Методы криминалистического изучения личности
В зависимости от условий, в которых происходит изучение личности, можно выделить непосредственное изучение объекта, т.е. исследование его свойств в процессе осязания их органами чувств, и опосредованное изучение личности, когда данные, характеризующие объект изучения, устанавливаются по анализу имеющейся информации (без непосредственного контакта с объектом изучения). В ходе уголовного судопроизводства следователь может воспользоваться разнообразными методами. Так, в процессе допроса, очной ставки, при общении вне процессуальных действий следователь может использовать методы непосредственного изучения личности, таких как беседа, наблюдение, метод эксперимента. Опосредованное изучение личности происходит, как правило, на первоначальном этапе расследования, когда следователь знакомится с личностями подозреваемого, возможных свидетелей по анализу собранных документов и другой информации (метод обобщения независимых характеристик, анализ результатов деятельности).
В криминалистической литературе к методам изучения личности относят метод наблюдения, метод беседы, биографический метод, метод обобщения независимых характеристик, анализ результатов деятельности, метод моделирования, метод эксперимента. К более современным, но менее традиционным методам, способствующим установлению информации, характеризующей личность, можно отнести также метод когнитивного интервью, инструментальный метод диагностики лжи (полиграфологию), метод нейролингвистического программирования и др.
Криминалистическое наблюдение и реализация его результатов пронизывают уголовное судопроизводство. Субъектами наблюдения как метода познания (в том числе и познания отдельных свойств личности) в уголовном судопроизводстве являются следователь, лицо, производящее дознание, руководитель следственного органа, лицо, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность, судья.
Наблюдение может быть простым (визуальным) и квалифицированным. Простое наблюдение - это восприятие следователем объекта наблюдения без применения специальных приемов и методов, лишь посредством органа зрения. Но простое наблюдение не всегда является эффективным средством познания. Поэтому в ряде случаев целесообразно осуществлять наблюдение с использованием различных научно-технических средств (квалифицированное наблюдение). К научно-техническим средствам могут быть отнесены средства выявления невидимого, расширения границ зоны наблюдения, улучшения условий наблюдения.
Криминалистической наукой разработаны определенные требования, необходимость соблюдения которых позволяет сделать рассматриваемый процесс эффективнее. Прежде всего это изучение объекта еще до начала наблюдения за ним и получение перед наблюдением наиболее полного представления о нем. В процессе наблюдения следует исходить из сформулированных целей и задач изучения личности; проводить наблюдение с учетом определенного мысленного плана либо разработанной схемы наблюдения. При наблюдении нужно обращать внимание и фиксировать не только обличающие (отрицательные) моменты поведения, но и противоположные, положительные характеристики; вести одновременное наблюдение и фиксировать внимание на вербальных и невербальных проявлениях поведения; не доверять однократному наблюдению, исследовать объект с разных точек зрения, в разные моменты и в разных ситуациях; по возможности изменять условия наблюдения.
Очень важно при наблюдении не делать поспешных выводов, основанных на единичном результате наблюдения. Во избежание этого необходимо конкретно формулировать результаты наблюдения и к их оценке привлекать специалистов соответствующего профиля, а также подвергать сомнению нарочно демонстрируемые элементы, которые "сразу же бросаются в глаза", поскольку они могут в конечном итоге оказаться ложной демонстрацией, симуляцией или инсценировкой.
Метод криминалистического наблюдения прост в применении, доступен, экономичен, в большинстве случаев достаточно информативен, хотя для конкретных выводов требует достаточно времени. Поэтому целесообразность его применения для сбора информации об интересующей следствие личности очевидна.
Также достаточно простым в применении является метод беседы. Беседа предполагает получение информации путем разговора, обмена мнениями. Сущность данного метода сводится к познанию психических явлений в процессе речевого общения с личностью в определенных условиях. С помощью беседы можно установить достаточно широкий круг обстоятельств, характеризующих личность. К ним относятся уровень развития (общеобразовательный, интеллектуальный, культурный, профессиональный), темперамент (соотношение торможения и возбуждения, способы реагирования), состояние психики (вменяемость, невменяемость), национальная принадлежность, территория проживания и многое другое.
Определенные речевые особенности могут указывать на наличие психических болезней или особых психических состояний. Так, болезнь Альцгеймера характеризует заметная стереотипность речи: фразы состоят из одних и тех же выражений и произносятся с одинаковой интонацией, одинаковы также мимика и жесты, а для маниакально-депрессивного психоза характерен "телеграфный" стиль речи, иногда переходящий в бессвязность*(45).
Для обеспечения целенаправленности получения информации в ходе метода беседы должны быть учтены следующие положения: плановость (обсуждение заранее определенных вопросов в определенной последовательности), целенаправленность, избирательность, тактичность, индивидуальность. Метод беседы является богатым источником информации о личности, но следует учитывать, что интерпретация полученных данных носит в определенной степени субъективный характер, поскольку на нее оказывает влияние субъективное восприятие опрашивающего (следователя, оперативного работника органа дознания), а также то обстоятельство, что его личность и навыки общения могут влиять на полноту и достоверность сообщаемой опрашиваемым лицом информации.
