Подчинение судебной власти администрации. Появление
Института помилования
В средние века отправление правосудия было одной из функций исполнительной власти, целиком зависимой от монарха (сюзерена). Поэтому не могло быть и речи о независимости судей. В XVI-XVIII вв. король как абсолютный юридически неограниченный монарх являлся источником правосудия. Суд был уже отделен от администрации. Однако судебная власть была подчинена администрации, бюрократии, что лишало судей независимости в вынесении приговоров. Судей назначал и смещал по своему усмотрению король, а фактически администрация, бюрократия.
Король по своему усмотрению мог отдать то или другое дело на рассмотрение королевского совета - совещательного органа при короле, состоящего из высших чиновников государства, то есть не судебного органа, а административного, или учредить специальный суд в обход нормального судебного порядка. Такие особые суды, под названием комиссий, частных советов, палат (звёздная палата в Англии, палата арсенала во Франции и т. д.) учреждались королями обыкновенно для рассмотрения наиболее важных политических (государственных) и религиозных преступлений.
Верховная государственная власть в лице короля требовала к себе для просмотра судебные приговоры, когда её о том просили, или когда это представлялось ей необходимым, изменяла и отменяла их, могла спросить с судей за неправильные решения, но сама, оставаясь непричастной к делу. Уже в XVII в. короли Германии, Франции и Англии перестают принимать активное участие в Уголовном процессе в роли судей. Король мог уволить судью и даже арестовать и наказать за незаконные и несправедливые решения.
В XV-XVI веках во Франции королевская власть под давлением финансовой нужды короли Франции стали «продавать» судейские должности. При этом гарантировалось, что лицо, приобретшее судейскую должность, остаётся пожизненным его собственником и может передать своё право наследникам, как впрочем и продать должность, что укрепило дух стяжательства, наживы и продажности. Заплатив дорого за своё место, судья старался возместить с процентами свой расход за счёт тяжущихся. С другой стороны, продажа и наследование судейских должностей делало судью относительно независимым от администрации, практически несменяемым, так как правительство должно было выкупить должность у её владельца по добровольному договору с ним, только после этого уволить судью, а в казне денег всегда не хватало. Наследование должности вело к появлению судебной аристократии, юридических семей с прочными традициями уважения к закону, независимости от королевской власти. Знания и опыт переходили по наследству от отца к сыну. Должности прокуроров также продавались и передавались по наследству. Не будучи сменяемы по усмотрению власти, прокуроры могли смело руководствоваться в своих действиях только совестью и законом, а не переменчивыми настроениями королей.
Король обладал правом помилования. Помилование есть прощение верховной государственной властью всего или части наказания.
В период мести и частных композиций имело место только примирение частных лиц, а не помилование, исходящее от верховной государственной власти. Когда установился взгляд на преступление как на зло, причиняющее вред обществу в целом, появился институт помилования. Право отказа от наказания становится постепенно правом государства.
В абсолютных монархиях право помилования принадлежало исключительно королю, который применял право помилования как к единичным случаям, так и давал его целой категории лиц по каким-нибудь особенным обстоятельствам. Например, существовал обычай освобождать преступников по случаю церковных праздников (например, пасхи), рождения, бракосочетания, достижения совершеннолетия наследника престола, восшествия на престол, заключения мира и т. п. На помилование смотрели как на дело, угодное Богу, как на акт милосердия. Помилование может поправить строгость закона, который не в состоянии предусмотреть всех жизненных случаев. Вместе с тем, помилование нередко позволяло дворянам, совершившим преступления, избегать заслуженного наказания.
Во Франции провинившихся подданных наказывали в административном порядке. Королевские приказы с печатью об аресте широко использовались высшими чиновниками. В соответствии с этими приказами подданных могли арестовать, заключить в тюрьму на неопределённый срок без предъявления обвинения.