Налогоплательщик – индивидуальный предприниматель вправе обратиться с исковым заявлением, ответчиком по которому выступает налоговый орган

а) в федеральный суд общей юрисдикции;

б) в третейский суд;

в) в арбитражный суд;

г) к мировому судье.

12. Взаимодействие налоговых органов и Следственного комитета осуществляется по вопросу:

а) обеспечения безопасности работников налоговых органов;

б) возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям;

в) поддержки позиции государства в арбитражном суде по искам налоговых органов;

г) обеспечения конфиденциальности обмена информацией в электронном виде между налоговыми органами и другими государственными органами.

Ключи к тестовым заданиям

Тема 1. Налоговые органы как субъекты налогового администрирования

1. а); 2. б); 3 в); 4. в); 5. б); 6. г); 7. б); 8. в). 9. б); 10. в); 11. г); 12. а).

Тема 2. Федеральная налоговая служба России и территориальные налоговые органы

1. б); 2. г); 3 а); 4. а); 5. а); 6. б); 7. б); 8. г). 9. а); 10. б); 11. в).

Тема 3.Государственная регистрация и постановка на учёт в налоговом органе организаций и физических лиц

1. б); 2. а); 3 в); 4. в); 5. г); 6 а); 7. а); 8. г). 9. г); 10. б); 11. в); 12. а).

Тема 4. Организация работы налоговых органов по контролю за исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов

1. б); 2. а); 3. г); 4. в); 5 а); 6. г); 7. а); 8. а); 9. б); 10. г); 11. в); 12. в).

Тема 5. Организация работы налоговых органов по взысканию недоимок

1. в); 2. б); 3. а); 4. г); 5. б); 6 а); 7. а); 8. г). 9. в); 10. а).

Тема 6. Организация оперативной работы налоговых органов

1. б); 2. г); 3 г); 4. в); 5. б); 6. в); 7. а); 8. в). 9. б); 10. в); 11. в).

Тема 7. Взаимодействие налоговых органов с правоохранительными, судебными и иными государственными органами

1. а); 2. б); 3. в); 4. а); 5. б); 6. в); 7. в); 8. г). 9. в); 10. в); 11. в); 12. б).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полномочия налоговых органов по осуществлению налогового администрирования достаточно разнообразны. Изменение и уточнение этих полномочий связано с совершенствованием и развитием налоговой политики Российской Федерации. Грамотные и целесообразные действия налоговых органов позволят не только решать вопросы пополнения доходной части бюджетов, но и формировать деловые, конструктивные отношения с налогоплательщиками и другими участниками налоговых правоотношений.

Изучение студентами структуры налоговых органов, особенностей деятельности федеральных и территориальных налоговых органов не может быть комплексным без решения практических заданий. Включённые в пособие задания с использованием ситуаций реальной практической деятельности налоговых органов позволят студентам не только научиться правильно применять нормы законодательства о налогах и сборах и нормативные правовые акты, регулирующие полномочия налоговых органов, но и будут вырабатывать у будущих специалистов по налогообложению ответственность за принимаемые решения.

Предложенные в пособии контрольные вопросы, задания и тесты позволят добиться формирования практических навыков самостоятельной работы студентов по различным направлениям реализации полномочий налоговых органов.

П Р И Л О Ж Е Н И я

Федеральный уровень
Центральный аппарат ФНС России
Территориальные органы
Межрегиональный уровень
Межрегиональные инспекции: по Федеральным округам по Централизованной обработке данных по крупнейшим налогоплательщикам
Региональный уровень
Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации
При наличии в субъекте Российской Федерации более 10 крупнейших налогоплательщиков создаются межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам
Местный уровень
Инспекции ФНС по району
Инспекции ФНС по району в городе
Инспекции ФНС по городу без районного деления
Инспекции ФНС межрайонного уровня в структуре инспекций ФНС межрайонного уровня осуществляется деятельность ТОРМ

Рисунок 1 – Структура налоговых органов Российской Федерации

Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Компетенция налогового контроля по сферам деятельности субъектов контроля
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 нефтедобыча, транспортировка, оптовая торговля нефтепродуктами
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 добыча газа, его транспортировка, оптовая торговля газом
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 3 обрабатывающее производство, строительство, торговля
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 производство и реализация электрической энергии
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 производство и реализация продукции металлургической промышленности
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 оказание транспортных услуг
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 реализация (предоставление в пользование) технических средств для оказания услуг связи
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 8 машиностроение и оборонно-промышленный комплекс
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9 финансово-кредитная сфера


