Операция «с поличным». Использование химических маркеров
Для уличения вымогателей требуемые ими предметы могут быть промаркированы, например, люминофором либо иным веществом, способным перейти на руки или одежду преступника. При обнаружении меченых вещей у преступника метки из люминофора выявляются в ультрафиолетовых лучах. При проведении операции «с поличным» целесообразно:
- задержать получателя в момент взятия им предмета вымогательства;
- пресечь попытку избавиться от полученных предметов, оружия, наркотиков, уличающих доку
ментов, а также скрыться;
- предотвратить применение преступником оружия, взрывного устройства;
- запечатлеть акт задержания посредством видеокамеры;
- принять меры к обнаружению и задержанию сообщников получателя, скрытно наблюдающих за
происходящим.
Для придания переданному преступнику предмету вымогательства статуса вещественного доказательства рекомендуется составить следующие протоколы:
- передачи потерпевшему денег (подготовки его собственных) с перечислением достоинства ку
пюр и их номеров либо иных предметов вымогательства с указанием их признаков и способа
маркировки;
- изъятия у преступника переданного ему предмета вымогательства вмомент задержания с по
личным оперативными работниками, организовавшими засаду;
- освидетельствования вымогателя, изъятия его одежды и ее осмотра вслучае применения хими
ческого маркера;
- осмотра изъятого у преступника предмета вымогательства.
Предметы, изъятые у преступника, приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств постановлением следователя.
Глава 37. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
§1. Формы и способы совершения преступлений
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных в результате совершения преступления, представляет собой процесс вовлечения в экономическую сферу денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и придания им статуса легитимности. Цель легализации заключается в том, чтобы выдать доходы от противоправной.
614 - .
._________________ Глава 37. Расследование преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежны! средств <■■■>
деятельности за легальную прибыль и получить возможность использовать ее, не вызывая подозрений у правоохранительных органов и не раскрывая их подлинного источника.
Сложность выявления и пресечения данного вида преступлений усугубляется тем, что легализация (отмывание) денежных средств либо имущества, приобретенных преступным путем, является замаскированным преступлением.
Уголовным законом (ст. 174 и 1741 УК РФ) определено три формы преступных действий, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, совершаемых в крупном размере (более одного миллиона рублей). Так, для лиц, отмывающих преступные средства других, определены две формы: совершение финансовых операций и совершение иных сделок. Для лиц, отмывающих свои преступные доходы (ст. 1741 УК РФ), к названным двум добавляется еще один способ (форма)— использование средств или имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Результаты анализа оперативно-розыскной и следственной практики свидетельствуют, что в настоящее время преступники широко используют следующие способы легализации денежных средств и имущества, приобретенных преступным путем:
- инвестируют средства в уставный капитал коммерческих организаций с целью извлечения при
были и получения прав на участие в управлении организацией, а равно осуществление пред
принимательской деятельности с использованием доходов, полученных преступным путем;
- оформляют средства в качестве прибыли от законной деятельности предприятия, специально
для этого созданного или приобретенного;
- занижают в документах (декларациях и т.п.) фактическую стоимость приобретаемого имущества;
- покупают недвижимость по низкой цене с последующей ее продажей по высокой;
- приобретают акции промышленных предприятий ниже номинальной стоимости, с последующей
их реализацией после искусственного подъема курса;
- оформляют получение выигрыша в казино или от розыгрыша лотереи, в тотализаторе и т.п.;
- оформляют получение займов, банковских кредитов;
- завышают стоимость работ или услуг, выполняемых лицом, как способ передачи ему взятки и
одновременной ее легализации (например, получение чиновниками высокого гонорара за книгу
или лекцию);
- смешивают на многочисленных счетах потоки легально и нелегально полученных денежных
средств;
- осуществляют иные сделки и другие, связанные с получением, отчуждением, выплатой, переда
чей, перевозкой, пересылкой, переводом (в т.ч. международным), обменом, хранением денеж
ных средств, имущества, а равно с удостоверением или регистрацией сделок и иных действий;
- передают в ломбард ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, иные драгоценные вещи и
ценности;
- передают денежные средства (страхового взноса) страховщику по договору имущественного
или личного страхования, с последующим получением страхового возмещения либо страховой
суммы по этим договорам и т.п.
