Государственной службы и кадров
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И КАДРОВ
ПАМЯТКА
СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ПО ТИПОВЫМ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ
ПРИ НЕСЕНИИ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ
Москва 2011
Лемента П. В., Джемелинский В. А.
Памятка сотрудникам органов внутренних дел по типовым тактическим действиям при несении патрульно-постовой службы. – М.: ДГСК МВД России, 2011. – 48 с.
Памятка сотрудникам органов внутренних дел, привлекаемым к выполнению оперативно-служебных задач при несении патрульно-постовой службы в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и других массовых международных мероприятий, по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности предназначена для практических работников и слушателей образовательных учреждений МВД России.
© ДГСК МВД России, 2011
Оглавление
Введение……………………………………………………………... | |
1. Организация несения службы нарядами патрульно-постовой службы……………………………………………… | |
2. Тактические действия при задержании и доставлении в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений……………………………………………………................. | |
Тактические действия, проводимые при личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, досмотре транспортного средства…………………………………………………… | |
Заключение………………………………………………………….. | |
Приложение…………………………………………………………. |
Введение
Массовое мероприятие – это крупное общественно-политическое, спортивное, культурное и иное мероприятие, привлекающее большое количество участников, туристов, гостей и местного населения, которое обычно проводится в крупных городах, но может охватывать и прилегающие к нему населенные пункты.
По содержанию и направленности массовые мероприятия можно подразделить на общественно-политические, культурно-зрелищные, спортивно-массовые, религиозные и др.
Спортивные массовые мероприятия (олимпиады, спартакиады, матчи, кроссы, эстафеты и т. п.) характеризуются присутствием большого числа зрителей (болельщиков), в массе своей представляющих один из видов экспрессивной толпы. В последнее время все большую остроту для органов внутренних дел приобретают проблемы обеспечения правопорядка и безопасности во время проведения этих мероприятий, а также после их завершения, когда участники в массовом порядке покидают спортивные сооружения. Объекты транспорта при этом оказываются такими же «зонами риска», как и спортивные объекты.
Значительная концентрация граждан на ограниченной территории объектов спортивно-зрелищного назначения и транспорта, особый психологический настрой болельщиков и зрителей, организационные просчеты устроителей мероприятий создают предпосылки для совершения правонарушений, включая групповые нарушения общественного порядка.
Огромное внимание во время несения службы по охране общественного порядка и общественной безопасности уделяется патрульно-постовой службе[1].
Патрульные, постовые наряды обеспечивают общественную безопасность и охрану общественного порядка на своих маршрутах, постах и прилегающей к ним территории, принимают своевременные меры по соблюдению гражданами законов и установленных правил поведения на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, аэропортах и других общественных местах, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.
Сотрудник патрульно-постовой службы – представитель власти. Он трудится у всех на виду. Первейшая заповедь каждого сотрудника ППС – ответственное отношение к выполнению своих обязанностей, честность, неукоснительное соблюдение законности.
Нахождение наряда ППС на улице, площади, оживленном перекрестке, вокзале, около магазина, зрелищного учреждения, в общественном транспорте служит предупреждению нарушений общественного порядка, сдерживает отдельных лиц от совершения правонарушений, дисциплинирует граждан, создает среди населения атмосферу спокойствия и уверенности.
Многое требуется от патрульных и постовых. Их внешний вид, слова, тон, которыми они сказаны, манера поведения, поступки – все обращает на себя внимание окружающих, вызывая с их стороны одобрение или осуждение. По тому, что и как делает сотрудник ППС, насколько он доброжелателен к людям и готов в любую минуту прийти на помощь, граждане судят не только о нем лично, но и о полиции в целом. Все это налагает на патрульного и постового сотрудника особую ответственность, требует от него безукоризненного поведения в любой, даже самой сложности и острой ситуации.
Успешное решение служебных задач патрульными и постовыми сотрудниками во многом предопределяется их способностью устанавливать правильные взаимоотношения с гражданами. Это одно из важнейших профессиональных качеств полицейского. Оно складывается из вежливости, предупредительности, тактичности, приветливости, доброжелательности, готовности прийти на помощь, культуры в разговоре и т. д. Действовать понятно для граждан – это еще одно из особых требований к несению службы.
