Информационный материал. 4 Часть.
В широком смысле карьера определяется как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой). Однако чаще всего под карьеройпонимают продвижение по служебной лестнице, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, материальных богатств.
Планирование карьеры- процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития или с общей ситуацией на рынке труда, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.
Наиболее оптимальное время для планирования карьеры - обучение профессии и начало трудовой деятельности, В этот период имеется конкретное представление о будущей специальности и сформулированы основные жизненные цели. Планировать карьеру следует начинать в 14-24 года.
Профессиональная карьера подразумевает траекторию движения человека, связанную с ростом его знаний, умений, навыков. Она может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
Внутриорганизационная карьера связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
· вертикальной карьеры - должностной рост;
· горизонтальной карьеры - продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях одного уровня иерархии.
Задание 1
1.1.
Запишите все, что вы умеете делать {не менее 20 пунктов) в первую колонку таблицы 1.
Таблица 1. Мои умения
Я умею... | ||
1.2.
Индивидуальная работа
Озаглавьте вторую колонку таблицы «Умения в ОУ» и отметьте в ней знаком «v» умения, которые вы приобрели в вашем образовательном учреждении.
Допишите умения, которые вы приобретете до окончания обучения.
1.4.
Сообщите группе результаты своей работы. Составьте общий перечень работодателей, которым члены вашей группы могли бы предложить свои услуги. Выберите два самых неожиданных умения, обнаруженных вами в списках членов вашей группы.
Представьте результаты работы аудитории, Будьте готовы пояснить, какие умения могут заинтересовать каждого работодателя из вашего списка.
1.5.
Определите ваши способности и личные качества, которые, как вам кажется, смогут помочь вам в работе. Запишите их в левой части листа.
В правой части листа запишите работодателей, определенными вами при выполнении задания 1.3. С помощью стрелок укажите, какие ваши способности и личные качества могут иметь значение для каждого из работодателей.
Знаком «v» отметьте те способности и личные качества, которые, в соответствии с вашей схемой, могут быть интересны всем работодателям.
Задание 2
2.1.
Прочитайте информацию из части II информационного листа 1. Вернитесь к списку ваших умений и списку работодателей.
Определите, предлагаете ли вы потенциальным работодателям одну профессию или разные профессии. Если окажется, что одну, определите другие профессии / специальности, с которыми, по вашему мнению, вы могли бы выйти на рынок труда (например, профессия, которой вы не владеете, но которую обычно осваивают на рабочем месте, и вы предполагаете, что сможете при необходимости ее освоить, не получая профессионального образования).
Определите востребованность предложенных вами профессий на рынке труда, оценив эти профессии по критериям.
2.2.
Индивидуальная работа
Определите, какую из определенных вами профессий вы считаете основной, т.е. той, которую вы в первую очередь будете предлагать работодателям. Объясните свой выбор.
Определите, какую из определенных вами профессий можно будет использовать в качестве запасной стратегии. Объясните свое решение.
В качестве основной я буду предлагать профессию_____________________ ,
В качестве запасной стратегии я буду использовать профессию__________ ,
потому что ________________________________________________________
Задание 3
Прочитайте часть IV из информационного листа 1. Подготовьтесь к обсуждению тезиса «Современный человек живет полноценной жизнью только в том случае, если он делает карьеру»: запишите не менее 2-х аргументов в поддержку тезиса и не менее 2-х аргументов для опровержения тезиса. Подготовьте иллюстрации.
Аргументы «за»
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
Аргументы «против»
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
Задание 4*
Предположите 3 варианта развития вашей карьеры. Опишите каждый из них. Определите, какие ресурсы могут вам понадобиться для реализации каждого из вариантов. Дайте обоснование каждому ресурсу.
Вариант 1
Описание | Ресурсы | Обоснование ресурса |
Вариант 2
Описание | Ресурсы | Обоснование ресурса |
Вариант 3
Описание | Ресурсы | Обоснование ресурса |
ТЕМА 2. ПОИСК РАБОТЫ
Задание 5
Используя материалы и информацию друзей, знакомых, родственником, ИНТЕРНЕТ заполните таблицу «Особенности источников информации о работе».
Таблица 2. Особенности источников информации о работе
Задание 6
Прочитайте объявления о вакансиях. Определите критерии, по которым вы будете оценивать добросовестность работодателя на основании информации из объявления. Отметьте те объявления, которые, как вам кажется, даны добросовестными работодателями, и те, что даны недобросовестными работодателями.
Задание 7
Рассмотрите блок-схемы последовательности действий граждан, обратившихся в центр занятости населения. Блок-схема последовательности действий при предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы гражданам, обратившимся впервые
Блок-схема последовательности действий при предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы при последующих обращениях граждан
Задание 8
Запишите в таблице, какие плюсы и минусы вы видите в обращении в центр занятости и в агентство по трудоустройству.
Результаты работы представьте аудитории.
+ | — | |
центр занятости | ||
агентство по трудоустройству |
Задание 9
При поиске работы вы неизбежно столкнетесь с тем, что информация от работодателей и кадровых агентств повторяется.
Придумайте, как вам лучше фиксировать заметки об общении с работодателем, чтобы не делать лишнюю работу, общаясь с одними и теми же людьми несколько раз по одному и тому же поводу.
Результаты работы представьте аудитории.