От впечатлений к понятиям о праве

СУБЪКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ (ПОЗИТИВНОЕ) ПРАВО

1. От первых впечатлений - к понятиям. “Встречи” с правом, которым был посвящена первая глава, - дают лишь общее впечатление об этом сложном явлении - праве. О том, что перед нами возможности (права), относящиеся к официальной, публичной жизни общества, о том, что они выражают решение данной жизненной ситуации, имеют твердую основу в виде общеобязательных норм, о их нераздельности с правосудием.

Эти общие впечатления и сделанные на их основе выводы являются ступенькой к тому, чтобы перейти к главному – к понятиям о праве, т. е. к обобщенным представлениям, которые выработаны юридической наукой и представляют собой отработанные, систематические правовые знания.

Правовые знания на первой ступени овладения ими неизбежно имеют простейший, элементарный характер. Это и впрямь – азы (по типу : вот это - ”А”, вот то - ”Б”; 2+2=4; и прочее в том же духе и значении). И излагаются они – как и всякие “азы” - как нечто данное, не требующее на первых порах особых обоснований и развернутых пояснений – “вот - субъект права”, “это - дееспособность”, “здесь – юридический факт”. В них только иной раз проскальзывают теоретические данные более глубокого порядка. Потом, при обращении к теоретическим, нередко весьма сложным проблемам, явления, обозначаемые этими простейшими, элементарными понятиями, будут обретать свой смысл и обоснование (например, упомянутые выше понятия – такие, как “юридический факт”, при характеристике механизма правового регулирования).

Вместе с тем понятия о праве, даже самые начальные, первичные, имеют абстрактный характер. Они, при всей их начальной простоте и элементарности, выработаны наукой на основе многих и разнообразных фактических данных и данных других наук. Их понимание и даже простое запоминание достигается логическим путем и порой представляет известные трудности.

Поэтому целесообразно при усвоении “азбучных” понятий о праве постоянно держать в памяти материалы первой главы – не только сделанные там выводы, но и сами фактические данные – случаи из жизни, возникающие в связи с ними вопросы, выдержки из законов – Семейного кодекса, Уголовного кодекса, Гражданского кодекса, правила, существующие на общественном транспорте. В последующем, по мере необходимости эти данные будут пополняться некоторыми другими фактическими материалами.

2. Субъективные права и объективное право. Когда ранее при рассмотрении конкретных жизненных случаев употреблялось слово “право” (слово вообще-то – как мы видели - многозначное, имеющее ряд значений), то оно употреблялось в смысле – внимание! - с у б ъ е к т и в н о г о права.

То есть в смысле возможностей или свободы поведения, принадлежащих лицам, субъектам, как бы “прикрепленные” к субъектам; отсюда и название – права субъективные. Это – и права пассажиров с детьми и инвалидов на особые места в троллейбусе, и права лауреатов конкурса на премию, и права гражданина на самозащиту, на самооборону. Добавим сюда такие широко известные субъективные права, как право гражданина на дачный участок, право на пенсию, право бизнесмена на налоговые льготы, права потребителя, право собственника передать свое имущество в залог и т. д. В таком же (“субъективном”) смысле слово “право” употребляется в тех случаях, когда речь идет о не юридических, а, например, о моральных правах или правах-обычаях, таких как моральное право женщины на уважение со стороны мужчин или “право первенства” гражданина на то, чтобы занять освободившееся место в троллейбусе.

Но юридическая область жизни общества характеризуется как раз тем, что в ней, наряду с категорией субъективного права, существует о бъ е к т и в н о е право. Внимание – объективное право! Вот, например, мы говорим: - Бизнесмен Петров не имеет права на льготы по действующему налоговому праву. Или: - Гражданин Осокин по пенсионному праву России получил право на пенсию. В обоих выражениях слово “право” употребляется дважды. В одном случае (когда какое-то определенное лицо “имеет” или “получило” известные юридические возможности) этим словом обозначается субъективное право этого лица. Иное значение имеет это же слово в другом случае, когда делаются ссылки на “действующее налоговое право” или же на “пенсионное право России”. ( или же вообще говориться – “российское право”, “право Франции”, “римское частное право”).

Это как раз и есть то, что называют объективным правом. “Объективным” - в том значение, что здесь имеется ввиду не юридическая возможность какого-либо субъекта или даже совокупность таких возможностей, а особое социальное образование, особый институт общества в целом, существующий в одном ряду (и в тесном взаимодействии) с такими институтами общества, как государство, демократия, культура, мораль. Словом, объективное право не “прикреплено” к какому-либо субъекту, а существует как объективный факт - действующее, наличное образование всего общества.

