутерман М.П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. – Омск, 1976.

Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981.

Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М-Л., 1967.

Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2001.

Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.

Ильченко Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. - Краснодар, 1978.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.

Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности. - Ленинград, 1979.

Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – Изд. обновл. – М.: Знание, 1991.

Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.

Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

Сорокотягин И.Н. Правовая психология: Учебник для юридических вузов. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.

Шнайдер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М., 1993.

Якушин С.Ю., Виноградова Т.Ю. Формирование профессионально-важных качеств личности юриста в ВУЗе // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. Том 2. – СПб: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2003. С. 122 – 125.

Вопросы для обсуждения

1. Внимание и профессиональная наблюдательность.

2. Понятие, виды, закономерности ощущений и восприятия.

Семинар 7 (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Память, ее виды и закономерности.

2. Мышление и воображение как психические познавательные процессы.

Литература:

Основная:

*Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов – 5-е изд., доп. и перераб. / В.Л.Васильев – СПб.: Питер, 2008.

*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 2001.

*Романов В.Г. Юридическая психология: Учебное пособие. - М., 2003.

*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.

*Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.- изд. 2-е.- М.: ИКД Зерцало - М, 2006.

Дополнительная:

Веретехин Е.Г., Виноградова Т.Ю., Якушин С.Ю. Практикум по юридической психологии. – Казань: Изд-во КГУ, 1991.

Еникеев М.И. Психические процессы и состояния // Основы общей и юридической психологии. - М.: Юристъ, 1996.

Мостовая И.М. Психические познавательные процессы и их роль в деятельности юриста // Юридическая психология. 2-е изд., доп. – Киев: ВИРА-Р, 1999.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие личности.

2. Структура психических свойств личности.

3. Понятие и виды темперамента.

4. Понятие характера и классификация его черт.

Семинар 9 (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Акцентуации характера.

2. Понятие и виды способностей.

3. Понятие личности в правовой науке.

4. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.

Литература:

Основная:

*Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов – 5-е изд., доп. и перераб. / В.Л.Васильев – СПб.: Питер, 2008.

*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 2001.

*Романов В.Г. Юридическая психология: Учебное пособие. - М., 2003.

*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.

*Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.- изд. 2-е.- М.: ИКД Зерцало - М, 2006.

Дополнительная:

Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2001.

Водолазский Б.Ф., Гутерман М.П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. – Омск, 1976.

Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981.

Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М-Л., 1967.

Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2001.

Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.

Ильченко Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. - Краснодар, 1978.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.

Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности. - Ленинград, 1979.

Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – Изд. обновл. – М.: Знание, 1991.

Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.

Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

Сорокотягин И.Н. Правовая психология: Учебник для юридических вузов. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.

Шнайдер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М., 1993.

Якушин С.Ю., Виноградова Т.Ю. Формирование профессионально-важных качеств личности юриста в ВУЗе // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. Том 2. – СПб: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2003. С. 122 – 125.

Вопросы для обсуждения

1.Структура направленности личности.

2.Потребности личности.

3.Сознательная и бессознательная мотивация поведения личности. Волевая регуляция поведения.

Семинар 11 (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Структура волевого действия.

2. Индивидуально психологические особенности личности и их использование в деятельности юриста.

Литература:

Основная:

*Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов – 5-е изд., доп. и перераб. / В.Л.Васильев – СПб.: Питер, 2008.

*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 2001.

*Романов В.Г. Юридическая психология: Учебное пособие. - М., 2003.

*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.

*Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.- изд. 2-е.- М.: ИКД Зерцало - М, 2006.

Дополнительная:

Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2001.

Водолазский Б.Ф., Гутерман М.П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. – Омск, 1976.

Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981.

Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М-Л., 1967.

Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2001.

Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.

Ильченко Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. - Краснодар, 1978.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.

Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности. - Ленинград, 1979.

Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – Изд. обновл. – М.: Знание, 1991.

Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.

Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

Сорокотягин И.Н. Правовая психология: Учебник для юридических вузов. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.

Шнайдер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М., 1993.

Якушин С.Ю., Виноградова Т.Ю. Формирование профессионально-важных качеств личности юриста в ВУЗе // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. Том 2. – СПб: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2003. С. 122 – 125.

Вопросы для обсуждения

1. Юридическая психология в системе научного знания.

2. Предмет, система, задачи и содержание юридической психологии.

3.Методологические основы юридической психологии.

Семинар 13 (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Предмет, система, задачи и содержание юридической психологии.

2. Методологические основы юридической психологии.

Литература:

Основная:

*Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов – 5-е изд., доп. и перераб. / В.Л.Васильев – СПб.: Питер, 2008.

*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 2001.

*Романов В.Г. Юридическая психология: Учебное пособие. - М., 2003.

*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.

*Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.- изд. 2-е.- М.: ИКД Зерцало - М, 2006.

Дополнительная:

Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2001.

Водолазский Б.Ф., Гутерман М.П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. – Омск, 1976.

Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981.

Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М-Л., 1967.

Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2001.

Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.

Ильченко Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. - Краснодар, 1978.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.

Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности. - Ленинград, 1979.

Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – Изд. обновл. – М.: Знание, 1991.

Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.

Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

Сорокотягин И.Н. Правовая психология: Учебник для юридических вузов. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.

Шнайдер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М., 1993.

Якушин С.Ю., Виноградова Т.Ю. Формирование профессионально-важных качеств личности юриста в ВУЗе // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. Том 2. – СПб: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2003. С. 122 – 125.

Вопросы для обсуждения

1. Психологические особенности труда юриста.

2. Психология личности юриста.

3. Профессиональная направленность.

4. Требования, предъявляемые к работнику юридического труда.

5. Профессиональная деформация: причины, признаки, пути преодоления.

Семинар 15 (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Юридические профессиограммы. Психограмма.

2. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста.

3. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.

Литература:

Основная:

*Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов – 5-е изд., доп. и перераб. / В.Л.Васильев – СПб.: Питер, 2008.

*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 2001.

*Романов В.Г. Юридическая психология: Учебное пособие. - М., 2003.

*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.

*Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.- изд. 2-е.- М.: ИКД Зерцало - М, 2006.

Дополнительная:

Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2001.

Водолазский Б.Ф., Гутерман М.П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов

Наши рекомендации