Свидетелями отмывания преступных доходов, как правило, бывает ограниченное число лиц. Ими прежде всего становятся банковские служащие, почтовые работники, предприниматели, занимающиеся куплей-продажей дорогостоящего имущества (недвижимости, автомобилей), лица, непосредственно участвующие в совершении «первичного» преступления, сопутствующего легализации (отмыванию). При этом каждый из них хранит конфиденциальность действий в силу рода своей деятельности. Поэтому выявлять подобных лиц, при наличии возбужденного уголовного дела, необходимо с помощью оперативных сотрудников ОБЭП.
Иногда информацию об отмывании преступно нажитых средств можно непосредственно обнаружить в гласных источниках либо в средствах массовой информации. Данные, свидетельствующие о событии преступления, могут содержаться в пояснениях специалистов, заключениях экспертов, актах документальных проверок и ревизий хозяйственно-финансовой деятельности, а также во вступивших в законную силу приговорах, определениях, решениях или постановлениях по уголовному делу, принятому соответствующим судом в установленном законом порядке.
Следует учитывать, что некоторые операции сами по себе могут косвенно свидетельствовать о попытке отмывания полученных преступным путем денежных средств. К подобным операциям можно, в частности, отнести:
- обмен большого количества мелких купюр на банкноты с крупным номиналом;
- помещение на банковский счет большой суммы наличных денег юридическим или физическим
лицом, которое, судя по уровню дохода или сфере деятельности, не должно осуществлять по
добные операции;
Глава 37. Расследование преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств <..,>
- превращение крупной суммы наличности в ценные бумаги;
- перевод крупных денежных сумм за границу;
- перечисление на счет и изъятие с него средств, превышающих оборот юридического лица;
- открытие вкладчиком нескольких счетов и помещение наличности на каждый счет.
Оперативным и следственным работникам следует также учитывать, что Центральный банк
Российской Федерации (Банк России) с учетом международного опыта и рекомендаций РАТР разработал и направил на места письмо от 3 июля 1997 г. № 479 «О методических рекомендациях по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем» в банки и иные кредитные организации. Эти рекомендации определяют, в частности, необходимость описания следующих операций, вызывающих сомнение и требующих повышенного внимания со стороны Банка:
- денежных поступлений на счет одного вкладчика от многих лиц или фирм;
- покупки-продажи ценных бумаг при необычных обстоятельствах (например, при явном разли
чии с курсовой стоимостью);
- оплаты или получения крупных переводов (в том числе «электронных») из страны, производя
щей наркотики;
- получения кредита, гарантированного вкладом виностранном банке (особенно если указанный
вклад заметно превышает доходы лица). Данный способ отмывания денег часто называют са
мофинансирующимся кредитом. Механизм осуществления подобной махинации заключается в
следующем: заинтересованное лицо выезжает в страну, где соблюдается банковская тайна, и
вкладывает в один из банков этой страны свои деньги. Затем переводит свой капитал вбанк
другой страны, прибывает туда иобращается в этот банк спросьбой предоставить ему кредит,
гарантией которого будут находящиеся на его счету деньги. Банк предоставляет лицу запраши
ваемую им сумму. Полученные в качестве кредита деньги вкладываются в акции коммерческих
предприятий, в покупку недвижимости или легализуются каким-либо иным способом. В случае,
если правоохранительные или налоговые органы в России потребуют объяснить происхождение
источников крупных денежных средств, заинтересованное лицо может заявить, что оно получи
ло деньги в кредит от своего банка.
Анализ следственной практики свидетельствует, что процесс легализации (отмывания) денежных средств, как правило, протекает втри этапа:
1. Размещение. Это процесс начального перемещения денежных средств, приобретенных пре
ступным путем, с тем, чтобы видоизменить их форму или адрес ивывезти их за пределы досягае
мости правоохранительных органов.
