Краткий конспект лекций – рабочая тетрадь

Краткий конспект лекций – рабочая тетрадь

по учебной дисциплине

«Право»

Тема I. «Правовое регулирование общественных отношений»

Тема II. «Основы Конституционного права Российской Федерации»

Тема III. «Отрасли российского права»

Тема IV. «Международное право и его особенности»

Для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт

(по отраслям)

Санкт-Петербург

РАССМОТРЕННО И ОДОБРЕННО

на заседании учебно-цикловой комиссии «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский политехнический колледж»

08.09.2017

Автор: Обмоин Сергей Константинович, преподаватель юридических дисциплин СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский политехнический колледж»

Рецензенты:

Астапов Дмитрий Васильевич, адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов

Васильев Игорь Алексеевич, адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург»

Аннотация:

Краткий конспект лекций – рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Право» является учебно-методическим пособием для студентов, обучающихся по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» и другим специальностям в средних специальных учебных заведениях (СПО), и предназначена не только для освоения теоретических знаний, но и для самостоятельной работы студента в рамках изучаемой учебной дисциплины.

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях СПО в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования)»

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
   
ПРАВО. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДИСЦИПЛИНУ
   
ТЕМА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
   
ТЕМА 2. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
ТЕМА 3. ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА
ТЕМА 4. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
   

ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Краткий конспект лекций – рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Право» (далее по тексту «Методическое пособие») является учебно-методическим пособием для студентов, обучающихся по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям) и по другим специальностям в средних специальных учебных заведениях. Данное методическое пособие предназначено не только для освоения студентами теоретических знаний на уроках и в процессе самоподготовки, но и для активной творческой работы в рамках изучаемой учебной дисциплины.

В методическом пособии изложены основные положения учебной дисциплины по темам I «Правовое регулирование общественных отношений», II «Основы конституционного права Российской Федерации, III «Отрасли российского права» и IV «Международное право и его особенности».. Вниманию студентов предлагается ряд таблиц, в которых указываются общие черты и отличия изучаемых правовых явлений. Для удобства восприятия теоретического материала отдельные вопросы излагаются в схематической или графической форме.

Особенностью методического пособия является то, что оно представляет собой не просто конспект лекций, но и рабочую тетрадь. Студент, используя основную и дополнительную литературу, отвечает на вопросы, вносит в таблицы недостающую информацию, рисует схемы, подбирает примеры, иллюстрирующие теоретические положения.

Методическое пособие сопровождается приложениями, в которых находятся перечень экзаменационных вопросов и другая полезная информация.

Отдельное приложение посвящено списку основной и дополнительной литературы, которой может пользоваться студент в процессе изучения теоретического материала и выполнения практических заданий. В него также включается расширенный перечень нормативных правовых актов, которые можно использовать в процессе самоподготовки.

Методическое пособие имеет ряд других особенностей, направленных на оптимизацию процесса изучения студентами учебной дисциплины «Право».

ПРАВО

ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДИСЦИПЛИНУ

Признаки права:

Под ними понимают его характерные черты, которые выделяют право среди других социальных норм. Признаками права являются:

1. Общеобязательная нормативность, т.е. единообразное исполнение правовых норм всеми субъектами без исключения.

2. Выражение правовых норм в законах и других признаваемых государством источниках. Это означает, что правовые нормы не просто мысли и идеи, а строго зафиксированная реальность, независимая от усмотрения отдельных лиц.

3. Государственная обеспеченность права. Это означает, что общие правила, которые признаются государством в качестве правовых, имеют поддержку государственной правоохранительной системы.

4. Действие права через дозволения, через субъективные права.

Функции права:

Под ними понимаются направления воздействия права на поведение субъектов. В соответствии со своим предназначением право:

1. Закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, работы, учёбы и др.

2. Обеспечивает участие личности в делах общества, в формировании государства и влиянии на него, политический плюрализм.

3. Закрепляет экономические основы деятельности личности: право на частную собственность и предпринимательскую деятельность.

4. Защищает интересы государства и общества.

Основными функциями права в соответствии с его предназначением являются:

1. Регулятивная функция:право выступает в роли регулятора общественных отношений, закрепляет правила взаимодействия между субъектами и обеспечивает их активное поведение (ПДД).

2. Охранительная функция: право выступает в роли защитника общественных отношений, устанавливает меры юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения (ст. 264 УК РФ).

