Раздел 1. Понятие, периодизация и источники римского права
Римское право
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс 1
Семестр 1, 2
Срок освоения ООП по форме обучения 3,4 года
Квалификация выпускника бакалавр
Москва 2015
Составители:
Кофанов Леонид Львович – доктор юридических наук, профессор
Бугрова Софья Станиславовна – кандидат юридических наук, доцент
Панов Антон Александрович – кандидат филологических наук, доцент
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Программа обсуждена на заседании кафедры международного права протокол №1 «5» сентября 2015 г.
Зав. кафедрой Нешатаева Татьяна Николаевна – доктор юридических наук, профессор
«5» сентября 2015 г.
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия».
© Российский государственный университет правосудия, 2015
© Кофанов Л.Л., Бугрова С.С., Панов А.А.. 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели освоения дисциплины............................................................................ 4
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы .. 5
3.Требования к результатам освоения дисциплины.......................................... 5
4. Объем дисциплины и виды учебной работы............................................... 11
5. Содержание дисциплины.............................................................................. 15
5.1 Текст рабочей программы..................................................................... 15
5.2 Разделы и темы дисциплины, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)....................................................................... 27
5.3 Практические и семинарские занятия.................................................... 38
5.4 Самостоятельная работа........................................................................ 43
5.4.1. Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины........ 43
5.4.2 Формы самостоятельной работы........................................................ 44
5.4.3. Методические указания для студентов по освоению дисциплины... 45
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины........................................................................................................................ 51
6.1. Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств с указанием этапов формирования компетенций 51
6.2 Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных Компетенций 53
6.3 Задания для выполнения контрольных работ для студентов заочной формы обучения………………………………..………………..………………55
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.......... 62
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………69
1. Цели освоения дисциплины
Предметом курса является единая система норм права, которая формировалась на протяжении многих веков в Древнем Риме и регулировала правовые отношения между частными лицами. Изучение курса дает возможность студентам уяснить существо основных, фундаментальных категорий и институтов права, связанных с понятиями лица, правоспособность, право собственности и иные вещные права, обязательственное право (договор, деликт, вина, риск случайной гибели вещи, виды договоров и т.п.). На конкретном историко-правовом материале анализируются источники римского права, их своеобразие и особенности (законы, эдикты магистратов, деятельность юристов, конституции императоров). Студенты должны внимательно изучить такие правовые памятники как Законы ХII таблиц, Институции Гая и Свод гражданского права Юстиниана.
Изучение римского права играет важную роль в подготовке высококвалифицированных юристов, так как является универсальной системой правового регулирования отношений, основанной на частной собственности.
Изучая учебный материал, важно уяснить понятие и значение римского права для современной правовой культуры. Необходимо исследовать причины и особенности образования римского государства и права, интерес к которому определили реальные потребности общества, основой экономики которого являются рыночные отношения.
Исследование важнейших идей и институтов римского права дает возможность учащимся получить теоретическую и историко-практическую базу, необходимую для изучения всех юридических дисциплин так или иначе связанных со сферой частного права. В первую очередь это гражданское право и гражданское процессуальное право.
Цель курса — изучение основных институтов римского права, являющихся методологической базой профессионального юридического образования и основой центральных отраслей права; формирование у студентов профессионального мышления, навыков владения юридической терминологией, понимания современных юридических категорий.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Римское право» относится к вариативной части профессионального цикла ООП.
Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые следующими предшествующими дисциплинами: Теория государства и права, История государства и права зарубежных стран, Логика.
Наименования последующих учебных дисциплин: Гражданское право, История политических и правовых учений, Международное право, Международное частное право, Сравнительное правоведение, Философия права.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
знать:
- предмет науки, систему римского права, периодизацию истории Древнего Рима и этапы развития права;
- систему источников и основные памятники римского права;
- особенности права, законодательства и судопроизводства на различных этапах развития римского общества
- основные понятия и институты римского права;
уметь:
- анализировать правовые явления в процессе исторического развития;
- осмысливать догмы и юридические формулы с точки зрения их использования на практике;
- работать с текстами памятников римского права — комментировать, конспектировать, отыскивать и применять нормы для решения конкретных казусов.