2. Наслоение. Представляет собой стадию процесса, на которой подлежащие легализации (от
мыванию) денежные средства перемещаются между различными юридическими лицами и кредит
но-финансовыми учреждениями самыми разными способами: физически, путем депонирования или
посредством телеграфных переводов, иных платежей. Стадия наслоения преследует цель физиче
ского перемещения денежной массы другим субъектам права с тем, чтобы замести следы их связи с
противозаконным источником итем самым скрыть их происхождение.
3. Интеграция. Представляет собой последнюю стадию процесса легализации (отмывания)
денежных средств. На этом этапе доходы от преступной деятельности используются в финансо
вых сделках, которым придается вид законных деловых операций. На стадии интеграции произ
водятся капиталовложения вбизнес-проекты, частным лицам выдаются ссуды, займы, приобре
тается имущество, причем все совершаемые на этой стадии финансовые операции проходят как
вполне законные.
§2. Организация расследования преступлений,предусмотренных ст. 174,1741УК РФ
Следственная практика свидетельствует, что почти все уголовные дела по ст. 174, 1741 УК РФ были возбуждены в рамках проводившихся расследований по иным преступлениям и на основании материалов оперативной разработки, т.е. рапорта оперативного сотрудника (ст. 143 УПК РФ). Таким образом, едва ли не единственным поводом к возбуждению уголовного дела этой категории является непосредственное обнаружение органом дознания, следователем признаков преступления. Такая ситуация обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, легализация денежных средств и имущества, приобретенных преступным путем, является сравнительно новым видом преступления в нашей стране и фактически малознакомым для общественности (а это может выступать одним из факторов отсутствия заявлений).
Во-вторых, это преступление не только у нас, но и в мире относится к категории самых латентных, а значит, и трудновыявляемых.
_____________ Глава 37. Расследование преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств <...>
В-третьих, в совершении этих преступлений зачастую участвуют работники банков и других финансовых организаций, и следовательно, они заинтересованы в сокрытии данного вида преступлений.
В-четвертых, легализация по своей сути и форме представляет собой не что иное, как разновидность противодействия расследованию. Ведь основная цель этого преступного деяния — это сокрытие следов первичного преступления, в рамках которого образовались денежные средства или имущество, что само по себе уже представляет значительную трудность не только в расследовании, но и выявлении подобных преступлений. Эти преступные деяния завуалированы под совершение легальных, законных действий и даже с использованием законных документов, что и окружающими, и правоохранительными органами по первому впечатлению воспринимается как чисто гражданско-правовые отношения.
Отмеченные моменты указывают на еще одну особенность расследования этой категории дел — на необходимость использования данных оперативно-розыскной деятельности. Их анализ и проверка позволят следователю определить задачи и направления расследования, спланировать очередность первоначальных и последующих следственных действий, а в ряде случаев наметить проведение оперативными аппаратами оперативно^розыскных мероприятий, необходимых для оперативно-розыскного сопровождения предварительного следствия.
Следует отметить, что в ходе расследования необходимо изучать различного рода документы (чаще всего из сферы финансово-кредитного обращения). Их обилие играет двоякую роль. С одной стороны, это значительно затрудняет выявление и расследование подобного рода преступления. Причем профессионализм субъекта выявления и расследования фактов легализации (отмывания) требуется не только в сфере представления содержания, видов и порядка прохождения соответствующих документов, но и в области распознавания фиктивности этих документов, особенно в части интеллектуального их подлога. Отсюда зачастую возникает необходимость обращения за консультацией к соответствующим специалистам. С другой стороны, обилие документов играет и позитивную роль, являясь таким образом оборотной стороной той же «медали». Так, лица, отмывающие свои и чужие преступные доходы, стараются как бы «выпятить» законное происхождение ценностей, обеспечивая это появлением соответствующих документов, в том числе и законных. То есть субъект преступления не только не прячет, не уничтожает документы, а, напротив, делает все, чтобы эти документы «дошли» (стали объектом внимания) до полномочных правоохранительных органов. В связи с этим вопрос о документальном обеспечении криминальных финансовых операций, сделок или фактов введения ценностей, полученных в результате преступлений, в легальный бизнес (предпринимательство) и иную экономическую деятельность значительно облегчается. Проблема здесь состоит в возможности истребовать соответствующие (банковские, налоговые, таможенные и др.) документы в связи с довольно трудоемкой процедурой их получения (например, из-за банковской тайны). Так, в соответствии со ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитные организации обязаны обеспечить тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Справки по ним могут выдаваться органам предварительного следствия только по делам, находящимся в их производстве, и только при наличии согласия прокурора.
