Контрольная работа для межсессионного периода
студентов заочной формы обучения
Направление 40.03.01 «Юриспруденция»
Методические указания
В межсессионный период необходимо подготовить и сдать на кафедру до начала соответствующей сессии контрольную работу по одному из указанных вариантов. Работа должна быть написана четким понятным подчерком (либо набрана на компьютере), листы пронумерованы, на каждом листе - оставлены поля для замечаний и отметок проверяющего.
Контрольная работа включает в себя три задания, которые должны быть последовательно выполнены.
При выполнении задания № 1 (предполагающего проведение теоретической работы) необходимо изучить соответствующий круг научной и учебной литературы (см. список рекомендованной литературы ко всем темам курса в РУПД), нормативные правовые акты, и представить результаты в виде таблицы, схемы и т.д., как указано в задании.
Студент, выполнив задание№1, должен:
знать: сущность и содержание основных теоретических понятий Трудового права РФ (предмет, метод, система, принципы, функции, источники, правоотношения и т.д.);
уметь: дать основные определения, назвать основания классификаций и перечислить их;
владеть: навыками анализа и систематизации информации.
При выполнении задания № 2 (предполагающего решение задачи) необходимо изучить соответствующий круг нормативных правовых актов (см. список рекомендованных нормативных правовых актов к теме, по которой представлена задача, в РУПД), судебную практику, при необходимости научную и учебную литературу. Результат оформляется в виде решения задачи - в виде грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Решение, представляющее собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверное. Наличие в решении грубой юридической ошибки (использование норм, утративших юридическую силу, норм, не имеющих отношения к вопросам, поставленным в задаче) является основанием для признания задачи решенной неверно.
При выполнении задания в нем обязательно должны быть отражены:
- виды правоотношений, возникающие в конкретной ситуации;
- субъектный состав (коротко изложен правовой статус субъектов);
- ссылки на нормы права, на основании которых были сделаны выводы.
Студент, выполнив задание№2, должен:
знать: сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов Трудового права РФ (социальное партнерство, трудовой договор, рабочее время, время отдыха, заработная плата дисциплинарная и материальная ответственность, др.), субъектов трудового права и их правовой статус, виды правоотношений, входящих в предмет Трудового права РФ;
уметь: дать основные определения, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения, определить вид правоотношения, толковать и правильно применять нормы Трудового права РФ;
владеть: юридической терминологией, навыками работы с нормативными правовыми актами, навыками применения норм материального и процедурно-процессуального права.
При выполнении задания №3 (предполагающего разработку документа) необходимо изучить соответствующий круг нормативных правовых актов (см. список рекомендованных нормативных правовых актов к теме, по которой представлена задача, в РУПД), при необходимости - учебную литературу, результаты представляются в виде проекта документа.
Студент, выполнив задание№3, должен:
знать: структуру и содержание юридических документов (приказов о приеме, переводе, прекращении (расторжении) трудового договора, о привлечении к дисциплинарной ответственности; трудового договора, коллективного договора, соглашения; актов и т.д.);
уметь: правильно определить вид юридического документа, с помощью которого должно быть оформлено возникшее правоотношение; составить юридические документы; применять современные информационные технологии при составлении юридических документов;
владеть: навыками подготовки и оформления юридических документов.
Работа оценивается положительно, если решены все три задания и минимум по двум из них была выставленная оценка «зачтено».
Своевременно сданная и зачтенная контрольная работа является допуском к сдаче экзамена.
Варианты контрольных работ установлены следующим образом: студенты, фамилии которых начинаются с буквы «А» до «Д» включительно, выполняют первый вариант, от «Е» до «Л»- второй вариант, от «М» до «Р»- третий вариант, от «С» до «Я»- четвертый вариант.
Вариант 1.
Задание № 1.
Проведите анализ статьей Трудового кодекса РФ, отсылающих к:
- федеральному закону (2-3 примера);
- акту Правительства РФ(2-3 примера);
- коллективному договору, соглашению (2-3 примера);
- локальному нормативному акту (2-3 примера).
При оформлении результатов анализа следует указать: номер статьи Трудового кодекса РФ и выдержку из нее, где содержится отсылка к соответствующему акту; полное наименование, дату принятия и номер федерального закона и акта Правительства РФ.
