Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет

В соответствии со ст. 265 ТК РФ лицам в возрасте до восемнадцати лет запрещается работать на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

«Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» (далее Перечень) утвержден в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2000 г. № 163. Он включает 2 198 видов работ и профессий.

Разрешение не распространяется на следующие виды работ: работа на высоте, верхолазные,

взрывоопасные, подземные, подводные работы.

В соответствии со ст. 266 Трудового кодекса РФ лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию).

Медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

В соответствии со ст. 273 Трудового кодекса РФ руководитель организации – физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организации, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются законами и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, учредительными документами организации, трудовым договором.

В соответствии со ст. 275 ТК РФ трудовой договор с руководителем организации заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон.

Законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).

работников-сдельщиков — не реже 2 раз в месяц через промежутки времени, не превышающие 16 дней.

При каждой выплате заработной платы трудящиеся должны информироваться об общей сумме заработанного вознаграждения, обо всех удержаниях, о сумме заработанной платы, причитающейся к выдаче.


Лекция №14 Международное и сравнительное трудовое право

Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств вопросов, связанных с применением труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.

Формальным выражением такого регулирования являются нормы (стандарты) труда, закрепленные в актах, принятых ООН, МОТ, региональными объединениями государств в Европе, Америке, Африке, на Ближнем Востоке, а также в двусторонних договорах между государствами.

Международные стандарты труда — нормативная субстанция международного трудового права — одно из достижений современной цивилизации, отразившее результаты согласованной деятельности государств по внесению в рыночную экономику социальных ценностей, разработки усилиями мирового сообщества инструментов социальной политики, приемлемой для составляющих его государств.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, причем международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией, имеют приоритет перед внутренним законодательством.

Более того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены внутренним российским законом, то применяются правила международного договора.

Применительно к трудовому праву это определено в ст. 10 ТК РФ.

К этому следует добавить закрепленное в Конституции РФ (ч. 3 ст. 46) право каждого в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Сегодня можно выделить следующие основные направления воздействия международных трудовых стандартов на российское трудовое право:

- прямое применение международных актов в случае их ратификации РФ;

- включение международных норм в текст российских законов, подзаконных актов, коллективных договоров;

- реализация положений ратифицированных и нератифицированных международных актов путем издания соответствующих актов внутреннего законодательства.

2. Источники международно-правового регулирования труда

Источники международно-правового регулирования труда включают весьма разнообразные и разнородные элементы, прежде всего акты ООН и МОТ, действующие во всемирном масштабе, и акты, принятые региональными организациями государств.

В числе провозглашенных ООН основных прав человека — комплекс трудовых прав, закрепленных главным образом в 2 актах:

- во Всеобщей декларации прав человека и

- в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Эти акты отличаются по юридической силе.

Всеобщая декларация прав человека одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в виде резолюции.

Она не имеет обязательного характера. Это в большей мере программный, политический документ. Но его авторитет и моральная сила велики. Именно он заложил краеугольный камень в международную защиту прав и свобод человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах одобрен Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г.

По своей юридической природе это многосторонний международный договор (конвенция), ратифицированный огромным большинством государств — членов ООН, в том числе СССР.

Он обязателен для Российской Федерации как правопреемницы СССР.

Наряду с Пактом об экономических, социальных и культурных правах в 1966 г. ООН приняла второй международный пакт — Пакт о гражданских и политических правах, также ратифицированный нашей страной.

Конвенция «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979) возлагает на ратифицировавшие ее государства обязательства в отношении ликвидации дискриминации женщин в области занятости и обеспечения трудящимся женщинам равных прав с мужчинами.

Конвенция «О ликвидации всех форм расовой дискриминации» (1966) обязывает ратифицировавшие ее государства запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в частности, при реализации трудовых прав.

Конвенция «О защите прав трудящихся-мигрантов» (1990) устанавливает широкий набор трудовых прав для «гостей-рабочих», обеспечивает их равноправие с работниками — гражданами государства приема.

Конвенция предусматривает образование международного Комитета по защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны регулярно представлять в этот Комитет доклады о выполнении своих обязательств. Комитет вправе рассматривать жалобы, в том числе индивидуальные, на нарушения государствами положений Конвенции.