Патрульно-постовой службы
Патрульно-постовая служба организуется с учетом оперативной обстановки, режима работы предприятий, учреждений и организаций. Наряд ППС, заступающий на службу, должен знать:
– законы и другие правовые акты по вопросам обеспечения общественной безопасности и охране общественного порядка и требовать от граждан их исполнения;
– поставленную задачу; оперативную обстановку и особенности маршрута (поста); приметы разыскиваемых преступников и похищенного имущества; расположение ближайших нарядов ППС, охраны, автопатрулей; прилегающие к маршруту (посту) улицы, переулки, площади и проходные дворы; порядок поддержания связи с оперативным дежурным и ведения радиообмена;
– местонахождение на территории города, района, транспортного участка органов власти и управления, органов полиции, прокуратуры, предприятий, организаций, общежитий; дислокацию исправительно-трудовых учреждений, мест проживания условно осужденных и условно освобожденных;
– номера телефонов пожарных команд и скорой помощи ближайших больниц и медицинских пунктов, аптек; местонахождение извещателей пожарной сигнализации, медицинских вытрезвителей, приемников-распределителей;
– многолюдные места в районе маршрута (поста); парки, скверы, сады, стадионы, общественные столовые, чайные, кафе, закусочные, буфеты и рестораны, театры, гостиницы, рынки, вокзалы, пристани, станции метро, посадочные платформы железных дорог и др.; трамвайные, троллейбусные маршруты и их ближайшие остановки, стоянки автомобилей и такси;
– места возможного появления преступников, попрошаек, проституток и других лиц, ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни; лиц, состоящих на профилактическом учете или под надзором полиции; места возможного совершения правонарушений, сосредоточения и укрытия антиобщественного элемента; пути кратчайшего движения на случай преследования преступников;
– особенности обслуживаемой территории;
– состояние общественного порядка и преступности; силы и средства ППС и результаты их деятельности.
На основе анализа и оценки этой информации осуществляется вся дальнейшая тактическая деятельность ППС.
Приемы распознания
Из общей массы населения выделяются лица, которые по отдельным признакам могут быть отнесены к категории лиц, представляющих оперативный интерес:
1) имеют на лице и руках царапины и ссадины, указывающие на возможность нанесения их в процессе совершения преступления;
2) имеют на одежде следы крови, борьбы (порезы, отсутствие пуговиц, оторванные карманы, рукава, лацканы и прочее), следы красителей, полученные в результате срабатывания химических ловушек (родамин);
3) имеют при себе предметы, запрещенные к свободному ношению или вызывающие сомнения в принадлежности (нетрезвый мужчина идет с ружьем, или несет женские вещи и т. д.);
4) носят одежду, которая явно не соответствует их внешнему виду (отдельные предметы туалета явно велики или малы владельцу, не соответствуют росту, комплекции и сезону, а также имеют разную степень износа, например наряду с новыми и дорогостоящими вещами преступник надевает изношенные);
5) прячут от окружающих какие-либо предметы за пазухой, в карманах, емкостях, сумках, мешках и т. д.;
6) имитируют состояние опьянения, притворяются слепыми, первыми обращаются к полицейским с просьбой дать им прикурить или с вопросом о том, как пройти или проехать в тот или иной пункт, и т. п.;
7) ведут себя неестественно, настороженно (беспокойный взгляд, неуверенная походка, осматривание по сторонам, стремление уклониться от встречи с работниками полиции);
8) изображают испуг на лице, дрожание рук, невнятную речь.