Рисунок 2 – Администрирование крупнейших налогоплательщиков

ТОРМ группа «1» ТОРМ группа «2» ТОРМ группа «3» ТОРМ группа «4»
При отсутствии регулярного ежедневного транспортного сообщения с центральным офисом инспекции ФНС России межрайонного уровня Наличие регулярного ежедневного транспортного сообщения с центральным офисом инспекции при удалённости не более 150 км. и отсутствии стабильного удалённого доступа к информационным ресурсам инспекции ФНС России межрайонного уровня Наличие стабильного удалённого доступа к информационным ресурсам инспекции ФНС России межрайонного уровня
в режиме чтения в режиме «on-line»

Рисунок 3 – Критерии разграничения ТОРМ по группам

Поступление на государственную гражданскую службу Категории Группы
  Руководители Высшие должности
    Квалификационные требования к образованию и стажу Высшее профессиональное образование, стаж по специальности не менее 4 лет или стаж государственной службы не менее 2 лет
Помощники (советники) Главные должности (главный специалист)
Специалисты Ведущие должности (ведущий специалист)
Высшее профессиональное образование стаж не менее 3 лет по специальности
Специалисты Старшие должности
Высшее профессиональное образование
Обеспечивающие специалисты Младшие должности
Среднее профессиональное образование

Рисунок 4 – Классификация должностей гражданских служащих, замещающих соответствующую должность в налоговом органе

Государственная регистрация юридических лиц
   
       
Внесение сведений в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц)   ПрисвоениеОГРН (основного государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица)   Выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица
                 

Рисунок 5– Государственная регистрация юридических лиц

Постановка на учёт в налоговом органе юридических лиц при создании
   
       
Внесение сведений в ЕГРН (единый государственный реестр налогоплательщиков)   ПрисвоениеИНН (идентификационного номера налогоплательщика) и КПП (кода причины постановки на учёт в налоговом органе)   Выдача свидетельства о постановке на учёт российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации
                 

Рисунок 6 – Постановка на учёт юридических лиц – российских организаций в налоговом органе

Направления деятельности отделов по работе с налогоплательщиками по информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов:
   
     
  индивидуальное устное информирование налогоплательщиков     индивидуальное информирование налогоплательщиков в письменной форме   оперативное информирование налогоплательщиков с использованием телефонной справочной службы в ИФНС России     публичное информирование с использованием стендов
                         

Рисунок 7 –Организация информационной работы налоговых органов

Исполнение, уплата налога Иной способ (юридический факт)
  добровольно   принудительно списание безнадежных долгов по налогам и сборам смерть налогоплательщика – физического лица, ликвидация, банкротство налогоплательщика – юридического лица
Пополнение бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации
производится производится не производится производится полностью (частично) или не производится
         

Рисунок 8 – Способы прекращения налоговой обязанности

Программное обеспечение в помощь налогоплательщику физическому лицу

Налогоплательщик – индивидуальный предприниматель вправе обратиться с исковым заявлением, ответчиком по которому выступает налоговый орган - student2.ru

               
    Налогоплательщик – индивидуальный предприниматель вправе обратиться с исковым заявлением, ответчиком по которому выступает налоговый орган - student2.ru
 
www.nalog.ru
 
  Налогоплательщик – индивидуальный предприниматель вправе обратиться с исковым заявлением, ответчиком по которому выступает налоговый орган - student2.ru
 
    Налогоплательщик – индивидуальный предприниматель вправе обратиться с исковым заявлением, ответчиком по которому выступает налоговый орган - student2.ru
 
 
Для получения информации о наличии задолженности по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц и налогу на доходы физических лиц следует ввести ИНН, фамилию, имя и регион налогоплательщика
 
    Налогоплательщик – индивидуальный предприниматель вправе обратиться с исковым заявлением, ответчиком по которому выступает налоговый орган - student2.ru
 
Налогоплательщик – индивидуальный предприниматель вправе обратиться с исковым заявлением, ответчиком по которому выступает налоговый орган - student2.ru

Рисунок 9 –Алгоритм действий налогоплательщика с программными продуктами, разработанными подразделениями ФНС России

 
  Налогоплательщик – индивидуальный предприниматель вправе обратиться с исковым заявлением, ответчиком по которому выступает налоговый орган - student2.ru

Рисунок 10 – Организация публичного информирования налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в налоговых органах

