Несколько предложений в одном

Что: Бессоюзное сложное предложение с перечислительной связью.

Это когда более‑менее независимые части предложения перечисляют какие‑то события и между ними нет союзов:

Почему ФУ: Текст сложно воспринимается.

Как лечить: Разделить на отдельные предложения.

ФУ[О14] Лучше
Мы готовим торты на заказ, наш девиз – «Чтобы перед мамой не было стыдно».   Вы получите 12 видеоуроков в результате курса вы научитесь вышивать крестиком.   Мы готовим торты на заказ. || Наш девиз – «Чтобы перед мамой не было стыдно».   Вы получите 12 видеоуроков. || После курса вы научитесь вышивать крестиком.  

Лишне подчинение

Что: Сложноподчиненное предложение – одна часть предложения – главная, а вторая ей подчиняется. Само по себе это не страшно.

Когда ФУ: Когда внутри одного подчинения появляется другое.

Одно подчинение. Два подчинения.
Мы работаем без выходных, поэтому готовы обсудить вашу задачу в любой день.   Мы работаем без выходных поэтому готовы обсудить вашу задачу тогда^когда вам будет удобно.

Как лечить: Разделим

или

Переформулируем.

Черновик Разделяем Переформулируем
Из‑за закона, который был принят несмотря на то, что представители отрасли скандалили в прессе и выступали с публичными заявлениями, все российские компании, которые передают данные, должны будут хранить историю переписки за полгода или год.   Новый закон обяжет все российские компании, которые переда ют данные, хранить историю переписки за полгода или год. || Закон приняли несмотря на медийный скандал со стороны представителей отрасли. Новый скандальный закон обяжет всех российских операторов связи хранить копию всего трафика за полгода или год.

Косвенная речь, воля и познание

Что:Пересказ чужой речи, желания или планов и глаголы, которые описывают чувства и мыслительные процессы.

Как лечить: Сказать другими словами.

Пример:

ФУ Лучше
Местные говорят, что по ночам в этот район лучше не ходить. Местные не советуют ходить в этот район по ночам.  
Пресс‑секретарь сказал, чтобы все вопросы мы задавали ему.   Пресс‑секретарь попросил задавать ему все вопросы.  
Они запланировали, что продажи начнутся в сентябре, но их планы не оправдались, потому что появились проблемы с поставщиком деталей.   Они запланировали старт продаж на сентябрь, но всё сорвалось из‑за проблем с поставщиком деталей.  
Я чувствую, что вы недобросовестно относитесь к нашему заказу Я чувствую недобросовестное отношение к нашему заказу.  
Мы ожидаем, что вы проведете презентацию не позже вторника.   Мы рассчитываем на презентацию не позже вторника.  
Я полагаю, они не готовились к презентации, а планировали взять нас обаянием.   Я сомневаюсь в их подготовке к презентации. Скорее всего, они хотели брать нас обаянием.  


Разделенные союзы и устойчивые фразы

Что:«как... так и...», «Не только... но и ...», «если... то...».

Почему ФУ: Когда между этими словами сложные конструкции, читатель вынужден держать в голове всю первую часть предложения, пока он читает вторую.

Как лечить:Разделить на отдельные предложения, ввести двоеточие.

ФУ Лучше
Если клиент считает себя компетентным в дизайне, то от него вы получите как замечания по сути, которые полезно учесть, так и замечания по эстетике, которые скорее нужны для подкрепления чувства собственной важности клиента. Если клиент считает себя дизайнером в душе, от него вы получите два вида замечаний: по сути и по эстетике. || Сутевые замечания полезны. || Эстетические чаще всего будут нужны для ...

Однородные члены

Когда ФУ:Для читателя близкие по смыслу однородные члены – это простое повторение одной и той же мысли. Они замедляют получение информации.

Как лечить:

1)Если однородные члены близки по смыслу - оставляем один самый точный.

ФУ Лучше
Аккуратный и вдумчивый дизайнер никогда бы не допустил такой ошибки. Вдумчивый дизайнер так не ошибается.  