владеть:
- теоретическими положениями науки об этапах развития римского права, содержании его основных институтов;
- навыками восприятия и использования юридических конструкций и терминологии римского права в современных условиях.
.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Римское право» обеспечивает формирование следующих компетенций:
№ п/п | Код | Компетенция | Формы и методы обучения |
1. | ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | Понимает социальную значимость профессии юриста и правовой работы, демонстрирует профессиональное правосознание. | Решение ситуационных задач |
2. | ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Демонстрирует знания и понимание профессиональной этики юриста. Владеет навыками профессионального исполнения обязанностей юриста, опираясь на знания | Групповые дискуссии Ролевые игры |
3. | ОК-3 владение культурой мышления, способность к обобщению и анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | Показывает культуру мышления и способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач НИР |
4. | ОК-4 способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | Демонстрирует способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | Групповые дискуссии |
5. | ОК-5 Обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе | Демонстрирует определенную культуру поведения, готовность к работе в коллективе при кооперации с коллегами | Групповые дискуссии Ролевые игры |
6. | ОК-6 нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону | Демонстрирует нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону | Групповые дискуссии Ролевые игры |
7. | ОК-7 стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства как юриста | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач НИР |
8. | ОК-8 способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач | Демонстрирует способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении правовых задач | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач |
9. | ОК-9 способность анализировать социально значимые проблемы и процессы | Показывает способность анализировать социально значимые проблемы и процессы к контексте профессиональной деятельности юриста | Групповые дискуссии Ролевые игры |
10. | ПК-2 способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Демонстрирует способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач НИР |
11. | ПК-3 способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права | Демонстрирует способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач |
12. | ПК-4 способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | Демонстрирует способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач |
13. | ПК-5 способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Демонстрирует способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач НИР |
14. | ПК-6 способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | Демонстрирует способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности. Владеет навыками юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства. | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач НИР |
15. | ПК-15 способность толковать различные правовые акты | Владеет навыками толкования различных правовых актов с учетом практики их применения судами различных государств | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач |
16. | ПК-16 способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | Показывает способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | Решение ситуационных задач Ролевые игры |
17. | ПК-17 способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне | Демонстрирует способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне | Групповые дискуссии НИР |
18. | ПК-18 способность управлять самостоятельной работой обучающихся | Демонстрирует способность управлять самостоятельной работой обучающихся | Групповые дискуссии НИР |
19. | ПК-19 способность эффективно осуществлять правовое воспитание | Демонстрирует способность эффективно осуществлять правовое воспитание | Групповые дискуссии НИР |
Основные задачи курса:
образовательная – овладение теоретическими положениями науки об этапах развития римского права, содержании его основных институтов; о восприятии и использовании юридических конструкций и терминологии римского права современными институтами права;
практическая – формирование юридического мышления, умения применять нормы права при разрешении ситуаций в ходе судебного процесса, заключения и исполнения обязательств и договоров, разрешения гражданско-правовых споров.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
иметь представление:
- об истории развития римского государства и права;
- о римском праве как основе современных институтов частного права;
- о специфике применения норм римского права в современном юридическом пространстве
знать:
- предмет науки, систему римского права, периодизацию истории Древнего Рима и этапы развития права;
- систему источников и основные памятники римского права;
- особенности права, законодательства и судопроизводства на различных этапах развития римского общества
- основные понятия и институты римского права;
уметь:
- анализировать правовые явления в процессе исторического развития;
- осмысливать догмы и юридические формулы с точки зрения их использования на практике;
- работать с текстами памятников римского права — комментировать, конспектировать, отыскивать и применять нормы для решения конкретных казусов.
