Особенности заключения договоров между социалистическими организациями. Преддоговорный арбитраж

1. Заключение хозяйственных договоров между социалистическими организациями проводилось до 1949 года в порядке так называемых договорных кампаний. Постановлениями Совета Министров СССР (а ранее—Совета Народных Комиссаров СССР) ежегодно устанавливались определенные сроки, в течение которых должны быть заключены плановые договоры на предстоящий год. Эти сроки варьировались в зависимости от характера договоров; так, устанавливались сроки для заключения плановых договоров по снабжению и сбыту, договоров строительных и т. д.

На основе постановления Совета Министров СССР издавались затем уточняющие постановления, инструкции, приказы советами министров союзных республик, а также министерствами и другими центрами хозяйственных систем (например, Центросоюзом).

Постановлением Совета Министров СССР от 21 апреля 1949 г. № 1586 «О заключении хозяйственных договоров» (СП СССР 1949 г. № 9, ст. 68) введена общая норма: начиная с 1950 года, годовые хозяйственные договоры заключать в следующие сроки: генеральные договоры — в течение 30 дней, а прямые и локальные договоры— в течение 60 дней после утверждения Правительством государственного плана снабжения народного хозяйства (о генеральных, локальных и прямых договорах см. § 20).

2. Договор не может считаться заключенным, пока не достигнуто согласие контрагентов по содержанию заключаемого договора.

Применительно к договорам граждан это требование не вызывает особых затруднений. В большинстве случаев советскому гражданину не приходится для удовлетворения своих важнейших потребностей (для получения предметов питания, одежды, обуви и т. д.) заключать договоры с другими гражданами. Все наиболее важное советский гражданин получает от государственных и

кооперативных предприятий, причем существенные пункты договоров, которые в этих случаях заключаются, регламентированы законом или другими актами государственной власти (государственное нормирование цен, государственные мероприятия по обеспечению доброкачественности продаваемых товаров и т. д.). Значительно реже имеют место договоры между гражданами. В этих договорах сторонам приходится добиваться соглашения по каждому пункту договора. Однако несговорчивость коитр-агентов не имеет существенного значения: если данное лицо почему-либо не хочет пойти на те условия договора, какие ему предлагает другая сторона, это рассматривается как его личное дело. Если А. предлагает Б. купить у него письменный стол, а Б. согласен приобрести этот стол на таких условиях, с которыми не согласен А., государству нет оснований вмешиваться в эти переговоры и добиваться соглашения между этими лицами.

Совсем другое дело, если речь идет о договоре между социалистическими организациями. Эти договоры имеют назначением осуществление народнохозяйственного плана. Поэтому вопрос о заключении договора здесь не есть личное дело' двух хозяй-ственников-руководителеи социалистических предприятий; заключение планового догобора есть государственное дело. Если из-за разногласий торгового предприятия с фабриками и заводами, от которых торговое предприятие получает те предметы, которыми оно торгует, не будет заключено между ними договоров, это приведет к срыву всего хозяйственного плана торгового предприятия. Оно осталось бы в этом случае без товаров, и, следовательно, потребители не могли бы найти удоалетворения своего спроса. Да и сам завод, не заключив предполагавшегося договора, может испытать затруднения и в конечном счете не выполнить своего плана. Таким образом, недостижение требуемого соглашения между социалистическими предприятиями повлекло бы серьезные последствия, нетерпимые с государственной точки зрения.

Естественно, что государство так регламентирует процесс заключения договоров между социалистическими предприятиями, чтобы не допускать срыва договоров из-за разногласий сторон.

В этих целях в социалистическом праве сложился особый институт «преддоговорного спора» (или преддоговорного арбитража). Покупатель (по договору поставки) или заказчик (по договору подряда на капитальное строительство), получивший от поставщика или подрядчика проект договора и не согласный с тем или иным пунктом этого проекта, фиксирует возникшее разногласие посредством составления так называемого прото-кела разногласий. Этот протокол представляет собой параллель-вое изложение пунктов договора, вызвавших споры' и разно-




гласия в редакциях, предлагаемых той и другой стороной. Заявляя о своих несогласиях с предложенным проектом договора, покупатель (заказчик) должен тем не менее подписать договор (с оговоркой о составлении протокола разногласий) и не позднее чем через десять дней со дня получения договора направить поставщику (подрядчику), которым сделано предложение, протокол разногласий вместе с подписанным договором. Поставщик (подрядчик) в декадный (а по некоторым «Основным условиям» — в пятидневный) срок (со дня получения договора с протоколом разногласий) обязан урегулировать все разногласия по' договору, включить в договор все принятые предложения покупателя, а спорные вопросы передать в тот же срок на рассмотрение государственного (или ведомственного', если обе стороны принадлежат к одному и тому же ведомству) арбитража. Так как в данном случае спор между сторонами возникает не на почве исполнения заключенного' договора, а относится к вопросу о том, каково должно быть содержание договора, т. е. возникает до того, как договор получает окоячательную силу, то. этот спор и получил название «преддоговорного».

При разрешении преддоговорного спора задача арбитража заключается в том, чтобы определить порядок хозяйственных отношений между двумя социалистическими организациями на срок действия договора. Чтобы удовлетворительно разрешить эту задачу, необходимо выяснить все обстоятельства дела, в частности, те обстоятельства, при которых будет выполняться договор.

Арбитраж решает, какая редакция спорных пунктов является наиболее целесообразной, так чтобы было больше гарантий успешного выполнения плана и договора. Арбитраж может остановиться на одной из предложенных редакций, а может решить вопрос как-то иначе. При этом учитываются все обстоятельства дела. Например, стороны спорят о том, чьим транспортом должен доставляться товар; арбитр выясняет транспортные возможности той и другой стороны и возлагает обязанность доставки товара на ту сторону, которой это сделать легче. Решение арбитража по преддоговорному спору обязательно' как для одной, так и для другой стороны. За задержку или отказ от подписания обязательного для обеих сторон договора или от выполнения решения арбитража по преддоговорному спору арбитраж вправе установить штраф со стороны, виновной в задержке, в пользу другой стороны.

В институте преддоговорного арбитража находит отражение та идея, что кредитор и должник в социалистическом обороте не являются сторонами с антагонистическими интересами, а должны быть сотрудниками, преследующими в конечном итоге общую цель. Стороны—социалистические ^организация—могут, быть

в разногласии по содержанию заключаемого договора, но не могут доводить свои разногласия до его срыва. Заключение договора — общее Дело сторон, которое они должны довести до конца в силу обязанности перед государством.

3. В области внешнеторговых договоров по мере достижения соглашения по отдельным пунктам договора составляются иногда специальные (предварительные) документы, скрепляемые инициалами сторон (так называемое парафирование проекта договора). Это парафирование отнюдь не означает заключения договора, а представляет лишь подготовку договора, имеющую, конечно, серьезное практическое значение.

Наши рекомендации