2. ВОПРОС: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА

Понятие источников права:

Источники праваэто исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им обще обязательного правового значения.

Источниками права являются:

1. Правовой обычай:

Это обычай, которому государство придаёт общеобязательное правовое значение.

Например: ст. 58 СК РФ: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае».

2. Судебный прецедент:

Это судебное решение, которому придаётся общеобязательное правовое значение, т.е. суд, при принятии решения исходит из решения вышестоящих судов по аналогичному делу. Это решение является нормой для всех последующих подобных дел. В РФ источником права не является.

Например:

–В 1969 году, во время войны США во Вьетнаме, учащиеся одной из школ штата Айова решили во время пребывания в школе носить черные повязки на руках в знак протеста против войны. Администрация школы издала приказ, запрещающий носить повязки. Приказ был оспорен в Верховном суде США, который посчитал данный приказ нарушением конституции США, а именно свободы слова, выражения мнений. Решение суда стало прецедентом. Родилась норма, запрещающая администрациям школ издавать акты, препятствующие выражению мнений со стороны учеников.
–Американский гражданин из штата Небраска в 1990 году подскользнулся на льду перед входом в ресторан и серьезно повредил руку. Он подал иск в суд с требованием возместить ему ущерб, нанесенный по вине ресторана. Вина ресторана заключалась в том, что не было проявило должной заботы о посетителях и не убран лед перед входом. Верховный суд штата Небраска принял решение в пользу гражданина. Родился прецедент, в силу которого можно требовать компенсации за нанесение ущерба здоровью, вызванного халатностью или отсутствием должной заботы о посетителях со стороны общественных заведений.
–В 1963 году в Аризоне за совершение изнасилования был арестован некто Эрнесто Миранда, который добровольно признался в преступлении. Миранда не был проинформирован о том, что у него есть определенные процессуальные права: право на адвоката, право хранить молчание и др. Верховный суд США постановил, что добровольное признание в таких условиях не может считаться доказательством вины Миранды; такое доказательство неприемлемо (Miranda v. Arizona, 1966). Родилась норма, в соответствии с которой подозреваемый должен быть предупрежден о его процессуальных правах, только тогда его признание будет приемлемым доказательством его вины. Эта норма получила название "правило Миранды". (Вы имеет право хранить молчание. Все, что вы скажете, может быть использовано против вас).

3. Договор:

Это соглашение двух или более лиц (субъектов), направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Например: коллективный договор, договор между субъектами РФ, международный договор.

4. Закон:

Это установленный высшими государственными органамипорядок в той или иной области общественных отношений, и обязательный для выполнения всеми субъектами. Он обладает высшей юридической силой и является главным источником права в РФ.

Например: Трудовой кодекс РФ, ст. 66.

5. Подзаконные акты:

Это акты органов государственной власти и управления: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, распоряжения губернаторов и др. Они более детально раскрывают положения законов и механизм их реализации. Законы и подзаконные акты называются нормативными правовыми актами и вместе составляют законодательство РФ.

Например:Постановление Правительства РФ «О трудовых книжках».

6. Нормы, издаваемые частными организациями,юридическая сила которых признаётся судами. Например:правила эксплуатации сложной техники.

7. Научные труды учёных-юристов.Имеют преимущественно историческое значение.

Например: экспертные заключения специалистов в области права.

8. Правосознание. Это отношение людей к праву(коммунистическое правосознание в годы Октябрьской революции).

Например: расстрел большевиками царской семьи летом 1918 года.

9. Референдум.Это всенародное голосование по наиболее важным вопросамгосударственной и общественной жизни. Например: Принятие 12.12.1993 на референдуме Конституции РФ.

Структура правоотношения

Правоотношение имеет свою логическую структуру и состоит изследующих элементов(рассмотрим этот вопрос на примере договора купли-продажи автомобиля):

1. Субъекты правоотношения –участники правоотношения, обладающие правоспособностью и дееспособностью.

Пример:Продавец автомобиля и покупатель автомобиля.

2. Объект правоотношения – различные материальные, духовные и иные блага, по поводу которых у субъектов возникают права и обязанности.

Пример:Право собственности на автомобиль.

3. Субъективные права участников правоотношения –мера возможного поведения.

Пример:Покупатель имеет право купить автомобиль, продавец имеет право продать автомобиль.

4. Юридические обязанности участников правоотношения –мера должного поведения.

