Оценочное средство «Деловая игра»

по дисциплине Гражданское право (Особенная часть)

Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством:

№ п/п Код формируемой компетенции и ее содержание Этапы (семестры) формирования компетенции в процессе освоения ОП
1. ОК 3 Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения 5, 6
2. ОК 9 Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы 5, 6
3. ПК 3 Способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права 5, 6
4. ПК 7 Владеет навыками подготовки юридических документов 5, 6

1. Тема (проблема):

Заключение договора коммерческой концессии.

2. Концепция игры:

Студенты делятся на 3 группы:

1 группа: концедент

2 группа: концессионер

3 группа: эксперты.

В концессию входят право на программное обеспечение, право на промышленный образец, товарный знак и ноу-хау.

3. Роли:

1 группа: концедент

2 группа: концессионер

3 группа: эксперты.

4. Ожидаемый результат:

Цель: Студенты должны определить сублицензионные условия договора, форма договора, определить объекты интеллектуальных прав, подлежащие и не подлежащие передачи. Основания договора и последствия.

5. Методические материалы по проведению

Проведению деловой игры предшествует тщательная предварительная подготовка к ней. Начальным этапом этой подготовки является ее обстоятельный разбор в учебной группе, на который выделяется до двух часов учебного времени. Такой разбор из-за недостатка учебных часов может проводиться и во внеурочное время. Обычно это делается за неделю до проведения деловой игры. В начале разбора преподаватель представляет студентам до 15 минут времени на ознакомление со сценарием игры. Далее преподаватель доводит до студентов цели проведения предстоящей деловой игры, кратко разъясняет им существо фабулы или проблемы (ситуации), подлежащей разрешению, поясняет особенности правового статуса участников игры (их права и обязанности), касается процедурных вопросов, отвечает на вопросы студентов.

Очень важно, чтобы по окончании разбора игры у студентов не оставалось неясных вопросов, сомнений. В связи с этим им следует вести активный заинтересованный диалог с преподавателем, ставя перед ним вопросы.

После этого наступает процедура распределения ролей. Следует отметить, что приветствуется самовыдвижение студентов на роли. Однако преподаватель во избежание излишних споров должен убедить студентов в важности и общественной значимости всех ролей, предусмотренных сценарием. Получив роль, необходимо, выражаясь языком артистов, осознанно войти в нее, то есть понять и осознать, что от тебя требует эта роль, а именно: каких знаний, навыков, умений, полномочий, которыми закон наделил данное должностное лицо. При любых неясностях относительно правового статуса исполняемой роли необходимо задать вопросы преподавателю.

В задании по подготовке студентов к деловой игре преподаватель перечисляет законы и другие нормативные правовые акты, например, положения о государственных органах, в которых отражены процедурные вопросы и правовое положение тех или иных органов и должностных лиц. Этот нормативный материал особенно в части избранной студентом роли надлежит изучению особенно тщательно.

В заключении преподаватель назначает время проведения консультации за 1-2 дня до проведения деловой игры.

Начиная подготовку к деловой игре, студенту следует вдумчиво, не торопясь вновь прочитать ее сценарий, представить себя в роли соответствующего должностного или иного лица, вообразить, как бы действовал в данной ситуации, если бы реально занимал эту должность, какими знаниями, навыками и умениями должен был бы обладать, какие полномочия были бы необходимы для успешного исполнения должностных (служебных) обязанностей. После осуществления такого умственного процесса тебе станет ясно, что ты имеешь весьма смутное представление об особенностях и характере деятельности должностного лица, которого ты будешь представлять на игре. Это убедит тебя в необходимости основательной подготовки к деловой игре.

В первую очередь необходимо тщательно изучить те законы и иные нормативные акты в части, касающейся твоей роли, которые рекомендованы преподавателем. При этом особое внимание следует обратить на задачи, которые законом возложены на орган, который ты представляешь, и на полномочия, которыми наделено интересующее тебя должностное или иное лицо.

Сопоставив эти задачи и полномочия с подлежащей разрешению жизненной ситуацией, предлагаемой в сценарии игры, ты найдешь оптимальное законное разрешение проблемы. Рекомендуется, не надеясь на память составить обстоятельный письменный конспект своего выступления на деловой игре. При этом предлагаемое тобой решение должны быть мотивированным, содержать ссылки на закон. Само выступление должно быть живым, интересным, насыщенным по возможности примерами и фактами. Следует быть готовым ответить на вопросы других участников игры. На консультации, проводимой накануне игры, необходимо снять все неясности и сомнения, возникшие в процессе подготовки к ней. Можно обговорить с преподавателем вопрос о целесообразности предлагаемой структуры выступления на деловой игре. Игра протекает в строгом соответствии с ее сценарием. При этом всем студентам следует проявлять активность и находчивость, ставить перед участниками игры вопросы, включаться в дискуссии, соблюдая, однако, необходимый такт. Замечено, что живо, интересно проведенная игра оставляет у студентов хорошее впечатление и вызывает интерес к дальнейшему участию в подобных играх.

По окончании игры преподаватель предоставляет слово экспертам для заключения, Первый эксперт в течение 5-6 минут рассматривает подготовленность студентов к деловой игре, активность ее участников, их компетентность, конструктивность внесенных ими предложений. Он кратко анализирует выступления всех участников, отмечая как положительные, так и отрицательные моменты, дает им оценку. При этом учитывается активность студентов, знание ими законодательства, полномочий соответствующего должностного или иного лица, аргументированность внесенных предложений. Экспертом дается оценка и в целом учебной группе. Второй эксперт может согласиться с первым или высказать свою точку зрения по поводу проведенной игры, дополнить его.

Преподаватель, не повторяя сказанного экспертами, подводит итог проведенному занятию, кратко анализирует заключение экспертов. При этом он обращает внимание на полноту достижения поставленных перед студентами целей, на недостатки и положительные стороны, высказывает свое суждение том, что могло бы способствовать активизации деловой игры, повышению ее результативности.

Студенты также могут высказать мнение о путях совершенствования этого вида занятий.

В заключение преподаватель объявляет оценки всем участникам деловой игры.

6. Критерии оценки:

Критерии Оценка
студент ясно изложил суть обсуждаемой темы, проявил логику изложения материала, представил аргументацию, ответил на вопросы участников дискуссии «отлично»
студент ясно изложил суть обсуждаемой темы, проявил логику изложения материала, но не представил аргументацию, неверно ответил на вопросы участников дискуссии «хорошо»
студент ясно изложил суть обсуждаемой темы, но не проявил достаточную логику изложения материала, но не представил аргументацию, неверно ответил на вопросы участников дискуссии «удовлетворительно»
студент плохо понимает суть обсуждаемой темы, не смог логично и аргументировано участвовать в обсуждении «неудовлетворительно»
выставляется студенту, если он принял участие в ролевой игре, аргументировано отстаивал свою позицию, использовал нормы материального и процессуального права «зачтено»
студент не смог аргументировать свою позицию, не показал свои знания законодательства «не зачтено»

Составитель (и)_______________________/ Малявина Н.Б.

____ ___________20___г.

Заведующий кафедрой _______________________/ Офман Е.М.

____ ___________20___г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Кафедра гражданского права

Наши рекомендации