Приемы наблюдения
При обнаружении лица, вызвавшего подозрение своим поведением (внешним видом), следует:
– сопоставить его внешность с приметами преступников, находящихся в розыске, в соответствии с ориентировками;
– установить за ними наблюдение на определенном расстоянии, не выдавая внешне своей заинтересованности этим лицом (делать вид, что продолжаете осуществлять несение службы на данной территории (посту, маршруте), то есть проводить личный сыск);
– выбрать место наблюдения и попытаться выявить особые приметы, характерные особенности поведения, свойственные конкретному лицу, находящемуся в розыске;
– при наблюдении фиксировать лиц, с которыми подозреваемый вступает в контакт (для последующего выявления среди них сообщников, уточнения у них примет подозреваемого, его намерений, направления движения и других обстоятельств);
– выявить среди окружающих его сообщников (по обмену взглядами, жестам, с помощью которых между ними может происходить обмен информацией) для расчета своих сил при возможном воспрепятствовании с их стороны задержанию или преследованию;
– уточнить личность и отождествить ее с конкретным лицом, находящимся в розыске, а также обнаруженными лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, по специфике поведения и сообщить о них в дежурную часть, не оставляя последних без наблюдения и действовать по указанию дежурного;
– принять меры, направленные на соблюдение личной безопасности и взаимной страховки для отражения возможного нападения (распределить обязанности между членами наряда);
– выбрать место для задержания (малолюдное, удаленное от проходных дворов и т. п. мест), которое исключает побег, сопротивление, нападение задерживаемого и не подвергает опасности посторонних граждан;
– определить тактику вступления в контакт с подозреваемым;
– предъявить требование о проверке документов, которое мотивировать формальностью или совершением какого-либо малозначительного административного проступка со стороны подозреваемого;
– при проверке документов держаться на расстоянии, исключающем возможность нападения, тщательно проверять их и при обнаружении следов подделки не выдавать их обнаружения.
Действия по задержанию преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, требуют от сотрудников ППС соблюдения законности, высокой бдительности, решительности, выдержки, умения быстро ориентироваться в обстановке.
Патрульный (постовой) при выявлении подозрительных лиц устанавливает за ними наблюдение, не привлекая к себе внимания. Принимая решение о доставлении такого гражданина в отделение полиции, он должен четко уяснить себе правомерность своих действий, учесть свои возможности, наметить план задержания, определить удобный момент и тактический прием задержания. При этом необходимо учитывать ряд обстоятельств.
Обстоятельства, учитываемые при задержании:
1 группа(характеризует задерживаемых):
– количество;
– наличие оружия (холодного, огнестрельного оружия или прочих предметов, используемых в качестве орудий совершения преступлений);
– дерзость и возможность оказания сопротивления (по манере поведения или при наличии ориентировки, свидетельствующей об этом);
– за совершение какого преступления разыскивается или в каком подозревается;
– другие данные, полученные на месте от свидетелей или очевидцев происшествия;
– наличие транспорта, на котором преступник скрылся.
2 группа (характеризует сотрудников ППС, осуществляющих задержание):
– количество;
– наличие табельного оружия и специальных средств, в том числе служебных собак;
– профессиональный опыт;
– качество боевой и физической подготовки;
– наличие транспорта для преследования и доставления.
3 группа (характеризует обстановку, на фоне которой будет происходить задержание):
– место (улица, переулок, сквер, парк, общественное место);
– наличие посторонних граждан, их отношение к задержанию;
– наличие возможных сообщников;
– время суток (темное или светлое);
– климатические и погодные условия;
– проходные дворы, остановки общественного транспорта, оживленные улицы и общественные места.
Перед задержанием преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, особое внимание должно быть обращено на выяснение наличия у них огнестрельного или холодного оружия и обеспечение мер предосторожности.
Одновременно наряд приводит в готовность свое оружие на случай необходимости его немедленного применения: кобура передвигается в удобное для извлечения оружия положение, пистолет спускается с предохранителя, патрон досылается в патронник.
Если необходимо произвести задержание группы преступников, патрульный (постовой) должен связаться с дежурным по ОВД, соседними нарядами и запросить усиления, а также по возможности обеспечить поддержку со стороны граждан, не подвергая их опасности.
Место задержания преступника определяется складывающейся обстановкой и другими факторами, исключающими возможность правонарушителя скрыться.
Для обеспечения внезапности наряд полиции незаметно приближается к задерживаемым, выбрав момент, когда они менее всего готовы к оказанию сопротивления и подает команду «СТОЙ! РУКИ ВВЕРХ!» и объявляет о задержании.
Во избежание сопротивления в отдельных случаях задерживаемым не сообщаются действительные основания задержания, а используются отвлекающие предлоги – нарушение общественного порядка, переход улицы в неположенном месте, проверка паспортного режима, карантин и т. п. В этих случаях команда не подается.