Метод беседы наиболее полно реализуется в рамках производства допросов.
Еще одним методом изучения личности является криминалистическое моделирование. Под криминалистическим моделированием понимается процесс построения, изучения и использования моделей познаваемых объектов и познающих систем в уголовном судопроизводстве. Частным случаем применения криминалистического моделирования по отношению к личности обвиняемого (подозреваемого) является составление психологического портрета преступника.
Изучение отечественного и зарубежного опыта составления психологического портрета предполагаемого преступника с формированием его розыскных признаков показало, что в основе этой работы лежит определение психологического (субъективного) значения некоторых элементов криминалистической характеристики преступлений. Данное значение опирается на установление вероятностных отношений между криминалистическими параметрами, характеризующими место, время, способ, орудие преступления, виновного и потерпевшего и значимыми для розыска характеристиками преступника: антропологическими, биологическими, психологическими, социально-демографическими и др.*(46)
Биографический метод, или изучение жизненного пути, позволяет проанализировать жизнь и деятельность интересующего следствие лица в определенной хронологической последовательности. Биографический метод состоит в систематизированном сборе сведений биографического характера и рассмотрении фактов жизни человека с учетом установления их внутренней (психологической) обусловленности мотивами поведения, целями действий, а также в фиксации проявляющихся в поступках человека особенностей его интеллекта, черт характера, воли и других психических свойств. Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источниками которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, анализ дневников, писем и т.п.
Источниками сведений биографического характера могут быть сообщения самого объекта изучения о различных периодах его жизни, свидетельства родственников, знакомых, коллег, разнообразные документы (аттестаты, дипломы, трудовая книжка и иные документы, содержащие данные, связанные с продвижением работника по должностям и профессиям, характеристики с места работы, учебы, жительства), личная корреспонденция (дневники, записные книжки, содержание sms-сообщений и электронной почты и др.), результаты проверок по различного рода учетам (например, пофамильному оперативно-справочному учету ГИЦ МВД России), материалы уголовных дел, если человек ранее привлекался к уголовной ответственности.
Однако этот метод может создать неполную картину данных, поскольку может быть собрана лишь односторонняя информация в силу утраты каких-либо документов. Для получения объективной информации о возможностях и способностях объекта изучения могут быть использованы методы психологического тестирования. Но применение таких методов требует особой предварительной подготовки работников, осуществляющих тестирование. Эта работа может проводиться специалистами-психологами или социологами.
Применительно к требованиям уголовного судопроизводства анализ жизненного пути является наиболее эффективным из числа доступных следователю методов изучения личности.
Метод обобщения независимых характеристик заключается в сборе сведений о личности из различных источников (со слов знающих его людей, из письменных показаний, характеристик с места работы или учебы) и обобщении полученной информации с целью выделения устойчиво повторяющихся в разных источниках указаний на одни и те же свойства. Особенности, которые указываются наиболее часто, как правило, и являются действительно присущими объекту изучения.
Чем большее количество источников информации собрано и проанализировано, тем более полное представление сложено об объекте изучения. В ходе сбора информации следователю необходимо оценивать и принимать во внимание всю информацию и различные характеристики, как положительные, так и отрицательные. Минимальный круг характеристик, которые должны быть собраны, включает в себя характеристики с места работы, учебы, жительства, личные дела с места работы и учебы, мест заключения, медицинские карты, истории болезни, акты судебно-медицинского исследования и др.
Одним из достоверных методов изучения личности в уголовном судопроизводстве может выступать производство соответствующих экспертиз. Достаточно информативными экспертизами, составляющими представление об отдельных характеристиках личности, являются: судебно-медицинская экспертиза состояния здоровья, экспертиза самоповреждений и искусственно вызванных болезненных состояний, экспертиза половых состояний (установление истинного пола, половой способности, бывшей или протекающей беременности и др.), медико-криминалистическая экспертиза по установлению возраста человека, судебно-психиатрическая экспертиза определения психического состояния лица, судебно-психологическая экспертиза, судебно-почерковедческая экспертиза и др.
Могут быть использованы и другие методы изучения личности в уголовном судопроизводстве при условии соответствия их определенным требованиям: научности, допустимости применения их к объекту исследования с учетом уголовно-процессуальных и этических норм.
Рекомендуемая литература
Божкова Н.Р. Использование виктимологических данных при расследовании преступлений. - Саратов, 1987.
Глазырин Ф.В. Изучение личности обвиняемого и тактика следственных действий. - Свердловск, 1973.
Коршик М.Г., Степичев С.С. Изучение личности обвиняемого на предварительном следствии. - М., 1969.
Франк Л.В. Виктимология и виктимность. - Душанбе, 1972.
Франк Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии. - Душанбе, 1977.
Цветков П.П. Исследование личности обвиняемого. - Л., 1973.
Центров Е.Е. Криминалистическое учение о потерпевшем. - М., 1988.