4.Объем дисциплины и виды учебной работы
а) для студентов факультета подготовки специалистов для судебной системы очной формы обучения
Таблица 2
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед | час. | по семестрам | ||
2 семестр | ||||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Семинары или Практические занятия | ||||
Самостоятельная работа(СРС) | ||||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
б) для студентов факультета подготовки специалистов для судебной системы заочной формы обучения
Таблица 2
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед | час. | по семестрам | ||
2 семестр | ||||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Семинары или Практические занятия | ||||
Самостоятельная работа(СРС) | ||||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
в) для студентов факультета подготовки специалистов для судебной системы заочной формы обучения (второе высшее образование) ГВД (летний и зимний наборы)
Таблица 2
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед | час. | по семестрам | ||
1 семестр | ||||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Семинары или Практические занятия | ||||
Самостоятельная работа(СРС) | ||||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
г) для студентов факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы (очная форма обучения)
Таблица 2
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед | час. | по семестрам | ||
1 семестр | ||||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Семинары или Практические занятия | ||||
Самостоятельная работа(СРС) | ||||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
д) для студентов факультета подготовки специалистов для судебной системы на базе СПО (очно-заочная форма обучения)
Таблица 2
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед | час. | по семестрам | ||
2 семестр | ||||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Семинары или Практические занятия | ||||
Самостоятельная работа(СРС) | ||||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
е) для студентов факультета подготовки специалистов для судебной системы на базе СПО (заочная форма обучения)
(классическая, летний набор/
Классическая, зимний набор)
Таблица 2
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед | час. | по семестрам | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | 10/8 | |||
Лекции | 4/2 | 4/2 | 0/0 | |
Семинары или Практические занятия | 6/4 | 0/2 | 6/2 | |
Самостоятельная работа(СРС) | 98/100 | |||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
ж) для студентов факультета подготовки специалистов для судебной системы на базе СПО (заочная форма обучения (ГВД))
Таблица 2
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед | час. | по семестрам | ||
2 семестр | ||||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Семинары или Практические занятия | ||||
Самостоятельная работа(СРС) | ||||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
5. Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Раздел 3. Право лиц
Правоспособность — caput habere. Понятие лица (persona). Содержание правоспособности: состояние свободы (status libertatis), состояние гражданства(status civitatis),семейное состояние(status familiae).
Status libertatis. Деление людей на свободных и рабов. Способы установления рабства: плен, рождение от рабыни, самопродажа, наказание. Личное положение рабов. Имущественное положение рабов. Юридическая дееспособность рабов, ответственность господина за обязательства своего раба. Освобождение от рабства — manumissio. Правовое положение вольноотпущенников (libertini), содержание института патроната. Правовое положение колонов (coloni).
Status civitatis. Деление на римских граждан и перегринов. Институт hospitus privatum. Правовое положение перегринов (peregrini) и латинов (latini). Эдикт Каракаллы 212 г. о гражданстве. Способы приобретения римского гражданства. Деление римских граждан на сословия. Утрата римского гражданства.
Status familiae. Полноправные (personae sui iuris) и подвластные (personae alieni iuris) лица. Агнатическое и когнатическое родство. Правовое положение отца семейства (pater familias): manus и patria potestas.
Изменение и утрата правоспособности (capitis deminutio). Capitis deminutio maxima, media, minima. Влияние capitis deminutio на личные и имущественные отношения. Умаление гражданской чести: intestabilitas, infamia, turpitudo.
Дееспособность. Недееспособность и ограничение дееспособности несовершеннолетних (infantes, inpuberes, puberes minores); душевнобольных, расточителей. Ограничение дееспособности женщин. Опека (tutela) и попечительство (cura). Опека над несовершеннолетними и над женщинами. Назначение опекуна. Попечительство над безумными и расточителями. Отличие опеки от попечительства. Иски об опеке и попечительстве. Законные ограничения полномочий опекунов.
Зарождение юридических лиц (universitates) в древнем праве. Объединения древнейшего периода. Частные корпорации в законах XII таблиц: союзы с религиозными целями (sodalitates, collegia sodalicia), профессиональные союзы ремесленников. Общее имущество частных корпораций. Участие муниципий в гражданском обороте. Признание гражданской правоспособности за коллегиями (collegia) «по образцу муниципий». Вопрос о свободе союзов в законах XII таблиц; ограничения свободы коллегий в I в. до н.э. (сенатусконсульты 64 г. до н.э. и 56 г. до н.э., упразднение коллегий Цезарем, lex Iulia de collegiis эпохи Августа). Императорская казна — фиск (fiscus). Церковные и благотворительные учреждения в эпоху поздней Империи.