Понятие “объективное право” близко (хотя и не тождественно) понятиям “закон” и “законодательство”. Поэтому выражения “пенсионное право” и “российское право” можно, без большего ущерба для дела, соответственно заменить выражениями “пенсионное законодательство” и “российское законодательство”. И кстати сказать, в наших обычных делах мы чаще пользуемся как раз последними из указанных выражений. И когда ранее рассматривались несколько случаев из жизни и упоминались законы, общеобязательные нормы, кодексы, то здесь по сути дела и шла речь ни о чем ином, а об объективном праве.

Мы начали в этой книге рассмотрение азов юриспруденции с конкретных жизненных случаев и связанных с ними субъективных юридических прав. С прав людей – того, что действительно, в юридических делах, во всей нашей жизни имеет первостепенное значение.

Но если посмотреть на все “юридическое хозяйство”, то окажется, что перед нами - только один из участков этого обширного “хозяйства”, очень важный, наиболее близкий и значимый для человека, но все же – всего лишь один участков, наряду со многими другими. И мы при рассмотрении приведенных в первой главе случаев уже встретились со многими из них. Это наиболее близкие к юридическим правам и тесно связанные с ними – юридически обязанности, ответственность. Да и “сами” субъективные юридические права (а также – обязанности, ответственность), как мы видели, возникают и действуют на основе законов, общеобязательных норм. Существует еще правосудие. Деятельность административных органов, правоохранительных учреждений, таких, как милиция, судебные исполнители. И все это и более широкие юридические категории – такие, как законность, правопорядок, все юридически обязательные для людей последствия – все это “завязано” на объективном праве.

И именно оно, объективное право, является исходным пунктом при рассмотрении всего комплекса правовых понятий. И именно так – исходя из того, что объективное право представляет собой исходную категорию в мире юридических явлений, – правовые понятия будут рассматриваться в последующем (в этом, втором разделе, на первых порах главным образом на основе общенаучных данных, - истории, политологии, социологии, некоторых философских представлений). .

В то же время не упустим из поля зрения значения в юридических делах, во всей нашей жизни субъективных прав. Ведь недаром право называется “правом”. Основное назначение этого крупного института в жизни людей заключается в том, чтобы – как говорил философ - определять дозволенное и недозволенное, т.е. определять юридические возможности людей, свободу поведения тех или иных субъектов. И этот крупный институт называется “правом” как раз потому, что он по основному своему назначению в нашей жизни призван, условно выражаясь, говорить о правах.

3. Центральное звено. Сейчас, начиная рассматривать право в “объективном смысле”, оказывается необходимым - забегая несколько вперед - вкратце затронуть вопрос, относящийся к правовой теории. Затронуть, а потом вновь обратиться к азам юридических знаний.

Дело здесь вот в чем. Описанные в первой глав жизненные случаи – это ситуации, которые охватываются нашим отечественным (“российским”) объективным правом. А российское право – это особая юридическая система, относящаяся к своеобразной разновидности, особой “семье” юридических систем, существующих на нашей планете (оно именуется “правом континентальной Европы”, “романо-германским правом”).

И хотя ведущее значение в такого рода разновидности объективного права, имеет закон, общеобязательные юридические нормы, все же центральным звеном среди всех правовых явлений объективное права, имеет р е ш е н и е данной жизненной ситуации, который властно утверждает определенные начала в нашей жизни (“порядок”, “правду”, “справедливость” и др.).По описанным ранее жизненным случаям – это, в частности, решения работников милиции, зам. главы администрации, а в конечном итоге – решение органа правосудия, суда. Здесь, особенно после судебного решения, жизненная конфликтная ситуация разрешается, побеждает правовой порядок, действующий в данной стране.

Существуют на нашей планете и такие юридические системы, другая “семья” (это – англосаксонское, прецедентное право), в которых судебные решения вообще являются не просто центральным, а в известном отношении начальным звеном, с которого “все начинается” в юридической области, и прежде всего складываются прецеденты, т.е. образцы для последующих решений аналогичных жизненных ситуаций, словом, тоже общеобязательные нормы, выраженные в судебных актах, которые здесь, в данной “семье” юридических систем, занимают такое же в принципе положение, как в романо-германском праве закон..