Тактика гласного опроса
В связи с фактом обнаружения преступления гласный опрос проводится работником полиции сразу же по прибытии на место происшествия. Перед таким опросом работник полиции еще не знает, кто конкретно может располагать сведениями, представляющими оперативный интерес. В связи с этим он должен сразу же выявлять таких лиц через представителей общественности или администрации домоуправлений, предприятий и других граждан.
Прежде всего, необходимо опрашивать потерпевшего и лиц, первыми обнаруживших преступление. Именно они могут быстрее всего и достаточно подробно сообщить данные, характеризующие личность преступника, а также указать направление, в котором он скрылся.
Во всех случаях, когда свидетели (очевидцы) неизвестны, важно опросить лиц, проживающих вблизи места происшествия, которые могут быть осведомлены о некоторых обстоятельствах, имеющих отношение к совершению преступления (таких, например, как приметы лиц, посещавших потерпевших или проявлявших повышенный интерес к их образу жизни).
При гласном опросе работник полиции сосредотачивает внимание на получении исходных данных, позволяющих приступить к преследованию преступника, помешать ему спрятать похищенное имущество и уничтожить следы преступления, выиграть время. На первых порах он может оставить без внимания сведения второстепенного значения, хотя в дальнейшем, если первоначальные мероприятия не дадут желаемого эффекта, к ним необходимо возвратиться.
Сообразуясь с обстоятельствами на месте, работник ППС действует так, чтобы опрашиваемое лицо не было поставлено под угрозу мести со стороны преступников или лиц, с ними связанных, могущих оказаться среди тех, чье внимание привлекло происшествие.
Гласный опрос лиц, вызванных в качестве свидетелей, а также арестованных и задержанных проводится не по вопросам, имеющим отношение к расследуемым делам (по ним они допрашиваются), а с целью выяснения сведений об иных подготавливаемых или совершаемых преступлениях. Опрос производится после окончания допроса в форме непротоколируемой свободной, развернутой беседы. В таких случаях работник ППС разъясняет опрашиваемым, что в целях успешной борьбы с преступностью важное значение имеют не только те факты, по поводу которых допрашивалось данное лицо, но и любые другие сведения о лицах, причастных к подготовке или совершению преступлений, а также о причинах преступлений и условиях, способствующих их совершению.
Гласный опрос граждан, явившихся к участковому инспектору для прописки после отбытия наказания или по приезде на место выселения, а также по иным перечисленным ранее поводам, производится по собственной инициативе либо по поручению старшего участкового инспектора полиции или зонального оперативного работника. Каждый опрос должен начинаться с выявления сведений, без которых нельзя удовлетворить просьбу гражданина.
Одновременно необходимо получить представление о том, будет ли данное лицо рассказывать о лицах и фактах, представляющих интерес для аппаратов полиции. В положительном случае, продолжая беседу, участковый инспектор приступает к выяснению у опрашиваемого интересующих его сведений.
Если же создается убеждение, что гражданин не располагает сведениями, представляющими оперативный интерес, или что он не захочет ничего рассказать, то беседу следует ограничить рамками выявления вопросов, связанных с официальным поводом его прихода в полицию.
Используя право и обязанность выяснить образ жизни тех, кто прописан после возвращения из мест лишения свободы (особенно лиц, прописанных в порядке исключения), подростков, возвратившихся из трудовых воспитательных колоний, лиц, предупрежденных о необходимости прекращения паразитического образа жизни, работник ППС гласно опрашивает представителей домоуправлений, администраций, предприятий и учреждений.
В ходе опросов работник ППС не только интересуется, трудоустроилось ли проверяемое лицо, но и устанавливает, какой образ жизни оно ведет, что собой представляют его связи и т. д.
Тактические приемы поведения разведывательного опроса
В общении работника ППС с опрашиваемым можно выделить три основные стадии: установление психологического контакта; достижение цели опроса; окончание опроса.
Установление психологического контакта
Под психологическим контактом следует понимать такие отношения, которые характеризуются желанием и готовностью опрашиваемого участвовать в общении с сотрудником ППС.