Раздел 4. Семейное право
Структура римской патриархальной семьи. Домовладыка (paterfamilias) и подвластные. Отцовская власть (patria potestas). Агнатическое и когнатическое родство.
Брачное право (ius conubii). Определение брака, данное Модестином. Формы брака в римском праве: с властью мужа (cum manu) и без власти мужа (sine manu). Брак cum manu: обручение (sponsalia), формы заключения брака (confarreatio, coemtio, usus). Брак sine manu: заключение путем простого соглашения (consensus) и привода жены в дом мужа (deductio in domum), правило usurpatio trinoctium. Условия заключения брака: брачный возраст, согласие на брак (lex Iulia 4 г. до н.э.); ius conubii брачующихся (Lex Canuleia 445 г. до н.э., lex Iulia 18 г. до н.э.); отсутствие родства и свойства. Препятствия к заключению брака. Lex Iulia de adulteriis 18 г. до н.э. Прекращение брака. Законодательство Августа о браке: Lex Iulia de maritandis ordinibus (18 г. до н.э.) и lex Papia Poppaea (9 г. до н.э.), содержащие меры по укреплению римской семьи. Имущественные и личные отношения супругов в браке cum manu и в браке sine manu. Правовой режим приданого (dos). Правовой режим предбрачного дарения (donatio ante nuptias) и дарения после брака (donatio propter nuptias).
Отцовская власть — patria potestas. Права отца: право выбрасывать новорожденных детей (ius exponendi), право продажи своих детей(ius vendendi), право над жизнью и смертью детей(ius vitae ac necis), право наказания(ius coercendi), право на иск по истребованию подвластного у третьего лица(ius vindicandi). Законодательные ограничения прав домовладыки на личность детей. Имущественные права подвластных. Виды пекулия: пекулий, полученный от домовладыки, лагерный пекулий, как бы лагерный пекулий. Права сыновей на наследство от матери и по материнской линии. Регулирование имущественных отношений отца и детей в законодательстве Юстиниана. Установление отцовской власти: рождение в законном браке, узаконение (legitimatio), усыновление (arrogatio, adoptio). Прекращение отцовской власти. Эманципация.
Раздел 5. Вещное право
Понятие вещи (res). Разделение вещей в римском праве. Вещи телесные и бестелесные. Вещи движимые и недвижимые. Вещи публичного права и частного права. Вещи в обороте и вне оборота. Вещи божественного права и человеческого права. Вещи манципируемые и неманципируемые. Вещи делимые и неделимые, потребляемые и непотребляемые, простые и сложные, главные и побочные. Имущество.
Понятие владения (possessio). Элементы владения: субъективный — animus possidendi и объективный — corpus possidendi. Отличия владения от держания (detentio). Виды владения: цивильное владение (possessio civilis), посредственное владение (naturalis possessio), преторское владение(possessio ad interdicta). Законное и незаконное владение; незаконное добросовестное и недобросовестное владение. Приобретение владения: завладение вещами никому не принадлежащими; традиция, ее разновидности (передача «короткой рукой» — traditio longa manu, передача «длинной рукой» — traditio brevi manu); самовольный захват, приобретение через третьих лиц. Прекращение владения. Защита владения. Поссессорная защита. Интердикты, направленные на удержание существующего владения. Виды интердиктов. Петиторная защита: Публицианов иск (actio in rem Publiciana).
Первоначальные способы приобретения права собственности: захват (occupatio), переработка вещи(specificatio), отыскание клада(thesaurus), приобретение по давности(usucapio, longi temporibus praescriptio). Производные способы приобретения права собственности: манципация (mancipatio), традиция(traditio), судебная уступка(in iure cessio). Защита права собственности: виндикационный иск (rei vindicatio), негаторный иск(actio negatoria), прохибиторный иск(actio prohibitoria), Публицианов иск(actio in rem Publiciana).
Основные способы защиты права собственности: виндикационный иск (rei vindicatio), негаторный иск (actio negatoria). Ответственность добросовестного и недобросовестного владельца перед собственником.
Права на чужие вещи. Понятие и виды сервитутов: земельные (предиальные) и личные. Виды земельных сервитутов: сельские и городские. Основные личные сервитуты: usus, usufructus, habitatio. Установление, прекращение и защита сервитутов.
