Тема 6. Ответственность за нарушение таможенного законодательства

Тема 6. Ответственность за нарушение таможенного законодательства

План

1.Понятие нарушений таможенных правил.

2.Уголовная ответственность за преступления в области таможенного дела.

3.Административное принуждение и административная ответственность в области таможенного дела.

Понятие нарушений таможенных правил

В таможенном кодексе РФ в ст. 230 ТК РФ впервые давалось определение понятия «нарушение таможенных правил».

Нарушением таможенных правилпризнается противоправное действие либо бездействие лица, посягающего на установленный ТК ТС, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, порядок перемещения (включая применение таможенных процедур), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Субъектаминарушения таможенных правил могли быть как российские, так и иностранные:

- юридические лица (предприятия, учреждения, организации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица);

- физические лица (по достижении ими к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста);

- должностные лица (если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов законодательства РФ по таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации).

В тоже время следовало бы помнить о существовании уголовного кодекса Российской Федерации и кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. И если существование уголовной ответственности в таможенной сфере не вызывает сомнений, то одновременное существование административной и «таможенной» ответственности весьма спорное явление.

В настоящее время все нарушения таможенных правил можно условно разделить на две категории.

1) Незначительные нарушения, не представляющие большой опасности для экономических интересов России (административная ответственность).

К числу незначительных нарушений таможенных правил могут быть отнесены, например, нарушение порядка производства таможенного оформления и порядка декларирования товаров и транспортных средств, непредставление товаров и транспортных средств в месте доставки, нарушение сроков представления таможенной декларации, документов и дополнительных сведений.

2) Грубые нарушения таможенного законодательства, наносящие ущерб экономическим интересам и безопасности России, посягающие на установленные государством основные положения таможенного регулирования (уголовная ответственность).

Таможенное правонарушение - противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица за которое УК РФ или КоАП РФ установлена юридическая ответственность за нарушения правил и норм в сфере таможенного дела[1].

Квалифицирующие признаки

1) группой лиц по предварительному сговору;

2) в особо крупном размере;

3) должностным лицом с использованием своего служебного положения.

4) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль.

5) организованной группой.

Статья 188. Утратила силу. - Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ[7].

1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, -

Заявителями по настоящему делу - гражданами В.В. Баталовым, Л.Н. Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А. Красной и И.В. Эповым оспаривается конституционность части первой статьи 188 УК Российской Федерации, определяющей контрабанду как перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Кроме того, гражданка Л.Н. Валуева оспаривает конституционность следующих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: части 4 статьи 4.5, закрепляющей правило исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности применительно к случаям отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения; части 1 статьи 16.2, предусматривающей административную ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации; части 2 статьи 27.11, определяющей для целей обеспечения производства по делу об административном правонарушении порядок оценки стоимости изъятых вещей - на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены, в остальных случаях на основании рыночной стоимости, а при необходимости на основании заключения эксперта.

1.1. При въезде 12 июля 2006 года на территорию Российской Федерации гражданка Л.Н. Валуева не задекларировала обеспеченные сопроводительной документацией провозимые ею и ее совершеннолетним сыном товары на общую сумму в 6510 канадских долларов, эквивалентную по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на этот день сумме в 155 678 рублей. По заключению товароведческой экспертизы среднерыночная стоимость изъятых в ходе таможенного досмотра товаров составляла 278 415 рублей, т.е. сумму, определявшуюся примечанием к статье 169 УК Российской Федерации как крупный размер стоимости перемещаемых товаров, в связи с чем 28 июля 2006 года в отношении Л.Н. Валуевой было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью первой статьи 188 УК Российской Федерации (контрабанда).

Постановлением следователя от 24 июня 2008 года уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления, поскольку все изъятые товары были признаны принадлежащими Л.Н. Валуевой и ее сыну в равных долях, стоимость каждой из которых составила менее 250 000 рублей, т.е. не могла быть признана крупным размером, определенным примечанием к статье 169 УК Российской Федерации в качестве одного из признаков состава контрабанды. По результатам административного расследования, проведенного в связи с возбуждением таможенным органом в отношении Л.Н. Валуевой дела об административном правонарушении, она была признана виновной в совершении деяния, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации (недекларирование товаров), и привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере определенной товароведческой экспертизой рыночной однократной стоимости всего ввезенного товара.

Приговором Емельяновского районного суда Красноярского края от 7 сентября 2007 года гражданка З.Я. Ганиева была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 188 УК Российской Федерации, выразившегося в сопряженном с недостоверным декларированием перемещении в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров (изделий из меха стоимостью 293 000 рублей). Постановлением Красноярского краевого суда от 27 ноября 2008 года надзорная жалоба защитника З.Я. Ганиевой на приговор оставлена без удовлетворения.