Задание №2.
Ленивый поступил на работу менеджером по продажам в ООО «Купи-продай» 03 мая 2006 г с окладом 3000 руб. и двухпроцентной надбавкой от объема продаж. 03 мая 2007 г. ему был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск за первый год работы. В соответствии со ст.136 ТК РФ за 3 дня до начала отпуска он получил отпускные, которые были рассчитаны согласно ст.139 ТК РФ (из расчета средней заработной платы за последние 12 месяцев). Ленивый был крайне недоволен полученными отпускными, считая, что ему должны были их рассчитать исходя из средней заработной платы за последние 3 месяца, т.к. он поступил на работу до внесения соответствующих изменений в ТК РФ (Федеральным законом от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ). Последние три месяца объем продаж у Ленивого был значительным, поэтому заработная плата была выше.
Правомерны ли действия работодателя? Обязан ли в настоящее время работодатель оплатить Ленивому отпуск по нормам, действовавшим на момент заключения трудового договора?
Задание №3.
Подготовьте проект срочного трудового договора и заполните его.
Вариант 2.
Задание №1.
Проведите сравнительный анализ трудовых отношений, возникающих на основе трудового договора, и гражданско-правовых, опосредуемых договорами подряда, поручения, возмездного оказания услуг. Результаты оформите в виде таблицы:
Критерии отличия | Трудовые отношения | Гражданско-правовые отношения |
Задание №2.
Экономист Копытко принесла в отдел кадров свидетельство о заключении брака и попросила внести изменение фамилии в трудовую книжку и в личную карточку. Инспектор отдела кадров Добрая спросила в планово-экономическом отделе, поздравили ли они свою коллегу с праздником и знают ли ее новую фамилию. Когда Копытко поздравили на следующий день, она была возмущена, т.к. считала брак своим личным делом и рассказывать о нем коллегам не собиралась, к тому же стеснялась своей новой фамилии - Потных.
Нарушены ли права работника? Как может поступить в сложившейся ситуации работодатель? Несет ли инспектор отдела кадров ответственность за подобные действия?
Задание №3.
Подготовьте проект трудового договора с руководителем организации и заполните его.
Вариант 3.
Задание №1.
Проведите анализ содержания принципов российского трудового права и примеры правовых норм, в которых эти принципы находят свое отражение. Результаты оформите в виде таблицы:
Принцип трудового права | Краткая характеристика | Реализация данного принципа в действующем законодательстве |
Задание № 2.
В ООО «Родные просторы» было принято решение о прекращении деятельности обособленного структурного подразделения, расположенного в другой местности. Работники были об этом предупреждены в письменной форме, в соответствии с трудовым законодательством, за 2 месяца. По истечении указанного срока все работники были уволены по п.1 ст. 81 ТК РФ. Одна из работниц была недовольна, так как считала, что она не подлежит увольнению в связи с беременностью. Она обратилась в суд.
Правомерны ли действия работодателя? Возможно ли увольнение беременной женщины в сложившейся ситуации? Правильно ли указано основание увольнения работодателем?
Задание №3.
Подготовьте проект трудового договора, где в качестве работодателя выступает физическое лицо (не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), и заполните его.
Вариант 4.
Задание №1.
Охарактеризуйте основные способы правового регулирования трудовых отношений - запрет, дозволение, предписание, а также соответствующие им формы реализации права - соблюдение, использование, исполнение.
Результаты оформите в виде таблицы:
Способ правового регулирования | Юридическая характеристика | Сфера применения на практике | Соответству-ющая форма реализации права | Юридическая характеристика | Примеры проявления на практике |
Задание №2.
Тракторист Непутевый вывозил сено и повредил низко висящие электропровода. Растерявшись, он допустил съезд с дороги, и это привело к поломке трактора. Директор совхоза «Светлый путь» перевел Непутевого на период ремонта трактора водителем легкового автомобиля «Волга». Электрик Сверчков был направлен на ликвидацию аварии электропровода. Непутевый и Сверчков от перевода отказались, к работе не приступили, за что были уволены по пп. «а» п.6 ст.81 ТК РФ.
Проанализируйте сложившуюся ситуацию.
Задание №3.
Подготовьте проект трудового договора с лицом, принимаемым на работу по совместительству, и заполните его.