После возбуждения уголовного дела, следователь обязан приступить к осуществлению неотложных и последующих следственных действий по его расследованию. Отметим, что организация расследования легализации (отмывания) в целом имеет много общего с расследованием «родственных» преступлений в сфере финансовой, предпринимательской либо иной экономической деятельности. Вместе с тем нельзя упускать из вида и особенности, обусловленные прежде всего тем, что легализация — это заранее тщательно планируемое и осуществляемое, как правило, на территории нескольких государств преступление и с использованием множества фирм и банков, иных хозяйственно-финансовых учреждений России и зарубежья.
В ходе производства по уголовному делу следует проследить весь путь прохождения полученных преступным путем денег либо имущества: от конкретного противоправного действия, позволившего получить доходы, до попытки их легального использования.
В целях установления указанных обстоятельств необходимо при расследовании экономических и иных преступлений, предшествующих легализации (отмыванию), выявлять:
- информацию о намерении определенного лица или группы лиц легализовать определенную
сумму денежных средств или иное имущество, приобретенные преступным путем;
- документы, отражающие действительные и фиктивные финансово-хозяйственные операции (в
том числе экспортно-импортные), которые можно будет использовать в качестве доказательств
по уголовным делам в отношении лиц, занимающихся легализацией (с назначением бухгалтер
ской экспертизы, аудиторской проверки);
Глава 37. Расследование преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств <■ ■ ■>
- лиц, осведомленных о гражданах, занимающихся легализацией (отмыванием) денежных средств
или имущества, приобретенных преступным путем, в целях склонения их в случае необходимо
сти к даче объективных показаний и т.п.;
- местонахождения денежных средств (мест их хранения, счетов в банках, фактов инвестирова
ния) и различного имущества, приобретенных преступным путем, в целях организации их вы
емки либо обеспечения сохранности и использования их в качестве доказательств по уголовным
делам.
Данные о том, куда расходуются полученные преступным путем денежные средства, возможно получить в результате допросов участников процесса, осмотров документов и других следственных действий, а также из ответов на международные запросы.
Необходимым условием достижения успеха в расследовании является полное использование потенциала субъектов оперативно-розыскной деятельности, постоянное оперативное сопровождение с их стороны. Важна многоаспектность направлений этой деятельности, поскольку легализация (отмывание) сама по себе, как мы уже отмечали, производна от различных видов преступной деятельности: наркобизнеса, незаконного оборота оружия, преступлений в сфере экономики.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны исполнять в пределах своих полномочий письменные указания следователя об установлении конкретных данных, имеющих значение для расследования уголовного дела. При этом следователь не имеет права давать указание об осуществлении конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Выбор конкретного мероприятия — дело работников, его осуществляющих.
Значительную часть данных, свидетельствующих о фактах легализации (отмывания), можно получить путем проведения таких видов ОРМ, как: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи (п. 9-11 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД), а также путем организации оперативной работы в условиях СИЗО, ИВС в отношении лиц, арестованных по иным преступлениям. Полные сведения об образе жизни, связях проходящих по делу лиц устанавливаются оперативными аппаратами посредством проведения «наружного наблюдения» и «оперативных установок».
