Понятие, основные черты и принципы административного процесса.
Управленческая, исполнительная деятельность осуществляется в определенной последовательности. Эта последовательность совершения управленческих действий и операций и составляет процесс управления. Порядок совершения управленческих действий регламентируется нормами права и в связи с этим он приобретает юридический характер. Управленческие процессуальные действия регулируются административно – процессуальными нормами. Следовательно, административный процесс – это урегулированная административно – процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно – процессуальных отношений.
Административный процесс направлен на обеспечение правильной реализации материальных административно – правовых и иных норм права, которые неотделимы от административно – процессуальных норм в том смысле, что процесс есть форма реализации, претворения в жизнь предписаний, содержащихся в нормах материального права.
Реализация норм административного материального права осуществляется с соблюдением юридических предписаний, определяющих порядок совершения правореализационных действий.
Действующие административно – процессуальные нормы содержатся в законах и иных нормативных актах. Эти нормы устанавливают порядок принятия и издания правоприменительных и других правореализационных актов, права и обязанности участников административного процесса и т.п.
Характерной особенностью административного процесса, отличающей его от других видов процесса (уголовного, гражданского), является то, что он охватывает более широкий круг общественных отношений, имеет более сложную структуру производств, регламентируемую многочисленными административно – процессуальными нормами.
Административно – правовые нормы посредством регулирования затрагивают большое количество субъектов права. Вследствие этого административный процесс имеет очень большое значение при реализации принципа законности в государственном управлении, поскольку его можно соблюсти лишь тогда, когда материальная административно – правовая норма претворяется в жизнь в соответствии с юридическими предписаниями, дающими право и определяющими порядок реализации данной нормы.
Термин «процесс» (от лат. продвижение) может трактоваться по – разному:
- как последовательная смена явлений, состояний;
- как совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата (например, производственный процесс);
- как порядок рассмотрения дел, исков, судопроизводство (юридическая трактовка).
Так или иначе, в буквальном смысле слова процесс – это система последовательно сменяющих друг друга действий, образующих в совокупности стадии.
В зависимости от форм движения материи процесс делится на:
- физический процесс (движение протонов и нейтронов);
- химический процесс (ядерная реакция);
- биологический процесс (рост, старение живых организмов);
- социальный процесс (политическая борьба в обществе, развитие экономики, семейные отношения) и пр.
Одной из разновидностей социальных процессов выступает юридический процесс. Целью любого юридического процесса является юридический результат, а сама процессуальная деятельность направлена на претворение в жизнь требований материальных норм.
Видами юридических процессов являются: уголовный процесс; гражданский процесс; арбитражный процесс; избирательный процесс; бюджетный процесс; законодательный процесс; административный процесс и пр.
Все разновидности юридического процесса обладают некими общими чертами:
- это сознательная, целенаправленная деятельность;
- может рассматриваться как форма реализации властных полномочий субъектами публичной власти;
- представляет собой неоднократно применяемую процедуру;
- предполагает обязательное участие определенных участников;
- основная цель – достижение определенного юридического результата (принятие нормативного акта, наказание виновного, регистрация и выдача удостоверяющего документа, разрешение спора и пр.);
- юридический процесс документируется посредством составления промежуточных и итоговых официальных документов.
Административный процесс – разновидность юридического процесса, состоящая в деятельности органов исполнительной власти по решению вопросов в сфере управления.
Административный процесс представляет собой государственно – властную деятельность, представляющую собой совокупность последовательно совершаемых действий, с помощью которой решения органов государственной власти облачаются в предусмотренную законом юридическую форму – правовые акты, как индивидуальные, так и нормативные.
Необходимо заметить, что во второй половине 20 века в науке административного права сформировалось два подхода к понятию процесса: «широкий» и «узкий».
1. Сторонники широкого понимания административного процесса считают, что административный процесс охватывает все индивидуальные дела, рассматриваемые органами управления (В.Д. Сорокин, В.М. Манохин, Д.Н. Бахрах и др.). Административный процесс в широком смысле – это процесс исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления. Это деятельность органов публичного управления по разрешению подведомственных им всех категорий индивидуальных юридических дел, как связанных, так и не связанных с разрешением споров и конфликтов.
2. Вторая группа ученых возражает против признания административным процессом всей области применения государственным аппаратом норм материального административного права, всего порядка деятельности административных органов. (А.Ф. Клейман, Н.Г. Салищева, А.А. Демин и др.). В их понимании административный процесс есть форма жизни административной юрисдикции. Это деятельность органов публичного управления, а также судей по разрешению подведомственных им индивидуальных юридических дел, возникающих из административно – правовых споров и административных правонарушений.