Пример:Покупатель обязан заплатить деньги за автомобиль, продавец обязан передать купленный автомобиль.

5. Цель правоотношения –удовлетворение различных законных прав и интересов субъектов. Если цель правоотношения не достигнута, стороны возвращаются в первоначальное положение.

Пример:Покупатель – удовлетворение интересов, связанных с перевозками грузов, пассажиров, коллекционированием автомобилей и т.д. Продавец – получение денег за автомобиль.

9. ВОПРОС: ПРАВОМЕРНОЕ И ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ВИДЫ ПРОТИВОПРАВНЫХ ПОСТУПКОВ

Правомерное поведение –поведение, соизмерённое с требованиями правовой нормы через соблюдение правила, установленного его диспозицией.

Противоправное поведение – выражается в совершении противоправных поступков (правонарушений).

Правонарушение –виновное, противоправное и вредоносное поведение деликтоспособных лиц, влекущее юридическую ответственность.

Виды правонарушений:

· Преступление – виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.

· Проступки – все правонарушения кроме преступлений:

– Административный проступок.

Пример:

– Дисциплинарный проступок.

Пример:

– Гражданско-правовой проступок (деликт).

Пример:

Состав правонарушения – система элементов противоправного поведения, необходимая и достаточная для его юридической квалификации в качестве правонарушения:

· Субъект правонарушения – деликтоспособное физическое или юридическое лицо, являющееся участником правонарушения.

Пример:

· Субъективная сторона правонарушения – вина субъекта, выступающая в форме умысла или неосторожности.

Пример:

· Объект правонарушения –урегулированное и защищённое правом индивидуальные или общественные ценности или блага.

Пример:

· Объективная сторона правонарушения –противоправное деяние, его юридически вредный результат, юридически значимая связь между ними и т.д.

Пример:

Примечание:

Федеральные законы РФ - ФЗ.

Примеры:ФЗ «О выборах Президента РФ», ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Ф.С. РФ», ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «О гражданстве РФ», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», ФЗ «О государственном языке РФ», ФЗ «О политических партиях», ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», ФЗ «О государственной границе РФ», ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ».

Декларации

Примеры:«О государственном суверенитете РФ» - 12.06.1990, «О языках народов России» - 25.10.1991, «О правах и свободах человека и гражданина» - 22.11.1991.

Международные акты

Примеры:Всеобщая декларация прав человека – 10.12.1948, Европейская хартия местного самоуправления – 15.10.1985,Международный пакт о гражданских и политических правах – 16.12.1966.

Движение к принятию Конституции в России началось в первой четверти XIX века. Большинство реформаторов считали необходимым установление конституционной монархии. Процесс имел активное продолжение в начале XX в. И особенно после учреждения в России в 1905 году Государственной Думы. Процесс конституционного развития был прерван большевиками после революции 1917 года. Конституционное развитие России проходило по следующим этапам:

n/n Конституция СССР Конституция РСФСР и РФ
     
  Конституция РСФСР 10.07.1918
Конституция СССР 31.01.1924 Конституция РСФСР 11.05.1925
Конституция СССР 05.12.1936 Конституция РСФСР 21.01.1937
Конституция СССР 07.10.1977 Конституция РСФСР 12.04.1978
  Конституция РФ 12.12.1993

Принятию Конституции РФ 1993 предшествовали следующие события. В 1985г. в СССР начинается перестройка государственной и общественной жизни. В течение 1989-1993г.г. в Конституцию вносят поправки, в результате которых:

–Отказ от социалистической и коммунистической модели развития общества.

–Отказ от монополий КПСС и переход к политическому плюрализму.

–Переход к экономическому плюрализму, разрешение частной собственности и частного бизнеса.

–Провозглашение концепции разделения властей.

–Отказ от социалистической и коммунистической терминологии.

В этот период шла работа над проектом новой Конституции, но процесс принятия ускорили октябрьские события 1993 года в Москве. В результате на референдуме принимается новая конституция.

В референдуме участвовало 58.187.775 зарегистрированных избирателей (54,8%), а проголосовало «за» 32.937.630 (58,4%). Голосование состоялось, т. к. явка была более 25% избирателей.

  1. ВОПРОС: ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный строй – это система политических, экономических и социальных правоотношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией РФ и другими конституционно – правовыми актами государства. Основные конституционные характеристики РФ содержатся в 1 и 2 главе Конституции РФ, в соответствии с которыми РФ является суверенным, демократическим, правовым, социальным, светским, федеративным государством с республиканской формой правления.