Пока на такого рода пояснениях о “решениях” и “нормах”, касающихся сложных вопросах юридической теории, поставим точку. К соответствующим вопросам, и не раз, мы еще вернемся в последующем.

4. Позитивное право.Объективное право называют также позитивным правом. Что это означает?

Суть дела в том, что многие явления, которые обозначаются словом “право” (такие, как моральные права, права-обычаи) складываются и существуют в самом образе жизни, в нравах и обыкновениях, в сознании людей. Они служат критерием оценки поведения человека другими людьми, в общественном мнении, для признания поступков человека “правильными” или “неправильными”, моральным или аморальным, соответствующим обычаям или нет.

Особо существнным в этом отношения является так называемое естественное право – требования “правового” характера, непосредственно вытекающие из жизни, из разума, во многом определяющие мораль и обычаи, и являющиеся главным основанием для оценки самого действующего права (в последующем, особенно при рассмотрении философско-правовых вопросов естественное право станет предметом специального рассмотрения),

Объективное же право, в отличие от морали, обычаев и особенно требований естественного права, является “позитивным” потому, что определенные нормы поведения специально создаются (или признаются) людьми и властно утверждаются в общественной жизни в качестве постоянного и непререкаемого императивного критерия для обязательного поведения. Создаются (или признаются) для того, чтобы императивно, в общеобязательном порядке определять – что юридически дозволено, а что - юридически недозволено. И они в этой связи по большей части, в идеале получают определенное внешнее выражение в виде законов, юридических прецедентов, иных источников. И в таком внешне объективированном (осязаемом, зримом) виде объективное право существует как некая данность, позитивная реальность – определенная и неизменная до тех пор, пока в нее не будут в установленном порядке внесены какие-либо изменения.

Объективное право в рассматриваемом отношении, т. е. как позитивное право, можно признать некоторым искусственным и притом – постоянно существующим , “заведенным” на непрерывное действие для решение жизненных ситуаций внешним образованием (некоторые философы говорят даже – “второй природой”), существующим в государстве.

5. Нормативность. Одна из основных особенностей объективного (позитивного) права как основы юридических прав и обязанностей заключается в том, что оно представляет собой нормативное образование. Это значит, что право состоит из норм – юридических норм, которые являются как бы “кирпичиками”, из которых образуется право данной страны.

И это в полной мере согласуется с тем, что центральным звеном в объективном праве принадлежит, как ранее говорилось, “решению” (на властной основе данной ситуации). Ибо по своей сути норма представляет собой ничто иное, как модель типизированного решения определенной (возможной, как правило, массовидной и в этом отношении тоже “типизированной”) жизненной ситуации. То есть тот формализованный образец, масштаб, эталон, который должен применяться ко всем случаям данного рода.

Достоинства юридических норм (и об этом уже говорилось при характеристике “случая в троллейбусе”) во многом коренятся в достоинствах “нормы” вообще – “нормы” как творения разума, продукта ума и опыта, элемента человеческой цивилизации.

Норма, рассматриваемая “вообще”, - это общее правило поведения, действующее не­прерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев ("неисчерпаемость" правила). Это, например, моральное правило о том, что дети должны уважать своих родителей, а мужчины уважительно относится к женщинам; правило, согласно кото­рому собственник свободен распоряжаться своим имущест­вом и может истребовать его от любого незаконного вла­дельца. Норма нацелена на то, чтобы в отношениях между людьми существовало нечто постоянное, устойчивое — общий критерий, с которым бы сообразовывалось их поведение.

Надо заметить, что слово "норма" имеет и другое, причем широко распро­страненное, значение. Под нормой (нормальным) часто по­нимается естественное состояние, т.е. обычное, оптималь­ное, "здоровое" положение вещей, соответствующее объек­тивным требованиям жизни, экономическим и духовным факторам, естественно-природным требованиям. Напри­мер, нормальный уровень населенности на той или иной территории, нормальная степень духовного развития в дан­ных условиях. При этом норма как общее правило нередко совпада­ет с нормой как естественным (нормальным) состоянием. Например, правило экзогамии, т.е. запрета на брачные от­ношения между близкими родственниками, соответствует норме в ее социально-этическом и даже в естественно-при­родном смысле.

Нормы, существующие в обществе, в отличие от технических правил, являются социальными нормами. К ним, наряду с юридическими нормами, принадлежат – нормы-обычаи, нормы морали (нравственности), корпоративные нормы, действующие в организациях корпоративного типа (церковных, партийных, профсоюзных, добровольных объединениях людей “по интересам”).