Одним из главных источников международно-правового регулирования труда являются акты, принятые МОТ.

МОТ является специализированным учреждением ООН, объединяющим 176 государств.

Высший орган МОТ — созываемая ежегодно Международная конференция труда — состоит из представителей государств —членов МОТ.

Каждое государство представлено четырьмя делегатами:

- двумя — от правительства,

- одним от предпринимателей и

- одним — от работников.

Административный совет МОТ, избираемый на Международной конференции труда, состоит из 56 человек. 28 делегатов представляют правительства, 14 — предпринимателей и 14 — работников.

Международное бюро труда (МБТ) — постоянный секретариат МОТ.

Его состав формируется Генеральным директором МБТ, который назначается Административным советом.

Характерная особенность структуры МОТ — трипартизм, то есть формирование почти всех главных и вспомогательных органов на основе трехстороннего представительства: правительств, предпринимателей и работников.

Мирные способы разрешения трудовых споров

Бипартизм и трипартизм

Исходной основой деятельности МОТ с самого начала ее существования были идеи социального сотрудничества в сфере труда и трудовых отношений, прежде всего в виде двустороннего и трехстороннего сотрудничества, бипартизма и трипартизма.

В Филадельфийской декларации указывается на необходимость постоянных и согласованных международных усилий, «в которых представители трудящихся и предпринимателей, пользующиеся равными правами с представителями правительств, объединяются с ними для свободного обсуждения и принятия демократических решений в целях содействия общему благосостоянию».

Бипартизм — это добровольное, основанное на независимости и равноправии сторон тесное взаимодействие (диалог, консультации, переговоры) организаций трудящихся и предпринимателей в ходе создания и применения трудовых норм, как национальных, так и международных, а также при разрешении трудовых споров.

Если такое сотрудничество осуществляется с участием трех сторон: организаций трудящихся, предпринимателей и государственных властей, то оно именуется трипартизмом.

Бипартизм и трипартизм не только идеологическая концепция, но и закрепленная в международных правовых стандартах модель поведения участников коллективных трудовых отношений. Она включает нормы о сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия (Рекомендации № 94 и 129), нормы о консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями предпринимателей и трудящихся в отраслевом и национальном масштабах (Рекомендация №113) и нормы о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (Конвенция № 144, Рекомендация № 152).

Рекомендация № 94 считает целесообразным принятие государствами надлежащих мер с целью содействовать консультациям и сотрудничеству между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия по вопросам, представляющим взаимный интерес и не охватываемых процедурой коллективных переговоров или иной процедурой, обычно применяемой при определении условий найма.

Такие консультации и сотрудничество должны поощряться путем издания законодательных актов, учреждающих соответствующие органы, либо путем заключения коллективных договоров и соглашений.

Рекомендация № 129 предлагает организациям трудящихся и работодателей создавать на предприятиях систему коммуникаций (социальных связей) между администрацией и персоналом, которая содействовала бы формированию атмосферы взаимопонимания и доверия, что благотворно как для эффективной деятельности предприятия, так и для удовлетворения чаяний и потребностей трудящихся. Создание такой атмосферы должно облегчаться путем быстрого распространения и обмена возможно более полной и объективной информацией по различным аспектам жизни предприятия. В частности, администрация до принятия решения по важным вопросам должна предоставлять работникам соответствующую информацию, и между заинтересованными сторонами должны происходить консультации. Средствами налаживания двусторонних коммуникаций могут быть: производственные совещания для обмена мнениями и информацией; сообщения, предназначенные для определенных групп трудящихся; журналы и газеты предприятия; каналы, дающие трудящимся возможность представлять предложения и высказывать свое мнение по вопросам, касающимся деятельности предприятия. Система коммуникаций не должна подрывать свободу объединений, наносить ущерб профсоюзам и иным представительным органам трудящихся.

В Рекомендации № 129 определен объем информации, которая должна регулярно доводиться администрацией до сведения персонала для поддержания атмосферы доверия на производстве, благоприятного психологического климата.

Рекомендация № 113 предлагает государствам принимать соответствующие национальным условиям меры в отраслевом и национальном масштабах для налаживания трехстороннего сотрудничества между государственными властями и организациями предпринимателей и трудящихся, а также между этими организациями. Такие консультации и сотрудничество должны обеспечиваться или облегчаться законодательством, организационными мерами со стороны государства, добровольными действиями организаций предпринимателей и трудящихся.