Полнота оперативной информации должна обеспечить подготовку и осуществление дальнейших следственных действий. В частности, путем одновременного проведения обысков, выемок и следственных осмотров изымаются документы и предметы, на основании которых фактические данные о преступной деятельности собираются и фиксируются процессуальным путем. Кроме того, результаты ОРМ, зафиксированные с применением технических средств, могут быть представлены следователю по постановлению руководителя оперативного подразделения в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. В дальнейшем результаты ОРД могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Помимо традиционных оперативных подразделений органов внутренних дел, к расследованию дел данной категории необходимо привлекать федеральные органы налогового контроля. Их помощь весьма важна как для производства оперативно-розыскных мероприятий, так и для участия в составе бригад следователей и выполнения отдельных следственных действий. Кроме того, в ходе расследования необходимо обеспечивать взаимодействие с органами Государственной налоговой инспекции, органами контроля в области финансовой и экономической деятельности. Формы такого взаимодействия могут выражаться: в истребовании от этих органов необходимых предметов и документов, которые могут установить необходимые по делу фактические данные; в требованиях производства ревизий и документальных проверок, в привлечении работников этих органов для участия в производстве следственных действий в качестве специалистов (ст. 168 УПК РФ), в производстве экспертиз (ст. 195 УПК РФ).
В ходе следствия необходимо также выявлять внутреннюю структуру юридических лиц, их хозяйственные связи, финансовое положение, наличие представительств и филиалов, дочерних предприятий. Особое внимание при этом необходимо уделять учредителям, лицам, имеющим контрольные пакеты акций, руководителям юридических лиц. При этом следует иметь в виду, что последние могут играть незначительную роль в легализации (отмывании) денежных средств или другого имущества.
Для определения порядка проведения отдельных следственных действий и момента предъявления обвинения необходимо учитывать не только имеющиеся в наличии доказательства, но и явные намерения подозреваемых склоняться к сотрудничеству или противоборству в ходе следствия. В
Глава 37. Расследование преступлений, связанных слегализацией (отмыванием) денежных средств <■. ■>
условиях противоборства следователю целесообразно поручать оперативным подразделениям проведение такого следственного действия, как «контроль и запись переговоров» (ст. 186 УПК РФ) в отношении лиц, причастных к легализации, что позволит обнаружить недостающее звено доказательств и в конечном итоге изобличить виновного.
Изобличение должно выстраиваться не только на показаниях свидетелей, протоколах записи и контроля переговоров, но и на изучении и приобщении в качестве доказательств различных документов.
Поэтому не менее важное место в доказывании занимают документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность, движение денежных средств, оборот ценных бумаг. Одной из ошибок следствия по делам о преступлениях в сфере экономики является изъятие сплошным методом максимального количества документации. Целесообразно на основании данных, полученных оперативным путем, консультаций со специалистами составить схему оборота документов, специфичных для данного предприятия, организации или учреждения. В эту схему включаются и внешние связи. Такая схема разбивается по блокам исследуемых вопросов с указанием, какими конкретно документами отражаются определенные типы финансовых операций или предпринимательской деятельности. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» содержит требование о том, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться сопроводительными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. В ст. 13 названного закона определен состав бухгалтерской отчетности, носящий обязательный характер. Наряду с истребованием или изъятием этих документов следует не забывать о возможности существования так называемой черной бухгалтерии и неофициального первичного учета хозяйственных операций. Поэтому на установление мест хранения этих документов, выявление лиц, их ведущих, необходимо нацеливать внимание при проведении ОРМ. В ходе тщательно проводимых обысков необходимо обращать особое внимание на выполнение всех требований процессуального закона, гарантии прав обыскиваемых с тем, чтобы впоследствии полученные доказательства не были признаны недопустимыми. Сведения об операциях, связанных с легализацией финансовых средств и иного имущества, могут содержаться и в компьютерной информации, что всегда надо учитывать при проведении расследования. Изъятию подлежат и материалы аудиторских проверок. При этом следует иметь в виду, что аудиторы могут находиться в преступной связи с проверяемыми. По отдельным аспектам финансовой и иной хозяйственной деятельности следователь вправе поручать экспертам проведение документальных проверок, акты которых являются источниками доказательств (ст. 74 УПК РФ). Восстановление бухгалтерского учета, проведение ревизий и судебно-бухгалтерских экспертиз требует немалых затрат времени, поэтому необходимость их осуществления следует оценивать в каждом конкретном случае. При наличии подделок, подчисток в документах назначаются и проводятся соответствующие криминалистические экспертизы. При допросах свидетелей следует учитывать, что их процессуальное положение может измениться, если они связаны с исполнением объективной стороны преступления. Они порой заинтересованы в сокрытии истины и вправе не свидетельствовать против себя. Это порождает-дополнительные трудности для органов предварительного следствия. Рекомендации прошлых лет об установлении психологического контакта далеко не всегда срабатывают. Поэтому для преодоления лжи крайне важным является использование таких доказательств, как документы, вещественные доказательства, результаты обысков, выемок, осмотров, акты документальных проверок, ревизий, заключения экспертиз. Особо следует отметить значимость в тактике допросов предъявления результатов ОРМ, когда допрашиваемый может наглядно убедиться в несостоятельности избранной им позиции.