Существует и так называемое «юстиционное» понимание административного процесса, где административный процесс – это деятельность только судов (судей) по рассмотрению дел, возникающих из административных правонарушений, то есть административный процесс сводится только к административному судопроизводству.
Принято выделять следующие признаки административного процесса:
- это вид юридического процесса, с которым они соотносятся как часть и целое;
- он представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;
- он обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;
- целью его является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;
- результаты процесса (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
- он регламентируется административно – процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;
- он обладает определенным строением (структурой).
Принципы административного процесса – это общие начала, основные руководящие положения, основополагающие идеи, теоретическая база, отражаемые и закрепляемые правом, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.
Вследствие этого «принципом административного процесса» может быть признано не любое проявление, не любая часть административно – процессуальной деятельности, а ее качественно обособленная черта, исходная установка административно – процессуальной деятельности.
Принципы административного процесса – это такая исходная установка, посредством которой определяются особенности, специфика, назначение административно – процессуальной деятельности, которая должна найти закрепление в нормах права, ибо только в этом случае принцип приобретает правовой характер.
В юридической литературе выделяют принципы, которые характерны для всех отраслей права, для конкретной отрасли права, для конкретных институтов отдельной отрасли права.
Систему принципов административного процесса составляют следующие:
- принцип законности, суть которого состоит в том, что реализация материальных административно – процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно – процессуальными нормами. Законность предполагает также необходимость соответствия действий властных субъектов административного процесса требованиям закона;
- принцип процессуального равенства означает: во – первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во – вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности. Другими словами стороны административного процесса равны перед законом, а также наделены равными правами и обязанностями в процессе разбирательства индивидуального административного дела.
- принцип материальной (объективной) истины предполагает, что решение, принятое в рамках административного процесса, должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения. Речь идет о детальном исследовании всех обстоятельств дела с целью выяснения действительной картины произошедшего.
- принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.
- принцип гласности состоит в том, что административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.
- принцип национального языка сводится к тому, что процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.
- принцип быстроты (оперативности) состоит в том, что административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом. Он выражается в непосредственном установлении достаточно сжатых сроков для осуществления комплекса всех процессуальных действий.
- принцип экономичности (малозатратности) в том, что административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению. Суть его в отсутствии необходимости в наличии специальных материальных ресурсов, требуемых для осуществления отдельных процессуальных действий.
- принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса предполагает, что органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно – процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.
Можно выделить также принцип охраны интересов личности и государства, который предполагает необходимость соблюдения общего правила о приоритете личности и охране ее интересов как основной задаче государства. В связи с этим органы государственного управления должны руководствоваться в процессуальной деятельности не только интересами государства, но и частными интересами подвластных участников процесса;
В науке административного права существуют и альтернативные взгляды на систему принципов процесса. Так, перечень принципов административного процесса можно дополнить принципами: национального языка разбирательства; двухступенчатости процесса; самостоятельности принятия управленческого решения; активности правоохранительных органов; ограниченных процессуальных возможностей; юрисдикционного усмотрения (преюдикции) и пр.
Реализацию субъективных прав и исполнение юридических обязанностей участников процесса обеспечивают многочисленные административно – процессуальные нормы, которые приводят в действие весь правовой механизм от создания до исполнения правоприменительного акта.
Административно – процессуальные нормы, применяемые в сфере реализации административных санкций, содержат правила поведения и действий участников такого процесса. Эти нормы формулируются как права для одних участников процесса и в то же время как обязанности для других.
Административно – процессуальные нормы универсальны, рассчитываются на применение в бесчисленном множестве ситуаций. В конкретных ситуациях административно – процессуальные нормы имеют конкретных адресатов (например, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; свидетель; переводчик; эксперт; субъект правоприменения).
Административно – процессуальные нормы имеют свой предмет процессуально – правового регулирования, который детерминируется видом мер административного принуждения. Они обладают свойством группирования в административно – процессуальные институты, называемые административными производствами.
Аспекты реализации административно – процессуальных норм традиционны: соблюдение, исполнение, использование и применение. Наиболее активная форма реализации административно – процессуальных норм – применение.
Подводя итог, можно отметить, что общим для всех видов процесса является та его характерная черта, что во всех случаях одной из сторон административно – процессуального отношения выступает орган (должностное лицо) публичной власти. Это, в свою очередь, обусловливает определенные особенности административных производств (возложение бремени доказывания на субъект публичной власти, активная роль суда в обеспечении доказательств, краткие сроки рассмотрения дел, возможность оперативного приостановления решения, принятого по делу; право гражданина на обжалование в суд решений и действий субъекта публичной власти и т.п.).