· РФ – СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО (статья 3 , 4 КРФ). (Souverainete (фр.) - верховная власть). Применительно к рассматриваемому вопросу слово «суверенитет» используется в трех значениях (3 вида суверенитета):

1 . Государственный суверенитет – независимость и верховенство государственной власти.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

– внутренний суверенитет, т.е., независимость государственной власти от любых других властей в стране (церковь, политические партии, олигархи, молодежные организации, криминальные группы, сексуальные меньшинства);

– внешний суверенитет – независимость государства от вмешательства в его политику других государств.

В современном мире государственный суверенитет доступен лишь немногим достаточно крупным, богатым странам, обладающим ядерным оружием.

2. Национальный суверенитет – независимость и полновластие наций, их политическая свобода и обладание реальной возможностью определять характер национальной жизни и прежде всего политическое самоопределение.

3. Народный суверенитет - полновластие народа, т. е. обладание народом социально – экономическими и политическими правами для реального участия в управлении делами общества и государства.

· РФ – ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО (статья 1 КРФ), которому характерны:

I. Народовластие: Россия провозглашена государством народовластия (ст. 3 п. 1)

В зависимости от формы волеизъявления народа власть народа может выступать в форме:

1.Непосредственного народовластия (референдум).

2.Представительное народовластие (через органы государственной власти или органы местного самоуправления).

II. Разделение властей: означает, что для обеспечения прав и свобод граждан, поступательного развития общества, различные функции государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) осуществляются различными государственными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

III. Политический плюрализм– политическое и идеологическое многообразие, многопартийность, наличие широкого спектра политических прав и свобод (участие в деятельности политических партий, митинги, демонстрации).

IV. Экономический плюрализм– многообразие форм собственности, легализация частной собственности и предпринимательской деятельности.

V.Наличие местного самоуправления – решает вопросы местного значения и не входит в систему органов государственной власти.

· РФ – ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО (статья 1 КРФ).

Главным в идее правого государства является связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, защиту граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.

· РФ – СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (ст. 7 КРФ).

Под социальным понимают такое государство, которое призвано помогать «слабым», влияет на распределение экономических благ и ценностей по принципу справедливости и обеспечивает каждому достойное человека существование.

Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, основные направления которой перечислены в п.2 ст. 7:

–Охрана труда и здоровья людей.

–Установление гарантированного МРОТ.

–Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб.

–Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

· РФ – СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО (ст. 14 КРФ).

Светским считается государство, в котором не существует официальной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. В таком государстве религия и религиозные объединения не в праве оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и должностных лиц, на систему государственного образования и т.д.

Светский характер России подчеркивается тем, что религиозные организации не вмешиваются в дела государства, не участвуют в выборах, не выполняют функции государства.

Религиозные организации могут владеть собственностью, заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в социально – культурной жизни общества, иметь места для богослужения, совершать паломничество, заниматься благотворительной деятельностью.

Ни одно религиозное объединение не пользуется никакими преимуществами и не может быть подвергнуто ограничениям по сравнению с другими.

В то же время в современном мире есть другие примеры:

–Государства с официальной религией (государственная, господствующая, национальная).

Примеры: Великобритания – Англиканская церковь, Израиль – Иудаизм.

–Государства, где все религии равны, но есть одна наиболее традиционная, которая пользуется определёнными привилегиями. Примеры: Польша – Католическая церковь.

–Теократические государства – государственная власть принадлежит церковной иерархии (Ватикан).

–Клерикальные государства – они с церковью не слиты, но церковь через институты, установленные законом, оказывает определённое влияние на государственную политику, в школе изучают религиозные догмы. Примеры: Иран.

· РФ – ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО(статья 1 КРФ).

Федеративный статус РФ определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете России от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Федеративный статус РФ характеризуется наличием:

1. Федеральных органов государственной власти.

2. Федеральных государственных символов: Государственные Герб РФ, Флаг РФ, Гимн РФ, Столица – город федерального значения Москва.

3. Федеральной системы права, федеральной Конституцией.

4. Федеральным бюджетом, федеральной налоговой, денежной и кредитной систем.

5. Федеральной собственности.

6. Федеральным государственным языком.

7. Федеральными вооруженными силами.