Но иногда из-за этого текст становится слишком «сухим». Тогда добавим истории:

Черновик Чистка История
После двух месяцев долгого и нудного редактирования мы наконец пришли к нормальной, приемлемой и устраивавшей всех версии текста. Текст был коротким, лаконичным, сухим, неэмоциональным и сдержанным, но при этом нудным и неинтересным. Мы поняли, что всё это время потратили зря и нужно начинать сначала.   После двух месяцев редактирования мы пришли к версии текста, которая всех устроила. Только текст был коротким, сухим и нудным. Мы поняли, что придется начинать сначала.   Убрали мишуру и чистой информации почти не осталось.   Мы согласовывали текст два месяца. Наконец все сказали: «Окей», и мы поставили текст на сайт ... и поняли, что придется начинать сначала. Текст оказался нудным и непонятным, а по дороге мы по теряли самое главное – то, ради чего затеяли весь проект.  


2)Если однородные члены означают разные вещи, то можем рассказать о каждом из них подробнее. Описываем историю, можно дополнить примером.

Черновик Промежуточный вариант Усилим мысль о том, насколько строг преподаватель
Чтобы сдать экзамен, придется внимательно и вдумчиво готовиться.   Чтобы сдать экзамен, придется учить по четыре билета в день. На каждый уйдет как минимум полтора часа. Поэтому отвлекаться будет некогда, придется учить внимательно. На экзамене преподаватель будет спрашивать все детали билета, начиная с имен, дат и статистики и заканчивая бытовыми подробностями жизни. Поэтому пройтись по вершкам не получится, каждый билет придется учить вдумчиво.   На экзамене преподаватель будет спрашивать все детали билета, начиная с имен, дат и статистики и заканчивая бытовыми подробностями жизни. Если попадется геополитика XV века, придется рассказывать и сколько денег было у Испании и Франции, и кто там занимался финансами, и откуда у них были деньги, и как они их тратили. Вплоть до того, какой была структура налогов в Испании XV века и как это было связано с арабами. Пройтись по вершкам не получится, даже если считаешь себя знатоком ...

Исключение:

1)Если однородные члены далеки друг от друга по смыслу, несут ценную информацию и дополняют историю, их оставляем. В предыдущем примере так с именами, датами и статистикой. Они показывают, насколько строг преподаватель.

2) Близкие по смыслу слова не удаляем, когда пишем для специалистов в отрасли.

Профессионалу Новичку
Учебно‑методический комплекс – это учебная и методическая документация, средства обучения и средства контроля определенной учебной дисциплины.   Учебно‑методический комплекс – это учебники, методички, тесты, наглядные пособия и всё остальное, что использует учитель для преподавания дисциплины.  

IV. Как писать, чтобы хотелось прочитать

Дмитрий Кот. Как люди читаютрекламныетексты

Рекламные тексты читают в несколько этапов.

Сначала человек просто бросает взгляд на текст и решает – читать дальше или нет. Этот этап длится 2 секунды. За это время оценивается тяжесть чтения текста. О смысле еще речь не идет.

За 2 секунды на листе А4 глаз человека способен выделить и проанализировать 10 элементов – так называемых крючков. Каждый из них способен привлечь внимание человека, удержать его, заманить в текст.

Крючками могут быть:

● Текстовые элементы (слова, буквы):

• заголовки и подзаголовки;

• абзацы;

• буллит-поинты;

• акценты в словах.

● Графические элементы:

• фото

• аудио;

• видео

• элементы оформления текста (стрелки-указатели, звездочки, галочки и т. д.).

Если по ряду признаков человек решает, что читать текст будет легко, то переходит ко второму этапу – пробегает его глазами. Не читает полностью, а выхватывает кусочками – фрагментами, отдельными предложениями. Начаться такое «чтение» может с любого места в тексте. И только потом, если кусочки заинтересовали человека, он начинает читать с самого начала.

Любовь к тексту начинается с первого взгляда. По каким признакам человек решает, что читать будет легко?

• Небольшие абзацы.

• Короткие предложения.

• Подзаголовки

• Изображения.

• Текстовые врезки.

• Выделение основных мыслей и идей другим шрифтом или цветом.

Откройте любую газету. Посмотрите – все эти элементы присутствуют в редакционных материалах. Газетчики давно поняли, что люди не читают тексты, а пробегают глазами, пытаясь за считанные секунды уловить смысл.