Нормам права присуще все то, что характерно для норм “вообще”. Вместе с тем следует еще раз сказать о том, что в юридической области – области публичной, государственной жизни – достоинства норм приобретают новое качество – они как бы возводятся в степень.

Юридическая норма — это не просто общее, а общеобязательное правило поведения, выраженное в законах, иных признаваемых госу­дарством источниках и выступающее в качестве основания и критерия правомерно-дозволенного с юридической стороны (а также юридически запрещенного и предпи­санного) поведения субъектов права. И это сообщает юридическим нормам и устанавливаемому ими порядку не только устойчивость и твердость, но и способно придавать социальному регулированию всеобщий характер – распространять данный порядок отношений на все общество (или, напротив, ограничивать, локализовать действие общеобязательных норм одним регионом или тем или иным участком общественной жизни, допустим, отношениями в области общественного транспорта).

Каждая юридическая норма (особенно норма, выраженная в законе) представляет собой своего рода интеллектуальное явление, некоторое обобщение тех индивидуальных случаев, их особенностей, которые встречаются в жизни и тех типизированных решений, которые здесь должны наступать.

Со временем эта интеллектуальная сторона права получает развитие - выражается в правовых принципах (таких, например, как принцип уважения к суду, презумпция невиновности), или таких особых правовых категориях, как например, общее дозволение, скажем, общее дозволение вступать в любой договор, не запрещенный законом.

Хотелось бы обратить внимание на высокое значение в той или иной национальной юридической системе, да и в праве в целом, принципов права, которые при развитом и интеллектуальном содержании юридических установлений являются как бы концентрированным выражением данной юридических системы, тех основ, на которых она строится. Вполне оправдано поэтому, что принципы права получают в законодательстве прямое закрепление в виде правовых начал, которые в современном законодательстве (например, в современном российском законодательстве – в Гражданском кодексе, в Семейном кодексе) прямо фиксируются а законодательных текстах.

Иногда складывается впечатление, что все право можно свести к какому-то перечню принципов (такое мнение высказывалось отдельными правоведами, в особенности на материале права США, которое, ориентируясь на прецеденты, решения судей, “отвлекается” от догмы права), Но надо видеть, что принципы права не могут заменить всего богатства интеллектуального содержания права, в особенности – юридического содержания (тем более, если учесть многогранность этого сложного социального феномена права, - 2.4. 1.).

6. Формы позитивного права. Каким же образом определенные требования (иные положения) о поведении людей становятся юридическими нормами- общеобязательными эталонами для решения конкретных жизненных ситуаций? Главное здесь – это те способы (формы), при помощи которых эти требования, иные положения приобретают публичный характер – становятся основой обязательных, юридически императивных последствий.

Существует три способа формирования и суще­ствования позитивного права как публичного явления – института государственной жизни. Они (с известной долей условности) могут быть названы так:

обычное право (право, выраженное преимущественно в обычаях),

право судей ( право, создаваемое преимущественно судом),

право законодателя (право, создаваемое путем законодательной деятельности государством).

Обычное право. Юридические нормы могут возникать и на ранних стадиях развития цивилизации действительно по­всеместно возникают из самой жизни, особенно в экономи­ке, товарно-рыночном хозяйстве, когда государство признает спонтанно складывающиеся в самой жизни типизированные модели для последующих решений конкретных жизненных ситуаций. Здесь формирующим на­чалом для юридических норм является обычай, т.е. общие правила, которые в результате длительного действия стано­вятся привычкой, непререкаемым обыкновением. Эти обы­чаи, обосновывающие и оправдывающие поведение людей, в ряде случаев получают юридическое признание, рассмат­риваются правителями, судьями, всеми должностными ли­цами в качестве основы и достаточного критерия для определения того, поступают ли люди "по праву" или "не по праву", т.е. критерия юридических прав и юридических обязанностей, юридически дозволенного и юридически недозволенного. Тогда-то и складывается обычное право — исторически первая, наиболее тесно связанная с самой жизнью (хотя юридически и не вполне совершенная) форма позитивного права.

