Несколько предложений в одном
Что: Бессоюзное сложное предложение с перечислительной связью.
Это когда более‑менее независимые части предложения перечисляют какие‑то события и между ними нет союзов:
Почему ФУ: Текст сложно воспринимается.
Как лечить: Разделить на отдельные предложения.
ФУ[О14] | Лучше |
Мы готовим торты на заказ, наш девиз – «Чтобы перед мамой не было стыдно». Вы получите 12 видеоуроков в результате курса вы научитесь вышивать крестиком. | Мы готовим торты на заказ. || Наш девиз – «Чтобы перед мамой не было стыдно». Вы получите 12 видеоуроков. || После курса вы научитесь вышивать крестиком. |
Лишне подчинение
Что: Сложноподчиненное предложение – одна часть предложения – главная, а вторая ей подчиняется. Само по себе это не страшно.
Когда ФУ: Когда внутри одного подчинения появляется другое.
Одно подчинение. | Два подчинения. |
Мы работаем без выходных, поэтому готовы обсудить вашу задачу в любой день. | Мы работаем без выходных поэтому готовы обсудить вашу задачу тогда^когда вам будет удобно. |
Как лечить: Разделим
или
Переформулируем.
Черновик | Разделяем | Переформулируем |
Из‑за закона, который был принят несмотря на то, что представители отрасли скандалили в прессе и выступали с публичными заявлениями, все российские компании, которые передают данные, должны будут хранить историю переписки за полгода или год. | Новый закон обяжет все российские компании, которые переда ют данные, хранить историю переписки за полгода или год. || Закон приняли несмотря на медийный скандал со стороны представителей отрасли. | Новый скандальный закон обяжет всех российских операторов связи хранить копию всего трафика за полгода или год. |
Косвенная речь, воля и познание
Что:Пересказ чужой речи, желания или планов и глаголы, которые описывают чувства и мыслительные процессы.
Как лечить: Сказать другими словами.
Пример:
ФУ | Лучше |
Местные говорят, что по ночам в этот район лучше не ходить. | Местные не советуют ходить в этот район по ночам. |
Пресс‑секретарь сказал, чтобы все вопросы мы задавали ему. | Пресс‑секретарь попросил задавать ему все вопросы. |
Они запланировали, что продажи начнутся в сентябре, но их планы не оправдались, потому что появились проблемы с поставщиком деталей. | Они запланировали старт продаж на сентябрь, но всё сорвалось из‑за проблем с поставщиком деталей. |
Я чувствую, что вы недобросовестно относитесь к нашему заказу | Я чувствую недобросовестное отношение к нашему заказу. |
Мы ожидаем, что вы проведете презентацию не позже вторника. | Мы рассчитываем на презентацию не позже вторника. |
Я полагаю, они не готовились к презентации, а планировали взять нас обаянием. | Я сомневаюсь в их подготовке к презентации. Скорее всего, они хотели брать нас обаянием. |
Разделенные союзы и устойчивые фразы
Что:«как... так и...», «Не только... но и ...», «если... то...».
Почему ФУ: Когда между этими словами сложные конструкции, читатель вынужден держать в голове всю первую часть предложения, пока он читает вторую.
Как лечить:Разделить на отдельные предложения, ввести двоеточие.
ФУ | Лучше |
Если клиент считает себя компетентным в дизайне, то от него вы получите как замечания по сути, которые полезно учесть, так и замечания по эстетике, которые скорее нужны для подкрепления чувства собственной важности клиента. | Если клиент считает себя дизайнером в душе, от него вы получите два вида замечаний: по сути и по эстетике. || Сутевые замечания полезны. || Эстетические чаще всего будут нужны для ... |
Однородные члены
Когда ФУ:Для читателя близкие по смыслу однородные члены – это простое повторение одной и той же мысли. Они замедляют получение информации.
Как лечить:
1)Если однородные члены близки по смыслу - оставляем один самый точный.
