Д. Согласие родителей жениха и невесты на брак детей

Дети не могли самостоятельно вступать в брак без согласия родителей. По римскому праву согласие отца на брак детей относилось к условиям действительности брака (D. XXIII. 2. 2). Поэтому оно не признавало юридического значения за браком, заключённым детьми самовольно, без согласия отца. В византийском праве брак дочери до достижения 25-летнего возраста без согласия отца был признан недействительным. Но так как по римским и византийским законам на отце лежала обязанность устраивать брак своих детей, то он не мог без основательных причин удержать их от вступления в брак.

Эта норма устройства брака отцом вытекала из отцовской власти. С другой стороны, предусматривалось более серьёзное и рассудительное отношение к выбору супруга, ибо родители, имея большой жизненный опыт и ответственность за детей, желая им благополучия, могут помочь молодым людям в выборе будущих супругов. Браки не должны совершаться по одному только произволу вступающих в брак, по легкомыслию молодости и по неразумному влечению. Тем более что христианская церковь внушала младшим - повиновение и почтение к старшим, а последним - заботливость о первых.

Митрополит Вениамин (Федченков) в своих мемуарах рассказал о том, как его прадед женил его деда. «Мама моя рассказывала, что на ней, бабушке, дедушка наш женился не по своему выбору, а по воле родительской, - как это делалось обычно в старину в простых сельских семьях и духовенстве. Дело было так. В один зимний вечер отец дедушки диакон Василий приходит в дом; а дедушка Николай, тогда ещё молодой человек, лежал на печи.

- Николай, а Николай! - говорит отец дедушке нашему. - Что, батюшка? - Я тебя решил женить. - На ком, батюшка? - интересуется жених. - Да вот у отца Василия (в селе этом был другой диакон, тоже по имени Василий) хочу взять за тебя Надежду. - Батюшка! Это рябую-то?! - возражает недовольный и невольный жених. А бабушка в детстве болела оспою, и на её лице осталось несколько крупных, но совсем не портящих лица её рябин. - Как?! - разгневался прадед. - Да ты что? Я разве тебе враг, а не отец? Я знаю, кого выбираю тебе! Ну-ка, слазь с печи! Дедушка слез; а его отец взял рогач (какими в печи ставили у нас горшки и чугуны), да его по спине - раз, другой - и «поучил». - Прости, батюшка, - запросил дедушка. - Хоть на рябой, хоть на кривой, воля твоя!

И поженили. И какой мудрый был выбор: дедушка был не совсем мирного характера; впоследствии очень много вина пил. И вот такому неспокойному жениху Господь послал смиреннейшую жену Надежду. И она никогда не жаловалась, никогда не судилась на дедушку: всегда была тихая-претихая, молчаливая и кроткая». Сын здесь положился на опыт отца.

Каноническое право поощряло браки. Рассматривая брак как самостоятельный союз двух лиц, католическая церковь считала, что в браке существенно взаимное согласие будущих супругов, и этим ослабляла значение согласия со стороны родителей. Брак, заключённый совершеннолетними детьми против воли родителей, хотя в принципе и осуждался католической церковью, однако признавался действительным. Брак основывается на свободном согласии самих супругов и потому действителен независимо от воли родителей.

Исходя из стремления к укреплению родительской власти и из опасения неравных браков, светская власть стояла на совершенно иной точке зрения. При политическом отчуждении сословий утвердилось понятие неравного брака; брак благородного (дворянина) с неблагородным считался постыдным. В течение нескольких веков она вела борьбу против церкви за введение правила об обязательности согласия родителей. Французский королевский эдикт (указ) 1556 г. установил, что женщины, не достигшие 25-летнего возраста, и мужчины, не достигшие 30-летнего возраста, не могли вступать в брак без согласия отца и матери или восходящих родственников. Отец и мать были вправе лишить наследства своего виновного сына или дочь и отменить дарения, которые они им ранее сделали.

Каноническое право протестантской церкви признавало недействительными браки, заключённые без согласия родителей.

Лютер отмечал: «Ты не должен вступать в брак втихомолку против воли твоих родителей, так как они заслуживают того, чтобы ты обратился к ним с этой просьбой, и те, которые от этого отказываются, поступают не только несправедливо, но и неразумно, так как неудачный брак является большим несчастьем, которое могло бы быть не допущено, если бы предварительно посоветовались с родителями».

Браки между крестьянами, лично зависимыми от разных сеньоров, запрещались. Для вступления в брак с лицом, находящимся вне юрисдикции данного сеньора, лично-зависимым крестьянам требовалось разрешение господина, который предоставлял такое разрешение за уплату особой свадебной пошлины. Цель разрешения - предотвратить или компенсировать возможную потерю сеньором его права на потомство зависимых от него людей. Если брак лично-зависимых крестьян происходил внутри данного поместья, то разрешения не требовалось. Совсем иное дело, когда крестьянка выходила замуж за постороннего. Куда перейдут их дети? Если они уйдут из поместья, то сеньор потеряет работников, его поля останутся незасеянными и неубранными.

Наши рекомендации