Право судей. Юридические нормы могут возникать (осо­бенно если отсутствуют по данному конкретному вопросу обычай и закон, или тот и другой не отличаются нужной определенностью) в результате “самого” судебного решения, т. е. “самого” центрального звена юридического регулирования, разрешающего данную ситуацию, коллизию, конфликт.. Когда судья делает вывод, скажем, о том, обязано ли данное лицо вернуть вещь другому лицу, кто из этих лиц является долж­ником или наследником, какое наказание наложить на ви­новного, он при отсутствии обычая или закона исходит из критерия разумности, справедливости, другого критерия (“порядок”, духовный идеал и пр.), мысленно формулирует некоторое общее положение. И поэтому судебное решение, посвящен­ное конкретному делу, может стать образцом, примером (этот образец называется прецедентом) для подобных же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е. прецедентное право. Такое прецедентное право, как уже говорилось, образует главное содержание особой “семьи” юридических систем – англосаксонского права, в том числе права Великобритании, США.

Право законодателя ("право закона"). Со временем в большинстве государств основным путем формирования . позитивного права становится прямая деятельность госу­дарственных органов, как правило, высших, но мере разви­тия демократии — представительных. Здесь можно гово­рить о правотворчестве в строгом смысле, т.е. о "творчестве права", о его создании в результате особой, сознательной, целенаправленной деятельности людей. Правотворческая деятельность – это целенаправленная разумная деятельность людей, направленная на то, чтобы путем обобщений (нормативных обобщений) создать модели типизированных решений жизненных ситуаций определенного рода – с тем, чтобы эти модели (нормы) были основой для решений на практике всех случаев, охватываемых такой нормой.

Результатом правотворческой деятельности является нормативный юридический акт — нормативный документ, через который в позитивное право вводятся новые нормы, изменяются или отменяются старые и в котором юридичес­кие нормы "живут", пребывают. Главным нормативным юридическим актом является закон.

Древнейшие юридические памятники, такие, как индий­ские законы Ману, Кодекс законов царя Хаммурапи, древнеримские законы XII таблиц, Русская Правда и другие, представляют собой компиляции, объединяющие и прямые законодательные положения, и обобщенное изложение су­дебных прецедентов, и положения обычного права.

В ходе правового развития происходит изменение удельного веса в той или иной национальной юридической системе форм позитивного права. Если обычное право в своем начальном виде осталось пре­обладающим для неразвитых государств, то в странах, про­двинувшихся по пути прогресса, оказалось доминирующим либо "право судей", либо "право законодателя" и сложились две соответствующие им типичные системы права: прецедентная система (в виде так называ­емого "общего права" – common law- Великобритании, права США) и законодательная по своей основе система стран континентальной Европы (в виде романо-германского права — права Франции, Германии и др.).

В современных условиях происходит известное сближение указанных форм позитивного права. Например, в Европейском сообществе западноевропейских стран наблюдается сближение “общего права” и права стран континентальной Европы.

6. Признаки права. Отметив общие черты и формы позитивного права, его основную особенность – нормативность, можно, суммируя ранее сказанное, отметить основные признаки права (которые, как быть может заметит читатель в общем соответствуют выводам, сделанным на основе впечатлений из первых встреч с правом).

Наиболее общими из этих признаков являются:

1) общеобязательная нормативность;

2) выражение норм в законах, иных признаваемых госу­дарством источниках;

3) определенность по содержанию (формальная определенность);

4) государственная обеспеченность.

Общеобязательная нормативность — ведущий признак права. Следует еще раз отметить, что нормы права способны распростра­няют свое действие на территорию всей страны, на все население. Хотя юридические нормы – как мы видели - и могут быть рассчитаны лишь на определенный участок жизни общества, тот или иной круг лиц или на ограниченное во времени действие (например, нормы для военнослужащих, нормы, рассчитанные на время приватизации), они все же в принципе, изначально предназначены на всеобщее действие, на действие, обяза­тельное для всех. Например, если введена норма, в соответ­ствии с которой лицо, причинившее имущественный вред другому лицу, обязано возместить этот вред в полном объе­ме, то такая норма обязательна для всех, она отличается не только общеобязательностью, но и всеобщностью. Именно через свою общеобязательность право способно внести в жизнь общества единые и притом твердые, посто­янные, устойчивые начала.

Выражение норм в законах, иных признаваемых государ­ством источниках — этот признак свидетельствует о том, что юридические нормы — не просто какие-то мысли, идеи и т.д., а именно позитивное право - строгая внешняя (т.е. объективированная) данность, реаль­ность, не зависимая от усмотрения отдельных лиц, имеющая характер писаного права. Главное же – именно через признаваемые государством источники позитивное право приобретает качество публичности официального критерия, позволяющего определять правомерность поведения людей.