Целью трехстороннего сотрудничества должно быть содействие взаимопониманию и хорошим отношениям между государственными органами власти и организациями предпринимателей и трудящихся, а также между этими организациями с целью развития экономики в целом и ее отдельных отраслей, улучшения условий труда и повышения жизненного уровня населения.

Трехстороннее сотрудничество может быть, в частности, направлено на совместное изучение вопросов, представляющих взаимный интерес, на обеспечение того, чтобы компетентные органы власти запрашивали бы мнение организаций предпринимателей и трудящихся, обращались бы к ним за советом и помощью при подготовке и применении законодательства, затрагивающего их интересы, при разработке и осуществлении планов экономического и социального развития, при создании и формировании общегосударственных органов, ведающих вопросами труда.

Конвенция № 144 и Рекомендация № 152 устанавливают процедуры трехстороннего сотрудничества для содействия применению международных трудовых норм.

Представители предпринимателей и трудящихся, призываемые участвовать в этих процедурах, избираются соответствующими организациями и должны быть представлены на паритетных началах в органах, ведающих применением международных трудовых норм. В этих органах проводятся консультации в связи с разработкой повестки дня международных конференций труда, подготовкой и принятием конвенций и рекомендаций, их применением, обсуждением предложений о денонсации ратифицированных конвенций. Такие консультации должны проводиться через промежутки времени, устанавливаемые по взаимному согласию сторон, но не менее 1 раза в год.

В конвенциях и рекомендациях МОТ содержится неизменное указание на то, что государства должны применять положения этих актов после консультаций с организациями трудящихся и предпринимателей.

Примирение, посредничество, арбитраж

Рекомендация № 92 призывает государства создавать органы по добровольному примирению с целью способствовать предупреждению и разрешению трудовых конфликтов. В такие органы должно входить равное число представителей от предпринимателей и трудящихся. Примирительная процедура должна быть бесплатной и оперативной. Срок рассмотрения трудовых конфликтов сводится к минимуму. Процедура примирения может начинаться либо по инициативе одной из конфликтующих сторон, либо самого примирительного органа. Итоги примирительной процедуры оформляются в письменном виде и имеют силу коллективных договоров.

Если по соглашению между сторонами применяется примирительная процедура, то им рекомендуется воздерживаться от забастовок и локаутов в течение всего времени ведения переговоров.

Если по соглашению между конфликтующими сторонами спор передан на окончательное разрешение арбитражного органа, то стороны должны воздерживаться от забастовок и локаутов в течение арбитражного разбирательства и безоговорочно признать решение арбитражного органа.

Рекомендация содержит важное положение о том, что предусмотренные в ней процедуры не могут истолковываться как ограничение права на забастовку.

Рекомендация № 130 содержит правила о рассмотрении индивидуальных жалоб работников, вызванных индивидуальными спорами юридического характера (спорами о праве). Процедура, установленная в Рекомендации, воспроизводит процедуру «гривенс просиджер», распространенную в США и ряде других стран. Она представляет собой своеобразную разновидность усложненного примирительно-третейского разбирательства. В соответствии с этой процедурой вначале должны быть предприняты попытки урегулировать жалобу путем прямых переговоров между заинтересованным работником и его непосредственным руководителем. Если такие попытки не приводят к соглашению или если характер жалобы таков, что рассмотрение ее указанным выше путем не является целесообразным, работник передает жалобу в одну или несколько инстанций в соответствии с правилами, предусмотренными в коллективных договорах. Процедура рассмотрения жалобы должна быть как можно более простой и по возможности быстрой, а формальности при ее применении минимальными. На любой стадии разбирательства должна существовать реальная возможность достижения урегулирования спора по соглашению сторон.

В случае, когда попытки урегулировать жалобу на предприятии не имеют успеха, спор может быть разрешен путем примирения, обращения в судебный орган или с помощью иных процедур, предусмотренных в коллективных договорах, а также путем добровольного арбитража.

Применение рассмотренной процедуры не должно иметь результатом ограничение права работника обращаться с жалобой в компетентный государственный орган труда или судебный орган, если такое право признано в национальном законодательстве.

Наши рекомендации