Эмфитевзис и суперфиций.
Залоговое право (fiducia, pignus, hypotheka). Особое право кредитора на заложенную вещь при ипотеке.
Самостоятельная работа
5.4.1. Самостоятельное изучение студентами очной формы обучения разделов дисциплины
Таблица 5
№ темы дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов: |
1. Понятие римского права. 2. Периоды римского государства. 3. Периодизация источников римского права. 4. Источники права в период Республики. 5. Источники права в период Принципата. 6. Источники права в период Домината. Компиляции. 7. Кодификация Юстиниана. | ||
1. Исторические системы римского права. 2. Ius naturale. 3. Ius gentium. 4. Ius civile. 5. Деление права на публичное и частное. 6. Право лиц в системе римского публичного права эпохи Республики. 7. Вещное публичное право. 8. Государственные контракты «продажи под копьем». 9. Публичное гражданское судопроизводство: суд центумвиров, рекуператорский суд. | ||
1. Правоспособность и ее содержание. 2. Правовое положение различных категорий лиц. 3. Дееспособность и критерии ее ограничения. 4. Опека и попечительство. 5. Зарождение юридических лиц в римском праве. | ||
1. Характеристика римской семьи. 2. Брачное право. 3. Имущественные и личные отношения супругов. 4. Отцовская власть. 5. Усыновление и узаконение. | ||
1. Понятие и классификация вещей. 2. Характеристика и виды вещных прав. 3. Владение: понятие, виды, установление, прекращение. 4. Защита владения. 5. Право собственности: содержание, виды, установление, прекращение. 6. Защита права собственности. 7. Права на чужие вещи. 8. Понятие и виды сервитутов. 9. Эмфитевзис и суперфиций. 10. Залоговое право. | ||
1. Понятие наследования. Виды наследственного правопреемства. 2. Наследование по завещанию. 3. Наследование по закону. 4. Необходимое наследование. 5. Сингулярное правопреемство: легаты и фидеикоммиссы. | ||
1. Понятие и виды обязательств. 2. Лица в обязательстве. 3. Прекращение обязательств: исполнение; способы прекращения обязательства помимо исполнения. 4. Последствия неисполнения обязательства. Личная и имущественная ответственность должника. 5. Средства обеспечения обязательств. 6. Обязательства из договоров. Понятие и виды договоров. 7. Вербальные договоры. 8. Литеральные договоры. 9. Реальные договоры. 10. Консенсуальные договоры. 11. Безыменные контракты. 12. Понятие и виды пактов. 13. Обязательства как бы из договоров: ведение чужих дел без поручения; неосновательное обогащение. 14. Обязательства из деликтов. 15. Обязательства как бы из договоров. | ||
1. Понятие и виды исков. 2. Легисакционный процесс. 3. Формулярный процесс. 4. Экстраординарный (когниционный) процесс.5. Особые средства преторской защиты. Интердиктное производство. 6. Исковая давность. | ||
1. Римское право в Византии и на Востоке. 2. Рецепция римско-византийского права в Древней Руси 3. Римское право в России в XIX-ХХ вв. 4. Римское право в Западной Европе VI-XI веков. 5. Глоссаторы. Школа комментаторов. 6. Гуманизм в праве. Mos gallicus. 7. Идеи естественного права. 8. Немецкая «историческая школа права» и пандектистика. 9. Эпоха кодексов. Французский гражданский кодекс («Кодекс Наполеона») и влияние на него римского права; проекты и разработка Германского гражданского уложения (BGB). 10. Современные направления и преподавание римского права: неогуманизм, неопандектистика. Римское право и унификация европейского права. |
5.4.2 Формы самостоятельной работы
Таблица 6
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
1- 9 | Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовых систем, правоприменительной практикой | |
1 – 9 | Подготовка реферата, доклада | |
Самостоятельная работа в сессию | ||
Итого: |
5.4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
1. Кофанов Л.Л. Римское право. – М.: РАП, 2010.
2. Кофанов Л.Л. Источники по римскому праву: Хрестоматия. – М.: РАП, 2011.
3. Бугрова С.С., Кофанов Л.Л., Панов А.А. Римское право. Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы). – М.: РГУП, 2015.