Определенность по содержанию (формальная определенность). Это важнейшее свойство права, о котором говорилось при характеристике различных жизненных случаев (например, брачного договора), – способность объективного права строго фиксировать, формально, в писанном виде закреплять требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия по­ступков, подробно расписывать возможные или требуемые варианты поведения, последствия несоблюдения законных требований и т.д. Тем самым становится возможным при помощи права внести в нашу жизнь строгий и точный порядок, устранить из поведения людей и взаимоотношений между ними такие варианты, которые носят хаотический и разру­шительный характер, открывают возможность для произвола и насилия. Именно поэтому право способно сделать и с этой стороны жизнь общества надежной и устойчивой (хотя здесь, увы, есть опасность неоправданного “заурегулирования”, чрезмерной регламентации жизни людей, что порой реально и происходит, особенно при авторитарных, тиранических режимах власти).

Государственная обеспеченность — признак, свидетель­ствующий о том, что общие правила, которые признаются государством в качестве правовых, имеют поддержку самой мощной социальной силы — государственной власти, всего государства.

Государственная обеспеченность придает праву значи­тельную надежность, дает людям уверенность, что предусмотрен­ные в юридических нормах права и обязанности будут ре­ально осуществлены, даже в какой-то мере гарантирует на­ступление ожидаемого от юридических норм результата. Но это гарантия не абсолютная. Если юридические нормы не соответствуют требованиям жизни, то их реализация приводит к непомерному использованию жестких средств государственного принуждения, которые в конечном итоге все равно не дают ожидаемого эффекта или связаны с большими издержками, нравственными и психологическими потерями.

8. Законность и правопорядок. С понятием объективного (позитивного) права тесно связно другие, часто употребляемые понятия - законность и правопорядок.

Законность — это требование строжайшего, неукосни­тельного соблюдения и исполнения всех юридических норм, всех правовых предписаний всеми субъектами, т.е. граждана­ми, их объединениями, должностными лицами, государствен­ными органами. Прежде всего – тех юридических норм, которые содержатся в законах (отсюда ее название — "законность").

Понятие законности в строго юридическом значении выражает общеобязательность права. Коль скоро существует право, то, значит, существует и законность в смысле необ­ходимости строгого проведения в жизнь норм права.

Есть и широкое, общественно-политическое, понимание законности, когда она связывается с демократией. Закон­ность здесь может быть охарактеризована в качестве ре­жима общественно-политической жизни, выраженного в требованиях, которые предъявляются ко всему общест­ву — ко всем субъектам, ко всей политической системе. Это требования не только строжайшего, неукоснительно­го соблюдения и исполнения норм позитивного права, но и: а) верховенства законов по отношению ко всем иным правовым актам; б) равенства всех перед законом; в) обес­печения для всех субъектов полного и реального осущест­вления субъективных прав; г) наличия независимого и эффективно­го правосудия; эффективной работы всех правоохрани­тельных органов. В таком, широком, смысле законность представляет собой элемент демократии как поли­тического режима.

Правопорядок — это состояние фактической упорядо­ченности общественных отношений, выражающее реаль­ное, практическое осуществление требований законности.

Иногда термин "правопорядок" употребляется как си­ноним термина "законность" и даже термина "право" (в данном случае – объективное, позитивное право). Но все же это понятие имеет свой смысловой аспект. Право­порядок — результат действия законности, выражающий степень осуществления ее требований. Причем и требова­ния строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения юридических норм, и общественно-политических требований (равенство всех перед законом, верховенство закона и др.).

При рассмотрении правовых вопросов, связанных с юридической практикой, решением юридических дел (а именно под этим углом зрения и освещаются вопросы права в первой части книги) понятия “законность” и “правопорядок” имеют основополагающее, ключевое значение. Само существо права под таким углом зрения заключается в том, чтобы в общество строго и последовательно проводились требования законности, утверждался незыблемый правопорядок.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

1. Близкие, “родственные” институты. С первых же страниц книги обращено внимание на то, что право (в строго юридическом значении этого понятия) – это явление официальное, публичное, государственное. Именно государство придает определенным общим правилам значение юридических норм. Оно же, государство, своей мощью, авторитетом, принудительной силой обеспечивает действие норм права, реальное проведение их в жизнь, превращение юридически должного в реальный правопорядок. То есть с его помощью реализуется “центральное звено” юридического регулирования – на властной основе разрешается жизненная ситуация, когда властно утверждаются определенные начала в нашей жизни, упорядочиваются общественные отношения, устанавливается правопорядок.