В ходе расследования необходимо детально допрашивать не только участников сделки, но и всех лиц, причастных к ее оформлению. Следует уделять внимание расширению свидетельской базы за счет лиц, которым участники сделки могли что-либо сообщить об источниках приобретения имущества, ставшего предметом сделки, его дальнейшей судьбе и своих целях по его использованию. Их показания способны раскрыть истинный характер сделки. Нельзя недооценивать и значение косвенных доказательств, указывающих на те или иные «промежуточные» факты, посредством которых можно судить об истинном правовом режиме имущества. К примеру, это показания свидетелей о том, что предметом дарения продолжает пользоваться сам даритель.
Использование финансовых средств или иного имущества физическим или юридическим лицом для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности является предпринимательством, независимо от того, осуществляется ли оно законно или незаконно. В последнем случае при наличии признаков, указанных в ст. 171 УК РФ, виновное лицо подлежит ответственности и за незаконное предпринимательство.
Глава 38. Расследование преступлений, связанных с приобретением или сбытом имущества, <■■■>
Организация заключительного этапа расследования преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, должна строиться в зависимости от ситуации расследования, количества лиц, проходящих по делу, их лояльности либо противоборства следствию, а также характера и результатов всех процессуальных действий и решений. Представляется, что здесь необходимы анализ и проверка действий уголовно-правового, процессуального, организационного характера, а именно: тщательная проверка и устранение противоречий в процессуальных документах путем проведения повторных следственных действий; уточнение ряда показаний свидетелей, которые дали изобличающие виновных сведения; систематизация и расположение доказательств в обвинительном заключении.
Глава 38. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРИОБРЕТЕНИЕМ ИЛИ СБЫТОМ ИМУЩЕСТВА, ЗАВЕДОМО ДОБЫТОГО ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
§1. Квалификация приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого
преступным путем
Заранее не обещанное приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, нарушает основополагающие начала предпринимательской деятельности, влечет незаконное обогащение виновного, не затрачивающего личного труда на создание материальных ценностей.
Предметом данного состава преступления является имущество, добытое преступным путем, например, в результате хищения чужого имущества, вымогательства, бандитизма, незаконной охоты, получения взятки. Под имуществом понимаются вещи и другие предметы материального мира, по поводу которых существуют отношения собственности, нарушаемые преступлением. Под признаки ст. 175 УК РФ не подпадают заведомо добытые преступным путем драгоценные металлы, природные драгоценные камни, жемчуг, наркотические, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, радиоактивные материалы и изделия, порнографические предметы, ответственность за незаконный оборот которых предусмотрена в других статьях Уголовного кодекса (ст. 191, 220, 222, 228, 2281, 234, 242). Не могут быть предметом преступного приобретения или сбыта идеи, взгляды, информация (ст. 146, 147 УК РФ), компьютерная информация (ст. 272 УК РФ), электрическая и тепловая энергия в силу их нематериального происхождения и специальной ответственности по уголовному праву.
Объективную сторону образуют заранее не обещанное приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем. Под приобретением имущества, заведомо добытого преступным путем, понимается возмездное его получение, в результате чего виновный становится его фактическим владельцем.
Формы приобретения, как правило, могут быть различными: покупка, получение в дар, в счет долга, в порядке возмещения убытков, обмен.