4. Бугрова С.С., Кофанов Л.Л., Панов А.А. Римское право. Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины). – М.: РГУП, 2015.
5.4.5. Методические указания для студентов по освоению дисциплины:
В рамках курса «Римское право» студент, помимо конспектирования лекций, читаемых преподавателем, обязан вести самостоятельную учебную и научную работу, т.е. готовиться к семинарам, прорабатывать темы, отнесенные в учебном плане к самостоятельной работе, писать, по желанию и рекомендации преподавателя, рефераты и научные доклады[1] по данной дисциплине. Данные методические указания призваны облегчить студенту самостоятельную деятельность, повысить ее эффективность и производительность.
Подготовка к семинарским занятиям и работа с источниками римского права
При подготовке к семинарским занятиям студент, в первую очередь, должен прочитать план занятия и соответствующий раздел программы курса, внимательно изучить составляющие каждый вопрос плана дидактические единицы программы и затем, в соответствии с ними, строить схему своего ответа на каждый вопрос. Например, для правильного и полного ответа на вопрос «Кодификация Юстиниана» необходимо раскрыть содержание следующих дидактических единиц программы курса: «Предпосылки кодификации, деятельность комиссии Трибониана. Интерполяции. Составные части Свода Юстиниана: Институции, Дигесты, Кодекс, Новеллы».
Прежде всего, студент должен уделять внимание источникам и лишь после полной проработки материала, предоставляемого оригинальными текстами римского права, приступать к работе с учебной и научной литературой по разбираемому вопросу. Сильным и заинтересованным студентам настоятельно рекомендуется не ограничиваться списком основной и дополнительной литературы к отдельным темам семинарских занятий, а активно использовать в своей научно-исследовательской работе издания из обширных библиографических перечней, представленных в разделе «Литература, рекомендуемая для изучения курса». Большинство из указанных там трудов имеется в фондах библиотеки Российской академии правосудия.
Фрагменты источников римского права, необходимых для освоения учебной программы, собраны в приложении 1 к настоящему УМК – хрестоматии «Источники по римскому праву» (Кофанов Л.Л., Хрестоматия «Источники по римскому праву, М.: ГОУ ВПО РАП, 2011).
Таблица 7
№п.п. | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства |
Понятие, периодизация и источники римского права | ОК 1-9, ПК 2-6, 15-19 | Доклад, сообщение | |
Система римского права | ОК 1-9, ПК 2-6, 15-19 | Доклад, сообщение | |
Право лиц | ОК 1-9, ПК 2-6, 15-19 | Доклад, сообщение | |
Семейное право | ОК 1-9, ПК 2-6, 15-19 | Доклад, сообщение | |
Вещное право | ОК 1-9, ПК 2-6, 15-19 | Доклад, сообщение | |
Наследственное право | ОК 1-9, ПК 2-6, 15-19 | Доклад, сообщение | |
Обязательственное право | ОК 1-9, ПК 2-6, 15-19 | Доклад, сообщение | |
Иски и судопроизводство | ОК 1-9, ПК 2-6, 15-19 | Доклад, сообщение | |
Рецепция римского права | ОК 1-9, ПК 2-6, 15-19 | Доклад, сообщение |
Промежуточный контроль:
Зачет, проводится в устной форме (два вопроса)
Перечень контрольных вопросов к зачету:
1. Понятие римского права. Периодизация римского государства и римского права.
2. Исторические системы римского права. Ius publicum и ius privatum. Ius civile, ius gentium, ius naturale.
3. Источники права в период Республики.
4. Источники права в период Принципата.
5. Деятельность юристов как источник римского права.
6. Изменения в характере источников права в период Домината. Кодификации римского права до Юстиниана.
7. Кодификация Юстиниана – Corpus iuris civilis.
8. Вещное публичное право, основные виды res publicae. Публичные сервитуты: via publica, aquaeductus, иные виды публичных сервитутов.
9. Обязательственное публичное право. Государственные контракты «продажи под копьем»: отдельные виды государственных контрактов.
10. Публичное гражданское судопроизводство: суд центумвиров, рекуператорский суд.
11. Правоспособность, ее содержание. Изм