В процессе установления контакта происходит своего рода психологическая подготовка опрашиваемого к предстоящей беседе, осуществляется его вовлечение, вхождение в разговор. Особое значение это имеет, когда опрашиваемый занимает «оборонительную» позицию и не желает говорить с оперативным работником.
Первоначальная задача при этом – вовлечь опрашиваемого в общение, создать желание беседовать хотя бы на отвлеченные темы. Для этого необходимо выявлять его потребности и интересы, умело воздействовать на них.
1. Нередко получить достоверную информацию можно, объяснив опрашиваемому значение его ответов для предотвращения, раскрытия преступления или для розыска опасного преступника.
2. Нельзя отрицать значение потребности опрашиваемого в самосохранении при установлении с ним психологического контакта.
Достижение цели опроса
Установление контакта – необходимое условие эффективного опроса, на его основе должны быть получены нужные сведения, т. е. достигнута цель опроса.
Процесс достижения цели опроса можно представить в виде следующих этапов:
– информирование опрашиваемого о цели опроса мнимой или реальной;
– создание у опрашиваемого желания сообщить необходимые сведения;
– переключение разговора на конкретные, интересующие работника события;
– преодоление при необходимости противодействия опрашиваемого.
В соответствии с этими этапами можно выделить различные группы тактических приемов.
Например, приемы информирования опрашиваемого о цели опроса. Необходимые сведения могут быть получены в результате проведения как зашифрованного, так и незашифрованного опросов. В незашифрованном опросе его цель тщательно маскируется.
Возможны два приема зашифровки цели опроса.
В первом случае работник прямо не говорит опрашиваемому причину (цель) опроса, однако всем своим поведением способствует формированию ошибочного представления об истинной цели опроса.
Другой прием состоит в том, что работник заранее придумывает мнимую цель и прямо сообщает ее опрашиваемому. Она должна касаться событий, косвенно связанных с теми, которые интересуют сотрудника. При концентрации внимания на этих побочных событиях ослабляется контроль опрашиваемого своего поведения, и, когда разговор подходит близко к главным событиям, от него можно получить необходимые сведения.
Зашифрованный опрос наиболее часто применяется работниками оперативных аппаратов при беседах с лицами, склонными к совершению правонарушений, совершившими преступление, а также с их ближайшим окружением (родственники, знакомые, подельники, а также лица, осведомленные подробно о преступной деятельности того или иного лица).
Следует иметь в виду, что о мнимой цели можно сказать как в начале, так и в конце опроса. Иногда работники ППС предпочитают, чтобы опрашиваемый длительное время не понимал даже мнимой цели опроса. Разговор при этом начинается с несущественных вопросов, отвечая на которые собеседник не понимает, зачем его вызвали. Ситуация неопределенности порождает высокую эмоциональную напряженность. Когда опрашиваемому тем или иным способом дают понять о мнимой цели беседы, он успокаивается, начинает отвечать на вопросы и, зачастую не осознавая этого, сообщает нужные сведения.
В ходе опроса необходимо активно выявлять ложность сообщаемых сведений и пресекать подобные попытки опрашиваемого. Для этого используются противоречия в самом рассказе опрашиваемого.
С целью выявления и пресечения лжи нередко задаются вопросы о заранее известных сотруднику событиях. Если собеседник сообщает неверные сведения о них, оперативный работник уличает его в этом. Неоднократное применение такого приема может вызвать у опрашиваемого ощущение бесплодности своего поведения и привести к правдивым ответам. Для получения достоверной информации необходимо правильно сформулировать задаваемые вопросы. Вопросы нужно ставить так, чтобы собеседник правильно понимал, о чем его хотят спросить. Не следует употреблять трудные и неясные формулировки, все слова должны быть поняты даже для человека с низким образовательным уровнем.
Нужно иметь в виду, что понятные для работника профессиональные термины не всегда будут ясны опрашиваемому. В случае использования таких терминов их значение нужно обязательно объяснить.
Предположим, что на вопрос о каком-то давнем событии опрашиваемый говорит: «не помню», тогда это событие следует связать с каким-либо другим, близким по времени, но более ярким и значительным событием – праздником, днем рождения, выходным днем и т. п. Такие события являются своеобразными опорами памяти, они помогают вспомнить интересующие работника полиции события.
