Виды договора коммерческой концессии.

В зарубежном законодательстве выделяют следующиевиды договора коммерческой

концессии (франчайзинга):

1)

Единичное

соглашение

о

франчайзинге

(предполагает

предоставление

неисключительной лицензии на использование прав на фирменное наименование на

определенной территории);

2) Соглашение о франчайзинге с управляющим (рассматривается как предоставление

на исключительных условиях права на сублицензирование исключительных прав);

3) Соглашение об освоении территории (лицензиар предоставляет лицензиату

исключительные права на развитие территории, но без права сублицензирования. В

соответствии

с

этим

соглашением

франчайзиат

обязуется

открыть

определенное

минимальное

количество

франчайзингов

на

оговоренной

территории

в

течение

определенного периода времени. При открытии каждого франчайзинга франчайзиат

подписывает единичное соглашение о франчайзинге);

4) Соглашение о совместном предприятии. (Соглашение о совместном предприятии

предполагает

заключение

договора

франчайзинга

в

рамках

создания

единого

предпринимательского комплекса с переплетением с другими договорами, которые

заключаются при создании совместного предприятия).

Содержание договора коммерческой концессии.

Предметом

Договора

является

комплекс

исключительных

прав,

а

также

коммерческий опыт, знания, коммерческая информация правообладателя.

Не является предметом договора так называемая «деловая репутация», хотя она и

учитывается при определении цены договора.

В отличие от лицензионного договора предмет договора коммерческой концессии

значительно шире, чем предмет лицензионного договора, и включает в себя комплекс

исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, и прежде всего право на

фирменное наименование, а также может включать фактическую информацию, не

подпадающую под правовую охрану режима исключительных прав. Исходя из этого, договор

коммерческой концессии называют «комплексной лицензией».

Подоговору коммерческой концессии могут передаваться также права на товарные

знаки, знаки обслуживания, изобретения, промышленные образцы, полезные модели.

Предоставляя право на фирменное наименование, правообладатель сохраняет за собой

безусловное право самому выступать под фирменным наименованием.

В договоре коммерческой концессии должно быть также определено, в какой сфере

деятельности и каким образом пользователь может использовать фирменное наименование

правообладателя; как правило, определяются конкретные виды предпринимательской

деятельности, которые будут осуществляться под этим наименованием; могут быть описаны

конкретные формы использования фирменного наименования.

В соответствии со ст. 1028 ГК РФдоговор коммерческой концессии должен бытъ

заключен вписьменной форме под страхом признания не действительным, а также

подлежит регистрации органом, осуществляющим регистрацию юридического лица или

индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя.

Если

правообладатель

зарегистрирован

в

качестве

юридического

лица

или

индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, регистрация договора

коммерческой

концессии

производится

органом,

осуществляющим

регистрацию

юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем.

В отличие от патентно-лицензионных договоров, законодательство не связывает

заключение договора с моментом его регистрации. Однако абз. 3 п. 2 ст. 1028 ГК РФ

предусматривает, что в отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой

концессии вправе ссылаться на договор лишь с момента его регистрации.

Если договор содержит условие об использовании объектов, охраняемых патентным

законодательством, то этот договор должен быть зарегистрирован также в федеральном

органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. При несоблюдении

этого требования договор является ничтожным.

Наши рекомендации