Алгоритм действий Совместная сверка расчётов Формирование итоговой справки
Названия документа Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам Форма по КНД 1160070 Справка о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам Форма 39-1 (форма 39-1ф)
Сроки Срок проведения сверки, по заявлению налогоплательщика 5 рабочих дней Срок проведения сверки по иным основаниям: - при отсутствии расхождений данных инспекции и налогоплательщика 10 рабочих дней; - при выявлении расхождений – 15 рабочих дней. Срок формирования и подписания руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не должен превышать 10 рабочих дней.
Рекомендации Провести согласование с отделами урегулирования задолженности, отчетности и анализа, камеральных и выездных проверок Провести согласование с отделом урегулирования задолженности
Количество экземпляров общий порядок 2 экземпляра: - один передается налогоплательщику; - второй остается в налоговом органе по месту проведения сверки
при снятии налогоплательщика с налогового учёта 3 экземпляра: - один передается налогоплательщику; - второй остается в налоговом органе по месту проведения сверки, - третий передается в налоговый орган по новому месту постановки на учёт  
Способ вручения Лично под роспись налогоплательщику (представителю налогоплательщика) либо по почте заказным отправлением с уведомлением

Рисунок 11 – Проведение сверки расчётов с налогоплательщиком в налоговом органе

Вид налога Субъект Статья НК РФ
авансовые платежи по НДФЛ физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность или частнуюпрактику п. 8-9 ст. 227 НК РФ
транспортный налог физическое лицо, на которое зарегистрированы транспортные средства п. 3 ст. 363 НК РФ
земельный налог физическое лицо, обладающее земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения п. 3 ст. 396 НК РФ
налог на имущество физических лиц физическое лицо собственник имущества, признаваемого объектом налогообложения ст. 5 закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 (изм. от 27.07.2010 г.) «О налогах на имущество физических лиц»

Рисунок 12 – Случаи направления налогового уведомления налогоплательщику налоговым органом

    Состав бухгалтерской отчётности, предъявляемой налогоплательщиком-организацией в налоговый орган
 
     
      Бухгалтерский баланс (форма № 1).
 
     
      Отчёт о прибылях и убытках (форма № 2).
 
     
      Отчёт об изменениях капитала (форма № 3).
 
     
      Отчёт о движении денежных средств (форма № 4).
 
     
    Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
 
     
    Могут также быть представлены: - пояснительная записка; - аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчётности, если организация подлежит обязательному аудиту в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. (ред.28.12.2010 г.)
 
 

Рисунок 13 – Перечень документов, содержащих показатели финансового и имущественного положения организации, проверка которых осуществляется налоговыми органами при проведении камерального контроля

Субъект, имеющий недоимку Субъект, подвергающийся взысканию Правовые основания (фактические данные) для взыскания
зависимые (дочерние)общества (предприятия) соответствующие основные (преобладающие, участвующие) общества (предприятия) поступление на счета основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в банках выручки за товары (работы, услуги), реализуемые зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями)
основные (преобладающие, участвующие)общества (предприятия) соответствующие зависимые (дочерние) общества (предприятия) поступление на счета зависимых (дочерних) обществ (предприятий) в банках выручки за товары (работы, услуги), реализуемые основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями)

Рисунок 14 – Взыскание недоимки с основных, зависимых обществ (предприятий)

Источник информирования Основание для информирования Срок Документы, направляемые в налоговый орган
Таможенный орган Неисполнение должником требований об уплате обязательных платежей Не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счёт имущества должника Уведомление о наличии задолженности с приложением справки таможенного органа о размере задолженности по налогу (сбору), не уплаченному в более чем 3-месячный срок и других заверенных копий документов
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, их территориальные органы Неисполнение должником требований Российской Федерации по денежным обязательствам, обязательным платежам Не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления исполнительного листа о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю Уведомление о наличии задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам, заверенные копии документов, представляемые при подаче заявления о признании должника банкротом

Рисунок 15 – Информирование о неисполнении должником требований Российской Федерации по денежным обязательствам и обязательным платежам

Корпус контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в налоговых органах должен иметь
   
     
средство визуального контролязнак «Государственный реестр»   номерной знак на корпусе«Идентификационный знак»   средство визуального контролязнак «Сервисное обслуживание»   марку-пломбу, установленную центром технического обслуживания
                           

Рисунок 16 – Требования, предъявляемые к оформлению корпуса контрольно-кассовой техники

    Налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски
 
     
    О взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах.
 
     
    О признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
 
     
    О ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ, а также с заявлением о признании должника банкротом.
 
     
    О взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджетную систему, числящейся более трёх месяцев: - за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных обществ, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых обществ; - за организациями, являющимися основными обществами, с их зависимых обществ, когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных обществ;
 
     
    О досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите.
 