ФУ | Лучше |
Аккуратный и вдумчивый дизайнер никогда бы не допустил такой ошибки. | Вдумчивый дизайнер так не ошибается. |
Но иногда из-за этого текст становится слишком «сухим». Тогда добавим истории:
Черновик | Чистка | История |
После двух месяцев долгого и нудного редактирования мы наконец пришли к нормальной, приемлемой и устраивавшей всех версии текста. Текст был коротким, лаконичным, сухим, неэмоциональным и сдержанным, но при этом нудным и неинтересным. Мы поняли, что всё это время потратили зря и нужно начинать сначала. | После двух месяцев редактирования мы пришли к версии текста, которая всех устроила. Только текст был коротким, сухим и нудным. Мы поняли, что придется начинать сначала. Убрали мишуру и чистой информации почти не осталось. | Мы согласовывали текст два месяца. Наконец все сказали: «Окей», и мы поставили текст на сайт ... и поняли, что придется начинать сначала. Текст оказался нудным и непонятным, а по дороге мы по теряли самое главное – то, ради чего затеяли весь проект. |
2)Если однородные члены означают разные вещи, то можем рассказать о каждом из них подробнее. Описываем историю, можно дополнить примером.
Черновик | Промежуточный вариант | Усилим мысль о том, насколько строг преподаватель |
Чтобы сдать экзамен, придется внимательно и вдумчиво готовиться. | Чтобы сдать экзамен, придется учить по четыре билета в день. На каждый уйдет как минимум полтора часа. Поэтому отвлекаться будет некогда, придется учить внимательно. На экзамене преподаватель будет спрашивать все детали билета, начиная с имен, дат и статистики и заканчивая бытовыми подробностями жизни. Поэтому пройтись по вершкам не получится, каждый билет придется учить вдумчиво. | На экзамене преподаватель будет спрашивать все детали билета, начиная с имен, дат и статистики и заканчивая бытовыми подробностями жизни. Если попадется геополитика XV века, придется рассказывать и сколько денег было у Испании и Франции, и кто там занимался финансами, и откуда у них были деньги, и как они их тратили. Вплоть до того, какой была структура налогов в Испании XV века и как это было связано с арабами. Пройтись по вершкам не получится, даже если считаешь себя знатоком ... |
Исключение:
1)Если однородные члены далеки друг от друга по смыслу, несут ценную информацию и дополняют историю, их оставляем. В предыдущем примере так с именами, датами и статистикой. Они показывают, насколько строг преподаватель.
2) Близкие по смыслу слова не удаляем, когда пишем для специалистов в отрасли.
Профессионалу | Новичку |
Учебно‑методический комплекс – это учебная и методическая документация, средства обучения и средства контроля определенной учебной дисциплины. | Учебно‑методический комплекс – это учебники, методички, тесты, наглядные пособия и всё остальное, что использует учитель для преподавания дисциплины. |
IV. Как писать, чтобы хотелось прочитать
Дмитрий Кот. Как люди читаютрекламныетексты
Рекламные тексты читают в несколько этапов.
Сначала человек просто бросает взгляд на текст и решает – читать дальше или нет. Этот этап длится 2 секунды. За это время оценивается тяжесть чтения текста. О смысле еще речь не идет.
За 2 секунды на листе А4 глаз человека способен выделить и проанализировать 10 элементов – так называемых крючков. Каждый из них способен привлечь внимание человека, удержать его, заманить в текст.
Крючками могут быть:
● Текстовые элементы (слова, буквы):
• заголовки и подзаголовки;
• абзацы;
• буллит-поинты;
• акценты в словах.
● Графические элементы:
• фото
• аудио;
• видео
• элементы оформления текста (стрелки-указатели, звездочки, галочки и т. д.).
Если по ряду признаков человек решает, что читать текст будет легко, то переходит ко второму этапу – пробегает его глазами. Не читает полностью, а выхватывает кусочками – фрагментами, отдельными предложениями. Начаться такое «чтение» может с любого места в тексте. И только потом, если кусочки заинтересовали человека, он начинает читать с самого начала.
Любовь к тексту начинается с первого взгляда. По каким признакам человек решает, что читать будет легко?
• Небольшие абзацы.
• Короткие предложения.
• Подзаголовки
• Изображения.
• Текстовые врезки.
• Выделение основных мыслей и идей другим шрифтом или цветом.
Откройте любую газету. Посмотрите – все эти элементы присутствуют в редакционных материалах. Газетчики давно поняли, что люди не читают тексты, а пробегают глазами, пытаясь за считанные секунды уловить смысл.