8. Исключительным правом объявлять войну и заключать мир.

9. Предметами ведения, принадлежащими федеральному государству (ст. 71).

В состав РФ входит 85 субъектов РФ:Республики – 22, Края – 9, Области – 46, Города федерального значения – 3, Автономные области – 1, Автономные округа – 4.

Субъекты РФ имеют определенный государственный статус, который позволяет называть РФ федеративным государством. Статус субъектов характеризуется:

  1. Наличием территории субъекта РФ.
  2. Наличием предметов ведения субъекта РФ (ст.73 КРФ).
  3. Наличием государственных символов субъекта РФ (флаг С-Пб, гимн С-Пб).
  4. Наличием органов государственной власти субъекта РФ.
  5. Наличием бюджета и налоговой системы субъекта РФ.
  6. Наличием государственного языка (только в республиках) субъекта РФ.
  7. Наличием конституций (только в республиках) и уставов субъектов РФ.

· В РФ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ(ст. 1 КРФ).

В соответствии с главами 1, 4, 5, 6 Конституцией Россия является президентской республикой, хотя, по мнению отдельных ученых, РФ является президентско–парламентской республикой.

Черты президентской республики:

1. Президент де-юре является главой государства и де-факто – главой Правительства.

2. Непарламентский метод избрания Президента (всеобщим голосованием).

3. Непарламентский способ формирования Правительства.

Черты президентско-парламентской республики:

1. Наличие поста Председателя Правительства.

2. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы.

  1. Полномочия Председателя Правительства резко ограничены по сравнению с полномочиями Президента.

4. Парламент может выразить недоверие Правительству.

· ЭКОНОМИЧЕКСКАЯ ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ (ст. 8, 9 КРФ).

Экономика России является рыночной экономикой и строится на следующих принципах:

1. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, муниципальная, государственная и иные формы собственности, в том числе на землю.

2. В РФ признается и гарантируется единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

3. В РФ признается и гарантируется экономическая свобода, защита экономических интересов хозяйствующих субъектов, поощрение предприимчивости.

4. Государственное воздействие на основе преимущественного применения экономических мер и методо.

5. Конкуренция и защита от монополизма - ведущий принцип рыночной экономики.

6. Принцип законности.

7. Принцип равенства хозяйственных субъектов.

  1. СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Федеральное Собрание Российской федерации является представительным и законодательным органом РФ. Оно состоит из 2-х палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

A. ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

B. ПРЕЗИДЕНТ РФ

Понятие судебной власти

Судебная власть (СВ) – это предоставленные специальным органам государства – судам – полномочия по разрешению отнесённых к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путём конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Признаки судебной власти

Судебная власть (С В)обладает рядом признаков:

· С В –это вид государственной власти.

· С Впринадлежит только судам в лице судей.

· С Вносит исключительный характер, т.е. не зависит от других ветвей власти в государстве.

· С Внезависима, самостоятельна и обособлена.

· С Впредполагает процессуальный характер деятельности.

· С Восуществляет полномочия путём судопроизводства.

· ФункционированиеС Вносит подзаконный характер.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ

Судебная система Российской Федерации установлена Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ». Она включает в себя:

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СУДЫ
АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ
МИРОВЫЕ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ

ПРАВООТНОШЕНИЙ В РФ

ОТНОШЕНИЙ.

Гражданская правоспособность:

Несёт обязанности.

Фонды.

Некоммерческие партнёрства.

7. Учреждения:

–частные (учреждённые гражданами или юридическими лицами).

–государственные или муниципальные учреждения: казённые, бюджетные или автономные.

Понятие бесхозяйных вещей

Понятие брошенных вещей

Понятие находки

Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу. Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления.

Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в милицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.

Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или в орган местного самоуправления лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в милицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.

Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.

Нашедший и возвративший вещь лицу, управомоченному на ее получение, вправе получить от этого лица, а в случаях перехода вещи в муниципальную собственность - от соответствующего органа местного самоуправления возмещение необходимых расходов, связанных с хранением, сдачей или реализацией вещи, а также затрат на обнаружение лица, управомоченного получить вещь. Нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи. Если найденная вещь представляет ценность только для лица, управомоченного на ее получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом.

Право на вознаграждение не возникает, если нашедший вещь не заявил о находке или пытался ее утаить.

Понятие клада

Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.

Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

Понятие сервитута

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Изображения гражданина

Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

– использование изображ<

Наши рекомендации