Тактические особенности допроса потерпевших и свидетелей
Потерпевший и свидетель в уголовном процессе незаменимы; значение их показаний зависит от полноты и достоверности отраженных в них обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу. Показания лиц данной категории самым непосредственным образом влияют на судьбу уголовного дела и способны в корне изменить перспективу его рассмотрения и суде.
К основным тактическим приемам допроса свидетеля (потерпевшего) следует отнести: умелое выслушивание свободного рассказа допрашиваемого; правильную постановку уточняющих, поясняющих, дополняющих и контрольных вопросов, направленных на конкретизацию и детализацию показании и препятствующих их изменению на ложные; выяснение данных для проверки уже известных фактов; получение новых сведений1.
Ведущая роль в допросе, несомненно, принадлежит следователю, который, используя психологическое взаимодействие с допрашиваемым, активно направляет допрос, задавая соответствующий тон беседе. Допрос желательно проводить наедине с участником уголовного процесса, если иное не предусмотрено законом, исключая присутствие посторонних лиц, которые могут не только отвлекать как допрашивающего, так н допрашиваемого, но и стеснять последнего в суждениях.
Перед допросом следователь удостоверяется в личности свидетеля (потерпевшего) и сообщает, по какому делу он вызван. При этом данному участнику уголовного процесса разъясняются его права и обязанности, после чего он официально предупреждается об ответственности за отказ от дачи показаний н за дачу заведомо ложных показаний.
Допрос начинается, как правило, со свободного рассказа свидетеля (потерпевшего): следователь предлагает рассказать допрашиваемому все известное о расследуемом событии, связанных с ним обстоятельствах, лицах. Желательно перед началом свободного рассказа рекомендовать допрашиваемому, чтобы он излагал известные ему факты в той последовательности, в какой их наблюдал. Это позволит лучше вспомнить детали события, а сам свободный рассказ будет более полным н связным.
Как показывает анализ практики, существенным недостатком в работе следователя является частое, необоснованное прерывание допрашиваемого при описании им происшедшего, в результате чего нарушается четкость и последовательность изложения. Однако по ходу допроса следователь может задавать вопросы, свидетельствующие о его внимании к рассказчику если допрашиваемый отклонился от интересующих следствие обстоятельств, следователь соответствующими вопросами направляет ход изложения.
По окончании свободного рассказа в случае необходимости уточнения недостаточно ясных моментов или дополнения того, что было упущено допрашиваемым, следователь залает вопросы. От того, как сформулированы вопросы, как поставлены и в какой последовательности заданы, во многом зависит правильность и полнота ответов.
Порой даже в наиболее желательной для допроса ситуации необходимая информация остается невостребованной, особенно когда допрос проводится в форме прямых лаконичных вопросов, что предполагает довольно односложные ответы ("да", "нет", "конечно" и т.п.). Несомненно, это позволяет следователю получить немало полезной информации и заставить допрашиваемого не отвлекался от конкретных фактов, сведения о которых допрашивающий получил в ходе предыдущих следственных действии. В то же время такая манера ведения допроса создает у допрашиваемого впечатление, что весь объем информации, которой он располагает, для следователя не представляет интереса, кроме перечня вопросов, на которые он ждет конкретные ответы. Участники процесса, отвечая на подобные вопросы, практически не концентрируют свое внимание па воспроизведении картины происшедшею, а следовательно, важная информация может быть упущена, гак как соответствующий вопрос не задан.
Именно прямые лаконичные вопросы, порой даже неуловимо для допрашиваемого и допрашивающего, нередко переходят в вопросы наводящие. Вопросы, задаваемые на этой стадии допроса, могут носить уточняющий, конкретизирующий, сопоставляющий, контрольный характер.
Следует иметь в виду,что бесконфликтная ситуация на допросе не может гарантирован объективности и полноты показаний участника процесса. Стечением времени человеку свойственно забывание определенных моментов, что во многом зависит от индивидуальных особенностей его памяти.
Доказано, что память человека содержит значительно больше информации, чем он способен вспомнить а какой-либо определенный момент времени, а воспроизведение забытой информации можно стимулировать с помощью соответствующих условных сигналов, открывающих доступ к закрытым уровням памяти. Следователь должен уметь определять и находить тот "условный сигнал", который поможет вспомнить допрашиваемому недостающий факт.
В подобных случаях следователь предлагает допрашиваемому мысленно восстановить подробности происшедшего, задавая вопросы, относящиеся не только к искомому, но и к смежным с ним фактам, событиям, предшествовавшим преступлению, акцентируя внимание на особо ярком моменте, обстоятельствах, которые невозможно забыть.
Распространенным приемом восстановления забытого факта является допрос на месте происшествия или воспроизведение обстановки места происшествия допрашиваемому с помощью фотографий, зарисовок, видеозаписей. Оказывая помощь в припоминании забытого, следователю иногда целесообразно предъявлять допрашиваемому вещественные доказательства, документы, знакомить его с показаниями других лиц. Во избежание внушения эти показания должны касаться не интересующею следствие факта, а лишь определенных моментов, при которых данный факт имел место. Заметного успеха следователь добивается при логическом согласовании порядка следования вопросов с мыслительными представлениями допрашиваемого о происшедшем событии.
При обнаружении противоречий между показаниями свидетеля (потерпевшего) и иными материалами, собранными по делу, следователь стремится к устранению возникших противоречий. Одним из способов решения данной проблемы является ознакомление свидетеля (потерпевшего) с этими материалами.
Если имеются основания полагать, что свидетель (потерпевший) преднамеренно умалчивает об известных ему фактах по делу или умышленно их искажает, следователь должен прежде всего выявить мотивы, причины, которые побудили допрашиваемого занять позицию, идущую вразрез с требованиями закона. Выявление лжи в показаниях конкретного участника уголовного процесса и изобличение его отчасти решает задачу установлении истины по делу.