Компетенция органов местного самоуправления.
1. Президент РФ входит в систему федеральных органов государственной
власти. В соответствии с Конституцией статус Президента определяется следующим образом:
- Президент РФ является главой государства (ч. 1 ст. 80);
- Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав
и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80);
- Президент РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ (ч. 2 ст. 80);
- Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80);
- Президент РФ предоставляет Россию внутри страны и в международных
отношениях (ч. 4 ст. 80);
- Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации (п. б ст. 83);
- Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными
Силами РФ (ч. 1 ст. 87);
- Президент РФ издаем указы и распоряжения ( ч. 1 ст. 90);
- и др.
Пост Президента РФ замещается посредством проведения выборов. Конституцией РФ установлен срок деятельности Президента РФ, он равен четырем годам. Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд, но, пропустив хотя бы один срок, лицо вновь может участвовать в выборах. Конституцией также установлен возрастной ценз, ценз оседлости и принадлежность к гражданству РФ. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лег, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
2. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ).
Законодательная функция данного органа власти заключается в том, что он осуществляет законотворчество в РФ, т. е. издает законы. Конституцией РФ Федеральное Собрание РФ названо представительным органом власти в силу наделения его представительными функциями, т. е. данный орган власти представляет интересы населения.
Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ, назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ, назначает и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности, принимает федеральные законы.
Совет Федерации РФ обладает правом законодательной инициативы, рассматривает законы, принятые Государственной Думой, решает вопросы, связанные с деятельностью Президента РФ, вступлением и пребыванием в должности и др.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают не-
прикосновенностью в течение всего срока их полномочий.
3. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет система исполнительных органов, которую возглавляет Правительство Российской Федерации.
В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
В пределах своей компетенции Правительство организует реализацию внутренней и внешней политики государства; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Правительство РФ руководит работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Полномочия Правительства РФ реализуются посредством его актов - постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ.
Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ).
Правительство вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.
4. Судебная власть в РФ является самостоятельной ветвью власти, которая
призвана осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных
социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым на
рушением норм права.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ),
Суды в РФ можно классифицировать следующим образом.
- федеральные суды;
- суды субъектов федерации.
Правосудие непосредственно исполняется судьями, в связи с чем, законодательством определен круг полномочий и гарантий их деятельности. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия. В соответствии с федеральным законодательством, в определенных законом случаях, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Присяжными заседателями могут быть граждане РФ, не имеющие специальных знаний в области права
5. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной
власти. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Государством создана возможность формирования муниципальных образований именно с учетом того, что должна быть предоставлена возможность населению решать вопросы, касающиеся непосредственно их, т. е. местного значения. Следовательно, предоставлено право формировать местные органы власти. Местное самоуправление осуществляется в городах, сельскихпоселениях и на других территориях с уметом исторических и иных местных традиций (ст. 131 Конституции РФ). Государством предоставлено право формировать органы власти в рамках муниципального образования, но структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
6. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными
государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Передача переданных полномочий подконтрольна государству.
Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующей территории.
Вопросы по теме:
1. Что является основами конституционного строя?
2. Каково государственное устройство РФ?
3. Каковы основные принципы избирательного права?
4 Какова структура органов власти и РФ?
5. В чем заключается статус Президента РФ?
6. В чем заключаются конституционные основы местного самоуправления в
РФ?
Библиографический список:
1. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов - 7-е изд изм и доп. Норма - Инфра-М. 2009.
2. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации,
Под ред. В.В. Лазарева Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2009. - 880 с.
3. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. М., 2010 г, 309 с.
4. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. - М., 2008. - 492с.
5. Чиркин В.Е. Конституционное право России. Учебник. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Норма, 2011 г., 724 с.
6. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. М.: Юристъ. 2006 г, 344 с.
4. Чиркин B.F.. Конституционное право России. Практикум. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М: Юристь, 2004 г.
Тема 3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Одной из профилирующих отраслей российского права является гражданское право. В гражданские правоотношения мы вступаем ежедневно. Для того чтобы добраться на учебу в автобусе, необходимо заключить гражданско-правовой договор перевозки пассажиров; купить в магазине продукты или иные товары - договор розничной купли-продажи. Каждый из нас является собственником какого-либо имущества - правоотношения собственности также являются гражданско-правовыми.
В связи с этим гражданскому праву посвящены четыре лекции. К каждой лекции в качестве нормативного акта рекомендуется Гражданский кодекс РФ. Часть первая. // СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301 ;'СЗ РФ, 26.02.1996, № 9, ст. 773; СЗ РФ, 18.08.1996, № 34, ст. 4036; СЗ РФ, 12.07.1999, № 28, ст. 3471; СЗ РФ, 23.04.2001, № 17. ст. 1644; СЗ РФ, 21.05.2001, № 21, ст. 2063; СЗ РФ 25.03.2002 № 12 ст. 1093; СЗ РФ 02.12.2002 № 48 ст. 4746; СЗ РФ 02.12.2002, № 48 ст. 4737; СЗ РФ 13.01.2003, N» 2 ст. 167.