Абзацы

Пример из судебного акта:

Как установили суды и следует из материалами дела, в нарушение указанных требований пунктом 7.2 Правил предоставления ОАО "Россельхозбанк" кредита на приобретение автомобиля и передачи приобретаемого автомобиля в залог (являющихся составной частью типовой формы соглашения), утвержденных приказом ОАО "Россельхозбанк" от 09.08.2012 N 434-ОД, и пунктом 7.2 Правил предоставления потребительских целевых кредитов физическим лицам (являющихся составной частью типовой формы соглашения), утвержденных приказом ОАО "Россельхозбанк" от 30.09.2009 N 426-ОД, предусмотрена ответственность заемщика за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных пунктом 6.8 правил (о письменном информировании Банка не позднее 3 (трех) календарных дней о наступлении какого-либо из событий: о наложении ареста на имущество заемщика; о возбуждении в соответствии с действующим гражданским процессуальным законодательством дела особого производства; о брачном договоре; о разделе имущества; об изменении паспортных данных; о подаче заявления о признании заемщика несостоятельным (банкротом); о принятии заемщиком решения о прекращении предпринимательской деятельности) в виде уплаты неустойки (штрафа)…

Для чего абзацы:Правильное деление на абзацы помогает читателю ориентироваться в тексте.

Абзацы создают ощущение порядка.

Благодаря абзацам читатель легко скользит по тексту. Если начало абзаца интересное, читатель изучает его подробнее, если нет ‑прыгает к следующему.

Если он прочитал начало абзаца и согласился с ним, переходит к следующей мысли в следующем абзаце. Так мы удерживаем внимание читателя, даже если текст ему не слишком интересен.

ВАЖНО: В устной речи абзацев нет, вместо них – длинные паузы и вводные слова. На письме они не нужны.

Обычно читатель изучает текст, скользя по нему глазами примерно так:

Серый текст не читают вовсе Восприятие
Если выбираете наушники, обратите внимание на конструкцию, а не только на звук. От корпуса и качества чашки зависит срок службы наушников.   Чашки не должны давить на уши. Прислушайтесь к ощущениям во время примерки если наушники хотя бы немного давят, носить их больше часа будет трудно. Уши будут уставать, голова ^болеть. Выбирайте ки с легкими просторными чашками.   Поролоновые прокладки (амбушюры) не должны сжимать уши. Причина та же: больше часа со сжатыми ушами будет неудобно. Выбирайте амбушюры по размеру: большим ушам в маленьких амбушюрах будет тесно, берите большие. Еслш уши – ваша гордость, сразу ищите наушники с комплектом сменных амбушюр.   Подвижные части обода должны быть металлическими или из прочного пластика. Если пластик хлипкий, наушники сломаются от одного неосторожного движения. Чтобы проверить качество пластика, растяни те наушники в руках в разложенном состоянии, будто вы надеваете их на голову одной рукой. Если пластик скрипит, наушники ненадежные.   Вывод провода – самое хрупкое место на наушниках. Если провод впаян в чашки, в случае поломки его починят только в мастерской. Съемный провод можно заменить самостоятельно. Если покупаете наушники надолго, выбирайте со съемным проводом.     Так, текст о наушниках. Что туту вас? Ага. О чашках я уже знаю, что дальше?     Понятно. Большим ушам – большие амбушюры.   Ух ты! А об ободе я‑то и не подумал. Что тут сказано? Довольно интересно, попробую. Да, провод – важно. У меня сто раз ломался. Что тут о нем? О! Такие бывают?  

Кларк Рой Питер (Прием № 42):

«Употребление современного английского языка» [ «Modern English Usage»], справочник, составленный Фаулером в 1926 году:

«Цель разделения текста на абзацы — дать читателю передышку. Автор говорит ему: «Вы все поняли? Если да, то я перехожу к следующему пункту».

Журналисты и редакторы варьируют длину абзацев, чтобы подогнать текст под ширину колонки. Авторы книг используют более длинные параграфы, не давая читателю отдыха. Но если впихнуть книжный абзац в газетный формат, получится серый могильный камень на полосе. И наоборот, серия телеграфных газетных абзацев, превращенная в книгу, рябит от «воздуха» на листе.

«Разбивка на абзацы — это и вопрос зрения, — пишет Фаулер. — Читатель скорее приступит к чтению, если он видит, что время от времени будут встречаться абзацы-передышки, чем если текст перед ним похож на марафонский бег».

Первое предложение абзаца

Для чего:Читатель просматривает текст не полностью, а по первым предложениям абзацев. Они должны заинтересовать читателя, чтобы он дочитал до конца.

Заинтересовать читателяможно двумя способами:

Наши рекомендации