Тема 2. Нормы и источники административного права

Семинар 2 (2 часа)

В процессе подготовки к семинарскому занятию студентам необходимо:

1) рассмотреть и детально проанализировать все вопросы, указанные в Теме 3 Рабочей программы курса;

2) особое внимание уделить вопросам:

· Понятие и особенности административно-правовой нормы.

· Структура административно-правовой нормы.

· Способы осуществления реализации (формы реализации) административно-правовых норм.

· Виды административно-правовых норм.

· Источники административного права и их виды.

· Действие административно-правовых норм во времени.

3)подготовиться к групповому решению ситуационной задачи по теме, задача предоставляется преподавателем студентам на занятии.

На семинаре рекомендуется сделать доклад на тему: «Коллизии административно-правовых норм».

План:

1. Понятие и признаки административно-правовых норм.

2. Виды административно-правовых норм.

3. Административное правотворчество и нормотворчество.

4. Действие и реализация административно-правовых норм.

5. Источники административного права.

Рекомендации по самостоятельному изучению темы:

Административно-правовые нормы представляют собой устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (в сфере государственного управления).

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие нормативные акты.

Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, а потому обладают всеми свойственными им общими признаками.

Большая часть административных правоотношений-властеотношения (вертикальные), но в некоторых из них власть не участвует (горизонтальные). Участниками горизонтальных административных правоотношений являются субъекты, ни один из которых не имеет властных полномочий по отношению к другому.

По первому вопросу следует рассмотреть понятие и основные признаки административно-правовых норм.

По второму вопросу необходимо выяснить какие существуют виды и классификации административно-правовых норм.

По третьему вопросу нужно разобрать содержание категорий административного правотворчества и нормотворчества.

По четвёртому вопросу необходимо выяснить особенности действия и реализации административно-правовых норм.

По пятому вопросу следует рассмотреть основные источники административного права, их виды и особенности.

Изучить нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, N 15, ст. 1691.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ,1997, № 51, ст. 5712);

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, с изм. и доп. (СЗ РФ. 2002. № 1. ст. 1, 2);

4. Уголовный кодекс РФ, с изм. и доп. (СЗ РФ, 1996, № 25, ст. 2954);

Семинар 3 (2 часа)

Контрольные вопросы по теме:

1. Каково понятие административно-правовой нормы?

2. Какие существуют признаки административно-правовых норм?

3. В чем разница между административным нормотворчеством и правотворчеством?

4. Какие имеются юридические факты в административном праве.

Темы контрольных работ и рефератов:

1. Публичное право и административное право.

2. Административное право и частное право

3. Международные акты как источники административного права.

4. Административное правотворчество.

5. Конклюдентные действия в административном праве.

Интерактивное занятие.

Работа в малых группах. В ходе семинарского занятия аудитория разделяется на малые группы. Каждой из групп дается задание по подготовке ответа на один из нижеследующих вопросов:

1. Изучить структуру и особенности административно-правовых норм.

2. Изучить виды административных правовых норм.

3. Исследовать и систематизировать источники административного права.

4. Обозначить особенности действия административно-правовых норм в пространстве и во времени.

Непосредственно на семинарском занятии заслушиваются представители каждой из групп, выступление которых оценивается преподавателем.

Задачи по теме:

1. Проанализируйте по каким основаниям необходимо осуществлять классификацию следующих административно-правовых норм:

-уполномачивающие; -управомачивающие; - запрещающие; - обязывающие; -поощрительные; - стимулирующие; - отсылочные; - бланкетные; -рекомендательные; -императивные; -диспозитивные; - федеральные; - региональные; - чрезвычайные; - срочные; - временные; - бессрочные; материальные; -процессуальные.

Приведите примеры каждой из указанных норм в нормативных правовых актах.

2. Найдите в нормативно-правовых актах примеры административно-правовых норм, регулирующих:

- организацию и деятельность федеральных органов исполнительной власти;

- организацию и деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ;

- государственно-служебные отношения;

- административно-юрисдикционные отношения;

- административно-процедурные отношения.

3. Проанализируйте содержание административно-правовой нормы с позиций ее структуры. Найдите нормы, содержащие только диспозицию; гипотезу и диспозицию; все три элемента структуры нормы.

Анализ можно провести на базе КоАП РФ.

Кейс-стади (казусы) к практическому занятию:

Кейс 1. Согласно части 4 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» «структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ». Однако в части 7 статьи 26.3 указанного Федерального закона содержится исключение из нормативного порядка, предусмотренного ст. 17 ФЗ «Об общих принципах...», согласно которому законы о передаче полномочий на уровень субъектов РФ должны содержать положения, предусматривающие «права и обязанности федеральных органов исполнительной власти ... связанные с определением структуры органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия».

Вопросы и задания к кейсу:

Можно ли сделать вывод о слишком широкой трактовке принципа единства исполнительной власти, несоразмерном вмешательстве в организационную самостоятельность субъектов Российской Федерации, в том числе в части права влиять на определение структуры исполнительных органов власти субъектов трактуется слишком широко? Определите, присутствует ли здесь коллизия правовых норм.

Наши рекомендации