Доверительная собственность (траст)
В XII - XIII вв. в английском праве возник оригинальный правовой институт, не известный другим правовым системам, который позже получил название траст (от англ. trust), - доверительная собственность. Сущность этого института заключалась в том, что одно лицо - учредитель доверительной собственности (settlor of trust - сеттлор) передавало другому - доверительному собственнику (trustee- трасти) в собственность свое имущество или его часть с тем, чтобы получатель, став формально собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника, или другого лица (бенефициара - beneficiary) или по его указанию для осуществления иных целей (например, благотворительных).
Институт доверительной собственности был вызван необходимостью скрыть реального собственника, заслонив его номинальным, доверительным собственником. В Англии существовало запрещение отчуждать земли в пользу церкви и монастырей. Чтобы обойти этот запрет, и был использован институт доверительной собственности. Юридический собственник земельного участка и лицо, которое извлекало из него доходы, не совпадали: один формально считался собственником, но управлял и распоряжался недвижимостью в интересах другого. Церковь и монастыри стали передавать пожалованные им земли светским лицам, с тем, чтобы последние управляли этими землями в их интересах. Земельным участком формально владели не они, а их доверенные лица.
При своем возникновении траст именовался «целевым назначением». Объектом его являлись земельные участки. При учреждении доверительной собственности юридически собственником имущества становился доверительный собственник. Учредитель же доверительной собственности с формально юридической точки зрения утрачивал все права на имущество, переданное доверительному собственнику. В силу этого в рамках общего права практически невозможно было защитить интересы реального собственника - учредителя доверительной собственности в тех случаях, когда доверительный собственник действовал вопреки его интересам.
Выход был найден с помощью права справедливости, которое, в отличие от общего права, признало право собственности за учредителем доверительной собственности. Во второй половине XIV в. траст был взят под защиту канцлерского суда справедливости, так как дело шло о нарушении слова, то есть о вопросах совести. Лорд-канцлер рассматривал нарушения договоренностей доверительными собственниками как бессовестное и аморальное поведение, как «преступление против частной собственности». А потому и настаивал на той точке зрения, что хотя спорная земля и принадлежит доверительному собственнику по нормам общего права, но, согласно праву справедливости, он в то же время обязан так распоряжаться землей, как было оговорено в договоре о доверительной собственности.
В период реформации королевская власть встала на путь конфискации земель католической церкви, но столкнулась с большими затруднениями. Хотя церковь и монастыри были крупнейшими землевладельцами, но формально значительная часть церковных земель оказалась в руках доверительных собственников. Чтобы изъять церковные земли, английский парламент в 1535 г. принял специальный статут о пользовании, который установил, что собственником земли является тот, в чьих интересах она управляется. На этом основании была произведена конфискация церковных земель у доверительных собственников.
9. Обязательственное право Франции и Германии в X-XVIII веках
Совершение договоров. Соглашение сторон
С развитием торговли в городах происходило ослабление древнего формализма. Договоры стали заключаться при свидетелях, или при суде, или, наконец, письменно. С развитием письменности в городах формальные символические обряды заменяются заключением договоров в письменной форме.
Важным условием действительности договора признавалось соглашение сторон. Договор, заключенный по принуждению, по заблуждению – ошибке и обману, не имел законной силы. Недействительным также считался договор, который противоречил «добрым нравам». Например, долг в карточной игре.
Постепенный переход к имущественной
Ответственности должника
Личная ответственность неоплатного должника постепенно заменялась его имущественной ответственностью. Если должник не мог отдать долг через суд и заплатить штраф судье, следовала конфискация имущества или арест до тех пор, пока не находился желающий заплатить долг за ответчика. Ответственным за долг, помимо основного должника, признавались его поручитель или поручители. При неуплате долга основным должником кредитор взыскивал долг с поручителя, а поручитель сам взыскивал с должника посредством частного взыскания.
Вопрос о несостоятельности имел огромное значение для торговцев. Средневековое торговое право сурово относилось к несостоятельным должникам. Это объясняется господствовавшим взглядом на несостоятельных как на лиц, пытающихся путем обмана освободиться от лежавших на них долгов. В основе законов лежало предположение о злонамеренности всякой несостоятельности. Объявление несостоятельным происходило обычно по требованию кредиторов в судебном порядке. Суд принимал постановление о признании должника несостоятельным и приглашал его кредиторов. Кредиторы могли продать имущество должника с торгов и из вырученной суммы удовлетворить свои требования.
Ордонанс о торговле 1673 г. определял смертную казнь злостным банкротам и крупный денежный штраф всем его соучастникам. Столь же суровым к несостоятельным лицам закон был и в Германии и в Англии.