Виды управления, зависящие от субъектов управления

1. Государственное управление. Деятельность гос. органов, направленная на реализацию государством своих полномочий собственника земли, на организацию рационального использования, охрану земель, защиту земельных прав.

Имеет особое значение, ибо управляет земельным фондом РФ с одной стороны как собственник значительного количества земель, а с другой стороны как суверен на определенной территории.

Осуществляется на федеральном и региональном уровне, что соответствует ст. 72 Конституции, а также ст. 9, 10 ЗК.

Государственное управление земельным фондом – составная часть управления в области охраны окружающей среды и природопользования. Государственное управление земельным фондом является формой реализации экологической функции государства, сама же экологическая функция – это деятельность, направленная на сохранение и восстановления экологической обстановки, важнейшее условие рационального использования земель.

Виды государственного управления:

  • - общегосударственное (по принципу административно-территориального деления и распространяется на всех субъектов, независимо от их подчинения)
  • - ведомственное (только на субъектов, подчиняющихся тому или иному министерству).

ЗК РФ, Ст 9. Полномочия РФ в области земельных отношений:

  • - установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
  • - установление ограничений прав собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов участков, а также ограничений оборотоспособности участков;
  • - гос. управление в области осуществления мониторинга земель, гос. земельного надзора, землеустройства; осуществление гос. земельного надзора;
  • - установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения участков (изъятия) для гос. и муниципальных нужд;
  • - резервирование земель, изъятие участков для нужд РФ;
  • - разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • - иные полномочия, отнесенные к полномочиям РФ Конституцией, ЗКРФ, ФЗми.

РФ осуществляет управление и распоряжение участками, находящимися в собственности РФ (федеральной собственностью).

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ постановлениями Правительства РФ.

ЗК РФ, Статья 10. Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений:

  • - резервирование, изъятие участков для нужд субъектов РФ;
  • - разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ;
  • - иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение участками, находящимися в собственности субъектов РФ.

В соответствии со ст. 77 Конституции РФ федеральные органы и органы субъектов могут передавать друг другу свои полномочия путем издания законов или заключения соглашений. Полномочия субъектов Федерации в области земельных отношений, закреплены в Уставе субъекта РФ.

2. Муниципальное управление. ЗК РФ, Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений: резервирование земель, изъятие участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муницип образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение участками, находящимися в муниципальной собственности.

Полномочия органов местного самоуправления и органов гос. власти субъекта РФ в области земельных отношений, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

3. Производственное управление (администрация предприятия).

4. Общественное управление.Общественные организации (объединения), движения, занимающиеся экологической деятельностью на территории РФ, а также международные организации, в том числе специализированные (МАГАТЭ, ФАО, ЮНЕСКО, ГРИНПИС) в соответствии с действующим экологическим законодательством вправе:



  • - оказывать содействие органам гос. и муниципального управления в охране земельных ресурсов;
  • - участвовать в гос. экологической экспертизе;
  • - создавать общественные экологические фонды и проводить общественную экологическую экспертизу;
  • - требовать отмены решений о размещении, строительстве и эксплуатации экологически вредных объектов;
  • - требовать предоставления информации о качественном состоянии земель;
  • - осуществлять общественный контроль за охраной и рациональным использованием земель.

Наши рекомендации