1.2. Как утверждают заявители, часть первая статьи 188 УК Российской Федерации позволяет при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированного или недостоверно декларированного товара в крупном размере, т.е. в соответствии с примечанием к статье 169 УК Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 7 апреля 2010 года N 60-ФЗ) на сумму, превышающую 250 000 рублей, признавать его таковым исходя из всей стоимости перемещаемого товара, включая ту ее часть, которая разрешена законодательством Российской Федерации к ввозу без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также лишает гражданина возможности в разумных пределах предвидеть последствия своих действий, поскольку в силу своей неопределенности препятствует достоверной оценке стоимости перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации товара, нарушая тем самым гарантии конституционных прав, закрепленные в статьях 17 (часть 1), 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

По мнению гражданки Л.Н. Валуевой, тем же статьям Конституции Российской Федерации противоречат часть 1 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации, как допускающая возможность включения в стоимость предмета административного правонарушения ту часть стоимости товара, в пределах которой закон предоставляет полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, и часть 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации, как допускающая вследствие своей неопределенности возможность произвольного завышения стоимости перемещаемого через таможенную границу товара при исчислении размера административного штрафа.

Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров

Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Установив уголовную и административную ответственность за деяния, сопряженные с недекларированием или недостоверным декларированием перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, федеральный законодатель - в нарушение требований Конституции Российской Федерации - не предусмотрел ясные и недвусмысленные критерии определения объективной стороны соответствующих деяний, а именно такого существенного их признака, как размер, чем создал возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения положений части первой статьи 188 УК Российской Федерации, части 1 статьи 16.2

Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов

Объект преступления - общественная безопасность в сфере установленного порядка перемещения через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения их через таможенную границу[8].

Предметами преступления являются:

1) сильнодействующие;

2) ядовитые;

3) отравляющие;

4) взрывчатые;

5) радиоактивные вещества;

6) радиационные источники;

7) ядерные материалы;

8) огнестрельное оружие;

9) взрывные устройства;

10) боеприпасы;

11) оружие массового поражения;

12) средства его доставки;

13) иное вооружение;

14) иная военная техника;

15) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники;

16) стратегически важные сырьевые товары и ресурсы в крупном размере;

17) культурные ценности в крупном размере;

18) особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их части и производные.

Объективная сторона преступления выражается в действии - незаконном перемещении предметов контрабанды через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза.

В соответствии со ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

Перемещение через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза включает в себя совершение действий по ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с этой территории указанных предметов любым способом, включая перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, а также покушение на такое перемещение.

Под сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела).

Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей.

Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что незаконно перемещает через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу РФ предмет контрабанды указанными способами, и желает этого.

Юридические лица.

Составы НТПмогут быть формальными и материальными. Формальным признается такой состав противоправного деяния, который не предусматривает наступления в результате его совер­шения вредных последствий. В данном случае отношение вино­вного к последствиям значения не имеет, неважно, предвидит ли он или не предвидит, желает или не желает их наступления. До­статочно самого факта совершения такого деяния.

ПРИМЕР:причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам (ст. 16.8 КоАП РФ).

материальный составНТП включает в себя, помимо противо­правного действия или бездействия, обязательное наступление вредных последствий в результате их совершения. Нарушитель не только осознает общественную опасность и противоправность со­деянного, но и наступление вредных последствий.

ПРИМЕР: уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо заме­на средств идентификации (ст. 16.11 КоАП РФ).

Правильная квалификация НТП зависит от четкой классифи­кации различных видов НТП. Критерии классификаций весьма разнообразны:

С точки зрения объекта НТП

· НТП, посягающие на установленные порядок и условия перемещения через таможенную гра­ницу России товаров и транспортных средств и соответствующую деятельность таможенных органов, в том числе действие таможенных ре­жимов (ст. 16.3, 16.18, 16.19 КоАП РФ)

· НТП в сфере осуществления порядка таможен­ного контроля товаров и транспортных средств (ст. 16.5, 16.8, 16.11 КоАП РФ)

· НТП, направленные против установленного порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу (ст. 16.1, 16.2, 16.7, 16.12 КоАП РФ и др.)

· НТП, посягающие на установленный порядок обложения таможенными пошлинами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими (ст. 16.20, 16.22, 16.24 КоАП РФ)

· НТП, посягающие на порядок осуществления деятельности в области таможенного дела (ст. 16.23 КоАП РФ)

Административные наказания:

Предупреждение;

Административный штраф (как в рублях так и в величине кратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов);

Конфискация предметов административного правонарушения;

Тема 6. Ответственность за нарушение таможенного законодательства

План

1.Понятие нарушений таможенных правил.

2.Уголовная ответственность за преступления в области таможенного дела.

3.Административное принуждение и административная ответственность в области таможенного дела.

Наши рекомендации