В этой связи прежде всего – о том, что такое “государство”.

Государство — это политико-территориальная суверен­ная организация публичной власти, располагающая специаль­ным аппаратом и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Власть государства – это “аппаратная” власть, т.е. власть, осуществляемая при помощи специального аппарата, деятельность которого во многом связана именно с правом.

Формы деятельности государственного аппарата во многом зависят от того, что “делает” в отношении права государственная власть. К основным правовым формам деятельности аппарата государства относятся:

правотворческая — деятельность по подготовке проек­тов нормативных юридических актов, - их принятию и изда­нию (или по санкционированию, приданию юридической силы другим актам, нормам), когда появляются, изменяют­ся или теряют силу юридические нормы — правовая основа деятельности людей, организаций;

правоисполнительная — деятельность по реализации юридических норм, в той числе и такая, когда государст­венные органы совершают индивидуально-регулятивные действия, т.е. на основе юридических норм в индивидуаль­ном порядке решают тот или иной вопрос, относящийся к данному конкретному случаю; например, решают вопрос об опеке в отношении тех или иных лиц, назначают пенсию, определяют порядок использования данного казенного имущества;

правоохранительная — деятельность по надзору и кон­тролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению юриди­ческих дел в судах, в других юрисдикционных органах, ис­полнению решений юрисдикционных органов, проведению в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

2. Взаимодействие права и государства. Право и государство в процессе своего функционирования находятся в сложном взаимодействии, во взаимной, двусторонней связи, во взаимной зависимости.

П е р в а я сторона этой взаимной связи – это “зависимость права от государства”. Именно с этой стороны объективное (позитивное) право предстает в качестве государственно-официального, публичного явления. И именно с данной стороны выделяются только что отмеченные правовые формы его деятельности – правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная.

В т о р а я, “встречная” линия рассматриваемой связи – это “зависимость государства от права”. То есть государство не способно, не может выполнить свои задачи в обществе без общеобязательны юридических норм – общих правил, отличающихся способностью точного и строго регламентировать содержание поведения людей по содержанию и распространяющихся на всех членов общества. Этим во многом и предопределяется необходимость для государства законов (системы юридических норм), при помощи которых обеспечивается общеобязательность ве­лений государства, его способность делать свои веления обязательными для населения всей страны. И стало быть, заранее программировать на будущее на единых, типизированных основаниях решение возникающих жизненных ситуаций в “одном ключе”, в соответствии с едиными началами.

Но здесь нужно учитывать два существенных момента.

Во-первых, система юри­дических норм, будучи инструментом государственной власти, в то же время в результате всеобщности законов со временем все более упорядочивает, ограничивает и связывает деятельность ее органов. В ходе развития цивилизации, демократии и культу­ры законы и становятся носителями права, которое как бы меняется местами с государственной властью и, оста­ваясь в какой-то мере ее инструментом, приобретает значение фактора, призванного упорядочивать, ограни­чивать и связывать “саму” власть, подчинять ее функциониро­вание строго определенному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и начинает складывается правовое государство

Во-вторых, у праве существует и по мере развития цивилизации все более развертываются собственные функции, выражающие логику права, его смысл и предназначение в обществе и не связанные с его ролью инструмента государственной власти (об этом пойдет речь во второй и третей частях книги). Но именно эту собственные функции права, предопределяющие его место и самостоятельную ценность в жизни людей, по линии отмеченной ранее “встречной связи” призвано обогатить государство великими общечеловеческими, духовными началами, наполнить положение о правовом государстве глубоким гуманитарным смыслом, расширить и возвысить его до признания необходимости “правового общества”.

ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТОЕ ПРАВО (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ). ОТРАСЛИ ПРАВА

1. Публичное и частное право. Продолжим рассмотрение некоторых общих вопросов, связанных с объективным (позитивным) правом.

До сих пор мы рассматривали право каждой страны “вообще” - как нечто единое, нерасчлененное. И это – оправдано. Позитивное право каждой страны (национальная правовая система) – России, Франции, США - представляет собой единое целостное нормативное образование.

Вместе с тем право каждой страны отличается внутренней дифференциацией, структурой,

Наши рекомендации