Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Указания на полномочия прокуроров по надзору за исполнени­ем законов оперативно-розыскными органами содержатся в п. 3 ч. 1 ст. 7 и ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». При осуществлении надзора в этой сфере прокурор может использовать и ряд других полномочий, определенных Фе­деральным законом «О прокуратуре Российской федерации» и другими законами. В приказе Генерального прокурора РФ № 48 (1996) говорится, что прокуроры, уполномоченные на осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, вправе:

а) знакомиться с документами, содержащими сведения об осно­ваниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий;

б) давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятий, о расширении их комплекса либо требовать их прекращения;

в) отменять необоснованные постановления органа дознания (следователя) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 108 УПК РСФСР на основании йперативно-розыскных материалов;

г) направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей;

д) требовать письменные объяснения от должностных лиц, осу­ществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших нарушения закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

е) опротестовать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

ж) вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов и требовать от руководителей отстранения их от дальнейшего ведения оперативных раз­работок.

При обнаружении признаков преступления проверку прово­дить в соответствии с требованиями ст. 109 УПК.

Уполномоченные прокуроры вправе требовать у руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подлинные оперативно-служебные документы. В соответствии с новой редакцией ст. 21 Закона об ОРД руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязаны по требованию уполномоченных прокуроров представлять им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовыеакты, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность1.

В случаях незаконного отказа в представлении документов в зависимости от обстоятельств нужно рассматривать его как невыполнение требований прокурора и воспрепятствование его законной деятельности и при наличии оснований принимать меры для привлечения к ответственности виновных должностных лиц в установленном законном порядке.

При осуществлении надзора необходимо иметь в виду, что сведения о внедренных в организованные преступные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а также о тех, кто оказывал или оказывает содействие на конфиденциальной основе, предоставля­ются только с их письменного согласия, за исключением случаев привлечения этих лиц к уголовной ответственности.

Постановление органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации об осуществлении контрразведывательной деятельности и судебное решение по нему, а также материалы оперативных дел следует затребовать только в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, по информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях органами ФСБ России законодательства Российской Федерации.

45. Основания обращения прокурора в суд с иском по гражданским делам. Структура и содержание искового заявления.

Исходя из этого полномочия прокурора по участию в гражданском процессе в судах общей юрисдикции реализуются в трех формах:

1) путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. 45 ГПК, — как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;

2) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;

3) путем подачи апелляционных представлений и представлений на акты судов первой инстанции, кассационных и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные акты), за исключением судебных постановлений Президиума ВС РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

В соответствии со ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

1. Исковое заявление подается в суд в письменной форме.

2. В исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

3. В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.

4. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд. Исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащее ходатайство об обеспечении иска, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью

Наши рекомендации