Под сбытом имущества, заведомо добытого преступным путем, понимается его передача другому лицу путем продажи, дарения, в счет долга.
Преступление считается оконченным с момента получения лицом в свое владение имущества, заведомо добытого преступным путем, либо с момента его сбыта другому лицу.
В диспозиции ст. 175 УК РФ не указана ответственность за хранение имущества, заведомо добытого преступным путем. Заранее не обещанное хранение следует рассматривать как приготовление к совершению данного преступления, но уголовным законодательством (ст. 30 УК РФ) установлено, что приготовление к совершению преступления небольшой или средней тяжести (ч. 1, 2 ст. 175 УК РФ) не влечет уголовной ответственности. Однако если лицо хранит имущество, заведомо добытое преступным путем, являясь членом группы, по предварительному сговору приобретающей или сбывающей такое имущество, или членом организованной группы, занимающейся подобной деятельностью, оно несет ответственность как соисполнитель преступления по ч. 2 или ч. 3 ст. 175 УК РФ.
Субъектом преступления признается физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает (достоверно знает), что приобретает или сбывает имущество, заведомо добытое преступным путем, и желает совершить эти действия. Для квалификации содеянного по ст. 175 УК РФ необходимо установить заведомое знание лицом того, что оно приобретало или сбывало имущество, добытое преступным путем. При этом знание конкретных обстоятельств совершения виновными, например,
■'
Глава 38. Расследование преступлений, связанных с приобретением или сбытом имущества,
способа, обстановки совершения преступления не обязательно. Виновный должен лишь осознавать, что приобретаемое им имущество добыто преступным путем. О преступном характере происхождения приобретаемого имущества могут свидетельствовать следующие обстоятельства: льготные условия продажи дорогостоящего имущества; отсутствие у продавца документов, подтверждающих владение; несоразмерность условий жизни сбытчика и характера сбываемого им имущества; обстановка и условия приобретения; наличие технических изменений на номерных изделиях.
Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, признаются заранее не обещанными, если субъект преступления не давал обещания (согласия) на выполнение таких действий лицам, непосредственно добывающим имущество путем преступления, до или во время совершения ими преступления. Напротив, приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, признаются соучастием (пособничеством), если эти действия были обещаны исполнителю хищения чужого имущества, вымогательства, бандитизма до или во время совершения их, либо по другим причинам давали основание исполнителю преступления рассчитывать на подобное содействие, например, при систематическом приобретении данного имущества1.
Мотив преступления не является обязательным признаком состава преступления и поэтому для квалификации принципиального значения не имеет.
Квалифицированными видами преступления по ч. 2 ст. 175 УК РФ признаются заранее не обещанные приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, совершенные: а) группой по предварительному сговору; б) в отношении автомобиля или иного имущества в крупном размере.
Признак предварительного сговора группы лиц имеет место в том случае, если в преступлении принимали участие два или более лица, заранее договорившихся о его совместном совершении (ч. 2 ст. 35 УК РФ).
Крупный размер следует устанавливать в денежном исчислении, руководствуясь критериями определения хищения в крупном размере, предусмотренного примечанием 4 к ст. 158 УК РФ.
Особо квалифицированными видами приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступны -путем, признается совершение этих действий организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения. Особенности квалификации преступлений, совершенных организованной группой, определены ст. 35 УК РФ. В данном случае имеется в виду организованная группа, занимающаяся приобретением или сбытом добываемого преступным путем имущества, а не хищением его с последующей реализацией (по распределению обязанностей в группе). Например, если лицо, являясь участником организованной группы, занимающейся хищениями автомобилей, выполняет свою функцию по их сбыту, то его действия следует квалифицировать как действия соисполнителя хищения организованной группой.
При квалификации преступлений, совершенных лицами с использованием своего служебного положения, следует руководствоваться критериями понятия должностных лиц применительно к примечанию 1 к ст. 285 УК РФ либо лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации (примечание 1 к ст. 201 УК РФ).
§2. Возбуждение уголовного дела. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия
Организация и тактика расследования з