Окончание опроса
Заканчивать разговор нужно постепенно, тактично предоставляя возможность собеседнику выговориться до конца. Не рекомендуется резко обрывать разговор, даже если его цель уже достигнута и нужные сведения уже получены. Это может вызвать отрицательное отношение к состоявшейся беседе, затруднит дальнейшее общение с данным человеком. Поэтому разговор следует заканчивать на нейтральные темы, отвлекая внимание от событий, которые интересовали работника полиции.
Документальное оформление результатов опроса, порядок проверки
и использование полученных сведений
Эффективное использование результатов разведывательного опроса в борьбе с преступностью предполагает их обязательное и правильное документальное оформление.
Полученная информация оформляется справкой, рапортом, объяснением или заявлением опрашиваемого.
Справку следует составлять, если в ходе опроса не были собраны данные, представляющие оперативный интерес. Справка удостоверяет сам факт проведения опроса, отражает, что указанные в ней лица были опрошены и не обладают необходимой информацией.
Рапорт о проведенном опросе составляется в тех случаях, когда о полученных сведениях необходимо информировать начальника или других сотрудников. Поэтому рапортом целесообразно оформить:
– сведения, полученные в ходе проведенного по указанию начальника опроса;
– сведения, на основании которых необходимо провести дополнительные мероприятия;
– сведения, необходимые другим сотрудникам данного или других органов внутренних дел.
Объяснением или заявлением оформляются результаты опроса, когда предполагается использовать эти материалы в ходе расследования конкретного уголовного дела.
Документальное оформление осуществляется в ходе опроса или после его окончания.
Если опрашиваемый сообщает достоверные сведения и согласен оформить их заявлением или объяснением, это можно осуществить в ходе самого опроса. При необходимости, т. е. когда опрашиваемый не хочет, чтобы сообщаемые им сведения фигурировали в качестве официальных материалов, или с трудом идет на контакт, можно ограничиться небольшими пометками.
Сведения, собранные в ходе разведывательного опроса, могут иметь различное значение в борьбе с преступностью и, соответственно, различный порядок их дальнейшего использования. Следует выделять три группы данных, которые можно получить при проведении разведывательных опросов:
– сведения, не связанные с доказыванием, и имеющие самостоятельное значение в борьбе с преступностью;
– сведения, имеющие ориентировочное значение для доказывания;
– сведения, которые после соответствующего процессуального закрепления становятся доказательствами по уголовному делу.
Важное место в комплексе задач, решаемых с помощью опроса, занимает получение сведений, не связанных с доказыванием и имеющих самостоятельное значение в борьбе с преступностью. К ним относятся данные, используемые, например, при розыске пропавших без вести. Информация об антиобщественном поведении, злоупотреблении алкоголем, о вынашиваемых преступных замыслах, о лицах, оказывающих отрицательное влияние на окружающих, помогает своевременно оказать профилактическое воздействие, предупредить совершение преступления.
С помощью разведывательного опроса можно получить данные, имеющие ориентировочное значение для доказывания. Они играют большую роль в расследовании, помогая при выборе тех или иных тактических приемов, являясь основанием для проведения следственных действий, способствуя правильной оценке доказательств. Так, путем опроса можно выявить граждан, осведомленных о лицах, причастных к совершению преступления, которые потом допрашиваются в качестве свидетелей по делу; можно выяснить местонахождение похищенного имущества, что послужит достаточным основанием для проведения обыска и окажет помощь в выборе тактических приемов обнаружения похищенного.
И наконец, в разведывательных опросах собираются также сведения, которые после процессуального закрепления используются в доказательстве. К ним главным образом относится информация гласного характера. Так, если при опросе получены фактические данные, относящиеся к предмету доказывания, и они отражены в заявлениях или объяснениях граждан, то эти документы в установленном законом порядке (ст. 88 УПК РФ) могут быть приобщены к уголовному делу. При получении от опрашиваемого достоверных сведений о совершаемых преступлениях они оформляются его письменным заявлением или протоколом заявления, которые приобщаются к уголовному делу, возбужденному на основании этих данных. При этом, согласно ст. 110 УПК РФ, опрашиваемый предупреждается об ответственности за дачу ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется его подписью.