Абзацы
Пример из судебного акта:
Как установили суды и следует из материалами дела, в нарушение указанных требований пунктом 7.2 Правил предоставления ОАО "Россельхозбанк" кредита на приобретение автомобиля и передачи приобретаемого автомобиля в залог (являющихся составной частью типовой формы соглашения), утвержденных приказом ОАО "Россельхозбанк" от 09.08.2012 N 434-ОД, и пунктом 7.2 Правил предоставления потребительских целевых кредитов физическим лицам (являющихся составной частью типовой формы соглашения), утвержденных приказом ОАО "Россельхозбанк" от 30.09.2009 N 426-ОД, предусмотрена ответственность заемщика за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных пунктом 6.8 правил (о письменном информировании Банка не позднее 3 (трех) календарных дней о наступлении какого-либо из событий: о наложении ареста на имущество заемщика; о возбуждении в соответствии с действующим гражданским процессуальным законодательством дела особого производства; о брачном договоре; о разделе имущества; об изменении паспортных данных; о подаче заявления о признании заемщика несостоятельным (банкротом); о принятии заемщиком решения о прекращении предпринимательской деятельности) в виде уплаты неустойки (штрафа)…
Для чего абзацы:Правильное деление на абзацы помогает читателю ориентироваться в тексте.
Абзацы создают ощущение порядка.
Благодаря абзацам читатель легко скользит по тексту. Если начало абзаца интересное, читатель изучает его подробнее, если нет ‑прыгает к следующему.
Если он прочитал начало абзаца и согласился с ним, переходит к следующей мысли в следующем абзаце. Так мы удерживаем внимание читателя, даже если текст ему не слишком интересен.
ВАЖНО: В устной речи абзацев нет, вместо них – длинные паузы и вводные слова. На письме они не нужны.
Обычно читатель изучает текст, скользя по нему глазами примерно так:
Серый текст не читают вовсе | Восприятие |
Если выбираете наушники, обратите внимание на конструкцию, а не только на звук. От корпуса и качества чашки зависит срок службы наушников. Чашки не должны давить на уши. Прислушайтесь к ощущениям во время примерки если наушники хотя бы немного давят, носить их больше часа будет трудно. Уши будут уставать, голова ^болеть. Выбирайте ки с легкими просторными чашками. Поролоновые прокладки (амбушюры) не должны сжимать уши. Причина та же: больше часа со сжатыми ушами будет неудобно. Выбирайте амбушюры по размеру: большим ушам в маленьких амбушюрах будет тесно, берите большие. Еслш уши – ваша гордость, сразу ищите наушники с комплектом сменных амбушюр. Подвижные части обода должны быть металлическими или из прочного пластика. Если пластик хлипкий, наушники сломаются от одного неосторожного движения. Чтобы проверить качество пластика, растяни те наушники в руках в разложенном состоянии, будто вы надеваете их на голову одной рукой. Если пластик скрипит, наушники ненадежные. Вывод провода – самое хрупкое место на наушниках. Если провод впаян в чашки, в случае поломки его починят только в мастерской. Съемный провод можно заменить самостоятельно. Если покупаете наушники надолго, выбирайте со съемным проводом. | Так, текст о наушниках. Что туту вас? Ага. О чашках я уже знаю, что дальше? Понятно. Большим ушам – большие амбушюры. Ух ты! А об ободе я‑то и не подумал. Что тут сказано? Довольно интересно, попробую. Да, провод – важно. У меня сто раз ломался. Что тут о нем? О! Такие бывают? |
Кларк Рой Питер (Прием № 42):
«Употребление современного английского языка» [ «Modern English Usage»], справочник, составленный Фаулером в 1926 году:
«Цель разделения текста на абзацы — дать читателю передышку. Автор говорит ему: «Вы все поняли? Если да, то я перехожу к следующему пункту».
Журналисты и редакторы варьируют длину абзацев, чтобы подогнать текст под ширину колонки. Авторы книг используют более длинные параграфы, не давая читателю отдыха. Но если впихнуть книжный абзац в газетный формат, получится серый могильный камень на полосе. И наоборот, серия телеграфных газетных абзацев, превращенная в книгу, рябит от «воздуха» на листе.
«Разбивка на абзацы — это и вопрос зрения, — пишет Фаулер. — Читатель скорее приступит к чтению, если он видит, что время от времени будут встречаться абзацы-передышки, чем если текст перед ним похож на марафонский бег».
Первое предложение абзаца
Для чего:Читатель просматривает текст не полностью, а по первым предложениям абзацев. Они должны заинтересовать читателя, чтобы он дочитал до конца.
Заинтересовать читателяможно двумя способами: