Преступления против нравственности и семьи

В древних памятниках мы встречаем скудные постановления о преступлениях против нравственности и семьи, так как они обычно наказывались в пределах семьи или общины и не доходили до государственного суда. Прелюбодеянием до принятия христианства признавалась только измена жены мужу. При прелюбодеянии, захваченном на месте преступления, по законам лангобардов оскорблённый муж имел право убить без суда безнаказанно жену вместе с соблазнителем. Если обвинение в прелюбодеянии основывалось на других доказательствах, то обвиняемый мог очиститься от него клятвой или поединком. В случае доказанности обвинения он присуждался к смертной казни. Жена-прелюбодейка в этом случае наказывалась мужем сечением, изгнанием с позором или смертной казнью. Измена жены наносила бесчестье всей семье, которая поэтому в случае отказа мужа от наказания её сама лишала прелюбодейку жизни или изгоняла с позором. По Баварской правде баварец мог безнаказанно убить всякого, застигнутого им в прелюбодеянии со своей женой.

Оставляя своё право казни без осуществления, оскорблённый супруг мог потребовать от любовника выкуп, который полагался в случае убийства женщины: «Если кто сожительствует с женой другого и если будет застигнут, должен уплатить мужу за эту жену виру (выкуп). И если он будет с нёю убит на ложе, то вместо композиции, которую он должен уплатить мужу, пусть остаётся лежать за своё преступление без всякого возмездия (за его убийство)» (8. 1). Установив выкуп за убийство свободного 80 солидов (4. 28), баварский закон при убийстве женщины удваивает этот выкуп (4. 29). Любовник должен будет заплатить оскорблённому мужу 160 солидов.

По Рипуарской правде прелюбодей приравнивался к вору и другим злодеям, вторгающимся в чужое жилище. Право умертвить их на месте преступления предоставлялось потерпевшему лишь тогда, если при его попытке связать преступника, последний, пользуясь своим физическим превосходством, оказал сопротивление и не дался ему в руки. В противном случае, муж, убивший соблазнителя, нес ответственность за убийство (LXXVII).

К прелюбодеянию по закону лангобардов приравнивалось вступление замужней женщины при жизни её супруга в новый брак с кем-бы то ни было. Эта двоебрачница и её второй муж подвергались смертной казни. По Салической правде двоежёнец должен был уплатить выкуп как за убийство 200 солидов (Капитулярий VI. 17. 1). Похищение женщины при живом муже составляло тяжкое преступление и по Салической правде влекло за собой выкуп как за убийство 200 солидов (XV, ст. 1).

Похищение женщины, то есть увоз против воли увезённой, рассматривалось как изнасилование. По Аламаннской правде похищение замужней женщины с целью вступить с ней в брак наказывалось выкупом в 80 солидов. Эта сумма увеличивалась до 400 солидов, если похититель медлил с возвращением похищенной женщина (51).

Изнасилование женщины как оскорбление чести было приравнено к лишению жизни. Согласно древнейшей редакции Салической правды, прелюбодей платил оскорблённому супругу тот же выкуп в 200 солидов, какой взыскивается с убийцы. По закону лангобардов за изнасилование предусматривалась смертная казнь для насильника.

Виды преступлений в англо-саксонском праве V-X веков

В англо-саксонском праве V-X веков преступления делились на две рода:

1. На преступления, которые влекли за собой для виновного штраф, который выплачивался двум лицам: а) жертве преступления (по её социальному рангу) в качестве возмещения ущерба; б) королю, который, как гарант общественного порядка, теоретически также признавался жертвой преступления.

2. На преступления, за которые виновные подлежали членовредительскому наказанию или смертной казни. Смертная казнь предусматривалась за нарушение королевского мира, за убийство в церкви, за убийство господина и за некоторые кражи (например, вор, пойманный с поличным, предавался тотчас смерти). Членовредительские наказания (отрезание языка, половых органов и др.) применялись за распространение клеветы, прелюбодеяние жены и др. Объявление вне закона - приказ покинуть страну и запрет возвращаться под угрозой смерти - применялось лишь к постоянным правонарушителям и лицам, совершившим наиболее тяжкие деяния.

Цели уголовных наказаний

Целями наказаний являлись:

1. Возмездие преступнику посредством причинения боли или страданий, воздаяние злом за зло. Исходя из этой цели допускалось применение мести в форме талиона и самоуправство.

2. Удовлетворение потерпевшего, возмещение потерпевшему вреда, причинённого преступлением, предотвращение мести, вражды, восстановление мира в общине. Исходя из этой цели преступления в большинстве случаев влекли за собой выкупы в пользу потерпевшего в целях примирения и предотвращения мести.

3. Получение финансовых выгод государством от штрафов, пополнение казны. Совершение некоторых преступлений (например, убийства) предусматривало не только выкуп в пользу потерпевшего, но и штраф в пользу короля, то есть государства.

Наказания носили абсолютно определённый характер, то есть были одинаковы для всех случаев, в особенности частные композиции. Суд мог только налагать или не налагать неизменно предписанного наказания.

Отмирание кровной мести

В этот период происходило отмирание кровной мести. Государственная власть, стремясь восстановить нарушенный мир, ограничивала кровную месть. Месть допускалась только в форме талиона - воздания равным за равное. Мести за особо тяжкие преступления должен был подлежать только сам преступник, а не его родственники. Право на месть имели только ближайшие родственники убитого. Мстить можно было только в течение года и одного дня. Месть запрещалась в христианских храмах.

Например, Баварская правда устанавливала: «Если какой-нибудь виновный убежит в церковь, то никто не может осмелиться насильно извлечь его после того, как он прошёл через двери церковные, пока не призовёт пресвитера или епископа церкви… Если же какой-нибудь упрямый и гордый человек не имел страха перед богом и уважения к святым и своего убегающего раба или другого, которого он преследовал, силой выведет из церкви…, то он должен, по указанию судьи, уплатить в пользу церкви 40 солидов и в качестве уплаты в обеспечение мира в казну 40 солидов» (1. 7). Последствием нарушения права церковного убежища была уплата штрафа в пользу церкви и государства. От представителей церкви зависела выдача укрывшегося преступника и они допускали выдачу, лишь заручившись обязательством преследователя примириться с преступником на условиях уплаты им выкупа. Чаще всего под защиту церкви скрывались лица, совершившие неосторожные убийства. Церковь давала беглому обидчику охрану от расправы потерпевшего и от органов государства.

Месть соединяется с судом, то есть требует или последующей за местью санкции суда или предварительного решения суда. О совершившемся факте мести мститель должен был сообщить суду. Суд, получив такое заявление, как бы санкционировал, утверждал уже осуществлённую месть, признавал её правильной и освобождал мстителя от ответственности. Мститель мог сделать заявление об обиде в суде, просил разрешения мстить и мстил, получив разрешение. В этом случае месть переходила в уголовное наказание, так как назначалась по приговору суда. Мститель лишь исполнял приговор суда. Он приступал к осуществлению мести лишь тогда, когда дело было разобрано судом, когда суд признал обвиняемого виновным и заслуживающим наказания.

Варварские правды допускали самоуправство, убийство на месте преступления преступника без опасности заплатить выкуп при совершении особо тяжких преступлений, которые вызывали особенно большой гнев потерпевшего: убийство (убийца должен умереть на том же месте, где совершит убийство): прелюбодеяние; изнасилование (дочери, жены); осквернение и ограбление гробниц; поджог дома с опасностью для жизни, проживающих в нём лиц; воровство, захваченное на месте преступления, когда вор сопротивлялся и не позволял себя задержать; воровство скота, особенно лошадей; ночное воровство.

Например, Баварская правда разрешала убийство ночного вора: «Если вор, захваченный в ночное время при воровстве, будет убит в то время, как он пытался унести краденые вещи, то никаких жалоб на это убийство не должно быть» (9. 5). Аналогичная норма была в древнем римском праве: вор, застигнутый на месте преступления ночью, мог быть убит безнаказанно хозяином. Таким образом, в древнем праве за покушение на кражу могла следовать смертная казнь на месте преступления без суда. Баварская правда разрешала убийство мужем прелюбодея на месте преступления (8. 1). В современном праве допускается правомерное убийство только в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости.

Потерпевший имел право связать обвиняемого на месте преступления и доставить его в суд. Рипуарская и другие варварские правды знали право потерпевшего убить пойманного на месте преступления человека, если тот сопротивлялся связыванию. после этого он обязан был соблюдением определённых формальностей сообщить об этом суду, чтобы затем принести очистительную присягу. Это избавляло его от обязанности выплачивать выкуп за убийство.

Наши рекомендации