Порядок досмотра
Досмотру должно предшествовать предложение уполномоченных работников лицу, в отношении которого имеются данные о совершении правонарушения или иных, предусмотренных законом случаях, предъявить документы подтверждающие личность задержанного или вещи, другие предметы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения.
Личный досмотр гражданина осуществляется лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в помещении или иных местах, исключающих доступ посторонних граждан и отвечающих правилам санитарии и гигиены. При производстве личного досмотра должны быть обеспечены безопасность здоровью досматриваемого, его личное достоинство, сохранность сведений, компрометирующих досматриваемого, полученных при производстве досмотра. Данное требование определяется Конституцией Российской Федерации.
Досмотр вещей, других предметов производится уполномоченным лицом в присутствии двух понятых и, как правило, собственника данных вещей и предметов. При этом должна быть обеспечена сохранность досматриваемых вещей и предметов, их товарный внешний вид.
После производства личного досмотра и досмотра вещей уполномоченным лицом составляется административный протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе об административном задержании. Этот документ или запись подписываются уполномоченным лицом, двумя понятыми и досматриваемым. Предметы, обнаруженные у досматриваемого, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, изымаются должностными лицами органов, предусмотренных в ст. 27.3 и 27.7 КоАП РФ.
Об изъятии составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или о задержании.
В исключительных случаях, при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.
Тактика проведения досмотра
Если же есть основания подозревать, что у правонарушителя имеются тщательно замаскированные предметы, то досмотр производится очень тщательно.
Во время досмотра следует стараться находиться сзади правонарушителя, соблюдать дистанцию, следить за его движением и быть готовым к оказанию им сопротивления.
Если имеется служебно-розыскная собака, она должна находиться недалеко от правонарушителя. Ей подается команда: «Охраняй!».
Те места, где находился правонарушитель в момент, когда он увидел работников полиции, следует также внимательно осмотреть, поскольку он может выбросить оружие или компрометирующие его предметы.
Оружие и вещественные доказательства при досмотре изымаются и передаются старшему наряда, оперативному работнику либо оперативному дежурному по органу внутренних дел. При изъятии нужно принять меры к тому, чтобы это происходило в присутствии понятых, поскольку часто виновные после или сразу заявляют, что предметы им подложили работники полиции и они не имеют к ним отношения.
Работники полиции имеют право производить досмотр в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Особенность досмотра несовершеннолетних состоит в том, что к административной ответственности, наравне со взрослыми, они привлекаются с 16 лет. До 16 лет психика подростка легко ранима, многие правонарушения они совершают неосознанно, поэтому досмотр подростков должны осуществлять работники ОПП, если это возможно, в присутствии педагогов в качестве понятых.
Личный досмотр, досмотр вещей и транспорта следует отличать
от наружного осмотра и личного обыска.
Наружный осмотрпроизводится сотрудниками ППС при задержании и доставлении в полицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и в зависимости от обстоятельств он производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан. Обнаруженные при наружном осмотре оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются. На наряды ППС на железнодорожном и водном транспорте возлагается также обязанность осматривать вагоны, поезда, судовые помещения после высадки пассажиров и выгрузки багажа и принимать меры к сохранности забытых вещей.
От досмотра как меры административного принуждения следует отличать личный обыск.
Личный обыск.При наличии оснований и в порядке, которые предусмотрены частями первой (основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела) и третьей (обыск в жилище производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.) ст. 182 УПК РФ, производится личный обыск подозреваемого, обвиняемого в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, которые могут иметь значение для уголовного дела.
Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.
Личный обыск лица является уголовно-процессуальной мерой и производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии. Для его производства должны быть достаточные основания полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.
Сроки доставления
Предупреждая и пресекая правонарушения, привлекая нарушителей к ответственности и обеспечивая применение к ним обоснованного и справедливого наказания, наряды ППС используют различные предоставленные им законом меры принуждения. Среди них важное место занимают доставление правонарушителей в органы внутренних дел и задержание их в административном или уголовно-процессуа