Тема 3. Административно-правовые отношения
Семинар 4 (2 часа)
1. В процессе подготовки к семинарскому занятию студентам необходимо:
1) рассмотреть и детально проанализировать все вопросы, указанные в Теме 3 Рабочей программы курса;
2) особое внимание уделить вопросам:
· Понятие административно-правовых отношений.
· Признаки административно-правовых отношений.
· Структура административно-правовых отношений.
· Содержание административно-правовых отношений.
На семинаре рекомендуется сделать доклад на тему: «Субъекты и объекты административно-правовых отношений».
3) Подготовиться к решению задач:
Задачи по теме:
1. Проанализируйте приведенные ситуации:
- гражданин Н. обратился в органы социальной защиты с заявлением о назначении ему пенсии;
- прокурор города проверил работу с письмами и жалобами граждан и издал по результатам проверки приказ (в одном случае - в районных прокуратурах; в другом - в аппарате городской администрации);
- мэр города Ш. своим распоряжением передал здание, являющееся объектом муниципальной собственности, из ведения одной муниципальной организации в ведение другой;
- гражданин Б. обратился с жалобой на неправильно назначенное ему административное наказание в суд;
- гражданин С. обратился к прокурору на предмет привлечения к ответственности гражданина Ц., нанесшего ему побои.
Определите и обоснуйте, какие из названных правоотношений можно
отнести к числу административно-правовых?
2. Какого рода правовые отношения возникают между:
- главой республики, входящей в состав РФ, и предприятиями, находящимися в федеральной собственности;
- администрацией области и областным фондом имущества;
- республиканским министерством и администрацией района, города;
- федеральным министерством и федеральным агентством;
- ректором вуза и студентами;
- общественным объединением и гражданами, являющимися его членами, а также не являющимися таковыми?
- Кейс-стади (казусы) к практическому занятию:
- Кейс 1. Начальником ОВД Ивановым на гражданина Семенова наложен административный штраф в размере 5 000 руб. за нарушение правил охоты, которые были установлены ранее лесничим Сидоровым. В протоколе было указано, что Семенов охотился без специального чехла для оружия. В виде дополнительного наказания у него было конфисковано охотничье ружье. Семенов обратился в суд с жалобой на неправомерную конфискацию оружия, сославшись на то, что он охотник-профессионал, и для него охота - единственный источник средств к существованию.
- Вопросы и задания к кейсу:
- Перечислите нормативные правовые акты, которые необходимы для разрешения данной ситуации.
- Укажите всех участников административных отношений в данной ситуации.
- Правомерно ли поступил начальник ОВД Иванов, исходя из условий задачи?
- Есть ли у гражданина Семенова юридические основания для обжалования решения начальника ОВД?
- Дополнительное задание. Составьте проект жалобы Семенова на действия Иванова.
Семинар 5 (2 часа)
1. Административно-правовые отношения: понятие и особенности.
2. Виды административно-правовых отношений. Горизонтальные и вертикальные отношения.
3. Юридические факты в административном праве.
По первому вопросу необходимо уяснить содержание административно-правовых отношений.
По второму вопросу необходимо выяснить какие существуют виды административно-правовых отношений, а также разобрать содержание горизонтальных и вертикальных административных отношений.
По третьему вопросу необходимо рассмотреть понятие и виды юридических фактов в административном праве.
Изучить нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ,1997, № 51, ст. 5712);
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, с изм. и доп. (СЗ РФ. 2002. № 1. ст. 1, 2);
4. Уголовный кодекс РФ, с изм. и доп. (СЗ РФ, 1996, № 25, ст. 2954);
Интерактивное занятие.
Работа в малых группах. В ходе семинарского занятия аудитория разделяется на малые группы. Каждой из групп дается задание по подготовке ответа на один из нижеследующих вопросов:
1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений. Структура административно-правовых отношений.
2. Субъекты административно-правовых отношений. Индивидуальные и коллективные субъекты административно-правовых отношений. Административная правоспособность и дееспособность субъектов административно-правовых отношений.
3. Особенности юридических фактов, с которыми связаны возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.
4. Критерии классификации и виды административно-правовых отношений.
Непосредственно на семинарском занятии заслушиваются представители каждой из групп, выступление которых оценивается преподавателем.