     
    В иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
 

Рисунок 17 – Полномочия налоговых органов по обращению в суд

Руководитель (заместители руководителя) ФНС России, руководители (заместители руководителей) межрегиональных инспекций и УФНС России по субъектам РФ, руководители (заместители руководителей) ИФНС России в соответствии со ст.23.5, ст.23.61 КоАП РФ вправе рассматривать дела об административных правонарушениях:
   
     
Ч.2 Ст.14.5 КоАП РФ Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно кассовой техники   Ст.15.1КоАП РФ Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций   Ст.15.2 КоАП РФ Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций   Ч.3 ст. 14. КоАП РФ Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
                             

Рисунок 18 – Полномочия налоговых органов по привлечению к административной ответственности по КоАП РФ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Налоговый кодекс Российской Федерации // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

4. государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

5. государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним : федер. закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

6. государственном кадастре недвижимости : федер. закон от 24.07.07 г. № 221-ФЗ (ред. от 23.07.08 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

7. Об исполнительном производстве : федер. закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (ред. от 19.07.2009г.) // Российская газета 2007. 6 октября.

8. Об утверждении положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями : постановление Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 470 (ред. от 07.06.2008 г. ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

9. Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчётов) и разъяснению порядка их заполнения : приказ Минфина РФ от 18.01.2008 г. № 9н // Российская газета 2008. 13 мая.

10. Об утверждении Порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений : приказ от 30.06.2009 г. МВД № 495, ФНС РФ № ММ-7-2-347 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

11. Об утверждении положения о взаимодействии подразделений госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы : приказ от 31.10.2008г. МВД № 948, ФНС № ММ-3-6/561 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

12. О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов : соглашение от 09.10.2008 г. ФНС РФ № ММ-25-1/9, ФССП РФ № 12/01-7 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

13. Об утверждении регламента Федеральной налоговой службы : приказ ФНС России от 15 февраля 2007 г. № САЭ-3-18/62@ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

14. Об утверждении регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами : приказ ФНС России от 09.09.2005 г. № САЭ-3-01/444@ (ред от 02.11.2009 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

15. Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах : приказ ФНС России от 31.05.2007 г. № ММ-3-06/338@ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

16. Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок : приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ (изм. от 14.10.2007 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

17. Дадашев А. З. Налоговое администрирование в Российской Федерации / А. З. Дадашев, А. В. Лобанов. – М. : Книжный мир, 2002.

18. Данильчук О. В. Концепция планирования выездных налоговых проверок / О. В. Данильчук // Налогообложение, учёт и отчётность в страховой компании. 2007. № 6.

19. Долгополов О. И. О существенных условиях процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки / О. И. Долгополов // Налоговый вестник. 2008. № 8.

20. Иванова Е. В. Об оценке эффективности налогового контроля / Е. В. Иванова // Финансы. 2008. № 1.

21. Красницкий В. А. Выездные налоговые проверки : показатели эффективности; организация и планирование / В. А. Красницкий // Налоговая политика и практика. 2008. № 9.

22. Кувшинов Ю. Г. Участие органов внутренних дел в процедурах налогового контроля / Ю. Г. Кувшинов // Налоговая проверка. 2007. № 3.

23. Курбатова О. В. Налоговое право : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / О. В. Курбатова и др. / под ред. Г. Б. Поляка, И. Ш. Килясханова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007,

24. Миронова О. А. Налоговое администрирование : учебник / О. А. Миронова, Ф. Ф. Ханафеев. − М. : Омега-Л, 2007.

25. Налоговый процесс : учебн. пособие / под ред. А. Н. Козырина. – М. : ЦППИ, 2007.

26. Налоговый процесс : учеб. / О. В. Староверова, Н. Д. Эриашвили; под ред. проф. Н. М. Коршунова. – М. : Юнити, Закон и право, 2004. – 192 с.

27. Сердюков А. Э. Налоговое администрирование : учебник / А. Э. Сердюков. − СПб. : Питер, 2007.

Учебное издание

Коваленко Елена Геннадьевна

Практикум по налоговому администрированию

Учебное пособие

Редактор Г.С. Одинцова

Компьютерная вёрстка Е.Г. Коваленко

Подписано к печати Формат 60х84/16.
Бумага писчая. Офсетная печать. Усл.п.л. Уч.-изд.л.
Тираж экз. Заказ № Менеджмент качества
       
680042, г.Хабаровск, ул.Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ © Коваленко Е.Г., 2017 © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2017

Наши рекомендации