История развития и становления налогообложения земли

Тема 6: ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И АРЕНДНЫЕ ПЛАТЕЖИ

6.1. История развития и становления налогообложения земли

6.2. Формы платности земельных ресурсов

6.3. Земельный налог: характеристика налогоплательщиков и объекта налогообложения

6.4. Налоговые база, период и ставки по земельному налогу

6.5. Земельный налог: налоговые льготы, порядок исчисления и сроки уплаты

6.6. Формы собственности на землю и арендные отношения в землепользовании

Тема 6: ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И АРЕНДНЫЕ ПЛАТЕЖИ

6.1. История развития и становления налогообложения земли

6.2. Формы платности земельных ресурсов

6.3. Земельный налог: характеристика налогоплательщиков и объекта налогообложения

6.4. Налоговые база, период и ставки по земельному налогу

6.5. Земельный налог: налоговые льготы, порядок исчисления и сроки уплаты

6.6. Формы собственности на землю и арендные отношения в землепользовании

История развития и становления налогообложения земли

История развития и становления налогообложения земли уходит корнями к началу настоящего летоисчисления.

На рубеже начала новой эры, в период реорганизации финансового хозяйства Римского государства императором Юлием Цезарем, а в дальнейшем и его правопреемником Августом Октавианом (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.), была отменена система откупов, а во всех провинциях были созданы финансовые учреждения во главе с руководителями — прокураторами, осуществлявшие контроль за налогообложением.

В первую очередь финансовые органы провели переоценку налогового потенциала провинций. Были произведены обмеры каждой общины с ее земельными угодьями. По каждому городу составлялся кадастр, содержащий данные о землевладельцах, произведена перепись имущественного состояния граждан. Описывались размеры пахотных, лесных угодий, пастбищ, лугов и т. п. Каждый гражданин был обязан в установленный срок представить цензору (избранному чиновнику, определяющему размер налоговых обязательств) сведения о своем имущественном состоянии и семейном положении, или иначе, декларацию. Земельный налог приносил римской казне основной доход. Размер налога составлял 10 % от доходов с земельного участка.

В России поземельный налог, заменивший подушное обложение, введен в 1875 г. Это был первый в истории России налог, который наряду с другими сословиями платило и дворянство. Налогом облагались все земли, за исключением казенных. Размер налога был дифференцирован в разных губерниях и составлял от 0,25 копейки с десятины до 17 копеек в зависимости от качества земли. В 1907 г. поземельный налог дал казне около 20 миллионов рублей.

Облагалась налогом и иная собственность. К числу наиболее крупных относился налог на недвижимость (жилые дома, заводы, фабрики, складские помещения и другие строения), который был введен вместо подушной подати с горожан. В указанный период он взимался по ставке 9—10 %. Например, в 1890 г. этот налог обеспечил в Москве поступления в размере 2,3 млн рублей из 4,14 млн рублей прямых налогов, а в следующем году — 2,8 млн рублей.

Податные инспектора по губерниям европейской России были обязаны наблюдать за правильностью привлечения к платежу земель, подлежащих обложению государственным поземельным налогом; проверять ведомости по налогу с недвижимости; собирать сведения о составе открывшихся наследств; уточнять доходность и ценность земельных угодий, лесных пространств, горного и соляного промыслов и т. д. В их обязанность входило собирать и представлять в Казенную палату сведения о состоянии торговли и промышленности; устанавливать время года, когда крестьяне располагают наибольшими платежными средствами от сельского хозяйства и промыслов; следить за своевременностью принятия мер взыскания недоимок по налогам. Кроме того, чины податных инспекций были обязаны присутствовать при составлении акта об уничтожении пожаром или стихийным бедствием недвижимого имущества, облагаемого налогом; наблюдать за правильностью торговли; осуществлять проверки, а в случае выявления нарушений — составлять протоколы и возбуждать дела.

Вопрос совершенствования государственной политики в сфере регулирования земельных отношений в России и в настоящее время является весьма актуальным. От качества его решения зависит увеличение налоговых и неналоговых источников доходов бюджетов всех уровней и экономического потенциала (финансовой основы) вновь образованных муниципальных образований.

Общая площадь земельного фонда Российской Федерации составляет 1 709 824,2 тыс. га.

Использование земли в Российской Федерации является платным Принцип платности использования земли означает то, что любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Платная основа вовлечения земли в хозяйственный оборот продекларирована и установлена Земельным кодексом РФ (статья 1 Земельного кодекса РФ).

Применяемая в настоящее время система платежей за пользование землей в бюджет, согласно статьи 65 Земельного кодекса РФ включает:

— земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость);

— арендная плата.

Установление вышеназванных платежей преследует цель экономического регулирования землепользования, стимулирования рационального использования основного вида природных ресурсов — земли, охраны и освоения земель.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается налоговым законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ земельный налог является местным налогом, т.е. налогом, который устанавливается Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие нормативными актами органов местного самоуправления и обязателен к уплате на территориях данных муниципальных образований.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Арендная плата представляет собой плату за пользование имуществом, в данном случае — земельным участком, и является существенным условием договора аренды земельного участка.

Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в отношении земли, находящейся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, — устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Земельный налог, как и другие налоги, выполняет ряд функций. Главное фискальное предназначение земельного налога — обеспечение финансовой основы местных бюджетов. В настоящее время доля земельного налога составляет 14 % налоговых доходов местных бюджетов. Земля — это мощный экономический потенциал, который еще существенно не дооценивается. Регулирующая функция налога реализуется посредством создания условий, при которых невыгодно нерациональное, неэффективное использование земли. Например, применение повышающих коэффициентов на период освоения земельного участка для целей жилищного строительства.

Аналогичный механизм заложен и в отношении арендной платы за землю. В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок.

До введения главы 31 Налогового кодекса РФ налогообложение земли в России регулировалось федеральным законом от 11.10.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю», где в качестве налогоплательщиков выступали собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов; в качестве налоговой базы принималась площадь земельного участка, а налоговая ставка устанавливалась в виде стабильных платежей в рублях за единицу земельной площади в расчете на год. Принцип взимания земельного налога, основанный на утвержденных Законом о плате за землю ставках налога на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, оставался неизменным на протяжении 12 лет. Изменения касались лишь ежегодной индексации ставок земельного налога по большинству категорий земель в соответствии с федеральными законами о бюджетах. Причем ставки земельного налога пересматривались в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли условий хозяйствования.

Такое положение в системе налогообложения земель не отвечало современному уровню развития страны, что требовало перехода к более справедливым принципам налогообложения, основывающимся на общественных представлениях о ценности земельных участков, единстве подходов к налогообложению на территории всей страны. Она была недостаточно гибкой, ввиду необоснованно большого количества льготников земельный налог уплачивался лишь с 25 % всех земель России, а в городах — с 15 %. От уплаты земельных платежей были освобождены целые отрасли.

Реформирование системы налогообложения земли требовало новых методов налогообложения, учитывающих новые условия рыночной экономики страны, и вылилось в переход к системе налогообложения земли от ее кадастровой оценки. Данная система введена Федеральным законом от 29.11.2004 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», который ввел в часть вторую Налогового кодекса РФ новую 31 главу под названием «Земельный налог».

В новом качестве земельный налог устанавливается как местный налог, формирующий доходную базу местных бюджетов муниципаль­ных образований. Для введения земельного налога в муниципальных образованиях должны быть приняты и опубликованы соответствующие нормативные правовые акты.

6.2. Формы платности земельных ресурсов

Формами платы за землю являютсяземельный налог, арендная плата за пользование землей и нормативная цена земли.

Считается, что основной целью платы за землю является стимулирование рационального землепользования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах.

Земельный налог— это плата за право пользования земельным участком. Следовательно, земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. Основанием для установления налога являются документы, удостоверяющие права собственности, владения или пользования земельным участком.

Земельный налог в современной России был введен с 1 января 1992 г. и взимался на основании Закона РФ «О плате за землю». С 1 января 2005 г. вступила в силу гл. 31 «Земельный налог» НК РФ. Если раньше земельный налог взимался на всей территории России, а местные власти только определяли особенности его взимания на отдельных территориях, то сейчас органы местного самоуправления самостоятельно принимают решение, вводить или не вводить этот налог на своей территории. Вводя земельный налог, органы местного самоуправления могут определять конкретные ставки, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы. Все прочие основные элементы налога установлены в НК РФ.

Арендная плата— это плата, взимаемая за земли, переданные в аренду (пользование). Арендная плата является формой реализации права собственника земельного участка на получение рентного дохода, образующегося при использовании данного участка земли, и формой финансового обеспечения натурального или экономического воспро­изводства сдаваемого в аренду земельного участка.

С теоретической точки зрения, арендная плата определяется величиной земельной ренты (как абсолютной, так и дифференциальной), понимаемой как цена, уплачиваемая собственнику земли за использование земли в определенный период. (От земельной ренты зависит цена земли — цена собственности на участок земли. Цена земли может быть представлена как сумма дисконтированной земельной ренты за предстоящий срок службы земельного участка. В условиях рынка земельная рента и, следовательно, цена земли определяется уровнем спроса на отдельные участки.)

Размер арендной платы определяется исходя из экономической оценки участка, предоставляемого в аренду, затрат на воспроизводство (поддержание состояния) и устанавливается по взаимному соглашению арендодателя и арендатора в договоре.

В существующей практике размер, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются на основе арендного договора. Величина арендной платы базируется на нормативах земельного налога. Арендная плата может быть установлена в денежной и натуральной форме.

Нормативная цена земли — это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли устанавливается на основе земельной ренты. Цель введения этой формы платы — финансовое регулирование земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского (ипотечного) кредита под залог земельного участка. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ. Таким образом, данный показатель не применяется как плата в бюджет за землю. Льготы при расчете нормативной цены не учитываются.

Нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Федерации и онормативной цене земли по вышеуказанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25%. Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству могут выдавать заинтересованным лицам документ о нормативной цене земли конкретного земельного участка.

За нерациональное или сверхнормативное использование земли, нарушение природоохранного и земельного законодательства устанавливаются экономические санкции, штрафы и иски. Эти платежи исчисляются из расчета многократно увеличенных затрат, связанных с устранением негативных процессов в землевладении. Источником их покрытия является прибыль землепользователей.

Наши рекомендации